Решение б/н Решение в отношении ОАО «Ульяновскэнерго» от 17 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 03.06.2014 №4438-04

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                          ДЕЛО № 10650/04-2014

  г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена: 20 мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено: 03 июня 2014 года.

 

 

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе: ***

 

 

рассмотрев дело № 10650/04-2014 по признакам нарушения ОАО «Ульяновскэнерго» (432028, г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д.23 А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", 

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.02.2014 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО «Транснефтьэнерго» на незаконные действия ОАО «Ульяновскэнерго», выразившиеся в несогласовании Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ООО «Транснефтьэнерго» (ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в границах Ульяновской области) – ОАО «Ульяновскэнерго».

По результатам рассмотрения заявления приказом от 20.02.2013   №  34   возбуждено   дело  по признакам нарушения ОАО «Ульяновскэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в несогласовании Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ООО «Транснефтьэнерго» (ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в границах Ульяновской области) – ОАО «Ульяновскэнерго».

На рассмотрении дела представители ОАО «Ульяновскэнерго» факт нарушения антимонопольного законодательства не признали, поддержали представленные письменные пояснения (исх. от 04.03.2014 №1862/27). Указали, что ОАО «АТС» известило ОАО «Ульяновскэнерго» о начале процедуры согласования ГТП ООО «Транснефтьэнерго». Неподписание ПСИ со стороны ОАО «Ульяновскэнерго» не может являться препятствием для доступа на ОРЭ ООО «Транснефтьэнерго» на этапе согласования ГТП. Указали, что перечень средств измерений по объекту ЛПДС «Никулино» согласован.

 

Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения привлеченных лиц, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях ОАО «Ульяновскэнерго» нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом комиссия исходила из следующего.

Между ООО «Транснефтьэнерго» и ОАО «Ульяновскэнерго» заключен договор энергоснабжения от 29.01.2013 №000779ЭО. Договор заключен на срок до 31.12.2013 и считается ежегодно продленным на следующий календарный год, если за 30 дней до окончания срока его действия Покупатель не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

ООО «Транснефтьэнерго», планируя поставлять электрическую энергию (мощность) для потребителя  с оптового рынка, письмом от 02.08.2012 (исх. №01-20/07835) обратилось к ОАО «Ульяновскэнерго», являющемуся для него смежным субъектом оптового рынка, за согласованием Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по группе точек поставки в сечении ООО «Транснефтьэнерго» (ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в границах Ульяновской области) – ОАО «Ульяновскэнерго» (ОАО «Ульяновскэнерго») (далее - ПСИ).

ОАО «Ульяновскэнерго» письмом от 05.09.2013 вернуло ПСИ с замечаниями.

Письмом от 31.10.2013 (исх. №01-20/3764) ООО «Транснефтьэнерго» направило ПСИ с учетом замечаний, по ряду пунктов замечаний представлены пояснения.

В ответ на письмо ОАО «Ульяновскэнерго» повторно указало на замечания по оформлению ПСИ (исх. от 06.12.2013 №8999/26).

31.12.2013 (исх. №01-20/6443) ООО «Транснефтьэнерго» повторно направило для согласования ПСИ, а также пояснения по ряду замечаний.

ОАО «Ульяновскэнерго»  письмом от 07.02.2014 вернуло ПСИ с замечаниями.

05.03.2014 ООО «Транснефтьэнерго» направило на согласование ПСИ с учетом замечаний по ЛПДС «Никулино». Также указало, что ООО «Транснефтьэнерго» оставляет право не комментировать замечания ОАО «Ульяновскэнерго» в отношении ЛПДС «Журавлинская» в связи с тем, что согласно замечанию ОАО «АТС» ООО «Транснефтьэнерго» исключает из ПСИ ЛПДС «Журавлинская», фактически расположенную на территории Самарской области  - вне зоны деятельности ОАО «Ульяновскэнерго».

03.04.2014 ООО «Транснефтьэнерго» направило в адрес ОАО «Ульяновскэнерго» пояснения к замечаниям, указанным ОАО «Ульяновскэнерго» в письме от 07.02.2014.

03.04.2014 ООО «Транснефтьэнерго» обратилось в ОАО «Ульяновскэнерго» с заявлением о согласовании Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ООО «Транснефтьэнерго» (ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в границах Ульяновской области (ЛПДС «Журавлинская»)) – ОАО «Ульяновскэнерго» (ОАО «Ульяновскэнерго»). 09.04.2014 в дополнение к письму ООО «Транснефтьэнерго» представило замечания ОАО «АТС» от 07.04.2014 , вывяленные в результате проведения технической экспертизы комплекта документов по новой ГТП ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в границах Самарской области (ЛПДС «Журавлинская»).

08.04.2014 ОАО «Ульяновскэнерго» в письме указало на неточности в ПСИ по ЛПДС «Никулино», однако согласовало ПСИ.

30.04.2014 ОАО «Ульяновскэнерго» направило замечания к ПСИ по  ЛПДС «Журавлинская».

 

В период согласования ПСИ со смежным участником оптового рынка ООО «Транснефтьэнерго» направлено заявление на регистрацию ГТП в ОАО «АТС».

17.02.2014 ОАО «АТС» уведомило ООО «Транснефтьэнерго» о рассмотрении документов, представленных ООО «Транснефтьэнерго» (исх. №01-25/6267 от 26.12.2013, №01-02-04/898 от 31.01.2014) с целью согласования новой группы точек поставки потребления ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в границах Ульяновской области и указало на ряд замечаний.

19.02.2014 ООО «Транснефтьэнерго» обратилось в адрес ОАО «АТС» с заявлением о согласовании новой группы точек поставки покупателя в сечении ООО «Транснефтьэнерго» (ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в границах Ульяновской области (ЛПДС «Никулино)) – ОАО «Ульяновскэнерго» (ОАО «Ульяновскэнерго»). Также в письме указали, что согласно замечанию ОАО «АТС» (письмо за исх. от 17.02.2014 №01-02/14-3588) о невозможности объединения в одну ГТП точек поставки и соответствующих элементов оборудования, расположенных на территориях различных субъектов РФ, ООО «Транснефтьэнерго» исключает из ПСИ ЛПДС «Журавлинская».

21.02.2014 (исх. №01-02/14-4489) ОАО «АТС» уведомило ОАО «Ульяновскэнерго» о начале проведения проверки, а также процедуры общественного обсуждения в отношении представленных ООО «Транснефтьэнерго» документов для согласования новой группы точек поставки ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в границах Ульяновской области.

06.03.2014 ООО «Транснефтьэнерго» обратилось в адрес ОАО «АТС» с заявлением о согласовании новой группы точек поставки покупателя в сечении ООО «Транснефтьэнерго» (ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» в границах Ульяновской области (ЛПДС «Журавлинская»)) – ОАО «Ульяновскэнерго» (ОАО «Ульяновскэнерго»).

06.05.2014 ОАО «Ульяновскэнерго» направило в адрес ОАО «АТС» замечания к документам, представленным ООО «Транснефтьэнерго» по ЛПДС «Журавлинская», на общественное обсуждение.

 

Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), а также правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка.

Правилами оптового рынка регулируются отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно статье 35 ФЗ «Об электроэнергетике» порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке,

Согласно части 3 статьи 35  ФЗ «Об электроэнергетике» порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 №1172 (далее – Правила оптового рынка).

В силу пункта 1 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка, а также порядок оказания этих услуг.

Согласно пунктам 4, 5 Правил недискриминационного доступа администратор не вправе отказаться от оказания услуг субъектам оптового рынка, за исключением случаев, установленных данными Правилами и Правилами оптового рынка. Услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с Правила оптового рынка, и предоставившим администратору документы и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 Правил недискриминационного доступа, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Юридическое лицо помимо документов, указанных в пункте 6 Правил недискриминационного доступа, должно в силу пункта 7 этих Правил представить администратору документы, подтверждающие обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности); наличие согласованного со смежными субъектами оптового рынка перечня средств измерений для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и согласованных с системным оператором способов формирования оперативной информации.

Администратор вправе отказать заявителю в доступе к услугам администратора, если он не представил документы и информацию, предусмотренные пунктом 6 Правил недискриминационного доступа, представил недостоверные сведения, не соответствует какому-либо из установленных законодательством Российской Федерации требований, предъявляемых к субъектам оптового рынка, не выполнил требования, установленные договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 9 Правил недискриминационного доступа).

Согласно п. 25 Правил оптового рынка организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктами 23 и 24 Правил (за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну), становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Согласно п. 23 Правил оптового рынка для получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, предъявляются следующие требования:

соответствие количественным характеристикам, применяемым в группах точек поставки, с использованием которых организация планирует участие в торговле на оптовом рынке;
 проведение следующих мероприятий технического характера:

оснащение каждой точки (группы точек) поставки, с использованием которой организация планирует участвовать в торговле на оптовом рынке, средствами измерений (в том числе принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), обеспечивающими сбор, обработку и передачу организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета и соответствующими определенным настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка требованиям;

оборудование системой связи, обеспечивающей передачу системному оператору данных, необходимых для осуществления централизованного оперативно-диспетчерского управления в пределах ЕЭС России, и соответствующей техническим параметрам, предусмотренным договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, с соблюдением сроков введения в действие этих требований;

согласование с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, с использованием которой организация планирует участвовать в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке.

С учетом требований ФЗ «Об электроэнергетике»  и Правил оптового рынка наблюдательный совет совета рынка утверждает перечень и формы документов, представляемых для подтверждения выполнения установленных ФЗ «Об электроэнергетике»  и Правилами оптового рынка условий получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, порядок и сроки представления и рассмотрения этих документов, порядок и сроки принятия решений о присвоении заявителю статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.

Согласование и регистрация новых групп точек поставки за организациями, получившими статус субъекта оптового рынка и осуществляющими куплю-продажу электрической энергии и (или) мощности, производятся в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с учетом установленных требований.

Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка (Приложение №1.1 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) утверждено 26.11.2009 Протоколом №30/2009 заседания Наблюдательного совета НП «Совет рынка» (далее - Положение). Положение устанавливает основания и порядок принятия решения о присвоении статуса субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее – субъекта оптового рынка) и приложение №11 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка - Регламент коммерческого учета электроэнергии и мощности (далее - Регламент коммерческого учета).

В пункте 2.5 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка указаны документы, которые должны быть представлены коммерческому оператору лицом, имеющим намерение получить статус субъекта оптового рынка электроэнергии.

В соответствии с подпунктом 2.5.7 указанного Положения энергосбытовая организация для согласования группы точек поставки потребления и отнесения их к узлам расчетной модели дополнительно к документам, перечисленным в подпункте 2.5.1 данного Положения, предоставляет коммерческому оператору перечни средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки, входящим в сечение, согласованные со смежным субъектом оптового рынка.

Подпункт 2.8.3 Положения содержит перечень оснований для отказа Наблюдательным советом НП "Совет рынка" заявителю в получении статуса субъекта оптового рынка и внесении в Реестр субъектов оптового рынка, если заявитель в том числе не соответствует одному из требований, установленных пунктом 1.3 этого Положения; заявитель предоставил не все документы, указанные в пункте 2.5, и при этом не передал их в дополнительный срок, определенный советом рынка согласно подпункту 2.4.4 Положения.

Обязанность регистрации перечня средств измерений для целей коммерческого учета  по сечениям со смежными субъектами оптового рынка для получения статуса субъекта оптового рынка также установлена Положением в ред. от 01.01.2014.

Поскольку для получения доступа на оптовый рынок необходимо согласование средств измерений в каждой точке поставки, то получение доступа напрямую зависит только от участника оптового рынка, с которым эти точки являются общими (смежными). Для ООО «Транснефтьэнерго» таким лицом является ОАО «Ульяновскэнерго»

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87 установлено, что ОАО «Ульяновскэнерго» соответствует критериям, указанным в подпункте «а» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области.

Зоны деятельности ОАО «Ульяновскэнерго» определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» на основании Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 №87, приказов Министерства экономики Ульяновской области от 12.04.2011 №06-105, от 30.05.2011 №06-271, от 26.07.2011 №06-471, от 30.05.2011 №06-272.

Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 29.12.2006 №252-э «О включении организаций в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности» (в ред. Приказов ФСТ России от 26.01.2007 N 10-э, от 02.03.2009 N 40-э, от 16.09.2010 N 455-э, от 20.07.2011 N 378-э, от 21.09.2011 N 596-э, от 14.03.2013 N 268-э, от 07.10.2013 N 1265-э) ОАО «Ульяновскэнерго» имеет статус гарантирующего поставщика по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» (Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 30.05.2011 №06-271 зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт» определены по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «28 Электрическая сеть» с потребителями).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел «Прочие виды товаров и услуг», регистрационный номер <...> , наименование товара, работ, услуг - купля-продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50 % .

В силу приведенных норм необходимость согласования ОАО «Ульяновскэнерго» соответствующего ПСИ с ООО «Транснефтьэнерго» обусловлена не только обязанностью юридического лица, претендующего на выход на оптовой рынок (в соответствующих точках поставки), представить данный документ для получения доступа к услугам администратора (организации коммерческой инфраструктуры), но и обязанностью ОАО «Ульяновскэнерго» провести такое согласование. Непредставление согласованного ПСИ в соответствии с пунктами 4, 7 и 9 Правил недискриминационного доступа может повлечь отказ в доступе к услугам администратора и доступа на оптовый рынок по спорным точкам поставки.

Таким образом, смежным субъектом, от которого зависит выход ООО «Транснефтьэнерго» на оптовый рынок является приобретающий электроэнергию на оптовом рынке и доминирующий на розничном рынке гарантирующий поставщик ОАО «Ульяновскэнерго».

 

Из представленных документов следует, что ООО «Транснефтьэнерго» неоднократно обращалось в адрес ОАО «Ульяновскэнерго» с заявлением о согласовании ПСИ, однако, ОАО «Ульяновскэнерго» указывало на замечания при оформлении ПСИ и не согласовывало его. Из анализа замечаний установлено, что указанные замечания являются необходимыми для согласования механизма расчета потерь электрической энергии, а также имеют оформительский характер. При этом часть замечаний ОАО «Ульяновскэнерго» оставалось без рассмотрения ООО «Транснефтьэнерго».

В силу п. 4,14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно п. 1.8 Приложения 3 «Порядок оформления, согласования и регистрации Перечней средств измерений для целей коммерческого учета» к Положению при формировании ПСИ по точкам поставки (далее – ТП), входящим в смежное сечение, выбор основных измерительных приборов (далее – ОИП), резервных измерительных приборов (далее – РИП), а также алгоритмов приведения результатов измерений от точек измерения (далее – ТИ) к значению величины электроэнергии в ТП осуществляется Инициатором и смежным участником оптового рынка (ФСК) в соответствии с требованиями Методики выбора измерительных приборов для целей коммерческого учета на оптовом рынке электроэнергии и Порядком оформления ПСИ.

Таким образом, злоупотребление правом в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

Производство по делу № 10650/04-2014 в отношении ОАО «Ульяновскэнерго»  о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с  отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны