Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Сайлент 2000» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
═════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ
19.08.2013                                                                                                             Дело № 10019/03-2013
г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:<…>

рассмотрев дело № 10019/03-2013, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответст-венностью «Сайлент 2000» (далее – ООО «Сайлент 2000», заявитель) на действия заказчика – Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – заказчик, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономики и планирования Ульяновской области, далее – уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168200002413003364 на поставку специализированных продуктов лечебного питания, без фенилаланина для обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», на территории Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта – 528 693,75 руб., дата рассмотрения заявок – 07.08.2013 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов, Закон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. № 498,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 7051 от 12.08.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Сайлент 2000» на действия заказчика при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
В России зарегистрировано четыре производителя, выпускающих препараты для питания детей, страдающих фенилкетонурией. Требованиям технического задания полностью соответствуют по позиции 1- только один препарат -«МВмил ФКУ 2» фирмы «HERO» Испания, отечественный препарат «Афенилак 40» не подходит по количеству энергии, белка, жиров, углеводов, витаминов и минералов, а препарат Comida PKU С формула не подходит по возрасту (от 8 лет исходя из содержания свидетельства о регистрации). Препарат фирмы Nutricia «ХР Максамум» не подходит по возрасту (от 8 лет), а также по количеству энергии, белку, углеводам, кальцию.
По позиций 2 соответствует техническому заданию только один препарат- «Comida -PKU-В формула» (Германия)». Препарат фирмы -«МБмил ФКУ 2 фирмы «HERO» Испания не подходит по количеству белка, витаминов и минералов. Препарат фирмы «Нутриген 30» не подходит по количеству белка, жиров, углеводов, витаминов и минералов. Препарат фирмы Nutricia «ХР Максамум» не подходит по возрасту (от 8 лет).
Таким образом, из анализа содержания аукционной документации следует вывод о том, что по каждой из позиций 1 и 2 заданным требованиям соответствует только один препарат (компании «HERO» (Испания) и компании «Comida» (Германия).
Вместе с тем, препараты остальных производителей ничем не уступают препаратам фир-мы «HERO» и «Comida» (Германия) прошли клинические испытания, широко применяются на территории России для питания детей, больных фенилкетонурией и являются полностью взаи-мозаменяемыми.
Согласно Методическому письму Министерства Здравоохранения Российской Федера-ции от 24.07.2012г. № 15-1/10/2-836 «Специализированные продукты лечебного питания для детей с фенилкетонурией» (далее - Методическое письмо), установлены нормы физиологической потребности в основных пищевых веществах и энергии для детей, больных фенилкетонурией различных возрастных групп. Все показатели, изложенные в техническом задании, расходятся с требованиями указанного Методического письма (путём сужения рамок допустимых параметров).
Установление в аукционной документации жёстких количественных характеристик товара приводит к созданию преимущественных условий участия в аукционе для участника, предлагающего препараты производства компании «HERO» и «Comida».

На заседании Комиссии 16.08.2013 г. представитель ООО «Сайлент 2000» поддержал до-воды, изложенные в жалобе.

Представитель заказчика на заседании Комиссии 16.08.2013 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласилась, представила письменные пояснения (вх. № 7152 от 16.08.2013 г.), со-держащие указание, в том числе, на следующее.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, тре-бования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В зависимости от своих потребностей заказчик должен установить конкретные требова-ния к товару. Действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, которое он счёл необходимым.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аук-ционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муници-пальных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к определённому товару.
Исходя из потребности заказчика, в соответствии с требованиями действующего законо-дательства о размещении заказов, заказчиком был сформирован заказ на поставку специализи-рованного лечебного питания на основе аминокислот без фенилаланина для детей, болеющих фенилкетонурией, с требуемыми характеристиками.
Сравнительный анализ документации лечебного питания показал, что по позиции 1 тре-бованиям к потребительским свойствам товара, установленным в аукционной документации, соответствуют продукты лечебного питания «MD мил® ФКУ-2» и «Comida-PKU С Формула». По позиции 2 требованиям к потребительским свойствам товара, установленным в аукционной документации, подходят продукты лечебного питания «ХР Максамум» и «Comida-PKU В Фор-мула».
Таким образом, документация об аукционе не содержит требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказа, а также указаний на конкрет-ного производителя.
В силу ч. 2 ст. 57 Закона о размещении заказов на положения документации об аукционе жалоба может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Согласно извещению о проведении данного аукциона дата и время оконча-ния срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 05.08.2013 09-00. Жалоба ООО «Сайлент 2000» поступила в УФАС по Ульяновской области только 12.08.2013, то есть с пропуском срока, установленного законом.
На основании вышеизложенного, заказчик считает, что в его действиях отсутствуют на-рушения Закона о размещении заказов

Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 16.08.2013 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, поддержал доводы заказчика.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 19.08.2013 г. для документального анализа материалов по делу.

Вх. № 7162 от 19.08.2013 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Сайлент 2000» посту-пили дополнительные материалы к жалобе.

Вх. № 7198 от 19.08.2013 г. в Ульяновское УФАС России от Министерства здравоохра-нения Ульяновской области поступили дополнительные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Возрастные рамки больных фенилкетонурией старше одного года являются условным критерием при подборе адекватной диетотерапии. Главным критерием при поборе диеты явля-ется именно белковый эквивалент специализированного продукта без фенилаланина, а не воз-растные рамки.
На клинической практике есть случаи, когда, к примеру, ребёнку 2-3 лет в силу его индивидуальных особенностей врачом-генетиком назначается продукт лечебного питания с повышенным содержанием белка. При этом указание на этикетной надписи лечебного питания о его применении с определённого возраста является рекомендацией производителя.
Продукты специализированного лечебного питания не относятся к лекарственным сред-ствам, применение которых строго регламентировано в рамках инструкций по медицинскому применению лекарственных препаратов. Специализированные продукты лечебного питания представляют собой пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма.
Следует также отметить, что «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащих санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю)», ут-верждённые Решением Комиссии таможенного союза № 299 от 28.05.2010, а также п. 90 поста-новления Главного санитарного врача Российской Федерации № 41 от 15.04.2003 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.3.2.1280-03» про-дукты без фенилаланина или с низким его содержанием делят только на две возрастные группы: для детей первого года жизни и для детей старше года.
Заказчик в аукционной документации не ссылается на конкретный товар определенного производителя, а устанавливает общие требования к товару, в котором нуждается, предоставляя тем самым возможность различным производителям предложить их продукцию к поставке по государственному контракту, при условии, что она отвечает требованиям в рамках диапазона, изложенного заказчиком.

Рассмотрев имеющиеся материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жа-лобу ООО «Сайлент 2000» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

На официальном сайте в информационно-телекоммуникацинной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru 23.07.2013 г. было опубликовано извещение о проведении открытого аук-циона в электронной форме № 0168200002413003364 на поставку специализированных продук-тов лечебного питания, без фенилаланина для обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», на территории Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта – 528 693,75 руб.).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок № 0168200002413003364-1 от 07.08.2013 г. на участие в указанном открытом аукционе в электронной форме было подано 2 заявки.
Решением аукционной комиссии обоим участникам размещения заказа было отказано в допуске к участию в аукционе, аукцион был признан несостоявшимся.

В пункте 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов указано, что документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требо-вания к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия постав-ляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказа-нии услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Однако установленная законодательством необходимость указания в документации све-дений о товаре, позволяющих определить потребность заказчика, не должна приводить к тому, что эти требования будут установлены безосновательны, в результате чего, данным требованиям будет соответствовать товар, выпускаемый одной торговой маркой или одним производителем.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частя-ми 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
Часть 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна со-держать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техни-ческим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям за-казчика.
В соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техниче-ским характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику разме-щения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репу-тации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, ока-зания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность ус-тановления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о разме-щении заказов.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полез-ные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
По смыслу Закона о размещении заказов, на заказчике лежит бремя доказывания того об-стоятельства, что только установленные им требования к товару могут обеспечить его потреб-ности. Следовательно, при наличии на рынке нескольких аналогичных товаров различных про-изводителей заказчик должен представить убедительные доказательства того, почему им отдано предпочтение одному из них.
Таким образом, в документации должны содержаться только те требования к товару, ко-торые влияют на возможность (невозможность) использования товара в тех целях, которые пре-дусматривает заказчик, с учетом предусмотренного им качества товара.
Законодательство о размещении заказов предусматривает не только обязанность заказчи-ка установить в документации об открытом аукционе в электронной форме требования к товару, отвечающие потребности заказчика по качеству, безопасности, техническим характеристика и иным показателям, но и необходимость соблюдения правил, предусмотренных частями 1-3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В аукционной документации (раздел № 2 «Техническая часть») указаны потребительские свойства и качественные характеристики необходимых к поставке товаров. В позициях 1-3 тех-нического задания указано, что лечебное питание предназначено для детей «старше года» и «от года».
Представитель заказчика и члены единой комиссии на заседании Комиссии Ульяновско-го УФАС России также пояснили, что лечебное питание по рассматриваемому аукциону приоб-ретается для детей старше года.
В соответствии с  методическим письмом «Специализированные продукты лечебного питания для детей с фенилкетонурией», утвержденным заместителем председателя Ученого Совета ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН 31.01.2012 (далее - Методическое письмо) диетотерапия больных ФКУ старше года продолжает осуществляться под контролем уровня фенилаланина в крови, а при назначении диеты и выборе лечебного продукта для больных ФКУ старше одного года важно учитывать возраст детей, их вкусы, индивидуальные особенности.
Вместе с тем, в документации об открытом аукционе в электронной форме № 0168200002413003364 отсутствует информация о возрасте детей, для которых приобретается лечебное питание, тогда как указанный параметр также влияет на определение потребности за-казчика, что является нарушением части 2 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Указание в техническом задании возраста детей «старше года» («от года») не может яв-ляться надлежащим указанием возраста, поскольку возраст «старше года» включает детей от 1 до 18 лет, которым в силу возрастных и физиологических особенностей необходимо различное лечебное питание.
Доводы заказчика о делении питания только на две возрастные группы: для детей перво-го года жизни и для детей старше года, а также о возможности применения питания для детей в возрасте от 1 до 8 лет, которое предназначенного для детей старше 8 лет, не могут быть приня-ты Комиссией Ульяновского УФАС России, поскольку в свидетельствах о регистрации лечеб-ного питания указан возраст, с которого возможно применение такого питания, соответственно указание возраста на упаковке носит не рекомендательный характер, а является обязательным условием при использовании.
При этом, доказательств в виде нормативных документов о возможной замене лечебного питания заказчиком представлено не было.
В Таблице 8 Методического письма содержится рекомендуемое содержание основных пищевых веществ и энергетическая ценность специализированных продуктов лечебного пита-ния на основе аминокислот без фенилаланина для больных ФКУ различных возрастных групп.
При этом, свидетельства о государственной регистрации о соответствии лечебного пита-ния единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подле-жащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) содержит указание на возраст с которого допустим прием указанного лечебного питания.
Заключений специалистов (экспертов) о необходимости приобретения продуктов лечеб-ного питания именно такой пищевой ценности с учетом потребности детей в основных пище-вых веществах, формы заболевания, толерантности ребенка к фенилаланину, режима питания, пищевых привычек, психологических и другие индивидуальных особенностей ребенка не зави-симо от возраста ребенка представителем Министерства здравоохранения Ульяновской облас-ти и членами единой комиссии на заседание Комиссии Ульяновского УФАС России представ-лено не было. Выписки из карточек трех из 40 пациентов не могут служить обоснованием по-требности заказчика на весь закупаемый товар.
В ходе анализа представленных материалов, Комиссией Ульяновского УФАС Росси бы-ло установлено, что характеристикам, указанным в пунктах 1 и 2 «Специализированное лечеб-ное питание на основе аминокислот без фенилаланина, предназначенное для питания детей старше года, страдающих  фенилкетонурией» раздела 2 «Техническая часть» аукционной доку-ментации соответствуют лечебное питание МД мил ФКУ-2 и Comida-PKU B Formula соответст-венно. При этом, указанное заказчиком в качестве эквивалента лечебное питание Comida-PKU C и XP Максимум не соответствует характеристикам, указанным в аукционной документации, так как согласно регистрационным свидетельствам № KZ.16.01.79.007.Е.002165 04.12 от 13.04.2012 г. и № RU.77.99.19.007.Е.004271.03.11 от 02.03.2011 г. оно предназначено для лечебного питания детей старше восьми лет. Таким образом, заказчиком установлены характеристики к товару одного производителя (компания «HERO», Испания), что противоречит нормам законодательства о размещении заказов.
Таким образом, жалоба ООО «Сайлент 2000» является обоснованной.

Относительно довода заказчика о том, что жалоба на положения документации была по-дана заявителем с нарушением установленного Законом о размещении заказов, Комиссия Улья-новского УФАС России поясняет следующее.
Согласно части 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов жалоба на положение доку-ментации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником раз-мещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в элек-тронной форме.
Согласно пункту 29 раздел 1 «Информационная карта» аукционной документации окон-чание срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме установлено 05.08.2013 г. в 09-00. Вместе с тем, жалоба ООО «Сайлент 2000» была направлена в Ульянов-ское УФАС России 03.08.2013 г. (подтверждается почтовым штемпелем на конверте заявителя).
Учитывая изложенное, жалоба ООО «Сайлент 2000» на положения аукционной документации обоснованно была принята к рассмотрению Ульяновским УФАС России.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 ста-тьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, ут-вержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. № 498,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Сайлент 2000» обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 2, 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Обязать заказчика, единую комиссию устранить допущенное заказчиком нарушение путем аннулировании открытого аукциона в электронной форме №  0168200002413003364.
4. Передать материалы дела уполномоченному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц к административной ответственности.
<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимоно-польного органа  частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Феде-рации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 65

19.08.2013 г.                                                                                                                         г. Ульяновск


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов  в составе:<…>

руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, на основании частей 1, 4, 5, 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов) и на основании своего решения от 19.08.2013 г. по делу № 10019/03-2013, возбужденному по жалобе ООО «Сайлент-2000» на действия заказчика – Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – заказчик, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономики и планирования Ульяновской области, далее – уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168200002413003364 на поставку специализированных продуктов лечебного питания, без фенилаланина для обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», на территории Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта – 528 693,75 руб., дата рассмотрения заявок – 07.08.2013 г.),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.  Министерству здравоохранения Ульяновской области, единой комиссии в срок до 27.08.2013 г. устранить допущенное заказчиком нарушение частей 2, 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме № 0168200002413003364.
2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» необходимо обеспечить возможность исполнения указанного предписания.
3. В срок до 03.09.2013 г. представить письменное доказательство исполнения на-стоящего предписания.
<…>

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимоно-польного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Феде-рации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

Связанные организации

Связанные организации не указаны