Решение №ИС/2332/23 Решение по делу № 073/06/106-310/2023 от 31 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
29.05.2023 Дело № 073/06/106-310/2023
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>; |
членов
в присутствии (с использованием системы видеоконференцсвязи),
|
- заместителя начальника отдела <…>, - специалиста-эксперта <…>;
- от ГУЗ ОКОД: - <…> (доверенность № 2 от 18.01.2021 г.,), - от Агентства государственных закупок Ульяновской области: - <…> (доверенность № 35 от 09.01.2023 г.), - от ООО «ЭНДО-МЕД»: - <…> (доверенность № 1 от 18.04.2023 г.),
|
рассмотрев дело № 073/06/106-310/2023 по жалобе ООО «ЭНДО-МЕД» (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000623002193 (наименование объекта закупки – «Порт/катетеры»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер» (далее – заказчик), уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 5 315 774,00 руб., срок окончания подачи заявок 25.05.2023 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 3008-ЭП/23 от 23.05.2023 (дата размещения в ЕИС – 22.05.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭНДО-МЕД» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000623002193.
Содержание жалобы составило указание в том числе на следующее.
По мнению заявителя жалобы, заказчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ № 145 от 08.02.2017 г. и в извещение об осуществлении закупки включены дополнительные характеристики товара по позициям 1 и 2 без надлежащего обоснования их включения.
Вх. № 3088-ЭП/23 от 25.05.2023 г. и № 3098-ЭП/23 от 26.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.
В связи с тем, что в КТРУ отсутствует описание товара, а справочная информация не является описанием объекта закупки, заказчик на основании пункта 7 Правил использования КТРУ осуществил описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, включив в него клинически значимые показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, при этом заказчик вправе включать в извещение такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующей функции медицинского учреждения.
На основании изложенного заказчик и уполномоченный орган считают жалобу ООО «ЭНДО-МЕД» необоснованной.
На заседании Комиссии 26.05.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе, представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 29.05.2023 г. для документального анализа материалов по делу.
Вх. № 3148-ЭП/23 от 29.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «ЭНДО-МЕД» поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что требованиям технического задания соответствует продукция единственного производителя – Braun.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 17.05.2023 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168500000623002193, наименование объекта закупки – «Порт/катетеры» (начальная (максимальная) цена контракта – 5 315 774,00 руб.).
19.05.2023 г., 22.05.2023 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.
Согласно протоколу проведения аукциона от 25.05.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 4 заявки, цена была снижена на 16,50 %.
В соответствии с протоколом подведения итогов указанного электронного аукциона от 29.05.2023 г. заявка одного из участников закупки была признана несоответствующей требованиям извещения и законодательства.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «ЭНДО-МЕД» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В ходе анализа документов и сведений, представленных сторонами, а также опубликованных в ЕИС Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:
1) Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правил формирования и ведения каталога, Правила использования каталога, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.
Пунктом 9 Правил формирования и ведения каталога предусмотрено, что каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога.
Согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения каталога;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения каталога;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию катало-га;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 Правил формирования и ведения каталога.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, справочная информация о товаре (коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); описание по этим классификатором; информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии), включенная в каталог в соответствии с подпунктом «д» пункта 10 Правил формирования и ведения каталога, исключена из числа информации, обязательной к применению и поименованной в пункте 4 Правил использования каталога.
Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона № 0168500000623002193 объектом закупки является поставка товара «Порт/катетеры», код КТРУ - 32.50.50.190-00000977 «Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый».
Приложением к извещению № 0168500000623002193 является, в том числе, файл «Описание объекта закупки.docx», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товаров, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.
Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ, в том числе, обязанности руководствоваться при выборе КТРУ исключительно справочной информацией о коде номенклатурной классификации медицинских изделий (далее – НКМИ), указанной в каталоге.
Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям КТРУ и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
В рассматриваемом случае, заказчиком код КТРУ (32.50.50.190-00000977 «Порт инфузионный/инъекционный, имплантируемый») был определён исходя из описания объекта закупки, в том числе, наименования товара и его существенных характеристик, необходимых заказчику в работе.
Выбранный заказчиком и указанный в извещении № 0168500000623002193 код КТРУ 32.50.50.190-00000977 включен в каталог 22.03.2019 г. и является обязательным к применению с 01.07.2019 г. Вместе с тем раздел КТРУ 32.50.50.190-00000977 «Характеристики товара, работы, услуги» не содержит сведений о характеристиках товара.
Заказчиком не устанавливались дополнительные характеристики товара, поскольку установленные характеристики ничего не дополняют ввиду отсутствия в КТРУ основных характеристик товара и описание объекта закупки сформировано согласно пункту 7 Правил в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО «ЭНДО-МЕД» является необоснованной в указанной части.
2) Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Заявителем в обосновании довода, о том, что требованиям технического задания соответствует исключительно единственный производитель (Bbraun) приведена сравнительная таблица, с указанием 7 производителей медицинских изделий (порт-системы) – Bbraun, ТИТАНБИО, PFM, BARD Access, LEXEL, ПЕРУЗ-МЕДИКАЛ, MEDEREN, а также отдельных характеристик товаров, которые не соответствуют требованиям технического задания спорного аукциона. При этом отсутствует указание на источники получения информации, в том числе, о получении сведений о потребительских свойствах товаров. Так, в качестве приложения к дополнению жалобы представлены только электронные копии каталогов двух производителей, актуальность которых не подтверждена представителями производителей.
Из представленной информации невозможно прийти к однозначному выводу о соответчики необходимого заказчику товара исключительно Bbraun, поскольку данные в отношении иных производителей порт-систем о их несоответствии требованиям извещения документально не подтверждены.
Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, жалоба ООО «ЭНДО-МЕД» является необоснованной в указанной части.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ЭНДО-МЕД» необоснованной.
Председатель комиссии |
<…> |
Члены комиссии |
<…>
<…>
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.