Решение №ИС/5558/23 Решение по делу № 073/10/104-764/2023 от 24 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 073/10/104-764/2023

 

21.11.2023

г. Ульяновск

г. Ульяновск

 

На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя Комиссии

 

заместителя руководителя управления – начальника отдела <...>,

 

членов Комиссии:

 

главного специалиста-эксперта <...>,

специалиста-эксперта <...>,

 

в присутствии: - от ООО «Авиалайн»:

- <...>(доверенность № 16 от 17.11.2023),

-<...>(доверенность № 17 от 17.11.2023);

 

по обращению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее – ФГБОУ ВО УИГА, заказчик) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «Авиалайн» (далее – ООО «Авиалайн») в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № КЭ 90/22-06 от 27.06.2022 на поставку двигателей поршневых CD-135 (TAE 125-02-99), с системой автоматизированного управления FADEC для воздушных судов DA42 (ЭА № 0368100010822000058),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 7116-ЭП/23 от 14.11.2023 (дата поступления в ЕИС – 14.11.2023) в Ульяновское УФАС России поступило обращение ФГБОУ ВО УИГА о включении сведений в отношении ООО «Авиалайн» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № КЭ 90/22-06 от 27.06.2022.

 

Вх. № 7251-ЭП/23 от 20.11.2023 от ООО «Авиалайн» поступили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Невозможность исполнения контракта возникла в связи с санкциями Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, введенными в отношении авиационной отрасли Российской Федерации.

Производителем двигателей CD-135 (TAE 125-02-99) является резидент Соединенных Штатов Америки – компания Continental Motors Company. Непосредственное производство двигателей осуществляется на территории Федеративной Республики Германия.

Так, в соответствии со статьей 3с Постановления Совета Европейского Союза № 833/14 от 25.02.2022 резидентам Европейского Союза запрещено, в том числе продавать, экспортировать прямо или косвенно товары и технологии, пригодные для использования в авиации, любому лицу в России или для использования в России.

ООО «Авиалайн» планировало осуществить закупку необходимого заказчику товара, в связи с чем были заключены необходимые договоры и внесена предоплата поставщику.

Вместе с тем, в связи с введением новых ограничительных действий в отношении Российской Федерации, в том числе принятием 10-го пакета санкций Европейского Союза – Решение Совета Европейского Союза № 427/2023 от 25.02.2023, поставка товара осуществлена быть не могла.

Факт невозможности поставки двигателей CD-135 (TAE 125-02-99) также подтверждает полученное по данному контракту заключение Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» от 26.09.2023.

ООО «Авиалайн» предприняло все возможные действия для исполнения принятых обязательств.

ООО «Авиалайн» является профессиональным участником рынка запасных частей для гражданской авиации, в связи с чем общество просит Комиссию Ульяновского УФАС России сведения в отношении ООО «Авиалайн» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

На заседании Комиссии в рамках дистанционного рассмотрения дела 20.11.2023 представитель заказчика поддержал доводы, указанные в обращении, в полном объеме, представители ООО «Авиалайн» поддержали представленные пояснения. В рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 21.11.2023 для анализа материалов дела.

 

Вх. № 7292-ЭП/23 от 21.11.2023 в Ульяновское УФАС России от ООО «Авиалайн» поступили нотариальные переводы документов.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила сведения в отношении ООО «Авиалайн» в реестр недобросовестных поставщиков не включать. При этом Комиссия исходила из следующего.

27.06.2022 между ФГБОУ ВО УИГА и ООО «Авиалайн» был заключен контракт № КЭ 90/22-06 на поставку двигателей поршневых CD-135 (TAE 125-02-99), с системой автоматизированного управления FADEC для воздушных судов DA42 (цена контракта – 20 096 035, 74 руб.).

В соответствии с пунктом 3.1 раздела III «Порядок, сроки и условия поставки и приемки товара» контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: по местонахождению заказчика (г. Ульяновск, аэродромный комплекс «Ульяновск (Баратаевка)», технический склад), срок поставки: со дня заключения контракта до 30.11.2022.

В нарушение условий заключенного контракта, ООО «Авиалайн» в установленные сроки обязательства по контракту исполнены не были.

Исх. № 1560.31 от 04.04.2023 заказчиком в адрес ООО «Авиалайн» было направлено требование об исполнении обязательств по контракту.

В ответ на указанное требование ООО «Авиалайн» сообщило (исх. № АЛ05/04-23 от 10.04.2023) о невозможности исполнения контракта в связи с существенными изменениями обстоятельств, связанных с введенными санкциями в отношении Российской Федерации.

В письме от 10.10.2023 (исх. № АЛ12/10-23) ООО «Авиалайн» просило расторгнуть контракт по соглашению сторон.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пункт 10.2 контракта КЭ 90/22-06 от 27.06.2023, заключенного между ФГБОУ ВО УИГА и ООО «Авиалайн», предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.

01.11.2023 ФГБОУ ВО УИГА было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 01.11.2023 14:32 (МСК) решение размещено в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, а также в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления ООО «Авиалайн» о принятом заказчиком решении является 01.11.2023.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что указанные действия, связанные с устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения, должны были быть совершены подрядчиком в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть до 23 час. 59 мин. 11.11.2023.

Вместе с тем, товар, предусмотренный контрактом, ООО «Авиалайн» до 23 час. 59 мин. 11.11.2023 поставлен не был.

Таким образом, в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срока ООО «Авиалайн» нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 14.11.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном нарушении условий государственного контракта.

Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от исполнения контракта.

При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на неисполнение либо уклонение от исполнения контракта.

В указанном случае Комиссия Ульяновского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе и не усматривает умышленных действий со стороны ООО «Авиалайн» в части уклонения от исполнения контракта.

Согласно сведениям, представленным обществом, ненадлежащее исполнение обязательств по контракту связано с независящими от ООО «Авиалайн» обстоятельствами.

Введение политических (экономических) санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера) также привели к массовому увеличению цен на товары и срыву деятельности юридических лиц.

В рамках рассмотрения обращения, ООО «Авиалайн» был представлен договор поставки от 08.11.2022 на поставку комплектующих для воздушных судов гражданской авиации.

На основании платежных поручений от 14.11.2022, 18.11.2022, 23.11.2022 ООО «Авиалайн» была произведена предоплата по договору.

Вместе с тем, отгрузка двигателей осуществлена не была ввиду невозможности исполнения условий договора в связи с введением ограничительных мер экономического характера, введенных рядом иностранных государств.

Указанные обстоятельства также подтверждены представленным ООО «Авиалайн» заключением о существенном изменении обстоятельств Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» от 26.09.2023.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что в действиях ООО «Авиалайн» отсутствуют признаки недобросовестности, соответственно, включение сведений об ООО «Авиалайн» в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и является несоразмерным характеру допущенного нарушения.

Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России было принято решение сведения в отношении ООО «Авиалайн» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Руководствуясь пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью «Авиалайн» (адрес: <...>; ИНН <...>) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

 

Председатель Комиссии:

<...>

 

Члены Комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

2023-5847

 

 

Связанные организации

ФГБОУ ВО УИГА
ИНН 7303002000, ОГРН 1027301176627
Общество с ограниченной ответственностью "АВИАЛАЙН"
ИНН 7801343860, ОГРН 1187847007853