Предупреждение б/н Предупреждение в отношении ООО «Пассажирское автотранспортно... от 12 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

В связи с наличием в действиях (бездействии) ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие №2» (432032, г.Ульяновск, ул. Полбина, д.48), выразившихся в создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, работающих на рынке пассажирских перевозок:

Между ООО «ПАТП-2» и ООО «Автостар» заключен агентский договор № 51 от 05.12.2016, согласно которому:

1) ООО «ПАТП-2» обязуется за вознаграждение по поручению ООО «Автостар» заключать от имени и за счет ООО «Автостар», либо от своего имени и за счет ООО «Автостар» договоры перевозки пассажиров и совершать иные в т.ч. юридические действия по организации перевозок пассажиров и багажа с автовокзалов, автостанций и других пунктов по продаже билетов ООО «ПАТП-2» по маршрутам, указанным в Приложении №2 к договору.

2) ООО «Автостар» обязуется перевезти пассажиров на транспортных средствах из пункта отправления (автовокзал, пассажирская автостанция, остановочный пункт принадлежащее ООО «ПАТП-2») в пункт назначения, в случае сдачи пассажиром багажа водителю автобуса, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу.

Согласно п.1 Приложения № 1 к агентскому договору № 51 от 05.12.2016, за действия, выполняемые по поручению ООО «Автостар», ООО «ПАТП-2» получает вознаграждение в размере 17,6% из сумм, вырученных от реализации билетов на проезд и провоз багажа через кассы: АВ,АС,КП,ОП включая НДС 18%.

Согласно п.3 Приложения № 1 к агентскому договору № 51 от 05.12.2016, ООО «ПАТП-2» для возмещения затрат получает вознаграждение в размере 17,6 % от суммы номинальной стоимости реализованных билетов на проезд льготных категорий граждан через кассы АВ,АС,КП,ОП, включая НДС 18%, за действия, выполняемые ООО «ПАТП-2», согласно Соглашения об определении объема транспортной работы по перевозке отдельных категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и региональный регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в Муниципальном Образовании «город Ульяновск».

Агентский договор № 51 от 05.12.2016 подписан ООО «Автостар» с протоколом разногласий.

Согласно п. 12,14 настоящего протокола, ООО «Автостар» изменяет условия вознаграждения с 17,6 % на 16,6%.

Согласно жалобе ООО «Автостар» поступившее в Ульяновское УФАС России, сторонами договора не достигнуто соглашение о размере вознаграждения.

Согласно данным, представленным ООО «ПАТП-2», размер взимаемого вознаграждения Обществом с перевозчиков составляет от 16,6 % до 22,9% .

Из пояснений ООО «ПАТП-2» следует, что при установлении размера агентского вознаграждения ООО «ПАТП – 2» руководствуется экономическим обоснованием (калькуляцией) стоимости услуг автовокзалов (расчет процентов). При утверждении калькуляции Обществом учитывались затраты всех автостанций и кассовых пунктов, которые расположены на маршрутах следования определенного перевозчика. Кроме того, при расчете процента агентского вознаграждения учитывались затраты Общества на обеспечение процесса по организации перевозок, оформление соответствующих документов перевозчикам, продажу билетов и контроль. В число затрат на организацию перевозок включаются прямые затраты, которые относятся к конкретным объемам затрат (работа персонала), общепроизводственные затраты, отражающие расходы на обслуживание основных и вспомогательных производств Общества. Расчетный процент агентского вознаграждения рассчитывается непосредственно от сумм среднемесячной выручки от реализации билетов на проезд и провоз багажа через кассы автовокзала, автостанций и кассовых пунктов за предыдущий год. Рассчитанный в калькуляции размер агентского вознаграждения является ориентировочным и не может быть применен по отношению ко всем перевозчикам по следующим основаниям. К примеру, рейс №585 «Ульяновск – Чебоксары» обслуживают 13 перевозчиков – индивидуальный предприниматель Назаров Н. И., АО «ПАТП – 1», индивидуальный предприниматель К. Т. А., индивидуальный предприниматель Я. Н. В., индивидуальный предприниматель Е. Н. А., индивидуальный предприниматель К. О. В., индивидуальный предприниматель П. Д. А., ООО «АвтоТрансСервис», индивидуальный предприниматель К. В. Р., ООО «ТК «С – путник», ГУП ЧР «Чувашавтотранс», АО «АвтоВАС», индивидуальный предприниматель П. В. Н. Таким образом, рейс №585 «Ульяновск – Чебоксары» обслуживают как юридические лица так и индивидуальные предприниматели. При расчете различного агентского вознаграждения учитывались следующие критерии: количество автостанций через которые проезжают перевозчики по маршруту, объем выручки полученной от продажи билетов на проезд и провоз багажа, марка транспортных средств (количество посадочных мест), количество рейсов в день. Аналогичные расчеты применялись при расчете агентского вознаграждения в отношении иных перевозчиков.

Согласно утвержденного 28.04.2016 экономического обоснования (калькуляции) стоимости услуг автовокзалов и расчета процентов, расходы ООО «ПАТП-2» на 2016 год составят 55846,5 тыс. руб. Оборот денежных средств за реализацию билетов 367 239,9 тыс. руб. (к уровню 2015 года заложено снижение объема выручки в связи со снижением пассажирского потока на 6%). Рассчитанный процент вознаграждения за услуги АВ и АС составили 19,9%.

Из устных пояснений представителя ООО «ПАТП-2» Е.Ю. А., данных 10.07.2017 следует, что условия вознаграждения были установлены в 2008 году, и размер вознаграждения при последующем перезаключении агентского договора оставался неизменным. Калькуляции, на основании которых первоначально устанавливались размеры вознаграждения, за услуги в агентских договорах с хозяйствующими субъектами, Общество представить не может из-за утери документов.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

- создание дискриминационных условий.

В целях установления доминирующего положения ООО «ПАТП-2» в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, проведен анализ рынка услуг автовокзалов.

Временным интервалом является 2016 год.

В соответствии с условиями заключенных договоров с заявителями предмет определен как обязанность за вознаграждение по поручению Принципала заключать от имени и за счет Принципала либо от своего имени и за счет Принципала договоры перевозки пассажиров и совершать иные, в том числе юридические действия по организации перевозок пассажиров и багажа с автовокзалов, автостанций и других пунктов по продаже билетов ООО «ПАТП-2» за вознаграждение.

Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 07.10.2016) предусматривает группу услуги автобусных станций 52.21.21, к числу которых отнесены:

- услуги пассажирских терминалов, связанные с городскими, пригородными и междугородными автобусными пассажирскими перевозками (продажа билетов, предварительный заказ билетов, камеры хранения багажа).

Как следует из п. 28 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, предназначение автовокзала (автостанции) заключается в обслуживании пассажиров и перевозчиков. Причем, основной услугой автовокзала (автостанции) выступает услуга по продаже пассажирских билетов и багажных квитанций. Все остальные услуги выступают как дополнительные. В то же время, перечисленные услуги автовокзала (автостанции) не могут быть признаны взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) между собой в силу различий в функциональном предназначении и содержании каждой услуги.

Услуги автовокзала (автостанции) по продаже билетов неотделимы от услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, поскольку одни услуги не существуют без других, не могут быть приобретены и потреблены отдельно. Согласно ст. 20 Устава автомобильного транспорта заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату – квитанцией на провоз ручной клади. Соответственно, приобретая пассажирский билет и (или) багажную квитанцию, потребитель одновременно заключает договор перевозки пассажиров и (или) багажа автомобильным транспортом.

Услуги автовокзала (автостанции) по продаже билетов оказываются автовокзалом (автостанцией) от имени перевозчиков, как правило, в соответствии с агентскими договорами на кассовое обслуживание, заключенными с перевозчиками. Плата за услуги по таким договорам предусматривается в виде доли (процента) кассовой выручки от продажи пассажирских билетов и багажных квитанций.

Продуктовыми границами изучаемого рынка являются услуги автовокзала (автостанции) - объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Автовокзал это изолированный от городского движения комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров и площадкой для стоянки автобусов между рейсами, пунктом для технического осмотра автобусов. Для обслуживания пассажиров автовокзал имеет билетные кассы, камеры хранения ручной клади и багажа, кафе, столовую, киоски по продаже печатной продукции и медикаментов, парикмахерскую, комнату матери и ребенка, справочное бюро.

Таким образом, товаром будет являться именно этот комплекс услуг и для изучения он определен как «Рынок услуг автовокзалов (автостанций)» (автотранспортная деятельность, организация и осуществление перевозок пассажиров и багажа междугородных и пригородных сообщениях; оказание услуг, сопутствующих деятельности по перевозке пассажиров, багажа, грузов: продажа билетов для проезда в автобусах и провоза багажа, гостиничные услуги, камеры хранения, консультационные и иные).

Рассматриваемый товар принадлежит к группе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) - деятельность прочего сухопутного транспорта: внутригородские и пригородные перевозки пассажиров (код 49.31).

 

Географическими границами рынка являются административные границы субъекта Российской Федерации – Ульяновской области.

 

На территории Ульяновской области по данным Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области услуги автовокзалов (автостанций) в 2016 г. оказывали 4 хозяйствующих субъекта: ОАО «Сенгилеевское АТП», ООО «АвтоГарант», МУП «Барышское АТП», ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие №2», однако услуги данных субъектов не могут быть признаны взаимозаменяемыми, т.к. вокзалы, автостанции и кассовые пункты находятся в разных муниципальных образованиях Ульяновской области.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке услуг автовокзалов (автостанций) в 2016 году за исключением г. Димитровграда, МО «Сенгилеевский район», МО «Барышский район» составила – 100%.

Дифференциация вознаграждения установленного перевозчикам ООО «ПАТП-2», экономически не обоснована. ООО «ПАТП-2» не представило доказательств различной себестоимости услуг автовокзалов в зависимости от каких-либо критериев.

Установление ООО «ПАТП-2» различного размера вознаграждения в отсутствие экономического обоснования и применение данных условий в договоре влечет создание неравных (дискриминационных) условий для хозяйствующих субъектов, работающих на рынке пассажирских перевозок.

В соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие) в том числе создание дискриминационных условий.

Согласно ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;

признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ч. 1 п. 8 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Ульяновское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем приведения агентских договоров, заключенных между перевозчиками и ООО «ПАТП-2» в соответствии с законодательством:

в срок до 28.07.2017.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Ульяновское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Заместитель руководителя управления К.Ю. Попов

Связанные организации

Связанные организации не указаны