Решение №3363-03 1. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок на... от 19 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 4

по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения

законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

19.07.2022                                                                                                                            г. Ульяновск

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела

<…>;

членов

 

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проведя внеплановую проверку на основании приказа Ульяновского УФАС России № 57 от 14.07.2022 г., подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 99, подпункта «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) действий заказчика – Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Ульяновска (далее – заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган), комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000622002442, наименование объекта закупки – «Ремонт автомобильных дорог города Ульяновска», начальная (максимальная) цена контракта – 44 759 652,00 руб.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона, с учетом части 4 статьи 99 Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок путем внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Вх. № 4285 от 12.07.2021 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступило обращение Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Ульяновска, содержащее указание на нарушения законодательства о контрактной системе при проведении конкурса в электронной форме № 0168500000622002442 в части оценки заявок.

 

В ходе осуществления внеплановой проверки действий заказчика, комиссии по осуществлению закупок, уполномоченного органа при проведении конкурса в электронной форме № 0168500000622002442 Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

 

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 16.06.2022 г. было опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме № 0168500000622002442, наименование объекта закупки – «Ремонт автомобильных дорог города Ульяновска», начальная (максимальная) цена контракта – 44 759 652,00 руб.).

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 08.07.2022 г. поступило 3 заявки, комиссией по осуществлению закупок была произведена оценка вторых частей заявок участников, все заявки были признаны соответствующими.

Согласно протоколу подведения итогов от 11.07.2022 г. заявки всех участников конкурса были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, определен победитель.

 

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановления № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Постановление № 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Согласно пункту 24 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

В силу подпункта «а» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно абзацу третьему подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 28 Постановления № 2604 при проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 32 Постановления № 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги: к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Приложением к извещению № 0168500000622002442 является, в том числе, файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе», который содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:

1. Цена контракта – 60%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки) – 40%.

При этом, в рамках критерия «Квалификация участников закупки» установлены следующие детализирующие показатели:

 

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки

Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов

Формула оценки или шкала оценки

 Признак № 1

Общая цена исполненных участником закупки договоров

50

Для заказчика лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя «Общая цена исполненных участником закупки договоров» (признак № 1) по критерию оценки «Квалификация участников закупки» и установлены предельное минимальное значение  равное 44 759 652,00 рублей и предельное максимальное значение  равное 300 000 000,00 рублей.

 

Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «Квалификация участников закупки» , рассчитывается по следующей формуле:

 

Хi – значение детализирующего показателя «Общая цена исполненных участником закупки договоров» (признак № 1) по критерию оценки «Квалификация участников закупки», содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценки по критерию оценки «Квалификации участников закупки»;

- предельное минимальное значение детализирующего показателя «Общая цена исполненных участником закупки договоров» (признак № 1) по критерию оценки «Квалификация участников закупки», установленное заказчиком;

- предельное максимальное значение детализирующего показателя «Общая цена исполненных участником закупки договоров» (признак № 1) по критерию оценки «Квалификация участников закупки», установленное заказчиком.

 

Признак № 2

Общее количество исполненных участником закупки договоров

 

50

Для заказчика лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя «Общее количество исполненных участником закупки договоров» (признак №2) по критерию оценки «Квалификация участников закупки» и установлено предельное минимальное значение () 20 договоров

 

Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки» (БХi), рассчитывается по следующей формуле:

 

 

 

где:

Хmax - максимальное значение детализирующего показателя «Общее количество  исполненных  участником  закупки  договоров» (признак № 2) по критерию оценки «Квалификация участников закупки», содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

Хi - значение характеристики детализирующего показателя «Общее количество  исполненных  участником закупки договоров» (признак № 2) по критерию оценки «Квалификация участников закупки», содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

 - предельное минимальное значение детализирующего показателя «Общее количество  исполненных  участником  закупки  договоров» (признак №2) по критерию оценки «Квалификация участников закупки», установленное заказчиком.

 

Согласно разделу III «Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения № 0168500000622002442 к оценке по указанным детализирующим показателям (признак № 1 и № 2) принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: исполненный договор и акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора.

Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе. К оценке принимаются документы, предусмотренные перечнем, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением проектной документации (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Таким образом, к оценке для последующего присвоения баллов по детализирующим показателям критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» согласно требованиям Постановления № 2604 и установленного заказчиком порядка оценки в извещении № 0168500000622002442 должны приниматься представленные в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов договор (контракт) и акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (контракта), в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 08.07.2022 г., опубликованному в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки, комиссией по осуществлению закупок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» участнику № 71 присвоено 23,33 баллов (с учетом значимости), а участнику № 185 присвоено 22,90 баллов (с учетом значимости), участнику № 21 присвоено 20 баллов (с учетом значимости).

Согласно пояснениям заказчика, поступившим в Ульяновское УФАС России 18.07.2022 г. (вх. № 4437), в ходе подсчета количества баллов по каждому детализирующему признаку критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» был некорректно проведен подсчет опыта, представленного в заявках обоих участников закупки № 0168500000622002442.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «р» пункта 1, подпунктом «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

В ходе анализа документов и сведений, представленных участниками в составе заявок (получены от оператора электронной площадки 14.07.2022 г.), Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено, что комиссией по осуществлению закупок оценка заявок № 21, 185, 71 произведена без учета требований, установленных в Постановлении № 2604 и порядке оценки в извещении № 0168500000622002442, в том числе, к составу и содержанию сведений, представленных для оценки и последующего присвоения баллов по детализирующим показателям критерия «Квалификация участников закупки».

Так, например, к оценке приняты договоры, представленные в заявке № 71, не связанные с выполнением работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги (техническое перевооружение квартальных участков тепловых сетей), что нарушает установленный заказчиком порядок оценки заявок.

Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок нарушают требования подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Инспекция

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
  2. Обязать комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки № 0168500000622002442, повторного рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке № 0168500000622002442 в соответствии с требованиями законодательства и с учетом приятного решения, на что выдать предписание.
  3. Передать материалы решения № 4 по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе от 19.07.2022 г. уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Председатель инспекции

<…>

 

Члены инспекции

 

<…>

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны