Постановление №- Постановление о назначении административного наказания в отн... от 10 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 14
о назначении административного наказания

 

02.03.2016                                                                                                     ДЕЛО № 12911-К/06-2016

г. Ульяновск
 

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении обществом с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие» (далее - ООО «СК «Согласие», общество), <…>, правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя ООО «СК «Согласие» (о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступила жалоба филиала общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Ульяновской области (далее - ООО «Росгосстрах») (исх. № 01-01/08-277 от 18.12.2014, вх. № 10758 от 18.12.2014) на действия ООО «СК «Согласие», выразившиеся в занижении цены контракта по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд областного государственного казённого учреждения «Управление делами Ульяновской области» (далее - ОГКУ «Управление делами Ульяновской области») (открытый конкурс № 0168200002414006636, начальная (максимальная) цена контракта - 1 244 291,47 руб.), а также на действия Департамента государственных закупок Министерства экономики и планирования Ульяновской области, необоснованно допустившего к участию в указанном открытом конкурсе ООО «СК «Согласие», предложившее цену закупки ниже установленной в извещении.

Рассмотрев дело № 11677/03-2014, возбужденное по жалобе ООО «Росгосстрах», Комиссия Ульяновского УФАС России по контролю закупок решением от 25.12.2014 признала указанную жалобу необоснованной.  Одновременно, 25.12.2014, филиалом ООО «Росгосстрах» в Ульяновской области представлены дополнительные пояснения (исх. № 01-01/08-278 от 25.12.2014, вх. № 11023 от 25.12.2014), согласно которым, по мнению страховой компании, действия ООО «СК «Согласие» по занижению цены контракта по ОСАГО являются актом недобросовестной конкуренции и, соответственно, нарушают ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»).

Служебной запиской № 861 от 30.12.2014 материалы по жалобе ООО «Росгосстрах» отделом контроля закупок Ульяновского УФАС России переданы в отдел финансовых рынков и рекламной деятельности управления для анализа материалов на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Ульяновским УФАС России приказом от 30.01.2015 № 06 возбуждено дело № 11826/06-2015 по признакам нарушения ООО «CК «Согласие» ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».

Решением Ульяновского УФАС России от 13.10.2015 (резолютивная часть решения объявлена 30.09.2015) по делу № 11826/06-2015 действия ООО «СК «Согласие», выразившиеся в некорректном расчете цены договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении средств транспорта ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» по открытому конкурсу № 0168200002414006636 и нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Указанием Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание Банка России от 19.09.2014 № 3384-У), признаны недобросовестной конкуренцией, нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции».  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 22.01.2016 о возбуждении в отношении ООО «СК «Согласие» дела об административном правонарушении № 12911-К/06-2016 по ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 17.02.2016 в 14 час. 00 мин.  Определение от 22.01.2016 (исх. № 338-06 от 22.01.2016) направлено ООО «СК «Согласие» заказным письмом с уведомлением № 43206894551979 от 22.01.2016, которое получено 27.01.2016.

В Ульяновское УФАС России по состоянию на 17.02.2016 ООО «СК «Согласие» письменного пояснения, иных документов и сведений, затребованных определением от 22.01.2016, не представлено.

На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Поповым К.Ю. в отношении ООО «СК «Согласие», в отсутствие представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении № 11 от 17.02.2016 по ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 11 от 17.02.2016 и определение от 17.02.2016 о назначении рассмотрения дела № 12911-К/06-2016 в Ульяновском УФАС России на 02.03.2016 в 14 час. 30 мин. направлены (исх. № 834-06 от 17.02.2016) ООО «СК «Согласие» заказным письмом с уведомлением № 43206894636423 от 17.02.2016, которое получено 26.02.2016.

Заявителю по делу № 11826/06-2015 ПАО «Росгосстрах» извещение (исх. № 845-06 от 17.02.2016) о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 12911-К/06-2016 направлено заказным письмом с уведомлением № 43206894636492 от 17.02.2016, которое получено 19.02.2016.  Представитель ПАО «Росгосстрах» на рассмотрение дела 02.03.2016 не явился, дополнительных материалов по делу обществом не представлено.

Представитель ООО «СК «Согласие» на рассмотрение дела 02.03.2016 не явился, письменного пояснения, иных документов и сведений, затребованных определениями от 22.01.2016 и 17.02.2016, обществом в Ульяновское УФАС России не представлено.

Из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 11826/06-2015 и дела об административном правонарушении № 12911-К/06-2016 усматривается следующее.

20.11.2014 на официальном сайте государственных закупок (http://zakupki.gov.ru) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», как владельца транспортных средств: начальная (максимальная) цена контракта - 1 244 291,47 руб., дата рассмотрения и оценки заявок - 17.12.2014, закупка № 0168200002414006636.  К сроку окончания подачи конкурсных заявок подано 7 заявок на участие в открытом конкурсе: ООО «Росгосстрах» с предложением цены 1 244 291,47 руб., САО «ВСК» - 1 244 291,47 руб., ООО «СК «Согласие» - 1 243 222,52 руб., ОАО «АльфаСтрахование» - 1 244 291,47 руб., ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» - 1 244 291,47 руб., СПАО «Ингосстрах» - 1 244 291,38 руб. и АО «СОГАЗ» - 1 244 291,47 руб.

Протоколом от 17.12.2014 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе для закупки № 0168200002414006636 к участию в конкурсе допущены 4 организации с присвоением следующих порядковых номеров: ООО «Росгосстрах» - 2, САО «ВСК» - 3, ООО «СК «Согласие» - 1 и АО «СОГАЗ» - 4.  С победителем открытого конкурса ООО «СК «Согласие» заключен государственный контракт № 0168200002414006636/153 от 30.12.2014 на сумму 1 243 222,52 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Федеральный закон «Об ОСАГО») страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.  Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 вышеуказанной указанной статьи коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:

а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;

б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;

в) технических характеристик транспортных средств;

в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;

г) сезонного использования транспортных средств;

д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Расчет страховой премии по договору ОСАГО осуществляется страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, установленными Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У.  Так, приложением № 1 к Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У установлены следующие предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) (в редакции, действовавшей до внесения 20.03.2015 соответствующих изменений в Указание):

 

N п/п

Тип (категория) и назначение транспортного средства

Базовый страховой тариф (рублей)

Минимальное значение ТБ

Максимальное значение ТБ

1

2

3

4

1

Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории «A», «M»)

1497

1579

2

Транспортные средства категории «B», «BE»

 

2.1

юридических лиц

2926

3087

2.2

физических лиц,

индивидуальных предпринимателей

2440

2574

2.3

используемые в качестве такси

3654

3854

3

Транспортные средства категорий «C» и «CE»

 

3.1

с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее

2495

2632

3.2

с разрешенной максимальной массой более 16 тонн

3993

4212

4

Транспортные средства категорий «D» и «DE»

 

4.1

с числом пассажирских мест до 16 включительно

1996

2106

4.2

с числом пассажирских мест более 16

2495

2632

4.3

используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок

3654

3854

5

Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb»)

1996

2106

6

Трамваи (транспортные средства категории «Tm»)

1245

1313

7

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

1497

1579

 

В соответствии с ч. 6 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО» страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.  Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

В ходе рассмотрения дела № 11826/06-2015 установлено, что при расчёте цены контракта по открытому конкурсу № 0168200002414006636 ООО «СК «Согласие» допущено нарушение действующего законодательства по ОСАГО.  Так, по транспортному средству <…> (микроавтобус), указанному в приложении № 1 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта под № 136, ООО «СК «Согласие» применена базовая ставка в размере 1996 руб.  Вместе с тем, указанное минимальное значение ставки применяется для транспортных средств категорий «D» и «DE» с числом пассажирских мест до 16, включительно.  Вместе с тем, наименование (тип) указанного транспортного средств - автобус, что, в том числе, подтверждено копией паспорта транспортного средства (ПТС), представленной в материалы настоящего дела ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» (исх. № 73-П-УД.01/718исх. от 02.09.2015, вх. № 6069 от 03.09.2015).  Соответственно, ООО «СК «Согласие» должен был быть применен базовый страховой тариф, установленный для транспортных средств категорий «D» и «DE» с числом пассажирских мест более 16, как это и было сделано всеми остальными участниками рассматриваемого открытого конкурса.

В результате некорректного расчета страховая премия по вышеуказанному транспортному средству составила 4 275,43 руб., а не 5 344,29 руб. (как если бы было применено минимальное значение базового страхового тарифа - 2495 руб.), т.е. на 1 068,86 руб. меньше премии, рассчитанной в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У.  Именно на указанную разницу итоговая цена контракта ООО «СК «Согласие» меньше сумм (с учётом мелких погрешностей), предложенных остальными участниками рассматриваемого открытого конкурса.

Поскольку цена контракта, полученная ООО «СК «Согласие» в результате расчета, отличается от начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком исходя из минимальных базовых страховых тарифов согласно Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У, страховая компания могла бы перепроверить расчет, проверить правильность применения базовых страховых тарифов и коэффициентов (если допустить наличие технической ошибки).  Однако ООО «СК «Согласие» предложило цену контракта, полученную в результате своего расчета.  Данное обстоятельство свидетельствует о том, что страховой компанией осознанно предложена некорректно рассчитанная цена контракта.

Таким образом, ООО «СК «Согласие», применив неверную ставку базового страхового тарифа, получило преимущество - по результатам участия в открытом конкурсе было признано победителем, как предложившее наиболее низкую цену договора.

Факт некорректного расчёта ООО «СК «Согласие» итоговой цены по открытому конкурсу № 0168200002414006636 подтверждён также решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.05.2015, а также постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 по делу № А72-1610/2015.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция не допускается.

Недобросовестная конкуренция со стороны ООО «СК «Согласие» выразилась в некорректном расчёте страховой премии по транспортным средствам ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», что впоследствии привело к занижению итоговой суммы страховой премии, и, следовательно, предложенной ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» цены договора по ОСАГО.  Уменьшение ООО «СК «Согласие» страховых тарифов путем изменения базовых ставок страховых тарифов противоречит порядку расчета страховой премии, установленному Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У и ч. 6 ст. 9 Федерального закона «Об ОСАГО».  Занизив сумму страховой премии, ООО «СК «Согласие» неправомерно стало победителем рассматриваемого открытого конкурса, тем самым получив преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности.  Такие действия страховщика противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота и причинили (могли причинить) убытки другим страховым организациям - участникам открытого конкурса, в частности, ООО «Росгосстрах», АО «СОГАЗ» и САО «ВСК», что является проявлением недобросовестной конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.

Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ООО «СК «Согласие», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере защиты конкуренции, пресечения недобросовестной конкуренции.  Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.  Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.  Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.  Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 4 примечаний к ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 285-ФЗ) за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (в данном случае, 300 000 рублей).  При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.  При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (в данном случае, 50 000 рублей).  При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (в данном случае, 50 000 рублей).

Таким образом, размер административного штрафа рассчитывается следующим образом:  100 000 + (500 000 – 100 000) / 2 = 300 000 рублей.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Страховая Компания «Согласие» административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей.

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894),

Налоговый орган: ИНН 7325002331

Код КПП 732501001

Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск, БИК 047308001.

Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140.

ОКТМО 45379000.

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).  С указанием номера дела и номера постановления.

 

Об уплате штрафа необходимо сообщить Ульяновскому УФАС России, представив надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

 

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

 

Временно исполняющий обязанности

руководителя управления                                                                                  И.И. Спиридонов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны