Решение б/н Решение по делу № 13 793/03-2016 от 15 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

12.12.2016                                                                                                                Дело № 13 793/03-2016

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела Спиридонова И.И.;

 

членов

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.;

- ведущего специалиста – эксперта Кузьминовой Ю.П.;

 

 

           в присутствии                    - от АО «Авиастар-СП»:

                                                        - <…> (доверенность № 10-6400 от 04.08.2016 г.);

                                                        - от ООО «ЦентрИнвест»:

                                                       - <…>  (доверенность б/н от 31.05.2016 г.),

 

рассмотрев дело № 13 793/03-2016, возбужденное по жалобе ООО «ЦентрИнвест» на действия заказчика при заключении контракта по результатам проведения запроса предложений в электронной форме № 31604238396 на оказание клининговых услуг (заказчик – Акционерное общество «Авиастар-СП», начальная (максимальная) цена контракта – 68 190 960,36 руб., дата принятия решения об отмене закупки – 24.11.2016) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 6958 от 01.12.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «ЦентрИнвест» на действия заказчика по отказу от проведения запроса предложений в электронной форме № 31604238396.

 

Жалоба ООО «ЦентрИнвест» содержит указание на следующее.

Заказчик протоколом № 1393 от 24.11.2016 принял решение отказаться от закупки в виде запроса предложений в электронной форме № 31604238396, сославшись на следующие причины:

1)                 Раздел IV п. 19 пп. 19.2 в Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар-СП» (Редакция 4);

2)                 Процедура запроса предложений не является торгами по законодательству Российской Федерации и ее проведение не регулируется статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, соотвественно, данная процедура запроса предложений не накладывает на организатора запроса предложений соответствующего объема гражданско-правовых обязательств.

Согласно п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

По мнению ООО «ЦентрИнвест», способ закупки «Запрос предложений», закрепленный п. 8 раздела III Положения о закупках АО «Авиастар-СП» (Редакция 4), является в соответствии с п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации иной формой торгов, предусмотренной Законом о закупках, а, следовательно, к нему применяются требования п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении договора с лицом, выигравшим торги.  Нормы п. 8.2.1, п. 9.5.5 и п. 19.2 в) Положения о закупках АО «Авиастар – СП» (Редакция 4) о том, что проведение закупок, не являющихся разновидностью торгов, а именно, конкурсов, либо аукционов на право заключить договор, не регулируются статьями 447 – 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, не накладывают на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем таких процедур или иным участником.

Также ООО «ЦентрИнвест» отмечает, что заказчик не исполнил предписание в соответствии с решением Ульяновского УФАС России от 17.11.2016 по делу № 13 723/03-2016 по проведению процедуры рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов повторно.

Учитывая изложенное, ООО «ЦентрИнвест» просит признать решение заказчика об отмене закупки незаконным, обязать заказчика обеспечить исполнение предписания в соответствии с решением Ульяновского УФАС России от 17.11.2016 по делу № 13 723/03-2016, обязать заказчика заключить договор с победителем запроса предложения в электронной форме № 31604238396, а также обязать заказчика с учетом п. 15.2 Положения о закупках перенести срок начала оказания услуг по договору на срок рассмотрения жалобы по существу.

На заседании Комиссии 08.12.2016 г. представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в жалобе.

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 08.12.2016 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные пояснения (исх. № 449/3293 от 06.12.2016 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.

В соответствии с положениями Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, а также иными правовыми актами.

Согласно нормам Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктом 8.2.1 Положения о закупках пунктом 2.3.2 закупочной документации запрос предложений не является конкурсом, либо аукционом и его проведение не регулируется статьями 447-449 Гражданского Кодекса РФ, соотвественно, данная процедура не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений.

Кроме того Положением о закупках, а также закупочной документацией установлено, что данная конкурентная процедура может быть прекращена в любой момент до подведения ее итогов.

Таким образом, в действиях заказчика при проведении запроса предложений отсутствуют нарушения норм законодательства о закупках.

      

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 12.12.2016 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 24.10.2016 г. были опубликованы извещение и документация по запросу предложений в электронной форме № 31604238396 на оказание клининговых услуг (начальная (максимальная) цена контракта – 68 190 960,36 руб.).

28.10.2016 г. в документацию о закупке были внесены изменения и опубликованы ответы на запросы разъяснений положений документации.

В соответствии с протоколом № 1327 рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов от 03.11.2016 г. победителем запроса предложений признано ООО «Ротекс».

24.11.2016 г. был опубликован протокол № 1384 об отмене протокола рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов на основании предписания Ульяновского УФАС России от 17.11.2016 г.

25.11.2016 г. было опубликовано извещение об отказе от проведения закупки.  

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «ЦентрИнвест» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Следовательно, АО «Авиастар-СП» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 66 от 19.09.2016 г. Совета директоров АО «Авиастар – СП» было утверждено Положение № 400/4.14.6477.3-2016 «О закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар – СП» (редакция 4) (далее - Положение о закупках).

В ходе анализа Положения о закупках и документации о проведении запроса предложений № 31604238396 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8.1.1.2 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках одним из способов закупки является запрос предложений.

Согласно пункту 9.5.1 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках запрос предложений – конкурентная внеконкурсная закупочная процедура, для определения победителя в которой применяется несколько критериев оценки предложений участников, среди которых критерий цены предложения не всегда является определяющим, и победителем в которой признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки заявок на участие в закупке.

Согласно извещению № 31604238396 заказчиком осуществлялась закупка путем проведения запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг.

В соответствии с протоколом № 1327 рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов от 03.11.2016 г. победителем запроса предложений признано ООО «Ротекс».

Вместе с тем, вх. № 6390 от 08.11.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «ЦентрИнвест» на действия закупочной комиссии при проведении запроса предложений в электронной форме № 31604238396.

По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено в действиях закупочной комиссии заказчика при осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в указанном запросе предложений нарушение пункта 9.2.6.11 Положения о закупках, а также части 2 статьи 2 Закона о закупках.

В целях устранения указанных нарушений Комиссией Ульяновского УФАС России было выдано предписание.

При этом согласно пункту 9.6 Положения о закупках, пункту 2.6 закупочной документации организатор запроса предложений, по решению заказчика или закупочной комиссии, разместивший в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru), извещение о проведении запроса предложений и документацию по запросу предложений, вправе отказаться от проведения запроса предложений в любое время вплоть до подписания договора.

Учитывая изложенное, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) заказчиком 25.11.2016 г. было опубликовано извещение об отказе от проведения закупки в соответствии с разделом VI «Права и обязанности сторон при закупках» Положения о закупках.  

Таким образом, учитывая, что Положением о закупке предусмотрено, что запрос предложений – это конкурентный способ закупки, не являющийся торгами, отказ от заключения договора является право заказчика и не противоречит нормам законодательства о закупках и Положения о закупках.

Кроме того, данный вид закупки не накладывает на организатора запроса предложений соответствующего объема гражданско - правовых обязательств, предусмотренных, в том числе, статьей 448 Гражданского Кодекса РФ.

Указанная позиция также подтверждается в письме Министерства экономического развития РФ от 07.10.2015 г. № Д28и-3020.

 

Относительно довода ООО «ЦентрИнвест» о не исполнении АО «Авиастар-СП» предписания об устранении нарушения, выявленного уполномоченным контрольным органом, Ульяновское УФАС России сообщает следующее.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «ЦентрИнвест» по делу № 13723/03-2016 решением Ульяновского УФАС России АО «Авиастар-СП» было выдано предписание № 11 от 17.11.2016 г. об отмене протокола рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов № 1327 от 03.11.2016 г., составленного в ходе проведения запроса предложений в электронной форме № 31604238396 на право заключения договора на оказание клининговых услуг АО «Авиастар-СП» и проведения процедуры рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов повторно.

Согласно представленным сведениям АО «Авиастар-СП»  (вх. № 7061 от 06.12.2016 г.), а также сведениям, размещенным в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru), предписание Ульяновского УФАС России было исполнено путем отмены протокола рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов № 1327 от 03.11.2016 г.

Учитывая право заказчика отказаться от заключения контракта на любой стадии осуществления закупки, пересмотр заявок участников не повлиял бы на результаты принятия решения.

 Кроме того, нарушение пункта 9.2.6.11 Положения о закупках, а также части 2 статьи 2 Закона о закупках члена закупочной комиссии было устранено путем отмены протокола № 1327 рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов от 03.11.2016 г. в связи с чем, предписание Ульяновского УФАС России № 11 от 21.11.2016 г. считается исполненным, поскольку право ООО «ЦентрИнвест» в части необъективной оценки заявки  общества было фактически восстановлено отменой протокола № 1327 от 03.11.2016 г., содержащего и фиксирующего факт допущенного нарушения членами закупочной комиссии.     

Таким образом, учитывая, что действия АО «Авиастар-СП» были совершены в рамках Закона о закупках,  а также Положения о закупках, нарушений действующего законодательства в действиях заказчика не установлено. 

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЦентрИнвест» необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии

 

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

Е.Б. Бокач

 

Ю.П. Кузьминова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны