Решение №-/2462/24 Решение по делу № 073/06/106-263/2024 от 7 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

03.05.2024 Дело № 073/06/106-263/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- врио заместителя руководителя управления <…>,

членов комиссии:

в присутствии (с использованием

системы видео-конференц-связи):

- главного специалиста-эксперта <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ООО «СИМСТРОЙ»:

- <…> (доверенность б/н от 26.04.2024),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской

области:

- <…> (доверенность № 50 от 09.01.2024 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-263/2024 по жалобе ООО «СИМСТРОЙ» (далее - заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000624001044 (наименование объекта закупки – «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска»; заказчик – Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 16 414 130,53 руб., дата подведения итогов – 22.04.2024) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 2885-ЭП/24 от 24.04.2024 (дата размещения в ЕИС – 24.04.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «СИМСТРОЙ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000624001044.

Содержание жалобы составило указание на то, что по имеющейся информации в открытых источниках данных, у победителя отсутствует опыт в том количестве, который был зачтен комиссией по осуществлению закупок при подсчете баллов.

Таким образом, комиссией по осуществлению закупок при начислении баллов по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом закупки» неправомерно были приняты все договоры представленные в заявке победителя.

Вх. № 2961-ЭП/24 от 26.04.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Использованные заказчиком показатели и порядок оценки не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе. Заявителем обжалуются действия по присвоению баллов участникам закупки, что не относится к компетенции антимонопольного органа согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе.

Вх. № 2969-ЭП/24 от 26.04.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Согласно протоколу подведения итогов от 22.04.2024 победителем открытого конкурса был признан участник закупки с защищенным номером заявки 128 – ООО «Ависта».

По результатам рассмотрения и оценки заявок по показателю оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта» - общее количество исполненных участниками закупки договоров, заявителю жалобы (ООО «СимСтрой», заявка № 181) присвоено 0 балов, заявке № 128 (ООО «Ависта») – 100 балов, заявке № 16 (ООО «ДОМ») – 0 балов.

В соответствии со сведениями, представленными оператором электронной площадки, заявитель жалобы в качестве документов для оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта» было представлено 62 договора, которые были приняты закупочной комиссией к оценке.

В составе заявки победителя в качестве документов для оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работ, оказания услуги, связанного с предметом контракта» было представлено 110 договоров, также принятые закупочной комиссией к оценке.

В составе заявки участника закупки ООО «ДОМ» было представлено 62 договора, связанных с предметом закупки, которые также были приняты закупочной комиссией к оценке.

Количество баллов по детализирующему показателю было рассчитано по формуле, установленной Порядком рассмотрения и оценки заявок.

На заседании Комиссии 02.05.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе, представитель уполномоченного органа поддержал представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13 час. 10 мин. 03.05.2024 для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 20.03.2024 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000624001044, наименование объекта закупки – «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска» (начальная (максимальная) цена контракта – 16 414 130,53 руб.).

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.04.2024 поступило 3 заявки, которые были признаны соответствующими.

Протоколом от 22.04.2024 подведены итоги открытого конкурса в электронной форме № 0168500000624001044.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «СимСтрой» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановления № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Постановление № 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Согласно пункту 24 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

В силу подпункта «а» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно абзацу третьему подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 28 Постановления № 2604 при проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 32 Постановления № 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги: к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Приложением к извещению № 0168500000624001044 является, в том числе, файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе», который содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:

1. Цена контракта – 60%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки) – 40%.

При этом, согласно пункту 2 раздела 1 приложения к извещению № 0168500000624001044 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» по критерию «Квалификация участников закупки» оценивается наличие у участников опыта работы, связанного с предметом контракта, по признаку «Общее количество исполненных участником закупки договоров».

Так, в отношении признака «Общее количество исполненных участником закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки» заказчиком установлен следующий порядок оценки: Для заказчика лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки.

Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки» (БХi), рассчитывается по следующей формуле:

 

где:

Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки»; Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки»; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 2 раздела III «Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения № 0168500000624001044:

Критерий оценки: квалификация участников закупки

Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: характеристика квалификации участников закупки № 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров).

1. Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

а) к оценке принимается исключительно исполненный договор (договора), предусматривающий выполнение работ на следующем объекте, соответствующем объекту закупки:

- объект капитального строительства, за исключением линейного объекта.

б) к оценке принимается исключительно исполненный договор (договора), относящийся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта «г» пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта:

- исполненный договор;

- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

3. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

4. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктами 1 и 2, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением проектной документации (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Таким образом, к оценке для последующего присвоения баллов по детализирующему показателю «Общее количество исполненных участником закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки» согласно требованиям Постановления № 2604 и установленного заказчиком порядка оценки в извещении № 0168500000624001044 должны приниматься представленные в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов договор (контрактов) и акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (контракта), в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «р» пункта 1, подпунктом «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок, на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.04.2024, опубликованному в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки, комиссией по осуществлению закупок при подсчете баллов по признаку № 2 «Общее количество исполненных участником закупки договоров» критерия Квалификация участников закупки» участникам № 181 (ООО «СимСтрой»), № 16 (ООО «ДОМ») присвоено 0 баллов (с учетом значимости), участнику № 128 (ООО «Ависта») – 100 баллов.

В ходе анализа документов и сведений, представленных в составе заявок, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что заявка № 128 (ООО «Ависта») содержит в качестве документов, для оценки по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» 110 контрактов и договоров (в том числе таблицу с перечнем представленных для оценки по установленным критериям договоров).

Согласно пояснениям заказчика (вх. № 2696-ЭП/24 от 26.04.2024) для присвоения баллов по критерию «Квалификация участников закупки» из представленных в составе заявки № 128 (ООО «Ависта») были учтены все договоры.

При этом представленные договоры не соответствуют предмету оценки и не относятся к договорам на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта (к примеру, договоры по текущему ремонту, устройство забора, ремонт поилок и т.д.). Учитывая изложенное, указанные договоры неправомерно были приняты комиссией по осуществлению закупок к оценке, в связи с чем, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что комиссией по осуществлению закупок оценка представленных договоров на предмет их соответствия требованиям установленного порядка оценки проведена не была.

Таким образом, действия закупочной комиссии, осуществившей оценку заявок по документам и сведениям с нарушением установленного порядка, нарушают требования подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность, за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «СИМСТРОЙ» является обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СИМСТРОЙ» обоснованной.

2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

3. Обязать комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе процедуры определения поставщика № 0168500000624001044, повторного рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке № 0168500000624001044 в соответствии с требованиями законодательства и с учетом принятого решения, на что выдать предписание

4. Передать материалы дела № 073/06/106-263/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "СИМСТРОЙ"
ИНН 7326031840, ОГРН 1087326001597
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска
ИНН 7325037133, ОГРН 1027301160886