Решение б/н Решение и предписание в отношении ООО «Газпром газораспредел... от 17 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от   23.07.2014 № 5815-04

РЕШЕНИЕ

ДЕЛО № 11037/04-2014

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.07.2014

В полном объеме решение изготовлено 23.07.2014

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

<...>

рассмотрев дело №11037/04-2014 по признакам нарушения ООО «Газпром газораспределение Ульяновск»  (432071, г. Ульяновск, ул. Гагарина,30) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. <…> (вх. от 28.03.2014 №2336) на неправомерные действия ООО «Газпром Газораспределение Ульяновск» по намерению расторгнуть договор от 01.11.2007 №2/06/1819 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования абонента, что может привести к прекращению поставки газа.

На основании указанного заявления приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от 11.06.2014 № 119 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося нарушении процедуры оказания услуг гр. <…> по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что привело  (могло привести) к расторжению договора от 01.11.2007 №2/06/1819 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и прекращению поставки газа,

На рассмотрение дела заявитель не явился.

Представитель ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» факт нарушения не признал, пояснил следующее.

01.11.2007 между ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» и гр. <…> заключен договор от 01.11.2007 №2/06/1819 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

За весь период действия данного договора сотрудники общества к выполнению работ по техническому обслуживанию установленного  у заявителя оборудования. Договор является бессрочным и может быть расторгнут по предварительному письменному предупреждению одной из сторон за 3 месяца до расторжения. Уведомлений о расторжении договора сторонами не направлялось.

Пункт 44 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, предусматривает право исполнителя  посещать помещения, где установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование при проведении работ (оказании услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с соблюдением порядка предварительного уведомления заказчика, предусмотренного пунктами 48 - 53 Правил. Заказчик обязан обеспечить доступ к внутридомовому оборудованию.

Согласно пункту 80 указанных Правил Исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в случае отказа заказчика 2 и более раза в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Во исполнение п.48 данных Правил <…>неоднократно сообщалось о необходимости прохождения техобслуживания ВДГО с предложением указания удобных для него даты и времени проведения указанных работ. Уведомления направлены через почтовый ящик абонента.

В соответствии с пунктом 50 Данных Правил если заказчик не обеспечивает допуск сотрудников исполнителя в жилое помещение в течение 10 дней. То он обязан сообщить исполнителю об иных дате и времени допуска для проведения указанных работ, что <…>выполнено не было.

27.01.2014 <…>отказал в допуске для проведения работ, что зафиксировано актом (распиской) об отказе в допуске к ВДГО.

Предупреждение от 18.03.2014 имеет целью информировать клиента о необходимости проведения технического обслуживании ВДГО, а также обеспечения безопасности жизни и здоровья абонента и жителей близлежащих домов.

Договор от 01.11.2007 №2/06/1819 является действующим, не расторгнут, подача газа абоненту не прекращена.

На вопросы комиссии пояснил, что уведомления, направленные в адрес <…>не отзывались.

 

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически, технологически и иным образом необоснованной угрозе расторжения договора от 01.11.2007 №2/06/1819 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и прекращению поставки газа абоненту <…>.

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.0.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.0.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2012 №345, с целью установления доминирующего положения ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от  28.04.2010 №220  (далее - Порядок).

Согласно проведенному анализу ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Целью данного анализа является определение положения ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В качестве источников исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования использованы сведения, полученные от ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области.

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, данный анализ является ретроспективным.

В качестве временного интервала исследования определен период за 2012 г. - 2013 г.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 14 Порядка предварительное определение товара может быть проведено на основании: условий договоров, предметом которых является рассматриваемый товар; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, иного способа, позволяющего однозначно определить товар.

Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.

Согласно условиям договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 01.11.2007 №2/06/1819, заключенного с ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», абонент поручает, а исполнительно принимает на себя обязательства по оказанию услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ВДГО) жилого дома (квартиры) с целью поддержания его дальнейшей работоспособности и обеспечения безопасной эксплуатации, а также бесперебойного газоснабжения.

Согласно п.3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011) внутридомовое газовое оборудование – это газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

В ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 №410 конкретизировано понятие внутридомового газового оборудования, которое подразделяется на:

  внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - являющееся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги;

внутридомовое газовое оборудование в домовладениях - находящееся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа;

внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, поставка газа возможна только при наличии у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования со специализированной организацией.

Порядок содержания и ремонта ВДГО в Российской Федерации утвержден приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009г. № 239 (далее Порядок №239), в соответствии с которым в  комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входят следующие виды работ:

1. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение:

а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;

б) технического обслуживания и ремонта групповых и индивидуальных баллонных установок;

в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования;

г) аварийного обслуживания потребителей газа и проведения аварийно-восстановительных работ.

2. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления.

3. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.

4. Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа.

5. Замена баллонов сжиженных углеводородных газов в групповых и индивидуальных баллонных установках.

В соответствии с Правилами № 549, Правилами №410 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. К оферте прилагается, в том числе, копия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Основаниями для отказа от заключения договора являются отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами №410, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

К первоочередным работам, осуществляемым специализированной организацией по содержанию внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном состоянии, относятся (п. 5 Порядка №239):

1. Проверка целостности наружных и внутренних газопроводов сети газопотребления, состояние их окраски и креплений, наличия и состояния защитных футляров в местах прокладки газопроводов через наружные и внутренние конструкции зданий.

2. Выявление утечек газа из разъемных соединений отключающих устройств, проверка и восстановление работоспособности отключающих устройств.

3. Проверка давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа при газоснабжении от индивидуальных баллонных установок.

4. Проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах в помещении установки бытового газоиспользующего оборудования, состояния соединительных труб с дымовым каналом, выявление утечек газа, разборка и смазка кранов газоиспользующего оборудования, проверка работоспособности и регулировка автоматики безопасности, регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы.

5. Устранение выявленных утечек газа.

6. Замена (при необходимости) отдельных участков газопроводов, отключающих устройств, соединительных деталей, узлов и деталей газоиспользующего оборудования.

7. Инструктаж потребителей по правилам безопасного пользования газом в быту.

Минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния определены указанным Порядком, а также Правилами №410. Согласно данным ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» перечень работ, выполняемых в рамках каждого конкретного договора на техническое обслуживание, зависит от вида и количества газового оборудования, установленного у заказчика, и является индивидуальным.

Надлежащее техническое состояние ВДГО обеспечивается путем:

- технического обслуживания наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, бытового газоиспользующего оборудования в жилых помещениях и помещениях общественного назначения, индивидуальных баллонных установок (включая замену баллонов);

- технического диагностирования стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;

- технической инвентаризации газоиспользующего оборудования в жилых помещениях и помещениях общественного назначения;

- технического обслуживания групповых баллонных установок (включая замену баллонов);

- обслуживания систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа.

Техническое обслуживание наружных и внутренних газопроводов сети газопотребления должно производиться не реже одного раза в три года (п. 11 Порядка №239).

Техническое обслуживание бытового газоиспользующего оборудования должно производиться в сроки, установленные изготовителем, но не реже одного раза в три года. По истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования его техническое обслуживание осуществляется на основании результатов технической инвентаризации, но не реже одного раза в год (п. 12 Порядка №239).

Ремонт ВДГО производится с целью оперативного устранения неисправностей на основании ремонтной заявки (п. 18 Порядка №239). Специализированная организация начинает работу после оформления и регистрации ремонтной заявки, но не позднее чем через один день. Утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, должны устраняться незамедлительно, в аварийном порядке (п. 19 Порядка 3239).

Переустройство ВДГО осуществляется специализированной организацией на основании письменной заявки потребителя услуг. Установка дополнительного газоиспользующего оборудования производится при условии обеспечения приборного учета расхода природного газа (п. 22 Порядка №239).

Аварийное обслуживание ВДГО осуществляется аварийно-диспетчерской службой специализированной организации либо организацией, с которой специализированной организацией заключен договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы, на основании заявок физических и юридических лиц (по. 23 Порядка 239).

Таким образом, возможность заменить услугу по техническому обслуживанию ВДГО на какую-либо другую услугу у потребителя отсутствует, так как необходимость осуществления технического обслуживания ВДГО потребителями закреплена нормативно законодательством.

Исходя из вышеизложенного, продуктовые границы анализируемого рынка можно определить как услуги по техническому обслуживанию по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Определение географических границ товарных рынков осуществлено в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в соответствии с Порядком, в соответствии с которыми географические границы рынка определяются границами территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет возможность приобрести товар (исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности) и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами.

Определение географических границ товарного рынка может осуществляться методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах)

Уточнение географических границ рассматриваемого товарного рынка осуществляется на основании экономической возможности и целесообразности покупателей приобретать услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Данные услуги могут быть оказаны только по месту нахождения жилищного фонда потребителей, в котором установлено эксплуатируемое газовое оборудование, подлежащее постоянному техническому обслуживанию, в целях его безопасного использования.

Таким образом, техническая возможность и целесообразность оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, также как и экономическая возможность и целесообразность приобретения потребителями указанных услуг, напрямую зависит от места расположения жилищного фонда, в котором установлено газовое оборудование, подлежащее техническому обслуживанию.

С учетом того, что газифицированный жилищный фонд, в котором используется внутридомовое газовое оборудование гр. <…>, а соответственно и проводятся работы по его техническому обслуживанию, расположен на территории муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, рассматриваемый рынок будет локальным рынком определенный границами МО «Николаевский район» Ульяновской области.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включаются хозяйствующие субъекты, оказывающие в его границах услуги по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в пределах определенного временного интервала исследования.

В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, услуги по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования могут оказывать только специализированные организации, под которыми понимаются газораспределительные организации, допущенные в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющие аварийно-диспетчерскую службу либо заключившие договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы. Исключительное право осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительной организацией признано недействующим Решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 №АКПИ13-826.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, включаются организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию ВДГО.

Согласно сведениям Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области организацией, занимающейся обслуживанием внутридомового газового оборудования, является ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» (юридический адрес: 432071, г. Ульяновск, ул. Гагарина, д.30).

Покупателями услуги по техническому обслуживанию ВДГО являются физические лица - собственники газоиспользующего оборудования, использующие газ в качестве топлива для бытовых нужд.

Одной из отраслевых особенностей рынка услуг по техническому обслуживанию ВДГО является то, что объем оказанных услуг напрямую зависит от количества заключенных договоров, цен на оказание услуг по техническому обслуживанию ВДГО, количества фактов выхода из строя внутридомового газового оборудования, а также наступления аварийных ситуаций на обслуживаемых объектах.

Данная особенность изучаемого товарного рынка не позволяет использовать основной показатель для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов (объем продаж), так как он не позволяет объективно с точки зрения конкуренции определить положение хозяйствующих субъектов, действующих на изучаемом товарном рынке.

Показатель, который позволяет более точно охарактеризовать положения хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции является показатель, характеризующий объем товара в соответствии с заключенными договорами.

В рассматриваемом случае объем товара можно идентифицировать количеством заключенных продавцами соответствующих договоров с потребителями услуг, либо количеством потребителей услуг, что при изучении рынка услуг по техническому обслуживанию ВДГО является идентичным.

Исходя из доступности и наличия информации, объем рынка услуг по техническому обслуживанию ВДГО МО «Николаевский район» Ульяновской области определяется как общее количество потребителей данных услуг, с которыми заключены соответствующие договоры.

В связи с тем, что оказание услуг по поставке газа невозможно без заключенного договора на техническое обслуживание ВДГО, объем рынка определяется из количества договоров поставки газа.

Согласно данным ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» (письмо исх. от 30.05.2014 №ОК-04/3351) количество заключенных договоров на поставку газа в границах МО «Николаевский район» Ульяновской области составило <…>  и <…>  за 2013 г. и 2014 г. соответственно.

Согласно данным ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» (письмо исх. от 05.06.2014 №2489/78-09) количество договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенных ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» с абонентами, идет нарастающим итогом с 2007 года.

 

Таблица 1 – Сведения об объеме рынка и долях хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, за 2012 – 2013 гг.

Период

Количество абонентов (заключенных договоров на поставку газа)

Количество договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенных с ООО «Газпром газораспределение Ульяновск».

Доля, %

2012

<…>

<…>

93

2013

<…>

<…>

94

ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования  на территории МО «Николаевский район» Ульяновской области занимает доминирующее положение с долей 94 % (2013 г.).

В соответствии с Порядком  для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели: коэффициент рыночной концентрации (CRз) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации (CR³) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

В 2012 г. на исследуемом товарном рынке CR3 = 93 %, HHI = 8637; в 2013 г. CR3 = 94% , HHI = 8813.

Уровень концентрации рынка как в 2012 г., так и в 2013 г. высокий, т.к. 70%  <  CR3  > 100%,  2 000 <  ННI  > 10 000.

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- наличие специально обученного персонала, способного выполнять работы по техническому обслуживанию ВДГО;

- преимущество хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями услуг по техническому обслуживанию ВДГО.

Данный товарный рынок является высококонцентрированным. Рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией, с доминирующим субъектом- ООО «Газпром газораспределение Ульяновск».

Из заявления и представленных документов следует, что 01.11.2007 между ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» и гр. <…> заключен договор от 01.11.2007 №2/06/1819 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

Согласно п. 1.3 периодичность планового технического обслуживания ВДГО осуществляется 1 раз в 3 года. Договор вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами  является бессрочным.

В соответствии пунктом 5.5 Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и статьей 30 Жилищного кодекса РФ обязанность по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования, являющейся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и по соблюдению правил пользования газом возложена на пользователя и организацию по обслуживанию жилого фонда.

Согласно пп.в) п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354, п. 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549, исполнитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования установлен Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 №410.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

Согласно п. 42 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, заказчик обязан обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с п. 44 указанных Правил исполнитель вправе посещать помещения, где установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование при проведении работ (оказании услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с соблюдением порядка предварительного уведомления заказчика, предусмотренного пунктами 48 - 53 Правил.

Выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с Правилами.

Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет", путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.

В случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на основании уведомлений, доведенных до сведения заказчика способами, предусмотренными пунктом 46 Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка, предусмотренного пунктами 48 - 53 Правил.

Исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее чем за 20 дней до их проведения. Также исполнитель направляет заказчику способом, позволяющим определить дату получения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ и разъяснением последствий бездействия заказчика или его отказа в допуске сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию.

При отсутствии ответа заказчика исполнитель повторно направляет заказчику письменное извещение, способом, позволяющим определить дату получения, или вручает под роспись, а заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое помещение для выполнения предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в согласованные с заказчиком дату и время, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности проведения работ по техническому обслуживанию указанного оборудования в соответствии с указанным договором. Этот акт подписывается сотрудниками исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта - сотрудниками исполнителя и 2 незаинтересованными лицами.

27.01.2014 представителем ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» составлена расписка о том, что <…> отказался от услуг ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в связи с отказом заключить договор.

18.03.2014 <…>  было направлено предупреждение о прекращении поставки газа с 25.04.2014 в связи с непроведением  обслуживания ВДГО.

Также заявителем было представлено уведомление ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» о том, что 27.01.2014 не был осуществлен допуск представителей газораспределительной компании в связи с чем договор будет расторгнут в одностороннем порядке с 03.04.2014.

 Из представленных документов и пояснений представителя ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» следует, что процедура надлежащего уведомления <…>  о дате и времени выполнения работ не соблюдена.

Кроме того, договором предусмотрено условие об одностороннем расторжении договора по предварительному письменному предупреждению одной из сторон за 3 месяца до расторжения договора. Таким образом, намерение, указанное в уведомлении о расторжении договора с 03.04.2014 не правомерно.

Соответственно, в связи с отсутствием доказательств о надлежащем повторном уведомлении о дате, месте и времени проведения обслуживания ВДГО, отсутствия доказательств повторного отказа <…> от проведения обслуживания ВДГО, предупреждение от 18.03.2014 также направлено незаконно.

В пункте 45 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 №549, предусмотрено право поставщика газа в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.

Соответственно, у общества отсутствует право в соответствии с пунктом 80 указанных Правил приостановить подачу газа <…>. Кроме того, нарушены пункт 81 указанных Правил, регламентирующий порядок приостановления подачи газа в соответствии с пунктом 80 Правил.

Указанные уведомление от 27.01.2014, предупреждение от 18.03.2014 обществом не отозваны.

Таким образом, указанные действия ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» могут привести к прекращению оказания услуг по подаче газа <…>.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», выразившиеся в экономически, технологически и иным образом необоснованной угрозе расторжения договора от 01.11.2007 №2/06/1819 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и прекращению поставки газа, нарушением пункта 4 части 1  статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  

2. Выдать ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» предписание об отзыве уведомления о расторжении договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и прекращению поставки газа от 01.11.2007 №2/06/1819 с 03.04.2014, предупреждения о прекращении подачи газа абоненту <…> от 18.03.2014

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по статье 14.31 КоАП РФ.

<...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 34

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 23.07.2014  по делу №11037 /04-2014

о нарушении ООО «Газпром газораспределение Ульяновск»  (432071, г. Ульяновск, ул. Гагарина,30)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: ООО «Газпром газораспределение Ульяновск»

в срок до 11.08.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в экономически, технологически и иным образом необоснованной угрозе расторжения договора от 01.11.2007 №2/06/1819 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и прекращению поставки газа.

в срок до    11.08.2014  отозвать уведомление о расторжении договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и прекращению поставки газа от 01.11.2007 №2/06/1819 с 03.04.2014, предупреждение о прекращении подачи газа абоненту <…> от 18.03.2014

О  выполнении настоящего Предписания сообщить в срок  до 15.08.2014.

<...>

 Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны