Решение №- Решение по жалобе ООО «УФК-Ульяновск» от 2 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
30.05.2016 Дело № 13 241/03-2016
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления Попова К.Ю.; |
членов |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.;
|
в отсутствие сторон
|
|
рассмотрев дело № 13 241/03-2016, возбужденное по жалобе ООО «УФК-Ульяновск» (далее – заявитель) на действия заказчика (заказчик – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», далее – заказчик, уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области, далее – уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона № 0168200002416002454 на обустройство автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта – 70 000 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 23.05.2016 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 3061 от 23.05.2016 г. (08 час. 38 мин) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «УФК-Ульяновск» на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме № 0168200002416002454.
По мнению заявителя, размещение требований к характеристикам материалов, используемых при выполнении работ и указание нормативных документов, которым должны соответствовать указанные товары в отдельных файлах является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и вводит участников закупки в заблуждение. Кроме того, характеристики товаров по позициям 2, 30, 31 указаны заказчиком некорректно и носят необъективный характер.
Также заявитель в своей жалобе указывает на то, что заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку в документации отсутствует требование о предоставлении во второй части заявки свидетельства СРО в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009 г., которое необходимо для выполнения работ, предусмотренных документацией.
На заседание Комиссии 27.05.2016 г. представитель ООО «УФК-Ульяновск» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 25.05.2016 г. в 14 час. 23 мин.).
Представители заказчика на заседании Комиссии 27.05.2016 г. не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Перечень нормативно-технической документации приведен отдельным файлом и является неотъемлемой частью государственного контракта, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. Работы, предусмотренные документацией, не являются работами по капитальному ремонту автомобильных дорог, не требуют выдачи разрешения на строительство и не влияют на безопасность объекта, следовательно, для их выполнения не требуется наличие свидетельства СРО в соответствии с Приказом Минрегиона № 624 от 30.12.2009 г. Требования к характеристикам товаров установлены в соответствии с ГОСТ. На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО «УФК-Ульяновск» необоснованной.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 27.05.2016 г. также не согласилась с доводами жалобы, поддержала пояснения, представленные заказчиком.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:30 30.05.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2016 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002416002454 на обустройство автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта – 70 000 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 23.05.2016 г. в 09 час. 00 мин.).
19.05.2016 г. были опубликованы разъяснения положений документации.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.05.2016 г. на участие в указанном электронном аукционе была подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям документации и законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «УФК-Ульяновск» обоснованной в части необъективного формирования характеристик товара, используемого при выполнении работ. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом, устанавливающим, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 9 Раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации объектом закупки являются работы по обустройству автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области.
Пункт 10 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.
Пункт 3 Приложения № 1 «Описание объекта закупки и количество» содержит указание на то, что материалы, используемые при выполнении работ и их показатели, позволяющие определить соответствие используемых товаров установленным заказчиком требованиям, в том числе максимальные и (или) минимальные значения этих показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться - Описание товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг содержаться в Приложении №4* к документации об электронном аукционе.
Приложение № 4 к документации «Описание товаров, используемых при исполнении работ, оказание услуг», содержит таблицу с перечнем материалов, используемых при выполнении работ, а также показатели этих материалов, требования к значениям данных показателей, в том числе:
№ п/п |
Наименование товара
|
Наименование показателя товара |
Требования к значению показателя |
Требования к указанию значения показателя |
2 |
Знаки дорожные |
Класс покрытия |
П или 1 |
указывается конкретное (одно) значение показателя |
Толщина покрытия, мкм |
свыше 18 до 60 |
указывается конкретное (одно) значение показателя |
||
30 |
Щебень из плотных горных пород для строительных работ |
Марка |
800 |
значение показателя не изменяется |
Вид породы щебня |
изверженные, метаморфические, осадочные породы или гравий |
указывается конкретное (одно) значение показателя |
||
31 |
Щебень из плотных горных пород для строительных работ |
Марка |
600 |
значение показателя не изменяется |
Вид породы щебня |
изверженные, метаморфические, осадочные породы или гравий |
указывается конкретное (одно) значение показателя |
В ходе анализа приложения № 4 к аукционной документации, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:
1) Характеристики «класс покрытия» и «толщина покрытия» относятся к материалу основы щитов для знаков дорожных. Закон о контрактной системе предусматривает обязанность участника закупки представлять в составе первой части заявки на участие в аукционе конкретные показатели, характеристики товаров в соответствии с требованиями документации об аукционе. Предоставление сведений о сырье и материалах, используемых при изготовлении указанных товаров (знаков дорожных) не предусмотрено. Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товара (покрытие щитов для дорожных знаков), нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о конторкой системе и вводят участников закупки в заблуждение и ограничивают возможность участников закупки по предоставлению надлежащего предложения в составе заявки.
2) ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» предусматривает, что щебень из изверженных, осадочных и метаморфических пород и гравий – два разных материала, используемых для строительных работ. Таким образом, характеристики товара «Щебень из природного камня для строительных работ» содержат указание , в том числе на иной строительный материал. При этом, согласно пояснениям заказчика участник закупки должен указать один из четырёх возможных вариантов указанных в таблице - изверженный/метаморфический/осадочный/гравий, что также является не корректным, так как щебень согласно ГОСТ 8267-93 не может состоять только из гравия.
Таким образом, установление подобных технических требований к товару носит необъективный характер. Следовательно, при формировании аукционной документации было допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требований к товарам не в соответствии с правилами описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 3.3. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков (утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П) заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе описание объекта закупки и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика, следовательно, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе было допущено со стороны заказчика, которое содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, жалоба ООО «УФК-Ульяновск» является обоснованной в части необъективного формирования характеристик товаров, используемых при выполнении работ.
Учитывая, что на участие в аукционе была подана одна заявка и установление характеристик в подобном виде не повлекло необоснованное отклонение участников, указанное нарушение не повлияло на результат закупки, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение предписание об устранении нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не выдавать.
2. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В ходе анализа аукционной документации Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
Приложение № 4 к документации «Описание товаров, используемых при исполнении работ, оказание услуг», содержит таблицу с перечнем материалов, используемых при выполнении работ, а также показатели этих материалов, требования к значениям данных показателей.
Приложение № 4 к государственному контракту «Перечень нормативно-технической документации» содержит перечень нормативно-технической документации, которой должны соответствовать выполняемые работы и материалы, используемые при выполнении работ.
Учитывая, что согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактный системе проект контракта является неотъемлемой частью документации формирование документации в указанном виде не нарушает требований законодательства о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО «УФК-Ульяновск» о том, что размещение требований к характеристикам материалов, используемых при выполнении работ и указание нормативных документов, которым должны соответствовать указанные товары в отдельных файлах является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и вводит участников закупки в заблуждение не находит своего фактического подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно пункту 9 Раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации объектом закупки являются работы по обустройству автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области.
В ходе анализа аукционной документации Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что документация об аукционе не содержит требования к участникам закупки о представлении действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам по устройству защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами, устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» утвержден перечень работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Приложение № 3 к документации «Ведомость объемов работ» определяет виды и объемы работ, необходимых к выполнению, в том числе: установка дорожных знаков (одностоечных), установка дорожных знаков (двухстоечных), нанесение линии горизонтальной дорожной разметки, устройство перильного пешеходного ограждения и т.д.
Указанные виды работ отнесены к видам работ по содержанию автомобильных дорог (подпункт «б» пункта 4 части 6, пункты 1 и 4 части 10 раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. № 402) и не являются работами по капитальному ремонту автомобильных дорог, следовательно, не влияют на безопасность объекта капитального строительства и для их выполнения не требуется наличие у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба ООО «УФК-Ульяновск» в указанной части является необоснованной.
В связи с изложенным, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки № 0168200002416002454.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «УФК-Ульяновск» обоснованной в части необъективного формирования характеристик товара, используемого при выполнении работ.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Учитывая, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результат аукциона, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела № 13 241/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
К.Ю. Попов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач
Ю.П. Кузьминова
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.