Решение б/н Решение по делу №12641/04-2015 от 6 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                           ДЕЛО № 12641/04-2015

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.10.2015

В полном объеме решение изготовлено 06.10.2015

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

 

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

  • помощник руководителя А.В.Федорова;

 

рассмотрев дело № 12641/04-2015 по признакам нарушения Муниципальным учреждением Администрацией муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области (433240, Ульяновская область, Сурский район, р.п. Сурское, ул. Советская, д.60а)   части 3 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

 

13.08.2015 в отдел товарных рынков из отдела контроля госзакупок поступила информация о наличии в действиях Администрации МО «Сурский район» Ульяновской области признаков нарушения ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

01.09.2014 из отдела контроля госзакупок поступила жалоба АО МСУ-14 «Ульяновск» о наличии в действиях Администрации МО «Сурский район» Ульяновской области при проведении открытого конкурса № 0168300000915000064 признаков нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В результате рассмотрения материалов установлено, что  21.07.2015 Администрацией МО «Сурский район» Ульяновской области было опубликовано извещение и конкурсная документация № 0168300000915000064 на выполнение работ по строительству внутрипоселковых газопроводов в населённых пунктах: с.Никитино, с.Чеботаевка, с.Лебедёвка, с.Астрадамовка  Сурского  района Ульяновской области   (начальная (максимальная) цена контракта – 51 449 350 рублей, дата окончания подачи заявок – 11.08.2015).

В состав конкурсной документации № 0168300000915000064 включены проектно-сметные документации по строительству четырех газопроводов, расположенных в Сурском районе Ульяновской области, а именно с.Никитино, с.Чеботаевка, с.Лебедёвка, с.Астрадамовка.

Однако работы по строительству газопроводов в разных селах Сурского района не могут быть признаны работами, имеющими технологическую и функциональную взаимосвязь, под которой подразумевается взаимная обусловленность их существования и использования по целевому назначению, поскольку они могут осуществляться отдельно без какого-либо ущерба для качества и целевого назначения объектов строительства либо снижения их функциональных характеристик.

На основании указанного приказом от 09.09.2015 №206 возбуждено дело по признакам нарушения Муниципальным учреждением Администрацией муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», выразившегося в объединении в один лот при проведении открытого конкурса №0168300000915000064 работ (услуг) по строительству внутрипоселковых газопроводов в населенных пунктах: с.Никитино, с.Чеботаевка, с.Лебедевка,с.Астрадамовка Сурского района Ульяновской области» технологически и функционально не связанных между собой.

К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено АО «Монтажно-строительное управление - 14 "Ульяновск", ответчика - Муниципальное учреждение Администрация МО "Сурский район" Ульяновской области, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, - ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», заинтересованного лица – Правительство Ульяновской области.

На рассмотрении дела представитель АО МСУ-14 "Ульяновск" поддержала доводы, изложенные в жалобе. Пояснила, что считают незаконными действия заказчика по объединению в один лот четырех внутрипоселковых газопроводов. Указало, что Общество готово построить газопроводы по отдельности, для каждого газопровода Общество составляло сметный расчет.

Представитель МУ Администрации МО «Сурский район» Ульяновской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признал, поддержал представленные письменные пояснения. Указал, что Администрация утвердила  муниципальную программу «Газификация населенных пунктов Сурского района на 2013-2015 гг.». В качестве источников финансирования данной программы предусмотрены средства областного бюджета в соответствии с областной целевой программой «Газификация населенных пунктов Ульяновской области в 2013-2015 гг.», долевое участие местного бюджета и целевые инвестиционные средства ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», ОАО «Газпром». Технологическая и функциональная взаимосвязь между внутрипоселковыми газопроводами имеется по их принадлежности к газораспределительной организации - ООО "Газпром газораспределение Ульяновск", как к источнику газоснабжения. Кроме того, в состав одного лота были включены работы технологически и функционально связанные с предметом торгов, так и обладающие технологической и функциональной взаимосвязью между собой. Согласно муниципальной программе "Газификация населенных пунктов Сурского района на 2013 - 2015 г.г." указано, что давление во всех 4 внутрипоселковых газопроводах составляет 0,003 МПа, а диаметр всех 4 газопроводов составляет 110,63 мм. Строительство газоразводящих сетей предполагает не строительство какого-либо самостоятельного объекта, а дополнительных объектов и их присоединение к более крупному газопроводу. В данном случае речь идет о строительстве дополнительных газопроводов, являющихся ответвлением от (основного) магистрального (межпоселкового) газопровода с целью расширения имеющейся единой газовой системы Сурского района и в целом газовой системы Ульяновской области. Из указанной программы следует, что доля участия местного бюджета составляет менее 10%, а около 80%  - зависит от областной целевой программы. Каждый из построенных внутрипоселковых газопроводов не может функционировать самостоятельно без присоединения к единой сети, место их присоединения (врезки) в единую газотранспортную систему региона и определяют технические условия, выдаваемые для проектирования газопровода. Имеется план - график синхронизации выполнения программ газификации регионов на 2015 г., в котором предусматриваются обязательства по строительству ОАО «Газпром» межпоселкового газопровода и строительство внутрипоселковых газопроводов Правительством Ульяновской области в целях их присоединения и пуска в эксплуатацию. По смыслу ст.7 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» региональная система газоснабжения включает в себя все существующие, строящиеся и проектируемые газопроводы высокого, низкого и среднего давления, располагающиеся во всех административных районах и образованиях области. Факт подачи 3-х заявок, которые приняли участие в открытом конкурсе, объективно свидетельствует о наличии конкуренции и отсутствии нарушения ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Проводить аукцион при цене работ более 50 млн. руб. незаконно. Строительство 3 запланированных газопроводов в 2014 году было невозможно в связи с отсутствием необходимых документов и отсутствием финансовой возможности. Муниципальная программа газификации  - это план, а его реализация зависит от экономических возможностей заказчика. Поддержал ходатайство об отложении рассмотрения дела до рассмотрения в Арбитражном суде дела №А72-12023/2015.

Представитель ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» пояснил, что функциональная и технологическая взаимосвязь между газопроводами отсутствует. Газопроводы не связаны между собой, предназначены для газоснабжения отдельных населенных пунктов,. Подключение будет осуществляться к межпоселковому газопроводу в разных местах, последовательность пуска газа в данные внутрипоселковые газопроводы зависит от сроков окончания строительства каждого из них.  Указал, что технические условия на присоединение продлены по заявлениям Администрации МО «Сурский район» Ульяновской области. Указал, что ОАО «Газпром» строит  газопровод до села, затем внутрипоселковый газопровод присоединяется к указанному межпоселковому газопроводу. Пояснил, что ПСД по указанным газопроводам разрабатывались разными организациями.

Представитель Правительства Ульяновской области заявила ходатайство о привлечении в  качестве заинтересованного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, которое является уполномоченным органом в сфере газификации на территории Ульяновской области. Пояснила, что доклад Сидорченко Т.И, представить возможно только в незаверенной копии, т.к. копия информационной записки получена из Администрации МО «Сурский район» по факсу, оригинал в Правительстве Ульяновской области отсутствует.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать в действиях Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, выразившегося в объединении в один лот работ по строительству внутрипоселковых газопроводов в населенных пунктах: с.Никитино, с.Чеботаевка, с.Лебедевка, с.Астрадамовка Сурского района Ульяновской области» технологически и функционально не связанных между собой при проведении открытого конкурса 0168300000915000064,  нарушение части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно части 3 статьи  17 Закона «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

21.07.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение и конкурсная документация № 0168300000915000064 на выполнение работ по строительству внутрипоселковых газопроводов в населённых пунктах: с.Никитино, с.Чеботаевка, с.Лебедёвка, с.Астрадамовка  Сурского  района Ульяновской области   (начальная (максимальная) цена контракта – 51 449 350 рублей, дата окончания подачи заявок – 11.08.2015).

31.07.2015 были опубликованы разъяснения положений документации.

11.08.2015 по результатам проведения внеплановой проверки указанной закупки Ульяновским УФАС России был составлен акт № 28 на основании которого заказчику было выдано предописание № 89 об аннулировании открытого конкурса № 0168300000915000064.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 11.08.2015 на участие в указанном конкурсе было подано три заявки.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 17.08.2015  победителем открытого конкурса № 0168300000915000064 признано ООО «Симбирскгазсантехмонтаж» с предложением о цене контракта – 51 449 350,00 руб.

Установлено, что Муниципальной программой газификации, утвержденной постановлением администрации МО «Сурский район» от 12.04.2013 №170-п-а, было предусмотрено что указанные газопроводы являются отдельными объектами,   строительство газопровода в селе Астрадамовка предусмотрено в 2015 году (пункт 1  мероприятий на 2015 год),  а строительство газопроводов в с.Никитино, с.Чеботаевка, с.Лебедевка было предусмотрено 2014 году (пункты 3, 4, 5 мероприятий на 2013 год). В примечаниях к каждому газопроводу указано: «Строительство-аукцион».

Для строительства газопровода в с. Никитино ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» выданы ТУ от 06.01.2011 №1066/78-03, согласно которым координаты газопровода в точке подключения – от выходного патрубка предполагаемого ГРПБ у с. Никитино (проектируемого газопровода Р=0,6МПа от ПК 103+28,0 – до с. Никитино Сурского района).

Для строительства газопровода в с. Астрадамовка ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» выданы ТУ от 15.08.2011 №2627/78-03, согласно которым  координаты газопровода в точка подключения – от выходного патрубка  проектируемого ГРПШ с двумя выходами в начале села Астрадамовка, предусмотренном на газопроводе от с. Большая Кандарать Карсунского района. Взамен данных ТУ 09.01.2014 выданы новые, согласно которым координаты газопровода в точке подключения: от выходного патрубка проектируемого головного ГРП (ПГБ) с двумя параллельными линиями редуцирования с выходным давлением на среднее Рвых=0,3 МПа и низкое давление Рвых=0,005МПа.

Для строительства газопровода в с. Чеботаевка ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» выданы ТУ от 15.08.2011 №2627/78-03, согласно которым  координаты газопровода в точка подключения – от выходного патрубка  проектируемого ГРПШ с двумя выходами в начале села Чеботаевка, предусмотренный на газопроводе от с. Большая Кандарать Карсунского района. Взамен данных ТУ 30.07.2014 выданы новые, согласно которым координаты газопровода в точке подключения: от проектируемого ГРПБ ЭС-ПГБ-139/50/2-122/04/2У1 с. Чеботаевка.

Для строительства газопровода в с. Лебедевка ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» выданы ТУ от 12.08.2011 №2619/78-03, согласно которым  координаты газопровода в точка подключения – от выходного патрубка  проектируемого ГРПШ с двумя выходами в начале села Лебедевка, предусмотренном на газопроводе от с. Большая Кандарать Карсунского района. Взамен данных ТУ 09.10.2015 выданы новые, согласно которым координаты газопровода в точке подключения: от выходного патрубка проектируемого ГРПШ с двумя выходами в начале села Лебедевка, предусмотренном на газопроводе от с. Большая Кандарать Карсунского района.

Кроме того из схем размещения газопроводов, являющихся приложениями к документации о конкурсе, также следует, что точка подключения каждого внутрипоселкового газопровода в межпоселковый является индивидуальной.

Проектно-сметная документация на внутрипоселковый газопровод в с.Никитино разработана ООО «Проект-РМ», в с.Астрадамовка – ООО «Профпроект», в с. Лебедевка – ООО «Проект-РМ», в с. Чеботаевка – ООО «Проектировщик».

Сметные расчеты стоимости строительства каждого газопровод рассчитывались самостоятельно, общая начальная (максимальная) цена контракта получена путем сложения отдельных стоимостей строительства каждого из 4 газопроводов (стоимость работ в с. Астрадамовка – 24 314, 69 тыс. руб., в с. Лебедевка – 5 532,83 тыс.руб., в с. Никитино  - 7 936,58 тыс. руб., в с. Чеботаевка – 13 665,25 тыс. руб.).

Кроме того, установлено, что при проведении открытого конкурса №0168300001314000457 (извещение от 30.12.2014) выставлялись единым объектом закупки  работ по  строительству газопроводов в населенных пунктах: с.Никитино, с.Лебедевка Сурского района Ульяновской области.

Из пояснений представителя ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» также следует, что функциональная и технологическая взаимосвязь между 4 газопроводами отсутствует, поскольку газопроводы не связаны между собой, предназначены для газоснабжения отдельных населенных пунктов, подключение будет осуществляться к межпоселковому газопроводу в разных местах, последовательность пуска газа в данные внутрипоселковые газопроводы зависит от сроков окончания строительства каждого из них.  

Соответственно, строительство и использование газопроводов могут осуществляться по отдельности, что не повлечет изменения в качестве, целевом назначении объектов, не повлечет снижения их функциональных характеристик. 

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства подтверждают факт отсутствия технологической и функциональной связи между работами по строительству внутрипоселковых газопроводов в населённых пунктах: с.Никитино, с.Чеботаевка, с.Лебедёвка, с.Астрадамовка  Сурского  района Ульяновской области (извещение № 0168300000915000064). 

Кроме того, установлено, что объединение в один лот работ по строительству данных газопроводов привело к увеличению стоимости лота, в частности к превышению размера начальной (максимальной) цены назначением в 50 млн. руб., и как следствие, укрупнение лота, а также использование такого способа закупки, как открытый конкурс.

Согласно части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также – Закон №44-ФЗ) заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 №2019-р.  Согласно позиции 45 в аукционный перечень включены «Работы строительные» (кроме кода 45.12 по ОКПД (ОК 034-2007)). Кроме того, не подлежит использованию такой способ, как открытый аукцион, при осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Таким образом, при осуществлении закупки работ по строительству газопроводов в каждом из рассматриваемых сел Сурского района отдельными лотами, закупка должна была быть осуществлена в форме электронного аукциона, что и было предусмотрено Муниципальной программой газификации, утвержденной постановлением администрации МО «Сурский район» от 12.04.2013 №170-п-а. При этом в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденными постановлением  Правительством Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) (ОКПД) ОК 034-2007, при осуществлении закупок работ  в с. Астрадамовка, с. Чеботаевка, заказчик обязан был установить дополнительные требования к участникам закупки.

Рассмотрев ходатайство Администрации МО «Сурский район» об отложении рассмотрения дела №12641/04-2015  до рассмотрения в Арбитражном суде дела №А72-12023/2015, комиссия приходит к выводу о необходимости отказать в его удовлетворении, т.к. в деле №А72-12023/2015 будет исследоваться вопрос только о соответствии действий заказчика Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а не Федеральному закону  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

 Рассмотрев ходатайство Правительства Ульяновской области о привлечении к участию в деле №12641/04-2015 в качестве заинтересованного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, комиссия приходит к выводу о необходимости отказать в его удовлетворении, т.к. документы, испрашиваемые в определении об отложении от 17.09.2015 по настоящему делу, представлены, обоснование, какие обстоятельства необходимы для установления в настоящем деле с помощью Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительством Ульяновской области не представлено.

В связи с тем, что по итогам открытого конкурса № 0168300000915000064 договор заключен, на основании части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции»  Комиссия пришла к выводу о необходимости обратиться с заявлением в суд заявлением о признании недействительными открытого конкурса 0168300000915000064 и заключенного по его результатам договора  (муниципальный контракт от 31.08.2015 №35 (реестровая запись 37319002252 15 000022)).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Отказать в удовлетворении ходатайства Администрации МО «Сурский район» об отложении рассмотрения дела №12641/04-2015  до рассмотрения в Арбитражном суде дела №А72-12023/2015.
  2. Отказать в удовлетворении ходатайства Правительства Ульяновской области о привлечении к участию в деле №12641/04-2015 в качестве заинтересованного лица Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
  3. Признать в действиях Администрации муниципального образования "Сурский район" Ульяновской области, выразившегося в объединении в один лот работ по строительству внутрипоселковых газопроводов в населенных пунктах: с.Никитино, с.Чеботаевка, с.Лебедевка, с.Астрадамовка Сурского района Ульяновской области» технологически и функционально не связанных между собой при проведении открытого конкурса 0168300000915000064,  нарушение части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  4. Обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными открытого конкурса 0168300000915000064 и заключенного по его результатам договора (муниципального контракта от 31.08.2015 №35 (реестровая запись № 37319002252 15 000022)).
  5.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по статье 14.9 КоАП РФ.

 

 

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

А.В.Федорова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны