Решение б/н Решение по жалобе ООО «УФК-Ульяновск» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д. 8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ
12.12.2013                                                                                Дело № 10411/03-2013
г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <….>
рассмотрев дело № 10411/03-2013, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью «УФК-Ульяновск» (далее - ООО «УФК-Ульяновск», заявитель) на действия заказчика - Областного государственного казённого учреждения «Ульяновскоблстройзаказчик» и уполномоченного органа – Департамента государственных закупок Министерства экономики и планирования Ульяновской области (далее – заказчик, уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168200002413005730 на выполнение работ по строительству объекта: «Гидротехнические берегоукрепительные сооружения на Куйбышевском водохранилище в районе с. Ундоры Ульяновского района Ульяновской области» (начальная (максимальная) цена лота – 216 273 690,00 руб., дата окончания срока подачи заявок – 06.12.2013 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов, Закон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. № 498,

 

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 10671 от 05.12.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «УФК-Ульяновск» на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
По мнению заявителя, перечень материалов (приложение № 3 к документации об аукционе) составлен некорректно и вводит в заблуждение участников размещения заказа (позиции 4, 6, 8, 10, 33, 37, 67).
Как указывает заявитель, в сметной документации отсутствует ряд материалов, указанных в приложении № 3 (перечень материалов, используемых при выполнении работ) к аукционной документации.
По мнению заявителя, заказчик неправомерно требует от участников размещения заказа наличия свидетельства о допуске к конкретным видам работ, и не требует свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Кроме того, проект государственного контракта указывает на выполнение работ подрядчиком лично и одновременно имеет положение о то, что подрядчик несёт имущественную ответственность перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
Также в соответствии с разделом 2 «Техническая часть» документации по открытому аукциону в электронной форме № 0168200002413005730 работы должны быть выполнены в соответствии с технической документацией, а именно приложением № 5 – «Рабочий проект».
Вместе с тем, указанный проект размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не в полном объеме.

 

Представитель ООО «УФК-Ульяновск» на заседание Комиссии 11.12.2013 г. не явился (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (вх. № 10831 от 11.12.2013 г.)).

Представители заказчика на заседании Комиссии 11.12.2013 г. не согласились с доводами жалобы и представили письменные возражения (вх. № 10863 от 11.12.2013 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее. 
Относительно доводов заявителя, что в сметной документации отсутствуют материалы, указанные в приложении № 3 (перечень материалов, используемых при выполнении работ) заказчик указывает, что перечень разрабатывается в соответствии с локальными сметами, входящими в состав проектно-сметной документации на строительство объекта и составленных по сметно-нормативной базе ТЕР-2001 для Ульяновской области. На основании локальных смет с помощью программного комплекса Estimate составляются ресурсные сметы (№ 38, 39, 40), в которых указан перечень материалов необходимых для выполнения работ с указанием кратких характеристик или марок по разделам: материалы, учтенные в расценках (указаны в локальных сметах).
Остальные доводы жалобы заявителя аналогичны доводам жалобам поданных ранее ООО СК «ЕвроСтиль» и ООО СК «ПОТОК» по итогам рассмотрения, которых Комиссией Ульяновского УФАС России было принято решение от 03.12.2013 г. в рамках дела № 10364/03-2013 о признании жалоб обоснованными. Также было выдано предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в документацию об аукционе.
Во исполнение указанного предписания заказчик 11.12.2013 г. направил в адрес уполномоченного органа письмо о необходимости внесения изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме № 0168200002413005730.
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО «УФК-Ульяновск» необоснованной.

 

Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 11.12.2013 г. не согласился с доводами жалобы, поддержал пояснения заказчика.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00  12.12.2013 г., для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На Официальном сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 15.11.2013 г. были опубликованы извещение и документация по открытому аукциону в электронной форме № 0168200002413005730 на выполнение работ по строительству объекта: «Гидротехнические берегоукрепительные сооружения на Куйбышевском водохранилище в районе с. Ундоры Ульяновского района Ульяновской области» (начальная (максимальная) цена лота – 216 273 690,00 руб.).
29.11.2013 г. опубликованы два разъяснения положений документации об аукционе.
11.12.2013 г. были опубликованы изменения документации об аукционе в электронной форме. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени) указано 27.12.2013 г. в 09:00.

Рассмотрев имеющиеся материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «УФК-Ульяновск» частично обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 2 частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов  при размещении заказа путем проведения торгов, участники  размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальным предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовки проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Перечень) лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168200002413005730 предметом торгов является выполнение работ по строительству объекта: «Гидротехнические берегоукрепительные сооружения на Куйбышевском водохранилище в районе с. Ундоры Ульяновского района Ульяновской области».
Согласно п. 28 Информационной карты документации об открытом аукционе в электронной форме вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (наличие видов работ согласно Приложению №1 к документации).
Приложение № 1 к аукционной документации содержит указание на перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно:
Разработка и перемещение грунта гидромониторными и плавучими земснарядами 30.1
Рыхление и разработка грунтов под водой механизированным способом и выдачей в отвал 30.2
Возведение сооружений в морских и речных условиях из природных и искусственных массивов 30.6
Монтаж, демонтаж  строительных конструкций в подводных условиях 30.8
Укладка трубопроводов в подводных условиях 30.9
Водолазные (подводно-строительные) работы, в том числе контроль за качеством гидротехнических работ под водой 30.11

Укладка трубопроводов водопроводных 16.1
Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов 16.3
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского Кодекса РФ,
если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно пункту 1.2 Раздела 3 «Проект государственного контракта» аукционной документации подрядчик обязуется выполнить лично (собственными силами) все работы по строительству объекта.
Также в соответствии с п. 7.5 проекта государственного контракта подрядчик несёт имущественную ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
Исходя из указанных положений проекта государственного контракта невозможно сделать однозначный вывод о том, что необходимо заказчику (чтобы работы были выполнены силами подрядчика самостоятельно, то есть лично, или с привлечением субподрядчика).
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 6 августа 2010 г. № Д22-1339 требование заказчика о выполнении работы лично участником размещения заказа противоречит положению ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно письму ФАС России от 23.05.2011 г. № ИА/19714 лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Таким образом, требование о выполнении работ подрядчиком лично противоречит ч. 1 ст. 706 Гражданского Кодекса РФ, а требование о наличии у участника СРО  на генподряд ограничивает права тех, у кого имеемся свидетельство о допуске к отдельным видам работ.
В указанной ситуации, при наличии вышеуказанных противоречий в проекте муниципального контракта аукционная документация должна содержать требования к составу второй части заявки в виде наличия у участника СРО на генподряд либо свидетельство о допуске к отдельным видам работ.
В соответствии с п. 3.2 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 г. № 29/478, государственный заказчик формирует технико-экономическое задание, в том числе, определяет существенные условия (наименование, характеристики и количество (объем); место, сроки, условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок, порядок и условия оплаты; обязательства сторон, порядок приемки товаров, работ, услуг, ответственность сторон, иные условия) контракта в соответствии с требованиями законодательства, а также разрабатывает проект государственного контракта.
Следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов в части установления требования к участникам размещения заказа не в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, жалоба ООО «УФК-Ульяновск» в данной части является обоснованной.

 

2. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с перечнем материалов, используемых при выполнении работ (приложение № 3 к аукционной документации), размещенном на официальном сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru установлены требования к техническим характеристикам материалов используемых при выполнении работ.
В ходе документального анализа приложения № 3 к аукционной документации № 0168200002413005730 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что наименования и технические характеристики товаров, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ, товара, а также их максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели значения которых не могут изменяться, имеют ряд противоречий с ГОСТами, регулирующими технические условия изготовления этих товаров и определяющими их основные характеристики (позиции 1, 2, 4, 6, 8, 10, 33, 37, 42, 44, 46, 48, 67, 80, 81 , 82 и т.д.), либо составлены таким образом, что не представляется возможным однозначно определить к каким маркам, типам или видам товаров относятся те или иные характеристики, а также каким образом эти характеристики соотносятся между собой, что не позволяет участникам размещения заказа сформировать свое предложение для первой части заявки в том виде, который необходим заказчику. Формулирование требований в указанном виде создает неясность в понимании участниками размещения заказа, какой именно товар при выполнении работ требуется заказчику, вводит в заблуждение участников размещения заказа и не позволяет оформить заявку в соответствии с требованиями документации и техническими требованиями.
В соответствии с п. 3.2 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2007 г. № 29/478, государственный заказчик формирует технико-экономическое задание, в том числе, определяет существенные условия (наименование, характеристики и количество (объем); место, сроки, условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок, порядок и условия оплаты; обязательства сторон, порядок приемки товаров, работ, услуг, ответственность сторон, иные условия) контракта в соответствии с требованиями законодательства, а также разрабатывает проект государственного контракта.
Следовательно, в действиях заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов в части установления максимальных и минимальных значений показателя товара, которые не соответствуют требованиям ГОСТов и противоречат друг другу.
Следовательно, жалоба ООО «УФК-Ульяновск» в данной части является обоснованной.

3. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В целях надлежащего соблюдения пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов проектно-сметная документация должна входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником размещения заказа предложения по исполнению государственного контракта.
Согласно п. 5 Информационной карты аукционной документации объем выполняемых работ необходимых заказчику определяется в соответствии с разделом 2 «Техническая часть» документации об аукционе.
Раздел 2 «Техническая часть» содержит техническое задание, сводку затрат, расчеты № 1 и № 2, локальные сметы №№ ЛС-02-01-001, ЛС-02-01-002-э, ЛС-02-01-003, ЛС-02-01-004 и Рабочий проект.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (до 11.12.2013 г.) в составе документации об аукционе размещена информация о видах и объемах работ. При этом Рабочий проект был размещен не в полном объеме, а именно, отсутствуют следующие части проекта: 1) раздел «Пояснительная записка», который содержит предпроектные исходные данные, задание на проектирование, правоустанавливающие документы на земельный участок, таблицу технико-экономических показателей, 2) раздел «Организация строительства», содержащий чертеж «Стройгенлан», который необходим в период строительства, предусматривающий расположение временных зданий и сооружений, подъемных механизмов, места складирования строительных конструкций и материалов, 3) раздел «Мероприятия по охране окружающей среды», который содержит перечень мероприятий по предотвращению или снижению негативного воздействия на окружающую среду в период строительства и эксплуатации объекта, 4) раздел «Оценка воздействия на окружающую среду», содержащий перечень мероприятий на период строительства.
Таким образом, в нарушение пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов отсутствие указанных частей Рабочего проекта в составе документации об аукционе на строительство объекта на официальном сайте означает, что не установлены требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение.
Следовательно, жалоба ООО «УФК-Ульяновск» в указанной части является обоснованной.

 

4. Довод заявителя о том, что в сметной документации отсутствуют материалы, указанные в приложении № 3 (перечень материалов, используемых при выполнении работ), является необоснованным в связи со следующим.
Перечень материалов разрабатывается в соответствии с локальными сметами, входящими в состав проектно-сметной документации на строительство объекта. Так ацетилен растворенный технический марки А указан в расценке в смете 106-02-001-03, битумы нефтяные строительные марки БН содержатся в расценке в смете 22-05-004-01, грунтовка ГФ-021 в расценке в смете 09-06-024-12, растворитель марки Р-4А или Р-4 в расценке в смете 09-06-024-12.
Таким образом, при выполнении ряда работ, указанных в сметах используется товар, который указан в перечне материалов.
Следовательно, жалоба ООО «УФК-Ульяновск» в указной части является необоснованной.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. № 498,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «УФК-Ульяновск» частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Учитывая, что в рамках дела № 10364/03-2013 было выдано предписание № 99 об устранении указанных нарушений, предписание не выдавать.
<….>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны