Решение б/н Решение по делу № 13 627/03-2016 от 9 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

03.11.2016                                                                                                                Дело № 13 627/03-2016

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела  Спиридонова И.И.;

 

членов

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.;

- ведущего специалиста – эксперта Кузьминовой Ю.П.;

 

 

           в отсутствие сторон          

                                                      

рассмотрев дело № 13 627/03-2016, возбужденное по жалобе ООО «Авиаком» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 31604238396 на оказание клининговых услуг (заказчик – Акционерное общество «Авиастар-СП», далее - заказчик, начальная (максимальная) цена контракта – 68 190 960,36 руб., дата окончания подачи заявок – 31.10.2016 г.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 6221 от 25.10.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Авиаком» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 31604238396.

Жалоба ООО «Авиаком» содержит указание на следующее.

Пунктом 4.13 раздела 4 части 2 закупочной документации установлен порядок оценки, сопоставления заявок на участие в запросе предложений и подведение итогов запроса предложений. Для оценки предложений заказчик установил в закупочной документации о закупке следующие критерии оценки:

а)         характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

-цена контракта, значимость критерия 50%;

б)        характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, квалификация участника закупки, в том числе:

-опыт участника, значимость критерия 40%;

-кадровый ресурс, значимость критерия 10%.

Выбор победителя конкурентной процедуры закупки, в которой применяется несколько критериев оценки участников, осуществляется на основании итогового рейтинга каждой заявки участника, определенного по результатам оценки всех критериев, установленных документацией процедуры закупки.

Для критерия оценки «Опыт участника» установлены (подкритерии) баллы, максимальное значение баллов по каждому из критериев оценки - 100 баллов, минимальное считается от 0 баллов и выше. Заявитель считает данный принцип при определении рейтинга заявки по критерию «Опыт участника» нарушен, а именно: при подсчете баллов преимущество получают организации имеющие договора (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг исключительно на территории государственных и муниципальных организаций. Договора с общей суммой контрактов более Ц max оцениваются как 40 баллов, наличие же договоров (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг исключительно на территории организаций, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», либо исключительно на территории коммерческих организаций, не входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max оценивается как 20 баллов (п.п.2.1,2.2,2.3 Таблицы оценка по критерию «Опыт участника»).  В случае наличия у участника закупки договоров на оказание услуг на территории различных организаций (п.п. 3.1, 3.2., 3.3., 4 таблицы оценки по критерию «Опыт участника») преимущество по баллам отдается участникам закупки у которых имеются договора с муниципальными или государственными организациями. Кроме того, согласно п.1. Таблицы «Опыт участника» отсутствие договоров на оказание клининговых услуг с общей суммой контрактов более Цmах оценивается как 0 баллов, а при наличии договоров у участника закупки на оказание услуг на территории различных организаций, если даже оба ценовых показателя не соответствует требованию претендента, участнику все равно присваивается 20 баллов.

Включение в документацию запроса предложений положения, в соответствии с которым участник, имеющий наличие договоров (за последние 3 года) на оказание клиннинговых услуг исключительно на территории государственных и муниципальных организаций может получить преимущество перед другими участниками, что является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

На заседании Комиссии 01.11.2016 г. представители заявители поддержали доводы, изложенные в жалобе.

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 01.11.2016 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные пояснения (исх. № 449/3087 от 31.10.2016 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.

Согласно пункту 12.1 Положения о закупках АО «Авиастар-СП» при оценке и сопоставлении заявок участников запроса предложений применяется, в том числе, такой критерий как квалификация участника закупки – опыт и репутация участника. Пункт 4.1.3 документации предусматривает, что критериями оценки заявок на участие в запросе предложений являются цена договора – 50%, опыт участника – 40%, кадровые ресурсы – 10%, а также установлен порядок оценки заявок в соответствии с установленными критериями. В документации отсутствуют положения, ограничивающие допуск участников. Критерии установлены заказчиком в целях определения наиболее выгодного предложения. Наличие такого подкритерия как «Опыт участника» не свидетельствует об ограничении конкуренции, а позволяет установить лучшие условия исполнения договора, выявить лучших исполнителей, что соответствует требованиям Закона о закупках. Установление такого условия, как наличие у участника закупки договоров на оказание клининговых услуг на территории государственных и муниципальных организаций, является дополнительной гарантией для заказчика в выборе поставщика, наиболее полно удовлетворяющего его интересам. Заказчик заинтересован, чтобы данные услуги оказывались квалифицированным исполнителем, имеющим опыт работы в данной сфере. По смыслу части 1 статьи 1 Закона о закупках в процедуре закупок учувствуют лишь те претенденты, которые могут своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, следовательно, включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение допуска к участию в процедуре закупок и не является нарушением Закона о защите конкуренции. Заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО «Авиаком» необоснованной.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 02.11.2016 г. и до 15:00 03.11.2016 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 24.10.2016 г. были опубликованы извещение и документация по запросу предложений в электронной форме № 31604238396 на оказание клининговых услуг (начальная (максимальная) цена контракта – 68 190 960,36 руб.).

28.10.2016 г. в документацию о закупке были внесены изменения и опубликованы ответы на запросы разъяснений положений документации.

Согласно протоколу № 1321 вскрытия конвертов с заявками от 01.11.2016 г. на участие в закупке было подано 4 заявки.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Авиаком» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Следовательно, АО «Авиастар-СП» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 61 от 10.06.2016 г. Совета директоров АО «Авиастар – СП» было утверждено Положение № 400/4.14.6477.2-2016 «О закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар – СП» (редакция 3) (далее - Положение о закупках).

В ходе анализа Положения о закупках и документации о проведении запроса предложений № 31604238396 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8.1.1.2 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках одним из способов закупки является запрос предложений.

Согласно пункту 9.5.1 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках запрос предложений – конкурентная внеконкурсная закупочная процедура, для определения победителя в которой применяется несколько критериев оценки предложений участников, среди которых критерий цены предложения не всегда является определяющим, и победителем в которой признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки заявок на участие в закупке.

Согласно извещению № 31604238396 заказчиком осуществлялась закупка путем проведения запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг.

Подпункты 12 и 13 пункта 11.1 раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения о закупке предусматривают, что документация должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и определения победителя процедуры закупки.

Аналогичные требования содержаться в подпунктах 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 12.1 раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения о закупках для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурентных закупочных процедурах, для определения победителя в которой применяется несколько критериев оценки предложений участников (конкурс, запрос предложений), комиссия по закупкам, должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в документации процедуры закупки. При этом оценка и сопоставление заявок может осуществляться на основе, в том числе, таких критериев как цена договора (подпункт 1 пункта 12.1), квалификация участника закупки (подпункт 5 пункта 12.1), в том числе обеспеченность кадровыми ресурсами, опыт и репутация участника процедуры закупки.

Согласно пункту 12.2 раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения о закупках по критериям, указанным в подпункте 4, 5, 6 пункта 12.1 раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения, разрешается устанавливать отдельные показатели критерия (подкритерии) оценки при условии установления порядка оценки по каждому из подкритериев с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения. Весовая значимость критерия, указанного в подпункте 1 пункта 12.1. раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения о закупках не может быть менее 50 %. Для каждого из критериев, предусмотренных документацией процедуры закупки, установлен процент его весовой значимости, который в сумме по всем критериям должен составлять 100%.

Согласно пункту 19 раздела 5 «Информационная карта запроса предложений» документации для оценки заявок участников применяются следующие критерии:

1) Ц i - «цена договора» (значимость критерия- 50%);

2) О i - «опыт участника» (значимость критерия 40%);

3) К i - «кадровый ресурс» (значимость критерия 10%).

Согласно пункту 4.13 «Оценка, сопоставление заявок на участие в запросе предложений и подведение итогов запроса предложений» для определения рейтинга заявки по критерию «Опыт участника» оцениваются следующие показатели:

№ п/п

Показатель

Баллы (максимальное количество 100 баллов)

1

Отсутствие договоров на оказание клининговых услуг с общей суммой контрактов более Ц max.

0

2.1.

Наличие договоров (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг исключительно на территории организаций, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max.

20

2.2.

Наличие договоров (за последние 3 года)  на оказание клининговых услуг исключительно на территории коммерческих организаций, не входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max.

20

2.3.

Наличие договоров (за последние 3 года)  на оказание клининговых услуг исключительно на территории государственных и муниципальных организаций с общей суммой контрактов более Ц max

40

3.1.

Наличие договоров (за последние 3 года)  на оказание клининговых услуг на территории организаций, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории организаций, не входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max (если один или оба ценовых показателя не соответствует требованию претенденту присваивается количество баллов указанных в п. 2.1.).

70

3.2.

Наличие договоров (за последние 3 года)  на оказание клининговых услуг на территории организаций, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории государственных и муниципальных организаций с общей суммой контрактов более Ц max (если один из ценовых показателей не соответствует требованию претенденту присваивается количество баллов указанных в п. 2.3., если оба- п. 2.2.).

90

3.3.

Наличие договоров (за последние 3 года)  на оказание клининговых услуг на территории организаций, не входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории государственных и муниципальных организаций с общей суммой контрактов более Ц max (если один из ценовых показателей не соответствует требованию претенденту присваивается количество баллов указанных в п. 2.3., если оба- п. 2.2.).

90

4.

Наличие договоров (за последние 3 года)  на оказание клининговых услуг на территории организаций, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории организаций, не входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории государственных и муниципальных организаций с общей суммой контрактов более Ц max (если один из ценовых показателей не соответствует требованию, претенденту присваивается количество баллов указанных в п. 3.1., либо п. 3.2., либо п. 3.3.).

100

Подсчет баллов по данному показателю осуществляется исходя из справки о перечне и объемах выполненных аналогичных предмету закупки договоров (Форма № 6) (в подтверждение соответствия данному требованию участник должен предоставить копии договоров и актов оказанных услуг (выполненных работ)). Участник запроса предложений может самостоятельно выбрать договоры, которые, по его мнению, наилучшим образом характеризует его квалификацию. Дополнительно (по желанию) Участник запроса предложений может предоставить  грамоты, рекомендации, референции за оказанные услуги, аналогичные предмету данного запроса предложений; документацию действующей и сертифицированной системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9001/ ISO 9001, экологического менеджмента ISO 14001:2004, системы менеджмента по охране труда OHSAS 18001:2007.

 

Основными целями и принципами Закона о закупках являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, реализующим меры, направленные на сокращение издержек заказчика.

Заказчики вправе самостоятельно определять как перечень критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и конкретные показатели оценки участников конкурса, для определения квалификационных требований к участникам уже допущенным до закупки.

Учитывая изложенное, заказчик вправе требовать наличие у участников закупки соответствующего оборудования, квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ, в зависимости от специфики осуществляемой деятельности.

Таким образом, документация о проведении запроса предложений раскрывает содержание указанных заявителем критериев («Опыт участника»), а также порядок оценки заявок по указанному критерию исходя из документов и сведений, которые будут предоставлены участниками закупки. Порядок оценки установленн для всех участников закупки и не содержаит указание на предоставление каких-либо преимуществ конкретным лицам.

При этом установленные в конкурсной документации критерии оценки заявок были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика. Действующее законодательство о закупках не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок. Сам по себе факт установления нестоимостных критериев не свидетельствует об ограничении количества участников, так как в данном случае заявки поступили от 4 участников.

Установленные заказчиком требований к участникам закупки о наличии опыта призваны определить участников, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ, являющихся предметом закупки, на уровне, отвечающем законным интересам предприятия. Данные требования не могут рассматриваться как противоречащие целям и принципам закупок, не являются дополнительными, а конкретизируют, каким конкретно требованиям в силу Положения о закупках должны соответствовать участники процедуры закупки.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, поскольку установленные критерии оценки заявок могут быть признаны ограничивающими конкуренцию лишь в случае, если антимонопольный орган установит, что это условие было включено в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту. Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 г. № 11017/10.

При этом, довод об ограничении конкуренции не подтверждается фактическими обстоятельствами дела, а именно, поступлением 4 (четырех) заявок на участие в запросе предложений, 2 (две) из которых содержат сведения о наличии у участников закупки опыта выполнения работ на территории государственных и муниципальных организаций.

Таким образом, установленные в документации критерии оценки и их значимость не противоречат Положению о закупках, а также Закону о закупках.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Авиаком» является необоснованной.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Авиаком» необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

 

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

Е.Б. Бокач

 

Ю.П. Кузьминова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны