Решение б/н Решение по жалобе УРОО «ОККС» от 22 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

[Описание: GRAPHIC1]


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

19.01.2016                                                                                                            Дело № 12 890/03-2016

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <…>

рассмотрев дело № 12 890/03-2016, возбужденное по жалобе Ульяновской региональной общественной организации «Общественный контроль контрактной системы» (далее - заявитель, УРОО «ОККС») на действия заказчика – Акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Завод Искра», выступая от имени и по поручению АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» (далее – заказчик, специализированная организация – ООО «Единый ресурс», далее – специализированная организация) при проведении аукциона в электронной форме № 2068100000115000040 на строительно-монтажные работы по созданию чистых помещений (начальная (максимальная) цена контракта – 52 018 569,01 руб., дата окончания срока подачи заявок – 28.01.2016 г. в 08:00) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 56 от 12.01.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба УРОО «ОККС» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 2068100000115000040.

Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.

По мнению заявителя, заказчиком был допущен ряд нарушений Закона о контрактной системе, а именно: в нарушение требований подпункта «б» пункта 22 Постановления Правительства РФ № 1213 от 23.12.2013 г. заказчиком установлен размер аванса, превышающий 30%; в документации необоснованно отсутствует требование о необходимости представления в составе второй части заявки копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений (на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий, конструкций); в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не размещена проектная документация.

 

На заседание Комиссии 18.01.2016 г. представитель УРОО «ОККС» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 14.01.2016 г. в 16:20).

 

Представители заказчика на заседании Комиссии 18.01.2016 г. не согласились с доводами, изложенными в жалобе, предоставили письменные пояснения, указывающие, в том числе, на следующее.

В соответствии с положениями статьи 80 Бюджетного кодекса РФ заказчик является получателем бюджетных инвестиций, а не получателем бюджетных средств. Кроме того, объектом закупки не являются работы, выполняемые на объекте государственной собственности. Следовательно, положения подпункта «б» пункта 22 Постановления Правительства РФ № 1213 от 23.12.2013 г. не могут применятся при осуществлении данной закупки.

Проект контракта не содержит ограничений по привлечению субподрядчиков для выполнения лицензируемых видов работ, предусмотренных документацией.

Закон о контрактной системе не содержит положений, обязывающих размещать проектную документацию в полном объеме.

 

В рассмотрении жалобы был объявлен перерыв до 13:30 19.01.2016 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25.12.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 2068100000115000040 на строительно-монтажные работы по созданию чистых помещений (начальная (максимальная) цена контракта – 52 018 569,01 руб.).

28.12.2015 г. и 12.01.2016 г. в аукционную документацию были внесены изменения.

30.12.2015 г, 11.01.2016 г., 14.01.2016 г., 20.01.2016 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

 

Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу УРОО «ОККС» обоснованной в части неразмещения заказчиком в единой информационной системе проектной документации в полном объеме.

 

1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Пункт 3.1.1 раздела 4 «Проект контракта» документации предусматривает оплату заказчиком исполнителю в течение 15 рабочих дней с даты заключения контракта аванса в размере 70%.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Пункт 23 раздела 1 «Информационная карта» документации устанавливает, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 70% начальной (максимальной) цены контракта.

Часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе предусматривает, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Подпункт «б» пункта 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 г. № 1213 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее – Постановление Правительства № 1213) устанавливает, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации на сумму, не превышающую 600 млн. рублей, - до 30 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Средства федерального бюджета, которые являются источником финансирования указанной закупки предоставлены заказчику, юридическому лицу, не являющемуся государственными или муниципальными учреждением и государственными или муниципальными унитарными предприятием в порядке статьи 80 Бюджетного Кодекса РФ и являются бюджетными инвестициями юридическим лицам - бюджетными средствами, направляемыми на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ в здании главного производственного корпуса заказчика, которое не является государственной собственностью.

Таким образом, жалоба УРОО «ОККС» в указанной части является необоснованной.

 

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть за-явки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 2.1 раздела 3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению» документации в составе второй части заявки документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, или копии этих документов, а именно - свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ:

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений;

12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;

12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования

или

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.1. Промышленное строительство.

Пункт 4 локальной сметы № 1 «Архитектурно-строительная часть»  и подпункт 3 пункта 1 раздела 1 ««Архитектурно-строительная часть» приложения № 1 к документации «Описание объекта закупки» предусматривает выполнение работ по огнезащите металлических поверхностей.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Лицензирование деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется лицензирующим органом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее – МЧС России) в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225 и Законом о лицензировании.

Согласно указанному Положению в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Вместе с тем, в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы договора, согласно которому юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к выполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный, подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствие с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по договору подряда.

При этом проект контракта (раздел 4 документации) не предусматривает ограничений для привлечения победителем электронного аукциона в ходе выполнения работ субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных проектной и  сметной документацией, в порядке, установленном контрактом.

Учитывая положения статей 313, 706 Гражданского кодекса Российской Федерации и содержании аукционной документации, которыми не установлена обязанность исполнения контракта участником электронного аукциона лично, и не предусмотрен запрет на привлечение субподрядной организации для исполнения государственного контракта, и то, что установление указанного заявителем требования приведет к существенному сокращению числа участников закупки, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Следовательно, жалоба УРОО «ОККС» в указанной части является необоснованной.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие в документации о закупке требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по выполнению контракта.

В ходе анализа сведений, размещенных на официальном сайте, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что на официальном сайте в составе документации размещены, локальные сметные расчеты № 1, 2, 3, 4, 5. При этом, на заседании Комиссии представители заказчика подтвердили, что проектно-сметная документация по аукциону не была размещена заказчиком на официальном сайте в полном объеме.

Действия заказчика, не разместившего в единой информационной системе проектно-сметную документацию в полном объеме, является нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Следовательно, жалоба УРОО «ОККС» в указанной части является обоснованной.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу УРОО «ОККС» обоснованной в части обоснованной в части неразмещения в единой информационной системе проектно-сметной документации в полном объеме

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в аукционную документацию и продления срока приема заявок с учетом требований законодательства и принятого решения на что выдать предписание.

4. Предать материалы дела № 12 890/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

 

19.01.2016                                                                                                                             г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <…>

руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 19.01.2016 г. по делу № 12 890/03-2016, возбужденному по жалобе Ульяновской региональной общественной организации «Общественный контроль контрактной системы» на действия заказчика – Акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Завод Искра», выступая от имени и по поручению АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» (специализированная организация – ООО «Единый ресурс») при проведении аукциона в электронной форме № 2068100000115000040 на строительно-монтажные работы по созданию чистых помещений (начальная (максимальная) цена контракта – 52 018 569,01 руб., дата окончания срока подачи заявок – 28.01.2016 г. в 08:00),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Акционерному обществу «Научно-производственное предприятие «Завод Искра» в срок до 03.02.2016 г. устранить допущенное нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления срока приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом принятого решения.

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» необходимо обеспечить возможность исполнения указанного предписания.

3. В срок до 05.02.2016 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.

<…>

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны