Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ТрейдЭнергоСервис» от 6 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

01.07.2016                                                                                                           Дело № 13 322/03-2016

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления Спиридонова И.И.;

 

членов

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.;

- специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

 

 

           в присутствии                     - от МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Добринка»:

                                                        - <…> (доверенность № 14 от 27.06.2016 г.),

 

рассмотрев дело № 13322/03-2016, возбужденное по жалобе ООО «ТрейдЭнергоСервис» на действия закупочной комиссии (заказчик – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Добринка» (далее – МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Добринка», заказчик) при проведении открытого конкурса № 31603630906 на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования системы отопления (начальная (максимальная) цена контракта – 5 078 924,08 руб., дата оценки конкурсных заявок – 16.06.2016 г.)  по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3733 от 22.06.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба  ООО «ТрейдЭнергоСервис» на действия закупочной комиссии при проведении открытого конкурса № 31603630906.

Содержание жалобы ООО «ТрейдЭнергоСервис» составило указание на следующее.

Формула определения количества баллов по стоимостным критериям оценки приведена для критериев оценки «цена контракта» и «стоимость жизненного цикла» (п. 16 постановления Правительства от 28.11.2013 г. № 1085). Цена контракта в соответствии с Проектом контракта (п.4.1.) «определяется в виде процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки тепловой энергии», в то время как предметом предложения на конкурс является «сумма соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесёт по энергосервисному контракту» (Приложение № 4 Конкурсной документации), что соответствует п. 17 указанного Постановления для критериев оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ». В связи с этим расчёты по данному критерию выполнены конкурсной комиссией неверно.

Согласно Приложению № 4 Конкурсной документации для оценки заявок по нестоимостному критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» устанавливается показатель «качество товаров (качество работ, качество услуг)». «В рамках критерия оценивается перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного контракта, с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения».

Вместе с тем, согласно протоколу оценки заявки оценивались исходя из сроков установки оборудования и ввода в эксплуатацию; подробного технического описания каждого мероприятия с указанием технических характеристик устанавливаемого оборудования; дополнительных документов, подтверждающих опыт участника в исполнении подобных работ, квалификации сотрудников.

Таким образом, нестоимостная оценка заявок производилась по критериям, которые не были указаны в конкурсной документации.

Согласно п. 2 Порядка оценки заявок Приложения № 4 Конкурсной документации «Максимальное количество баллов (100 баллов) выставляется комиссией участнику закупки, представившему наиболее подробную информацию. Участнику закупки, представившему менее подробную информацию комиссией выставляется 70 баллов. В случае, если предложение в отношении объекта закупки не содержит перечень мероприятий, такой заявке на участие в конкурсе по данному показателю будет присвоено 0 (ноль) баллов». В Постановлении от 28.11.2013 г. № 1085 такая разница баллов между наиболее подробной и менее подробной информацией отсутствует.

Кроме того, по мнению заявителя, каждым членом комиссии заявка ООО «ТрейдЭнергоСервис» по нестоимостным критериям оценена в 50, 50, 60 баллов, что противоречит постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 и конкурсной документации.

 

На заседании Комиссии 29.06.2016 г. представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал. 

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 29.06.2016 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения (исх. б/н от 29.06.2016 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся как стоимостные критерии оценки – цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил; предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту.

Заказчиком при разработке конкурсной документации критерий «предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту» отнесен к стоимостному критерию и установлена формула.

В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» осуществлялась исходя из содержания сведений, представленных участниками конкурса, а именно перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного контракта, с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения. Максимальное количество баллов (100) присваивается участнику закупки, представившему наиболее подробную информацию. Участнику закупки, представившему менее подробную информацию, комиссией присваивается 70 баллов.

Таким образом, действия закупочной комиссии по оценке заявок участников закупки соответствовали положениям конкурсной документации и нормам действующего законодательства.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 01.07.2016 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 25.05.2016 г. были опубликованы извещение и документация по открытому конкурсу № 31603630906 на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования системы отопления (начальная (максимальная) цена контракта – 5 078 924,08 руб., дата оценки конкурсных заявок – 16.06.2016 г.).

Согласно протоколу вскрытия конвертов к открытому конкурсу от 15.06.2016 г. на участие в открытом конкурсе № 31603630906 было подано 3 заявки.

В соответствии с протоколом оценки конкурсных заявок от 16.06.2016 г. победителем открытого конкурса признано ООО «ЕЭС.Гарант» с предложенной ценой договора 4 877 798,69 руб.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «ТрейдЭнергоСервис» обоснованной в части нарушения порядка оценки заявок по нестоимостному критерию. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Следовательно, МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 45 осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На заседании Наблюдательного совета МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 45  было утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Добринка» (протокол № 3 от 17.12.2012 г.) (далее - Положение о закупках). Приказом № 27/ос от 27.03.2014 г. в Положение о закупках были внесены изменения.

Согласно извещению № 31603630906 заказчиком осуществлялась закупка путем проведения открытого конкурса на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования системы отопления.

Разделом 7 «Открытый конкурс» Положения о закупках предусмотрен порядок проведения открытого конкурса.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с подпунктом 7.12.2 раздела 7 «Открытый конкурс» Положения о закупках оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, установленными конкурсной документацией.

Согласно пункту 26 «Технико-экономическое задание» конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок определены в приложении № 4.

 

1) В приложении № 4 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» установлены критерии оценки заявок и их значимость – предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту (значимость критерия 60 %), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия 40 %).

При этом количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесёт по энергосервисному контракту» (ЦБi), определяется по формуле:

 

 

а) в случае если Цmin > 0,

 

                                                              Цmin

                                                  ЦБi = --------- × 100,

                                                                Цi

где:

Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

б) в случае если Цmin < 0,

 

                                                       (Цmax – Цi)

                                             ЦБi = --------------- × 100,

                                                             Цmax

 

где Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

 

В ходе анализа конкурсных заявок, представленных участникам для участия в открытом конкурсе № 31603630906, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что участниками были сделаны следующие ценовые предложения:

- ООО «ЭнергоПрофит»: цена конкурсной заявки 5 017 976,99 руб., экономия расходов заказчика на поставку тепловой энергии 609 470,89 руб., процент экономии, который может быть уплачен исполнителю – 90 % (548 523,80 руб.);

- ООО «ЕЭС.Гарант»: цена конкурсной заявки 4 877 798,69 руб., экономия расходов заказчика на поставку тепловой энергии 914 206,33 руб., процент экономии, который может быть уплачен исполнителю – 78 % (713 080,94 руб.);

- ООО «ТрейдЭнергоСервис»: цена конкурсной заявки 4 835 135,68 руб., экономия расходов заказчика на поставку тепловой энергии 1 218 942,00 руб., процент экономии, который может быть уплачен исполнителю – 80 % (975 153,60 руб.).

При этом предложение о цене контракта определяется как разница между соответствующими расходами заказчика на поставку тепловой энергии (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником конкурса и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником конкурса проценту такой экономии.

Согласно протоколу оценки конкурсных заявок от 16.06.2016 г. по критерию «цена контракта» заявке ООО «ЭнергоПрофит» присвоено 57,81 баллов, заявке ООО «ЕЭС.Гарант» 59,48 баллов, заявке ООО «ТрейдЭнергоСервис» 60 баллов, что соответствует математическим вычислениям согласно приведенной в документации формуле.

Таким образом, оценка заявок по критерию «Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесёт по энергосервисному контракту» осуществлялась конкурсной комиссией в соответствии с положениями конкурсной документации.

Доводы ООО «ТрейдЭнергоСервис» о необходимости использования формулы расчета по стоимостному критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ», указанной в пункте 17 постановления Правительства от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не могут быть признаны состоятельными, поскольку в рассматриваемом конкурсе был использован критерий «предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесёт по энергосервисному контракту», отдельная формула для которого в постановлении Правительства от 28.11.2013 г. № 1085 не выделена, в связи с чем используется общая формула для критерия цена контракта. При этом стоимостной критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» может быть использован при осуществлении закупок с иным предметом (например, техническое обслуживание оборудования).

Вместе с тем, при осуществлении закупки по энергосервисному контракту стоимостным критерием не могут быть только расходы, связанные с установкой оборудования без достижения экономии расходов заказчика на поставку тепловой энергии.

Следовательно, в указанной части жалоба ООО «ТрейдЭнергоСервис» является необоснованной.

 

2) В соответствии с приложением № 4 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» конкурсной документации для оценки заявки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» устанавливается следующий показатель: качество товаров (качество работ, качество услуг).

В рамках критерия оценивается перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного контракта, с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения.

Оценка заявок осуществляется исходя из содержания представленных сведений в предложениях участников открытого конкурса в отношении объекта закупки в составе заявки на участие в конкурсе.

Максимальное количество баллов (100 балов) выставляется комиссией участнику закупки, представившему наиболее подробную информацию. Участнику закупки, представившему менее подробную информацию комиссией выставляется 70 баллов. В случае, если предложение в отношении объекта закупки не содержит перечень мероприятий,  такой заявке на участие в конкурсе по данному показателю будет присвоено 0 (ноль) баллов.

Следовательно, в конкурсной документации определен порядок оценки заявок по указанному критерию в зависимости от представления информации о перечне мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, и по указанному критерию возможно получение баллов 100, либо 70, либо 0.

Согласно пункту 5 приложения № 4 конкурсной документации конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации, в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085.

Вместе с тем, согласно протоколу оценки конкурсных заявок от 16.06.2016 г. заявке ООО «ТрейдЭнергоСервис» каждым членом закупочной комиссии присвоено 50, 60, 50 баллов по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», что противоречит положениям конкурсной документации.

При этом пояснений относительно причин и обоснования присвоения баллов представленным заявкам членами комиссии и заказчиком в рамках рассмотрения жалобы представлено не было.

Таким образом, конкурсной комиссией нарушен подпункт 7.12.2 раздела 7 Положения о закупках, пункт 5 приложения № 4 конкурсной документации в части нарушения порядка оценки заявки ООО «ТрейдЭнергоСервис» по нестоимостному критерию.

Следовательно, жалоба ООО «ТрейдЭнергоСервис» в указанной части является обоснованной.

 В отношении довода ООО «ТрейдЭнергоСервис» о несоответствии порядка оценки заявок по нестоимостному критерию постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

В соответствии с пунктом 26 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085, количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 правил (показатели нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»), определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.

В соответствии с указанной нормой постановления в приложении № 4 к конкурсной документации был установлен аналогичный порядок оценки заявок по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». При этом соотношение размера присвоенных баллов определяется заказчиком самостоятельно.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ТрейдЭнергоСервис» обоснованной (в части нарушения порядка оценки заявок по нестоимостному критерию).

2. Признать в действиях закупочной комиссии нарушения подпункта 7.12.2 раздела 7 Положения о закупках, пункта 5 приложения № 4 конкурсной документации.

3. Обязать закупочную комиссию устранить допущенные нарушения путем отмены протокола оценки конкурсных заявок от 16.06.2016 г., проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок повторно с учетом принятого решения, на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 13322/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии

 

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

Е.Б. Бокач

 

Е.И. Мартиросян

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

 

01.07.2016                                                                                                                               г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления Спиридонова И.И.;

членов

- начальника отдела Бокач Е.Б.,

- специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

 

на основании своего решения от 01.07.2016 г. по делу № 13 322/03-2016, возбужденному по жалобе ООО «ТрейдЭнергоСервис» (вх. № 3733 от 22.06.2016 г.) на действия закупочной комиссии (заказчик – Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Добринка» (далее – МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Добринка», заказчик) при проведении открытого конкурса № 31603630906 на выполнение работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования системы отопления (начальная (максимальная) цена контракта – 5 078 924,08 руб., дата оценки конкурсных заявок – 16.06.2016 г.) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Закупочной комиссии МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Добринка» в срок до 13.07.2016 г. устранить допущенные нарушения подпункта 7.12.2 раздела 7 Положения о закупках, пункта 5 приложения № 4 конкурсной документации путем отмены протокола оценки конкурсных заявок от 16.06.2016 г., проведения процедуры рассмотрения и оценки заявок повторно с учетом принятого решения № 13322/03-2016.
  2. В срок до 20.07.2016 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                          И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии                                                                                                      Е.Б. Бокач

 

                                                                                                                                   Е.И. Мартиросян

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны