Решение б/н Решение и предписание по делу №13 907/03-2017 от 2 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

27.01.2017                                                                                                                Дело № 13 907/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела Спиридонова И.И.;

членов

- начальника отдела Бокач Е.Б.

- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.;

в присутствии

- от МБУ «Стройзаказчик»:

- <...> (доверенность б/н от 11.08.2016 г.);

- от Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области:

- <...> (доверенность № 68 от 09.01.2017 г.),

 

рассмотрев дело № 13 907/03-2017, возбужденное по жалобе ООО «Комплект сервис» (далее – заявитель), на положения документации об электронном аукционе № 0168200002416008975 на строительство общеобразовательная школы на 1100 мест по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, микрорайон «Искра», квартал «Б» (заказчик – Муниципальное бюджетное учреждение «Стройзаказчик», далее - заказчик, уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 811 749 130,00 руб.; срок окончания подачи заявок – 09.02.2017 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 339 от 23.01.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Комплект сервис», перенаправленная ФАС России (входящий номер <...> присвоенный ФАС России № 8153/17 от 20.01.2017) на действия заказчика при проведении указанного электронного аукциона.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

В нарушение требований законодательства о контрактной системе в рамках аукциона на выполнение общестроительных работ необходимо осуществить поставку оборудования для приготовления, хранения и подачи пищи, мебель, электронное офисное оборудование, медицинское оборудование и так далее, что технологически и функционально не связано с предметом закупки и ограничивает число участников закупки. Кроме того, ООО «Комплект сервис», как поставщик специализированного оборудования лишен возможности участия в указанной закупке ввиду необходимости выполнения общестроительных работ и наличия соответствующих разрешительных документов.

 

На заседание Комиссии 26.01.2017 г. представитель ООО «Комплект сервис» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 24.01.2017 г. в 16:00).

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 26.01.2017 г. с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Исходя из положений законодательства заказчик имеет законные основания для объединения в один лот работ по строительству и поставке оборудования (мебели, инвентаря и т.д.) поскольку итоговой целью является создание готового к эксплуатации образовательного учреждения.

 

Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 26.01.2017 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Метод строительства объектов «под ключ» (Постановление Госстроя СССР от 10.11.1989 г. № 147) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг и включает помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря. Указанные в документации оборудование, инвентарь, мебель, необходимы для функционирования школы. Такое формирование объекта закупки обеспечивает наиболее качественное достижение поставленной цели и наиболее рациональное расходование бюджетных средств.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:15 27.01.2017 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 29.12.2016 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002416008975 на строительство общеобразовательная школы на 1100 мест по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, микрорайон «Искра», квартал «Б» (начальная (максимальная) цена контракта – 811 749 130,00 руб.).

19.01.2017 г на основании решения заказчика в документацию были внесены изменения.

11.01.2017 г., 13.01.2017 г., 20.01.2017 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

 

Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Комплект сервис» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено формирование на территории Российской Федерации единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации объектом закупки является строительство общеобразовательная школы на 1100 мест по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, микрорайон «Искра», квартал «Б».

Согласно пункту 10 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Пункт 2 приложения № 1 к документации № 0168200002416008975 предусматривает, что объем выполняемых работ определен согласно приложению № 3 к документации.

Приложение № 3 к документации № 0168200002416008975 содержит локальные сметные расчеты, предусматривающие выполнение общестроительных работ, а также поставку технологического оборудования, мебели, инвентаря, озеленение и т.д.

Пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов «под ключ», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 г. № 147, предусматривается понятие «строительство объектов «под ключ».

Метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

Таким образом, при осуществлении строительства объекта «под ключ» заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

В соответствии с локальными сметами, предусмотренными приложением № 3 к документации, заказчиком, установлены требования, в том числе, к поставке мебели, техники, инвентаря и спортивных товаров, например: стол ученический двухместный, стул ученический, доска настенная одноэлементная для письма маркером, шкаф для учебной литературы и журналов, МФУ (принтер, сканер, копир), кушетка медицинская смотровая КМС, ширма медицинская секционная, лампа настольная для офтальмологического и отоларингологического обследования, облучатель бактерицидный настенный, ящик для хранения оружия на 4 ствола, гладильная доска, холодильник однокамерный ВЕКО, теннисный стол, весы электронные товарные Штрих, тележка сервировочная, стол обеденный 6-местный, скамейка 3-местная, зеркало Silver, музыкальный центр, интерактивная доска Hitachi Starboard FX Trio, пианино Weber W118C, проектор мультимедийный Hitaci CP-X2515WN, зеркало настольное с подсветкой, офисный диван «Визит», подцветочница, микроволновая печь Gorenje MO17DE, электрочайник Scarlett SC-222, кровать детская, матрас, мяч баскетбольный Molten B7R № 7, мяч волейбольный Mikasa MV5PC № 5, мяч гандбольный Select Future Soft 2008 Lille № 1, канат для перетягивания, скакалка матерчатая, гантели, флажок, обручи для художественной гимнастики, видеомагнитофон, телевизор, компьютер и так далее.

На основании изложенного, в предмет контракта включена поставка монтируемого оборудования и немонтируемого товара. Поскольку не имеется правовых оснований для отнесения мебели, детского спортивного инвентаря, бытовой техники к технологическому и инженерному оборудованию, предъявленное в аукционной документации требование к обеспечению объекта строительства вышеперечисленными предметами существенно ограничивает доступ к аукциону хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке по производству и поставке мебели, бытовой техники и спортивного инвентаря, но не имеющих свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требование о наличии которого установлено в пункте 5.1 раздела 2 «Требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ» документации об открытом аукционе.

Следовательно, в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка товаров, технологически и функционально не связанной с объектом строительства, что ограничивает количество участников закупки, что не соответствует требованиям статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Комплект сервис» является обоснованной.

В соответствии с соглашением о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 25.12.2015 г. при реализации соглашения используется порядок взаимодействия, установленный постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125.

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков (утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П) заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе, описание объекта закупки.

Следовательно, заказчиком допущено нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Кроме того, в ходе осуществления внеплановой проверки закупки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей. Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок, предусмотренного пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 Постановления администрации города Ульяновска № 553 от 04.02.2015 г. (ред. от 28.08.2015) «Об установлении случаев и порядка проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд муниципального образования «город Ульяновск» обязательному общественному обсуждению подлежат закупки путем аукционов на строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением автомобильных дорог), если начальная (максимальная) цена контракта (лота) составляет 100 млн рублей и более.

Согласно пункту 4 Порядка проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд муниципального образования «город Ульяновск» (утвержден постановлением администрации города Ульяновска от 04.02.2015 г. № 553) обязательное общественное обсуждение закупок проводится в период с даты размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) плана-графика размещения заказов, предусматривающего осуществление закупки, подлежащей обязательному общественному обсуждению, до направления заказчиком технико-экономического задания в орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков

Согласно сведениям, поступившим от заказчика объявление о проведении общественного обсуждения указанной закупки было опубликовано 27.12.2016 г. Указанным объявлением установлена дата проведения общественного обсуждения закупки – 16.01.2017 г., при этом извещение об осуществлении закупки было опубликовано в единой информационной системе 29.12.2016 г., что нарушает порядок и срок, проведения обязательного общественного обсуждения установленный Постановлением администрации города Ульяновска № 553 от 04.02.2015 г.

Учитывая указанные обстоятельства, а также требование пункта 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе, согласно которому закупки, не прошедшие обязательные общественные обсуждения, не могут быть осуществлены, Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика, нарушают пункт 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе.

С учетом того, что общественное обсуждение фактически было проведено 16.01.2017 г., Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенного нарушения пункта 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе не выдавать.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Комплект сервис» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, пункт 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе.

3.Обязать заказчика устранить допущенное нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию и продления срока приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом принятого решения, на что выдать предписание.

  1. Передать материалы дела № 13 907 /03-2017 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

Е.Б. Бокач

 

Ю.П. Кузьминова

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

 

27.01.2017                                                                                                                             г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела Спиридонова И.И.;

членов

- начальника отдела Бокач Е.Б.;

- ведущий специалист-эксперт Кузьминова Ю.П.;

руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 27.01.2017 г. по делу № 13 907/03-2017, возбужденному по жалобе ООО «Комплект сервис», на положения документации об электронном аукционе № 0168200002416008975 на строительство общеобразовательная школы на 1100 мест по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, микрорайон «Искра», квартал «Б» (заказчик – Муниципальное бюджетное учреждение «Стройзаказчик», уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта – 811 749 130,00 руб.; срок окончания подачи заявок – 09.02.2017 в 09 час. 00 мин.),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. МБУ «Стройзаказчик» в срок до 10.02.2017 г. устранить допущенные нарушения статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления срока приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом принятого решения № 13 907/03-2017.

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» необходимо обеспечить возможность исполнения указанного предписания.

3. В срок до 14.02.2017 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.

 

 

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

Члены комиссии

Е.Б. Бокач

 

Ю.П. Кузьминова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны