Решение №ИС/2854/23 Решение по делу № 073/07/3-382/2023 от 29 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

27.06.2023 Дело № 073/07/3-382/2023

г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя Комиссии:

- заместителя руководителя управления – начальника

отдела <...>,

 

членов Комиссии:

 

 

в отсутствие представителей,

 

 

- заместителя начальника отдела <...>,

- специалиста-эксперта <...>,

 

 

рассмотрев дело № 073/07/3-382/2023 по жалобам общества с ограниченной ответственностью «Современная школа» (далее – ООО «Современная школа») и общества с ограниченной ответственностью «Арматор» (далее – ООО «Арматор») на положения документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312320149 (наименование объекта закупки – «Шифр 73-2023-нр5520. Поставка цифровых лабораторий в рамках обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Современная школа» федерального проекта «Современная школа», входящего в состав национального проекта «Образование»; заказчик – областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей ядерных технологий» (далее – ОГАОУ «Лицей ядерных технологий»), начальная (максимальная) цена договора – 31 989 400,00 руб., срок окончания подачи заявок – 16.06.2023 в 10 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон), в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3534-ЭП/23 от 16.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Современная школа» на положения документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312320149.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком при формировании закупочной документации допущен ряд нарушений действующего законодательства, а именно:

- нарушение пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, так как требованиям технического задания соответствует единственный производитель, а также отсутствуют параметры эквивалентности;

- требования к банковской гарантии, не соответствующие Постановлению Правительства РФ от 09.08.2022 г. № 1397;

- не установлены условия предоставления приоритета в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925;

- установленные заказчиком антидемпинговые меры не предусмотрены законодательством о закупках и Положением заказчик, а также нарушают требования Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1325.

 

Вх. № 3535-ЭП/23 от 16.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Арматор» на положения документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312320149.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком при формировании закупочной документации допущен ряд нарушений действующего законодательства, а именно:

- в нарушение требований законодательства документация не содержит порядок участия нескольких юридических лиц на стороне одного участника;

- установленные заказчиком антидемпинговые меры не предусмотрены законодательством о закупках и Положением заказчик, а также нарушают требования Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1325.

 

Вх. № 3631-ЭП/23 от 21.06.2023 г., № 3709/23 от 23.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Заказчиком в полной мере исполнены требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании предмета контракта. Документация о закупке разрабатывалась и утверждалась исходя из потребностей заказчика и обусловлена спецификой применения товара. Требования по применению Постановления Правительства РФ от 09.08.2022 г. № 1397 возложены на участника закупки и гаранта, что не обязывает заказчика цитировать всё действующее законодательство в документации. Заказчик в достаточной степени выполнил требования Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925, установив все необходимые условия в документации. Антидемпинговые меры установлены для защиты заказчика и участников закупки от недобросовестной конкуренции. Законодательством не закреплена возможность в ходе конкурентной закупки с участием СМСП выступать на стороне одного участника нескольким юридическим лицам или нескольким ИП.

 

Заседании Комиссии 23.06.2023 г. проходило в отсутствии представителей сторон, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 27.06.2023 г. для анализа материалов дела.

 

В ходе рассмотрения жалоб ООО «Современная школа» и ООО «Арматор» установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 24.04.2023 г. были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312320149, наименование объекта закупки – «Шифр 73-2023-нр5520. Поставка цифровых лабораторий в рамках обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Современная школа» федерального проекта «Современная школа», входящего в состав национального проекта «Образование» (начальная (максимальная) цена договора – 31 989 400,00 руб.).

02.05.2023 г., 31.05.2023 г. заказчиком были внесены изменения в закупочную документацию.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе № 2724071 от 19.06.2023 г. на участие в закупке поступило 2 заявки, обе заявки были признаны несоответствующими требованиям, аукцион признан несостоявшимся.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила признать жалобы ООО «Современная школа» и ООО «Арматор» обоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом от 30.03.2023 г. № 7/23 утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОГАОУ «Лицей ядерных технологий» (далее – Положение о закупках).

 

1. В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 24.04.2023 г. были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312320149, наименование объекта закупки – «Шифр 73-2023-нр5520. Поставка цифровых лабораторий в рамках обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Современная школа» федерального проекта «Современная школа», входящего в состав национального проекта «Образование».

Пунктами 2 и 3 документации о проведении аукциона в электронной форме № 32312320149 установлено, что указанный участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках на стороне одного участника могут выступать несколько юридических лиц либо несколько физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей.

При этом статьей 3.4 Закона о закупках установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее соответственно - конкурентная закупка с участием субъектов МСП, субъекты МСП).

Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках определен перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке с участием субъектов МСП.

Вместе с тем статья 3.4 Закона о закупках не содержит положений о возможности участия в конкурентной закупке с участием субъектов МСП несколько юридических лиц или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Арматор» на положения документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312320149 в указанной части является необоснованной.

 

2. Согласно подпункту 6.1.1 пункта 6.1 раздела 6 Положения о закупках аукцион в электронной форме является одним из способов осуществления конкретных закупок заказчиком.

Разделом 9 Положения о закупках заказчика определены общие требования по проведению закупок.

В соответствии с подпунктом 9.2.1 пункта 9.2 «Требования к описанию предмета конкурентной закупки» при описании в документации о закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального договора;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные требования к ранжированию заявок и присвоению наименьших порядковых номеров по результатам закупки установлены в части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно закупочной документации № 32312320149 предметом аукциона является «Шифр 73-2023-нр5520. Поставка цифровых лабораторий в рамках обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных региональным проектом «Современная школа» федерального проекта «Современная школа», входящего в состав национального проекта «Образование».

Приложением № 1 к закупочной документации является файл «Описание объекта закупки.dox» с указанием, в том числе наименования объекта закупки, общих требований к поставке товара, требований к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям.

При этом требования к качественным и иным характеристикам необходимых заказчику товаров содержит информацию о поставке товаров конкретного производителя, которое сопровождается словами «или эквивалент».

В соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положения о закупках при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Вместе с тем, ООО «Современная школа» не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, включая указание на требования технического задания (параметры оборудования), которые бы указывали исключительно на конкретного производителя и требуют указания в ином варианте, для расширения числа участников.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Современная школа» является необоснованной в указанной части.

 

3. Согласно части 12 статьи 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение заявок на участие в такой конкурентной закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) может предоставляться участниками такой закупки путем внесения денежных средств в соответствии с настоящей статьей или предоставления независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в такой закупке осуществляется участником такой закупки.

Частью 14.1 статьи 3.4 Закона о закупках определено, что независимая гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП, должна соответствовать следующим требованиям:

1) независимая гарантия должна быть выдана гарантом, предусмотренным частью 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе);

2) информация о независимой гарантии должна быть включена в реестр независимых гарантий, предусмотренный частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе;

3) независимая гарантия не может быть отозвана выдавшим ее гарантом;

4) независимая гарантия должна содержать:

а) условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования;

б) перечень документов, подлежащих представлению заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, в случае установления такого перечня Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 части 32 настоящей статьи;

в) указание на срок действия независимой гарантии, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Аналогичные требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП содержатся в пункте 19.11.10 Положения о закупках заказчика.

При этом часть 14.1 статьи 3.4 Закона о закупках и пункт 19.11.10 Положения о закупках не предусматривают возможности установления дополнительных требований к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП в закупочной документации.

В ходе анализа закупочной документации № 32312320149 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что требования установлены подпунктом 6.1 пункта 21 к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки соответствуют части 14.1 статьи 3.4 Закона о закупках и пункту 19.11.10 Положения о закупках.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Современная школа» является необоснованной в указанной части.

 

4. Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Условие предоставления приоритета товарам российского происхождения регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 9.8.1 Положения о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.

Аналогичные требования изложены в пункте 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, пунктом 9.1.3 Положения о закупках установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, в соответствии с Постановлением № 925.

Пунктом 22 закупочной документации № 32312320149 установлен приоритет товарам российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства в соответствии с Постановлением № 925.

Пунктом 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 Постановления № 925, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Постановления № 925, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Таким образом, из толкования вышеперечисленных норм Постановления № 925 следует, что одним из обязательных условий предоставления приоритета является включение перечня определённых сведений, условий и требований в закупочную документацию.

При этом, из анализа сведений, размещенных в Единой информационной системе следует, что закупочная документация не содержит перечень требований и условия к участникам закупки необходимых к предоставлению приоритета товарам российского происхождения, и заказчик ограничился цитированием положений Постановления № 925 в пункте 22 закупочной документации № 32312320149, тогда как Постановления № 925 предусматривает включение четкого перечня условий и требований, соблюдение которых является для участников обязательным и которые должны быть однозначно сформулированы и закреплены в сопутствующих (корреспондирующих) разделах извещения и документации.

Формирование закупочной документации в указанном виде является нарушением пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Учитывая изложение, жалоба ООО «Современная школа» в указанной части является обоснованной.

 

5. Пунктом 8.2 части 9, пунктом 15.2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке должен быть указан размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения.

Раздел 9.5.1. Положения о закупках регламентирует порядок обеспечения исполнения договора в ходе осуществления заказчиком закупок.

При этом, раздел 9.5.1. Положения о закупках заказчика не содержит положений, регламентирующих особые условия и процедуру предоставления обеспечения договора, в случае снижения участником цены договора на 25 % и более.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Постановление № 1352) установлены особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 25 Постановления № 1352 если в документации о закупке, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения не может превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

Аналогичные требования к размеру обеспечения исполнения договора в случае осуществления закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлены в пункте 19.11.8 Положения о закупках.

При этом, согласно пунктом 30 закупочной документации № 32312320149 установлены антидемпинговые меры, регламентирующие порядок предоставления обеспечения договора, в случае снижения участником цены договора на 25 % и более, а именно:

«1. Заказчик при проведении закупки в документации устанавливает возможность применения антидемпинговых мер. Если при проведении конкурса или аукциона НМЦ договора составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦ договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона НМЦ договора составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦ договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре договоров или в реестре договоров, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более договоров и (или)договоров (при этом все договоры и (или) договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней),либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более договоров и (или) договоров (при этом не менее чем семьдесят пять процентов договоров и (или) договоров должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более договоров и (или) договоров (при этом все договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из договоров и (или) договоров должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить договор.

4. В случае проведения аукциона информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, представляется участником закупки при направлении Заказчику подписанного проекта договора. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании Комиссией информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, недостоверной договор с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения договора. В этом случае решение Комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее чем через три для со дня подписания указанного протокола.

5. Обеспечение исполнения договора предоставляется участником закупки, с которым заключается договор, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения договора. В этом случае уклонение участника закупки от заключения договора оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее чем через три для со дня подписания указанного протокола.

6. В случае признания победителя аукциона уклонившимся от заключения договора, на второго участника закупки, с которым заключается договор, распространяются требования настоящего раздела в полном объеме».

Согласно пояснениям заказчика, что антидемпинговые меры установлены в документации во избежание убытков, связанных с неисполнением и (или) ненадлежащим исполнением обязательств по договору, связанных со значительным снижением цены договора.

Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что в соответствии с положениями документации участниками аукциона могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и Положение о закупках заказчика не предусматривает применение антидемпинговых мер в случае снижения участником цены договора на 25 % и более.

Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что в случае снижения участником закупки, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, цены договора ниже демпинговой цены, то в силу положений документации такому участнику закупки для заключения договора по предложенной цене необходимо представить обеспечение исполнения договора в размере, превышающем 5 процентов от начальной (максимальной) цены договора, что противоречит положениям Постановления № 1352 и Положения о закупках заказчика.

Таким образом, действия заказчика, установившего в документации порядок применения антидемпинговых мер, противоречат Положению о закупках заказчика и требованиям законодательства Российской Федерации о закупке товаров, работ, услуг, что нарушает пункт 8.2 части 9, пункт 15.2 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также содержат признаки состава административно правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, жалобы ООО «Современная школа» и ООО «Арматор» являются обоснованными в указанной части.

 

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной. Учитывая, что часть доводов жалоб ООО «Современная школа» и ООО «Арматор» являются обоснованными Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что жалобы ООО «Современная школа» и ООО «Арматор» являются обоснованными.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе № 2724071 от 19.06.2023 г. на участие в закупке поступило 2 заявки, обе заявки были признаны несоответствующими требованиям, аукцион признается несостоявшимся, в связи с чем Комиссией Ульяновского УФАС России принято решение, предписание на устранение установленных в действиях заказчика нарушений пункта 8.2 части 9, пунктов 9 и 15.2 части 10 статьи 4 Закона о закупках не выдавать.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Современная школа» обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Арматор» обоснованной.

3. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 8.2 части 9, пунктов 9 и 15.2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Учитывая, что аукцион в электронной форме № 32312320149 признан несостоявшимся, предписание не выдавать.

5. Передать материалы дела № 073/07/3-382/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии:

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


 


 

 

 

 

2023-2997

 

 

Связанные организации

ОГАОУ «Лицей ядерных технологий»
ИНН 7329036860, ОГРН 1227300002445
Общество с ограниченной ответственностью "Арматор"
ИНН 6154082075, ОГРН 1026102571120
Общество с ограниченной ответственностью "Современная школа"
ИНН 0917040639, ОГРН 1200900003578