Постановление №- Постановление о наказании в отношении ИП Насибуллина Р.Р от 18 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 27
о назначении административного наказания

 

14.03.2016                                                                                                     ДЕЛО № 12930-К/05-2016

г. Ульяновск
 

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении индивидуальным предпринимателем Насибуллиным Р.Р. <…> правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие ИП Насибуллина Р.Р. (о месте и времени рассмотрения дела предприниматель извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения по Ульяновской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о нарушении ИП Насибуллиным Р.Р. законодательства Российской Федерации о рекламе путем распространении рекламы о привлечении денежных средств по договору займа (исх. № Т473-9-30/8485 от 13.08.2015, вх. № 5654 от 17.08.2015).

Сотрудниками Ульяновского УФАС России установлены факты публикации рекламы «Крупяной двор» ИП Насибуллина Р.Р. в газете Мозаика-РИЦ» № 25 (328) от 1-7 июля 2015 года, № 27 (330) от 15-21 июля 2015 года, в газете «Мозаика-Пресс» № 26 (329) от 10-16 июля 2015 года, № 27 (330) от 17-23 июля 2015 года, а также в газете «Мозаика-Центр» № 25 (327) от 4-10 июля 2015 года, № 26 (328) от 11-17 июля 2015 года.

Ульяновским УФАС России определением 04.09.2015 возбуждено дело № 12627/05-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по результатам рассмотрения которого решением от 25.11.2015 (решение изготовлено в полном объеме 08.12.2015) реклама «Крупяной двор» ИП Насибуллина Р.Р., размещённая в газетах медиа-холдинга «Мозаика», признана ненадлежащей, нарушающей п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 03.02.2016 о возбуждении в отношении ИП Насибуллина Р.Р. дела об административном правонарушении № 12930-К/05-2016 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 29.02.2016 в 14 час. 00 мин.  Определение от 03.02.2016 (исх. № 558-05 от 03.02.2016) направлено ИП Насибуллину Р.Р. по адресу места регистрации заказным письмом с уведомлением № 43206894634382 от 03.02.2016, которое предпринимателем получено 06.02.2016.

В Ульяновское УФАС России ИП Насибуллиным Р.Р. представлено письменное пояснение (вх. № 1055 от 26.02.2016), из которого следует, что рассматриваемая реклама размещена по неосторожности и не нанесла материального ущерба ни физическим, ни юридическим лицам.  Договоры займа по приему денежных средств не заключались, прием денежных средств не осуществлялся.  Свою вину ИП Насибуллин Р.Р. признает, просит назначить минимальную сумму штрафа.

На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении ИП Насибуллина Р.Р., в его присутствии, составлен протокол об административном правонарушении № 17 от 29.02.2016 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 17 от 29.02.2016 и определение от 29.02.2016 о назначении рассмотрения дела № 12930-К/05-2016 в Ульяновском УФАС России на 14.03.2016 в 14 час. 00 мин. (исх. № 1048-05 от 29.02.206) вручены лично ИП Насибуллину Р.Р. под роспись 29.02.2016.

В Ульяновское УФАС России от ИП Насибуллина Р.Р. поступило письменное пояснение (вх. № 1198 от 04.03.2016), в котором предприниматель при вынесении постановления по делу № 12930-К/05-2016 просит учесть его тяжелое материальное положение <…>, назначить минимальную сумму штрафа.  <…>.

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 12627/05-2015 и дела об административном правонарушении № 12930-К/05-2016 усматривается следующее.

Сотрудниками Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения обращения Отделения по Ульяновской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации установлены факты публикации рекламы «Крупяной двор» ИП Насибуллина Р.Р. в газете Мозаика-РИЦ» № 25 (328) от 1-7 июля 2015 года, № 27 (330) от 15-21 июля 2015 года, в газете «Мозаика-Пресс» № 26 (329) от 10-16 июля 2015 года, № 27 (330) от 17-23 июля 2015 года, а также в газете «Мозаика-Центр» № 25 (327) от 4-10 июля 2015 года, № 26 (328) от 11-17 июля 2015 года.

Реклама, размещенная в газете «Мозаика-РИЦ» № 25 (328) от 1-7 июля 2015 года, в газете «Мозаика-Пресс» № 26 (329) от 10-16 июля 2015 года, в газете «Мозаика-Центр» № 25 (327) от 4-10 июля 2015 года, № 26 (328) от 11-17 июля 2015 года, имеет следующее содержание.  Справа в верхней части рекламы на красном фоне размещена надпись: «Крупяной двор».  В левой верхней части рекламы на белом фоне размещен текст: «ПРИНИМАЕМ ДЕНЬГИ ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА».  В центральной части рекламы выполнена надпись: «от 10000 р. на срок от 3 до 12 месяцев, 15% в год».  Слева на красном фоне размещена надпись: «выплаты % ежемесячно. адрес».  В нижней части рекламы мелким шрифтом приведена следующая информация: «ИП Насибуллин Р.Р.  ИНН <…>, ОГРНИП <…>, адрес, склад «Крупяной двор».  Иная информация в рекламе отсутствует.

Реклама ИП Насибуллина Р.Р., размещенная в газете «Мозаика-РИЦ» № 27 (330) от 15-21 июля 2015 года, в газете «Мозаика-Пресс» № 27 (330) от 17-23 июля 2015 года, выполнена в виде статьи «Советы эксперта. Деньги по договору займа», в которой указано одно условие оказания финансовых услуг - 15% годовых.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о приеме ИП Насибуллиным Р.Р. денежных средств по договору займа, размещенная в газетах «Мозаика-РИЦ», «Мозаика-Пресс» и «Мозаика-Центр», является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услуге по привлечению денежных средств.

Согласно п. 4 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заемщик - юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо предложения делать оферту, направленных неопределенному кругу лиц, только если законом данному лицу предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 808 ГК РФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.

Таким образом, исходя из требований п. 4 ст. 807 ГК РФ, ИП Насибуллин Р.Р. права привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты не имеет, а согласно ч. 1 ст. 808 ГК РФ для привлечения денежных средств юридических лиц между предпринимателем и юридическим лицом (займодавцем) должен быть заключен договор в письменной форме.

ИП Насибуллин Р.Р. разместил рекламу о привлечении денежных средств, но не определил условия по привлечению денежных средств (не определены условия выплат процентов и т. п.) и не разработал примерный договор займа.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Ст. 28 Федерального закона «О рекламе» содержит требования, предъявляемые к рекламе, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, в том числе к рекламе таких организаций как жилищные и жилищно-строительные кооперативы, а также рекламе услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми организациями по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п.п. 2, 6 ст. 4).  Таким образом, реклама услуг по привлечению денежных средств юридических и физических лиц также может рассматриваться как реклама финансовых услуг.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.  При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.

В рекламе «Крупяной двор» ИП Насибуллина Р.Р., размещенной в газете «Мозаика-РИЦ» № 25 (328) от 1-7 июля 2015 года, в газете «Мозаика-Пресс» № 26 (329) от 10-16 июля 2015 года, в газете «Мозаика-Центр» № 25 (327) от 4-10 июля 2015 года, № 26 (328) от 11-17 июля 2015 года, указаны условия оказания финансовых услуг: «15% годовых», «от 3 до 12 месяцев», «от 10000 рублей», однако об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в указанной рекламе не сообщается, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 28 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Размещение указанной рекламы в газетах медиа-холдинга «Мозаика» осуществлено в соответствии с договором на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № 357/15р от 10.05.2015, заключенным между ИП Насибуллиным Р.Р. (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Информационно-рекламное агентство «Мозаика» (далее - ООО «ИРА «Мозаика») (исполнитель).  В свою очередь, ООО «ИРА «Мозаика» (агентом) заключены агентские договоры с обществом с ограниченной ответственностью «Издательский Дом «Мозаика» (договор № <…>) и обществом с ограниченной ответственностью «Редакционно-Издательский Центр «Мозаика» (договор № <…>), издателями газет медиа-холдинга «Мозаика».

Таким образом, рекламодателем в данном случае является ИП Насибуллин Р.Р.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 28 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем Насибуллиным Р.Р. совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В частности, учитывается, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законодательства (ст. 28 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные ИП Насибуллиным Р.Р., направлены на охрану личных сбережений граждан, недопущение обмана потребителей рекламы.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.

Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ИП Насибуллиным Р.Р., несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.  Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.  Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.  Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях индивидуального предпринимателя Насибуллина Р.Р.  наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить индивидуальному предпринимателю Насибуллину Р.Р. административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.

 

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894).

Налоговый орган: ИНН 7325002331.

Код КПП 732501001.

Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск, БИК 047308001.

Код бюджетной классификации 16111626000016000140.

ОКТМО 73701000.

Наименование платежа:  Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

 

Об уплате штрафа необходимо сообщить Ульяновскому УФАС России, представив надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

 

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Временно исполняющий обязанности

руководителя управления                                                                                  И.И. Спиридонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны