Решение №КП/2111/24 Решение по делу № 073/06/106-206/2024 от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

11.04.2024 Дело № 073/06/106-206/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления <…>,

 

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи):

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ГУЗ «УОКЦСВМП»:

- <…> (доверенность № 20/01-21 от 09.04.2024),

- <…> (доверенность № 19/01-21 от 09.04.2024),

- <…> (доверенность № 18/01-21 от 09.04.2024),

- от ООО «МЛС»:

- <…> (доверенность б/н от 08.04.2024),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской

области:

- <…> (доверенность № 48 от 09.01.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-206/2024 по жалобе ООО «МЕД ЛАЙФ СЕРВИС» (далее - заявитель) на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624001320 (наименование объекта закупки – «Эндопротезы коленного сустава тотальные с задней

стабилизацией»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова» (далее – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 5 398 200,00 руб., срок окончания подачи заявок 05.04.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 2304-ЭП/24 от 04.04.2024 (дата размещения в ЕИС – 04.04.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «МЕД ЛАЙФ СЕРВИС» на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624001320.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, техническое задание сформировано таким образом, что установленным характеристикам соответствует товар единственного производителя – Zimmer (регистрационное удостоверение № ФСЗ 2011/09139).

Вх. № 2437-ЭП/24 от 10.04.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание на то, что описание объекта закупки сформировано исходя из потребности заказчика.

Вх. № 2442-ЭП/24 от 10.04.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

При составлении описания объекта закупки заказчик руководствовался потребностями учреждения в целях оказания качественной медицинской помощи пациентам. Поскольку использованный заказчиком код позиции КТРУ не содержит требований к характеристикам товара описание объекта закупки было составлено в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Товары приобретаются для оказания высокотехнологичной медицинской помощи и данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребностью заказчика с учетом специфики его деятельности. Характеристики товара сформированы исходя из опыта работы врачей травматологов-ортопедов с подобными эндопротезами. Врачи, имплантирующие эндопротезы коленного сустава, проходили обучение по установке протезов данного типа в ФГБУ «РНИНТО им. Р.Р. Вредена» Минздрава России. Также заказчик указывает, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление и любое юридическое лицо может исполнить заключаемый договор.

На заседании Комиссии 10.04.2024, которое проходило в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы жалобы, представители заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 11.04.2024 для документального анализа материалов дела.

Вх. № 2523-ЭП/24, № 2524-ЭП/24 от 11.04.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили дополнения к возражениям на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Норматив финансовых затрат на предоставление медицинской помощи по эндопротезированию коленных суставов составляет 195 740,00 руб., что подтверждается выпиской из территориальной программы. В полученном заказчиком коммерческом предложении цена эндопротезов Smith&Nephew составляет 177 076,85 и 130 317,01 за единицу. Аукцион был размещен по цене 89 970,00 руб. за штуку. НМЦК была сформирована на основании коммерческих предложений от 3 разных юридических лиц, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции. Также единственная заявка на участие содержит предложение о поставке эндопротезов коленных суставов двух производителей – «Бэйцзин Монтань Медикал Девайс Ко., Лтд.» (Китай) и «Зиммер Инк.» (Соединенные Штаты Америки).

На заседании Комиссии после объявленного перерыва 11.04.2024, которое проходило в дистанционном режиме, представители сторон также поддержали заявления и возражения, представленные ранее.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «МЕД ЛАЙФ СЕРВИС» Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 28.03.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624001320, наименование объекта закупки – «Эндопротезы коленного сустава тотальные с задней стабилизацией» (начальная (максимальная) цена контракта – 5 398 200,00 руб.).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 заявка единственного участника закупки была признана соответствующей требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «МЕД ЛАЙФ СЕРВИС» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Объектом закупки в соответствии с извещением электронного аукциона № 0168500000624001320 является поставка эндопротезов коленного сустава тотальных с задней стабилизацией.

Извещением об осуществлении закупки № 0168500000624001320 в структурированном виде, а также приложении к извещению (файл «Описание объекта закупки.xls») заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики товара.

Согласно сведениям, представленным ООО «МЕД ЛАЙФ СЕРВИС», по совокупности характеристик технического задания извещения спорной закупки соответствует товар единственного производителя – «Зиммер Инк.» (Соединенные Штаты Америки).

При этом, согласно пояснениям заказчика, при описании объекта закупки заказчик исходил из предельно допустимой для него стоимости товара, а также из того, что специалисты, выполняющие протезирование, прошли обучение у данного производителя (подтверждено соответствующим сертификатом, приобщенным к материалам дела) и товары иных производителей не рассматривались при формировании извещения, так как не соответствуют цене, установленной заказчиком, что не может считаться надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе, так как цена того или иного товар не является его функциональной, технической или потребительской характеристикой или свойством. Прохождение специалистов обучения по использования товаров в какой-либо коммерческой структуре также не является основанием для несоблюдения требований законодательства о контрактной системе.

Кроме того, исходя из сведений, опубликованных на сайте Росздравнадзора, в том числе, в отношении предложенных в единственной заявке товаров «Бэйцзин Монтань Медикал Девайс Ко., Лтд.» (Китай) и «Зиммер Инк.» (Соединенные Штаты Америки), размеры данных изделий не устанавливаются производителями в виде конкретных значений и имеют погрешности (например, 60±0,8 или 51±0,5), что связано с процессом подбора и имплантации, тогда как заказчиком в извещении параметры товара определены в абсолютных единицах.

Таким образом, заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено надлежащего документального подтверждения и сведений (ссылки на информацию на сайте Росздравнадзора, ответ производителя, включающий сопроводительную техническую документацию на товар и др.), обосновывающих утверждение о наличии не менее 2-х производителей оборудования, соответствующих требованиям извещения, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии закупаемого товара товару иных производителей, кроме оборудования производства «Зиммер Инк.» (Соединенные Штаты Америки), и описание объекта закупки в указанном виде нарушает положения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, соответственно, жалоба ООО «МЕД ЛАЙФ СЕРВИС» является обоснованной.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя описание объекта закупки. Действия заказчика, нарушившего при описании объекта закупки требования пунктов 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МЕД ЛАЙФ СЕРВИС» обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика № 0168500000624001320,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168500000624001320, продления срока приема заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-206/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
ГУЗ «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова»
ИНН 7325101759, ОГРН 1117325000341
Общество с ограниченной ответственностью "МЕД ЛАЙФ СЕРВИС"
ИНН 6313547530, ОГРН 1156313000084