Решение б/н Решение в отношении ООО "Алкомаркет Градус" от 24 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 11699/05-2014

12.02.2015                                                                                             г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела <…>,

члены комиссии:            - главный специалист-эксперт<…>,

                                     - ведущий специалист-эксперт <…>,

рассмотрев дело № 11699/05-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в многоквартирных жилых домах г. Ульяновска рекламы магазинов торговой сети «Градус», содержащей признаки нарушения пункта 1 части 1 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - общества с ограниченной ответственностью «Алкомаркет Градус» (далее - ООО «Алкомаркет Градус»), расположенного по адресу: 432030, г. Ульяновск, пр-т Нариманова, д. 75, - <К…> (доверенность № 44 от 21.01.2015, паспорт),

УСТАНОВИЛА:

По обращению гр. <З…>, который не дал письменного согласия на разглашение своих персональных данных, Ульяновским УФАС России определением от 29.12.2014 по факту распространения в многоквартирных жилых домах г. Ульяновска рекламы магазинов торговой сети «Градус» возбуждено дело № 11699/05-2014 по признакам нарушения п. 1 ч. 1 и ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».  К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО «Алкомаркет Градус».  Рассмотрение дела назначено на 23.01.2015 в 11 час. 00 мин.

На заседании Комиссии 23.01.2015 представителем ООО «Алкомаркет Градус» заявлено ходатайство (вх. № 471 от 23.01.2015) об отложении рассмотрения дела № 11699/05-2014 в связи с необходимостью замены ненадлежащего лица (ООО «Алкомаркет Градус») надлежащим, а именно, директором по маркетингу общества <А…>, поскольку именно указанным должностным лицом, по мнению ООО «Алкомаркет Градус», допущено рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе».  Также представителем ООО «Алкомаркет Градус» на рассмотрении дела 23.01.2015, а также в письменных пояснениях общества (исх. № 004 от 21.01.2015, вх. № 412 от 21.01.2015) сообщено, что 01.11.2014 генеральным директором ООО «Алкомаркет Градус» издан приказ № 025/1 о проведении в период с 01.11.2014 по 30.11.2014 в магазинах торговой сети «Градус» рекламной акции в целях увеличения объема продаж алкогольной продукции, а также соков торговой марки «Фруктовый сок».  Проведение указанной рекламной кампании возложено на директора по маркетингу ООО «Алкомаркет Градус» <А…>, в чьи должностные обязанности входит надлежащее проведение подобного рода рекламных мероприятий.  Однако, в нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации, <А…> не выполнила свои трудовые обязанности и допустила нарушение требований законодательства о рекламе, за что была привлечена к дисциплинарной ответственности (приказ № 075 от 03.12.2014).  Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы в понятии, данном в п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе», является не ООО «Алкомаркет Градус», а директор по маркетингу общества <А…>, которая самостоятельно разработала макет рекламы, заказала и оплатила её изготовление в типографии, а также распространила рекламу в многоквартирных домах г. Ульяновска.

Определением от 23.01.2015 ходатайство ООО «Алкомаркет Градус» в части отложения рассмотрения дела № 11699/05-2014 удовлетворено, в части замены ненадлежащего лица (ООО «Алкомаркет Градус») надлежащим (директором по маркетингу общества <А…>) - оставлено без удовлетворения.  Также срок рассмотрения дела № 11699/05-2014 продлён до 29.03.2015, рассмотрение дела отложено с целью получения дополнительных доказательств, а также для обеспечения явки директора по маркетингу ООО «Алкомаркет Градус» <А…> на заседание Комиссии для дачи пояснений.  Рассмотрение дела назначено к рассмотрению на 12.02.2015 в 14 час. 00 мин.

На заседание Комиссии 12.02.2015 директор по маркетингу ООО «Алкомаркет Градус» <А…> не явилась.  Представитель ООО «Алкомаркет Градус» на рассмотрении дела поддержал доводы общества, приведенные ранее.  Также обществом представлены пояснения <А…> (вх. № 1004 от 11.02.2015), аналогичные уже имеющимся в материалах дела № 11699/05-2015.

Исследовав материалы дела № 11699/05-2014, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу магазинов торговой сети «Градус», распространённую в многоквартирных жилых домах г. Ульяновска, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. <З…>, который не дал письменного согласия на разглашение своих персональных данных, о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (вх. № 616/ог от 08.12.2014) (служебная записка № 856 от 29.12.2014).  В обращении указано, что в многоквартирных жилых домах г. Ульяновска, в частности на дверных ручках, распространяется реклама акции, проводимой в магазинах торговой сети «Градус».  Указанная реклама, распространяемая непосредственно у входа в квартиры и доступная неограниченному количеству лиц, включая детей и подростков, по мнению заявителя, нарушает п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку однозначно указывает на то, что алкоголь является источником веселья.

К обращению приложена копия рекламы, которая имеет следующее содержание.

На одной из сторон рекламы в верхней её части полукругом указано: «ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ».  Ниже в тёмной полосе приведена следующая надпись: «Весь ноябрь скидки, подарки и дегустации!*».  В центральной части рекламы приведены наименования ряда алкогольных напитков, а также фотографические изображения этих товаров, а именно: «СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ» вино игристое, брют, 0,75 л. по цене 159 руб. 90 коп.; «ТЕЛЬНЯШКА» водка, 0,5 л. по цене 239 руб. 00 коп.; «МАТЕУШ» вино, Португалия, бел. п/сух., 0,75 л. по цене 319 руб. 90 коп. и «ЛОС САНТОС АЙРЕН» вино, Испания, бел. п/сл., 0,75 л. (эксклюзивно в ТС «Градус») по цене 269 руб. 90 коп.  В нижней части рекламы выполнена следующая надпись: «ГРАДУС крепкие низкие цены».

На обратной стороне рекламы в верхней её части полукругом указано: «*Акция действительна с 13 по 28 ноября 2014 г. Каждый четверг и пятницу дегустации. Количество товаров  Подробности в магазинах «Градус». Организатор акции: ООО «Алкомаркет Градус» Россия, 432030, Ульяновская область, г. Ульяновск, проспект Нариманова, 75, ИНН 7310103383».  Ниже в тёмной полосе приведена следующая надпись: «Весь ноябрь скидки, подарки и дегустации!*».  В центральной части приведены наименования двух алкогольных напитков, а также фотографические изображения этих товаров, а именно: «ФАЗЕРС ОЛД БАРРЕЛЬ» коньяк 5-и летний, 0,5 л. по цене 384 руб. 90 коп. и «ЭМБАССИ КЛАБ» виски, Шотландия 3-х летний, ж/б, 0,7 л. по цене 569 руб. 90 коп.  В нижней части рекламы выполнена следующая надпись: «Главный поставщик веселья  ГРАДУС крепкие низкие цены».

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о реализации в магазинах торговой сети «Градус» в период с 13 по 28 ноября 2014 года товаров по сниженным ценам, а также проведении в указанный период акции и дегустаций, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - магазинам торговой сети «Градус», мероприятиям, в них проводимым, а также алкогольной продукции, в них реализуемой.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.

В рассматриваемой рекламе содержится утверждение о том, что магазины торговой сети «Градус», специализирующиеся на реализации алкогольной продукции, в том числе, указанной в рассматриваемой рекламе, являются «главными поставщиками веселья».  Из смысла рекламы прямо следует, что продукция, реализуемая в магазинах торговой сети «Градус» (в данном случае, в рекламе приведена именно алкогольная продукция), является непосредственным источником хорошего, вёселого настроения.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.

Вместе с тем, указанная реклама распространялась непосредственно в многоквартирных жилых домах г. Ульяновска.  Указанный факт подтверждается как обращением гр. <З…>, так и письменными пояснениями директора по маркетингу ООО «Алкомаркет Градус» <А…>.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель, а за нарушение ч. 2.1 данной статьи - рекламораспространитель.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как следует из пояснений ООО «Алкомаркет Градус», 01.11.2014 общество издало приказ о проведении в период с 1 по 30 ноября 2014 года рекламной акции с целью увеличения продаж в магазинах торговой сети «Градус».  Исполнение приказа возложено на директора по маркетингу А<…>, которая без согласования с руководством ООО «Алкомаркет Градус» самостоятельно изготовила макет рекламы, заказала и оплатила из собственных средств её печать в типографии.  Кроме того, <А…> распространила указанную рекламу с помощью работников магазина «Градус» в многоквартирных жилых домах г. Ульяновска.

Вместе с тем, рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы следует признать именно ООО «Алкомаркет Градус», поскольку, заказывая услуги по изготовлению рекламы, а также давая поручение о ее распространении, <А…> действовала в рамках своих должностных обязанностей в ООО «Алкомаркет Градус», от имени и в интересах юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания.  Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.

Реклама магазинов торговой сети «Градус», распространённая в многоквартирных жилых домах г. Ульяновска, носила временный характер, т.е. была актуальна в определённый период времени, и имела своей целью информирование потребителей о снижении цен на определённый ряд товаров с 13 по 28 ноября 2014 года в магазинах торговой сети «Градус», следовательно, распространение рассматриваемой рекламы в настоящее время прекращено.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за нарушение ст. 21 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу магазинов торговой сети «Градус», распространённую в многоквартирных жилых домах г. Ульяновска, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 1 и части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 24.02.2015.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                             <…>

Члены Комиссии                                                                                                          <…>

                                                                                                                                    <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны