Постановление №- Постановление о наказании в отношении ООО «Сберкнижка» от 18 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 21
о назначении административного наказания

 

11.03.2016                                                                                                     ДЕЛО № 12929-К/05-2016

г. Ульяновск
 

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении обществом с ограниченной ответственностью «Сберкнижка» (далее - ООО «Сберкнижка», общество), <…>, правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя общества Ю. (доверенность <…>, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения по Ульяновской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о нарушении ООО «Сберкнижка» законодательства Российской Федерации о рекламе путем распространении рекламы о привлечении денежных средств по договору займа (исх. № Т473-9-28/7298 от 10.07.2015, вх. № 4864 от 15.07.2015; исх. № Т473-9-28/7607 от 23.07.2015, вх. № 5120 от 27.07.2015), нарушающей Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

Ульяновским УФАС России определением от 31.08.2015 возбуждено дело № 12600/05-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по результатам рассмотрения которого решением от 06.11.2015 (резолютивная часть решения объявлена 26.10.2015) реклама ООО «Сберкнижка», размещённая в газете «Мозаика-РИЦ» № 25 (328) от 1-7 июля 2015 года, № 26 (329) от 8-14 июля 2015 года, № 27 (330) от 15-21 июля 2015 года, № 31 (334) от 12-18 августа 2015 года, а также в газете «Мозаика-Центр» № 26 (328) от 11-17 июля 2015 года, признана ненадлежащей, нарушающей требования п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 01.02.2016 о возбуждении в отношении ООО «Сберкнижка» дела об административном правонарушении № 12929-К/05-2016 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 26.02.2016 в 10 час. 00 мин.  Определение от 01.02.2016 (исх. № 500-05 от 01.02.2016) направлено ООО «Сберкнижка»: по адресу места регистрации (<…>) - заказным письмом с уведомлением № 43206894634085 от 01.02.2016, которое возвращено в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи «Отсутствие адресата по указанному адресу»; по адресу обособленного подразделения (<…>) - заказным письмом с уведомлением № 43206894634092 от 01.02.2016, которое получено 02.02.2016.

В Ульяновское УФАС России ООО «Сберкнижка» представлены (вх. № 849 от 17.02.2016) копии уставных и регистрационных документов, а также письменное пояснение, из которого следует, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации существенными условиями договора займа являются размер суммы займа, размер процентов и порядок их начисления, срок займа и порядок его возврата.  Ни одно из существенных условий указанного договора не определено четко в рекламном объявлении: так, сумма займа указана приблизительно - от 30 000 руб., по размеру процентов указан лишь максимальный размер - до 81% годовых.  Из текста, содержащегося в рекламном объявлении, нельзя даже сделать однозначный вывод о том, что вся информация, содержащаяся в объявлении, имеет отношение к договорам займа, а также на какой круг лиц она направлена.  Таким образом, действия ООО «Сберкнижка» не нарушают требования законодательства о рекламе, в связи с чем, общество просит производство по делу об административном правонарушении № 12929-К/05-2016 прекратить.

На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместителем руководителя Ульяновского УФАС России Поповым К.Ю. в отношении ООО «Сберкнижка», в присутствии представителя общества Ю. (доверенность № 4 от 25.02.2016), составлен протокол об административном правонарушении № 16 от 26.02.2016 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 16 от 26.02.2016 и определение от 26.02.2016 о назначении рассмотрения дела № 12929-К/05-2016 в Ульяновском УФАС России на 11.03.2016 в 14 час. 30 мин. вручены представителю ООО «Сберкнижка» Ю. под роспись 26.02.2016, а также направлены (исх. № 998-05 от 26.02.2016) ООО «Сберкнижка» по адресу: <…> заказным письмом с уведомлением № 43206894637758 от 29.02.2016, которое получено 01.03.2016.

На рассмотрении дела 11.03.2016 представитель ООО «Сберкнижка» поддержал доводы, приведенные ранее, пояснил, что в действиях общества отсутствует нарушение законодательства о рекламе.  ООО «Сберкнижка» просит учесть, что после обнаружения нарушений рекламного законодательства распространение рекламы было прекращено, а также то, что в настоящее время общество не осуществляет свою деятельность, сотрудников не числится, действующих договоров займа или аренды нет.  ООО «Сберкнижка» представлены письменное пояснение, а также копии документов налоговой отчетности (вх. № 1308 от 11.03.2016).

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 12600/05-2015 и дела об административном правонарушении № 12929-К/05-2016 усматривается следующее.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения по Ульяновской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о нарушении ООО «Сберкнижка» законодательства Российской Федерации о рекламе путем распространении рекламы о привлечении денежных средств по договору займа (исх. № Т473-9-28/7298 от 10.07.2015, вх. № 4864 от 15.07.2015; исх. № Т473-9-28/7607 от 23.07.2015, вх. № 5120 от 27.07.2015).  В частности, в обращении указано, что в газете «Мозаика-РИЦ» № 26 (329) от 8-14 июля 2015 года размещена нарушающая Федеральный закон «О рекламе» реклама ООО «Сберкнижка» (к обращению приложен экземпляр газеты «Мозаика-РИЦ» № 26 (329) от 8-14 июля 2015 года).

Кроме того, сотрудниками Ульяновского УФАС России установлены факты публикации аналогичной рекламы ООО «Сберкнижка» в газете «Мозаика-РИЦ» № 25 (328) от 1-7 июля 2015 года, № 27 (330) от 15-21 июля 2015 года, № 31 (334) от 12-18 августа 2015 года, а также в газете «Мозаика-Центр» № 26 (328) от 11-17 июля 2015 года.

Указанная реклама имеет следующее содержание.  В правом верхнем углу рекламы на белом фоне размещена надпись: «ООО Сберкнижка».  Ниже размещен текст: «ПРИНИМАЕМ ДЕНЬГИ по договору займа».  В центральной части рекламы выполнена надпись: «от 30 000 рублей до 81% годовых», где процентная ставка «81%» выделена зеленым шрифтом.  Ниже, под словом «годовых» выполнена надпись мелким шрифтом: «выплаты ежемесячно».  В нижней части рекламы в рамке на зеленом фоне выполнена надпись белым шрифтом: « адрес, телефон».  Еще ниже под рамкой мелким шрифтом указаны банковские реквизиты, юридический адрес организации, а также другая информация: «ИНН <…>, ОГРН <…>, Р/счет <…>. Юр. адрес: <…>. Денежные средства принимаются по договору займа на срок 3, 6, 9, 12 месяцев. Согласно действующему законодательству РФ, начисленные проценты являются доходами клиента и подлежат налогообложению».  В левом верхнем углу рекламы размещен логотип, выполненный в сером и зеленом цвете в виде прямоугольников с верхними острыми углами, под которыми приведена надпись: «СБЕРКНИЖКА».  Иная информация в рекламе отсутствует.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о приеме денежных средств ООО «Сберкнижка» по договору займа, размещенная в газетах «Мозаика-РИЦ» и «Мозаика-Центр», является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - ООО «Сберкнижка» и услугам им оказываемым.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Ст. 28 Федерального закона «О рекламе» содержит требования, предъявляемые к рекламе, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, в том числе к рекламе таких организаций как жилищные и жилищно-строительные кооперативы, а также рекламе услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми организациями по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п.п. 2, 6 ст. 4).  Таким образом, реклама услуг по привлечению денежных средств юридических и физических лиц также может рассматриваться как реклама финансовых услуг.

Решением единственного учредителя ООО «Сберкнижка» № 3 от 28.05.2015 определены условия по привлечению денежных средств юридических лиц.  Согласно указанному решению  денежные средства по договору займа обществом принимаются на следующих условиях: на 3 месяца - под 24% годовых, на 6 месяцев - 41% годовых, 9 месяцев - 64% годовых, на 12 месяцев - 81% годовых.  Кроме того, ООО «Сберкнижка» представлен стандартный договор займа денежных средств у физических лиц.  Согласно п. 2.3 указанного договора, в случае досрочного расторжения договора по инициативе займодавца, размер выплачиваемых процентов пересчитывается по ставке рефинансирования, установленной Банком России и действующей на день перерасчета за фактический период действия договора, с учетом вычета выплаченного размера процентов.

В рекламе ООО «Сберкнижка», размещенной в газете «Мозаика-РИЦ» № 25 (328) от 1-7 июля 2015 года, № 26 (329) от 8-14 июля 2015 года, № 27 (330) от 15-21 июля 2015 года, № 31 (334) от 12-18 августа 2015 года, а также в газете «Мозаика-Центр» № 26 (328) от 11-17 июля 2015 года, указаны условия оказания финансовых услуг: «от 30 000 рублей, до 81% годовых, выплаты ежемесячно», однако об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, в указанной рекламе не сообщается, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 28 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Размещение рекламы ООО «Сберкнижка» в газетах медиа-холдинга «Мозаика» (за 26, 27 июня, 01, 08, 11, 15 июля, 12 августа, 02 сентября 2015 года и др.) осуществлено в соответствии с договором на информационно-консультационное и рекламное обслуживание № <…>, заключенным между ООО «Сберкнижка» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Мозаика» (далее - ООО «Издательство «Мозаика») (исполнитель).  В свою очередь, ООО «Издательство «Мозаика» (агент) заключен агентский договор № <…>с обществом с ограниченной ответственностью «Редакционно-Издательский Центр «Мозаика» (принципал).

Таким образом, рекламодателем в данном случае является ООО «Сберкнижка».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 28 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Сберкнижка» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В частности, учитывается то, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законодательства (ст. 28 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные ООО «Сберкнижка», направлены на охрану личных сбережений граждан, недопущение обмана потребителей рекламы.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.

Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ООО «Сберкнижка», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.  Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.  Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.  Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Сберкнижка» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Сберкнижка» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894).

Налоговый орган: ИНН 7325002331.

Код КПП 732501001.

Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск, БИК 047308001.

Код бюджетной классификации 16111626000016000140.

ОКТМО 73701000.

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

 

Об уплате штрафа необходимо сообщить Ульяновскому УФАС России, представив надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

 

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Временно исполняющий обязанности

руководителя управления                                                                                  И.И. Спиридонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны