Решение №3531-03 1. Жалоба ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» признаны об... от 8 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

03.07.2019                                                                   Дело № 073/06/44-15775/2019

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления Спиридонова И.И.;

 

членов

 

 

в отсутствие сторон

 

 

- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.;

- ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

 

 

рассмотрев дело № 073/06/44-15775/2019 по жалобам ООО «Оргремстрой» и ИП Чернышенко Г.В. (далее - заявители) на положения документации о проведении электронного аукциона № 0368100000619000037 (наименование объекта закупки - «Выполнение реставрационных работ на объекте культурного наследия Федерального значения «Здание бывшей гимназии, в которой учился Ленин Владимир Ильич в 1879-1880 гг» по адресу: г. Ульяновск, ул. Гимова, 1/20»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный университет», далее - заказчик, специализированная организация – Общество с ограниченной ответственностью «Стройком – 97», далее – специализированная организация; начальная (максимальная) цена контракта – 22 737 338,35 руб.; срок окончания подачи заявок – 27.06.2019 г. в 08 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4274 и № 4294 от 26.06.20109 г. в Ульяновское УФАС России поступили жалобы ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» соответственно, на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона № 0368100000619000037.

Жалобы содержат указание, в том числе на следующее:

1) в нарушение части 4 статьи 4 и части 2 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик разместил аукционную документацию в ненадлежащем виде – формат файла «Приложение № 3» не позволяет использовать фрагменты текста;

2) инструкция по заполнению первой части заявки, установленная в приложении № 3 к документации нарушает положения законодательства и не позволяет заполнить заявку в надлежащем виде, а стандарты, относящиеся к материалам, используемым при выполнении работ, не сопоставимы с показателями и указаны отдельно, что нарушает положения части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;

3) описание товаров, используемых при выполнении работ составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе, по ряду позиций (45, 23, 27, 36, 34, 13, 7), в том числе, с указанием на необходимость предоставления по ряду позиций показателей, которые возможно определить только по результатам испытаний товара или указанием характеристик не соответствующих установленных государственных стандартов;

4) приложение № 3 к документации в позициях 59, 36 не содержит единиц измерения для некоторых показателей и избыточные требования к вспомогательным, расходным материалам (позиции 66, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 63,64).

 

На заседание Комиссии 02.07.2019 г. представители ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» не явились (доказательство надлежащего извещения – отчеты о направлении уведомлений по электронной почте 28.06.2019 г. в 11:32 и 11:30 соответственно).

 

Представитель специализированной организации на заседание Комиссии 02.07.2019 г. не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 28.06.2019 г. в 11:33).

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 02.07.2019 г. с доводами жалоб не согласилась, представила письменные пояснения  содержащие, в том числе, указание на следующее.

Приложение № 3 к документации размещено в формате pdf и позволяет осуществить поиск, копирование и печать фрагментов текста. Инструкция по заполнению заявки позволяет указать все значения, необходимые заказчику, при этом запросов на разъяснения положений документации от участников по этому вопросу не поступало. Товары, указанные в приложении № 3 присутствуют в сметном расчете и ресурсной ведомости и влияют на качество выполняемых работ. Все характеристики товаров являются стандартными и указаны в соответствии с нормативными документами. Руководствуясь установленными требованиями и данными поставщиков из сети «Интернет», участники закупки имеют возможность указать значения, соответствующие требованиям документации.   

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 03.07.2019 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 11.06.2019 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0368100000619000037, наименование объекта закупки - «Выполнение реставрационных работ на объекте культурного наследия Федерального значения «Здание бывшей гимназии, в которой учился Ленин Владимир Ильич в 1879-1880 гг» по адресу: г. Ульяновск, ул. Гимова, 1/20» (начальная (максимальная) цена контракта – 22 737 338,35 руб.).

24.06.2019 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 02.07.2019 г. заявка единственного участника была признана не соответствующей требованиям документации, аукцион признан несостоявшимся.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобы ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» обоснованными в части нарушения правил описания объекта закупки и установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявки. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.

Постановлением от 23.12.2015 г. № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).

Согласно подпунктам «а», «л», «м» пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети «Интернет», в том числе поисковыми системами.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 г. № 470 «О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти», информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»).

На заседании Комиссии установлено, что приложение № 3 к техническому заданию документации об Аукционе, содержащее сведения о показателях товаров, подлежащих в соответствии с частью 3 статьи 66, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описанию участником закупки в заявке на участие в аукционе, размещено в ЕИС в формате «PDF» без ограничений копирования полного объема текста в табличной форме и заполнения конкретных показателей характеристик товаров, что соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы жалоб ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» в указанной части не находят своего фактического подтверждения и являются необоснованными.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 5 раздела 1 «Общие сведения об аукционе в электронной форме» документации объектом закупки является выполнение реставрационных работ на объекте культурного наследия Федерального значения «Здание бывшей гимназии, в которой учился Ленин Владимир Ильич в 1879-1880 гг» по адресу: г. Ульяновск, ул. Гимова, 1/20.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичные требования изложены в пункте 16 раздела 1 «Общие сведения об аукционе в электронной форме» документации.

При этом, согласно пункту 16 раздела 1 «Общие сведения об аукционе в электронной форме» документации требования к значениям показателей товаров установлены в приложении № 3 к документации.

Из положений статьи 33 и 66 Закона о контрактной системе следует, что в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в документации:

1) указывает на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определяет, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определяет, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставляет требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Приложение № 3 «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме» содержит таблицу с указанием наименований товаров, используемых при выполнении работ и технических характеристик данных товаров в виде двух столбцов «Требуемый параметр» и «Требуемое значение», а также с указанием единиц измерения параметра/значения. Кроме того, приложение № 3 содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.

В ходе анализа положений аукционной документации Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:

 

2.1. Инструкция по заполнению первой части заявки, содержащаяся в приложении № 3 к документации содержит требование о соответствии используемых материалов нормативным документам – ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и так далее, а также перечень соответствующих нормативных документов с указанием на пункты таблицы с описанием товара, например: «п. 1: ГОСТ 28778-90; п. 3 ГОСТ 23279-2012; п. 4 ГОСТ 12871-2013 и так далее», в связи с чем доводы заявителей жалоб о невозможности сопоставить каким именно требованиям нормативной документации должны соответствовать товары, указанные в таблице приложения № 3 не находит своего фактического подтверждения и жалобы ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» в указанной части являются необоснованными. 

 

2.2. Приложение № 3 в позициях 36 и 59 содержит в том числе, такие характеристики как «толщина» и «толщина стенки» соответственно, при этом указанные характеристики не сопровождены единицей измерения в соответствующем столбце таблицы. Показатель толщины определяется в указанной таблице в «мм» и не вводит в заблуждение участника закупки. Следовательно, у Комиссии Ульяновского УФАС России отсутствуют основания для признания в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и жалобы ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» в указанной части являются необоснованными. 

.

2.3. Приложение № 3 к документации содержит требования к таким товарам, используемым при выполнении работ, как п. 14 «Болты анкерные», п. 15 «Болты с гайками и шайбами», пп. 17 – 19 «Винты самонарезающие, типа 1, тип 2, тип 3», п. 20 «Гвозди строительные», п. 21 «Гвозди толевые», пп. 63 и 64 «Шурупы, тип 1 и тип 2», п. 66 «Элетроды».

Из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно определяет характеристики товаров, используемых при выполнении работ.

На рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что данные материалы взяты из смет, применяются при выполнении работ и прямо влияют на качество выполняемых работ, применение товаров с иными характеристиками может привести к неудовлетворительному результату выполненных работ.

Вместе с тем, заявителями не представлено доказательств, подтверждающих, что требования, установленные в документации об аукционе к характеристикам таких товаров как шурупы, гвозди, винты, болт, электроды являются недопустимыми и нарушают положения Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалобы ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» в указанной части являются необоснованными. 

 

2.4. Приложение № 3 к документации содержит параметры товаров, используемых при выполнении работ, а также требуемые значения к ним. При этом инструкция по заполнению первой части заявки, содержащаяся в этом же приложении содержит указание на то, что в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе «Значение, предлагаемое участником» допускается ставить прочерк «-», либо указывать «не нормируется», либо указать «отсутствует», а в случае, когда предлагаемый товар не может иметь конкретное значение параметра (конкретный показатель) в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями таких товаров, участником закупки указывается диапазон значений.  

Таким образом, из приложения № 3 невозможно однозначно определить какие именно потребительские свойства, функциональные и технические характеристики товаров являются показателями, установленными заказчиком для определения соответствия используемых товаров, установленным заказчиком требованиям, а также указания на то в отношении каких показателей установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений и в отношении каких показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), что нарушает положения частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным требованиям и нарушает положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

При установлении в документации требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При этом приложение № 3 к документации по ряду позиций включает в себя требование о предоставлении участником сведений о характеристиках товаров, определяемых при изготовлении товаров по результатам проведения испытаний, например: п. 7 «Асфальтобетонные смеси, тип 2» - компонентный состав смеси, п. 13 «Блоки дверные» - приведенное сопротивление теплопередаче, 34 «Канат пеньковый пропитанный тросовой свивки» - суммарная разрывная нагрузка каната по каболкам и так далее, что нарушает положения частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалобы ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» в указанной части являются обоснованными. 

 

Согласно контракту № 316 от 31.05.2019 г. между заказчиком и специализированной организацией был заключен контракт в соответствии с которым специализированная организация на основании согласованного технического задания и проекта контракта обеспечивает организацию и проведение процедуры закупки для нужд заказчика. В соответствии с пунктом 4.1 технического задания к контракту № 316 от 31.05.2019 г. заказчик предоставляет специализированной организации техническое задание для разработки аукционной документации и утверждает проект документации.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, утвердившего аукционную документацию, не соответствующую требованиям законодательства, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Учитывая, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 02.07.2019 г. заявка единственного участника была признана не соответствующей требованиям документации, аукцион признан несостоявшимся Комиссия приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ИП Чернышенко Г.В. и ООО «Оргремстрой» обоснованными в части нарушения правил описания объекта закупки и установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.

2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 1 и 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Учитывая, что аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

4. Передать материалы дела № 073/06/44-15 775/2019 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

Члены комиссии

Ю.П. Кузьминова

Е.И. Мартиросян

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны