Постановление №- Постановление о наказании в отношении должностного лица ООО ... от 21 марта 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ № 31
о назначении административного наказания
16.03.2016 ДЕЛО № 12933-К/05-2016
г. Ульяновск
Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении директором общества с ограниченной ответственностью «Деньги-займ+» (далее - ООО «Деньги-займ+»), расположенного по адресу: <…>, Ч. <…>, правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие Ч. (о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛ:
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015 обнаружена реклама ООО «Деньги-Займ+» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ульяновским УФАС России определением от 21.12.2015 из дела № 12784/05-2015, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выделено в отдельное производство дело № 12856/05-2015 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») в рекламе ООО «Деньги-займ+»: «ДЕНЬГИ ЗАЙМ+ Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды…», размещённой в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015.
Решением Ульяновского УФАС России от 19.01.2016 (в полном объеме решение изготовлено 28.01.2016) по делу № 12856/05-2015 реклама ООО «Деньги-займ+»: «Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды…», размещенная в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе». Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
В Ульяновское УФАС России поступило ходатайство ООО «Деньги-займ+» (вх. № 405 от 28.01.2016), в котором общество просит возложить ответственность за данное правонарушение на должностное лицо, поскольку разработкой и утверждением рекламных макетов занимался непосредственно директор общества, что подтверждают копии приложенных должностной инструкции и приказа об утверждении рекламы.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 02.02.2016 о возбуждении в отношении Ч. дела об административном правонарушении № 12933-К/05-2016 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 02.03.2016 в 14 час. 15 мин. Определение от 02.02.2016 (исх. № 535-05 от 02.02.2016) направлено Ч. по адресу места регистрации заказным письмом с уведомлением № 43206894634313 от 02.02.2016, которое получено 04.02.2016, а также по адресу места нахождения ООО «Деньги-займ+» - заказным письмом с уведомлением № 43206894634320 от 02.02.2016, которое получено 03.02.2016.
В Ульяновское УФАС России Ч. представлено письменное пояснение (вх. № 1036 от 26.02.2016), из которого следует, что фраза «получение займов в быстрые сроки и на любые нужды» задумывалась как рекламный слоган. Смысл слогана заключался в том, что займ выдается в максимально быстрый срок, без долгого рассмотрения документов, на нужды, под улучшение жилья с использованием материнского капитала, под ипотеку и иных займов, обеспеченных ипотекой. Данный слоган был добавлен в макет рекламы без утверждения, без учета того, что общество не является микрофинансовой организацией и выдает только целевые займы. Свою вину Ч. признает, раскаивается, просит учесть, что данное правонарушение совершено неумышленно, впервые, ненадлежащая реклама не распространяется с сентября 2015 года.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении Ч., в присутствии его представителя по доверенности от 29.02.2016 Б., составлен протокол об административном правонарушении № 57 от 02.03.2016 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола № 57 от 02.03.2016 и определение от 02.03.2016 о назначении рассмотрения дела № 12933-К/05-2016 в Ульяновском УФАС России на 16.03.2016 в 14 час. 50 мин. вручены Б. лично под роспись 02.03.2016, а также направлены (исх. № 1114-05 от 02.03.2016) Ч. заказным письмом с уведомлением № 43206894638373 от 03.03.2016, которое получено 04.03.2016.
В Ульяновское УФАС России Ч. представлено письменное пояснение, а также справки о доходах за 2015 год и январь-февраль 2016 года (вх. № 1365 от 14.03.2016). В пояснении Ч. указывает, что фраза «получение займов в быстрые сроки и на любые нужды» более не включается в рекламные тексты организации. Распространение ненадлежащей рекламы в средствах массовой информации было прекращено до возбуждения данного дела об административном правонарушении, последняя реклама была выпущена 30.09.2015.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 12856/05-2015 и дела об административном правонарушении № 12933-К/05-2016 усматривается следующее.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015 обнаружена реклама ООО «Деньги-Займ+» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы на красном фоне указано: «ДЕНЬГИ ЗАЙМ+ Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды ООО «Деньги-займ+» ОГРН 1<… ИНН <…>». Ниже указано: «ПОКУПКА ЖИЛЬЯ». Справа приведен текст: «<…>адрес В РАССРОЧКУ ДО 3-х ЛЕТ без справок о доходах и поручителей». По нижнему краю рекламы указаны номера телефонов: «тел. <…>».
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» указанная информация о предоставлении займов является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам по предоставлению займов населению.
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама ООО «Деньги-займ+», размещенная в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015, содержит утверждение: «Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды», однако общество вправе выдать не любой займ, а только займ на покупку жилья, обеспеченный ипотекой (ипотечный жилищный займ).
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с ч. 9.1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» к кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, применяются требования Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в части: 1) размещения информации о полной стоимости кредита (займа) на первой странице кредитного договора, договора займа; 2) запрета на взимание кредитором вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщика; 3) размещения информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита (займа) в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»); 4) предоставления заемщику графика платежей по кредитному договору, договору займа.
В ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)») приведен порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа).
Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом, и другие.
В рекламе ООО «Деньги-займ+», размещенной в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015, приведено условие предоставления займа: «В рассрочку до 3-х лет», однако реклама не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Реклама ООО «Деньги-займ+» размещена в газетах «Мозаика-Пресс» и «Мозаика» в рамках договора на информационно-консультационное, рекламное обслуживание <…>от <…>, заключенного между ООО «Деньги-займ+» и ООО «Издательство «Мозаика». В свою очередь, ООО «Издательство «Мозаика» заключены агентские договоры с ООО «Мозаика», издателем газеты «Мозаика» (агентский договор № <…>), и ООО «ИД «Мозаика», издателем газеты «Мозаика-Пресс» (агентский договор № <…>).
Таким образом, ООО «Деньги-займ+» в данном случае является рекламодателем, а ООО «Мозаика» и ООО «ИД «Мозаика» - рекламораспространителями.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст.ст. 5, 28 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким лицом в данном случае является директор ООО «Деньги займ+» Ч. (решение № 1 от 18.05.2015), допустивший размещение в газетах «Мозаика-Пресс» и «Мозаика» ненадлежащей рекламы.
Следовательно, директором общества с ограниченной ответственностью «Деньги-займ+» Ч. совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения. В частности, учитывается то, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы. Нормы рекламного законодательства (ст.ст. 5 и 28 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные Ч., направлены на охрану личных сбережений граждан, недопущение обмана потребителей рекламы.
Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное Ч., несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы. Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать в действиях директора общества с ограниченной ответственностью «Деньги-займ+» Ч. наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить директору общества с ограниченной ответственностью «Деньги-займ+» Ч. административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000016000140.
ОКТМО 73701000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).
Об уплате штрафа необходимо сообщить Ульяновскому УФАС России, представив надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Временно исполняющий обязанности
руководителя управления И.И. Спиридонов