Решение б/н Решение по делу №13 917/03-2017 от 6 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

02.02.2017                                                                                                                 Дело № 13 917/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела Спиридонова И.И.;

 

членов

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.;

- ведущего специалиста – эксперта Кузьминовой Ю.П.;

 

 

 

           в отсутствие сторон          

 

рассмотрев дело № 13 917/03-2017, возбужденное по жалобам ООО «Авиаком» и ООО «МобиТрейд» (далее - заявители) на положения документации запроса предложений в электронной форме № 31704680187 на право заключения договора на оказание клининговых услуг (заказчик – Акционерное общество «Авиастар-СП», далее – заказчик, начальная (максимальная) цена контракта – 68 190 960,36 руб., срок окончания подачи заявок – 26.01.2017 г. в 17 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 382 от 24.01.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Авиаком» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 31704680187.

Жалоба ООО «Авиаком» содержит указание на следующее.

При проведении закупок АО «Авиастар-СП» руководствуется Положеним «О закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар-СП» (далее - Положение о закупках).  В главе 10 раздела III «Способы закупки и их особенности» Положения о закупках определены особенности и способы участия в закупках заказчика субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно п.п. 1 п. 10.1. Положения о закупках, заказчик осуществляет закупку товаров, работ, услуг с участием лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства путем открытого запроса предложений. Пунктом 10.4.2. Положения о закупках установлено, что заказчик обязан проводить процедуру закупки товаров, работ, услуг, в которой участниками являются только субъектами малого и среднего предпринимательства, в случае, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товара выполнение работ, оказание услуг не превышает 50 (пятьдесят) миллионов рублей, что противоречит Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352.

Начальная (максимальная) цена предмета закупки (цена лота) составляет 68 190 960,36 руб.  Заявитель считает, что заказчик, в соответствии с п.18 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических услуг, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, должен установить ограничение по участникам закупки: провести закупку на право заключения договора на оказание клининговых услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.  Включение в документацию запроса предложений положения, в соответствии с которым участниками процедуры закупки может быть любое юридическое лицо, ставит в неравное положение субъектов малого и среднего предпринимательства, ведет к ограничению конкуренции и нарушению Федерального закона от 26.07.2006. №135-Ф3 «О защите конкуренции».

 

Вх. № 384 от 24.01.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «МобиТрейд» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 31704680187.

Жалоба ООО «МобиТрейд» содержит указание на следующее.

Заказчиком при осуществлении закупки допущено нарушение части 3 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). В извещении о проведении рассматриваемого запроса предложений указано, что заявки на участие в нём принимаются с 15:50 (время московское) 18.01.2017 до 17:00 (время московское) 26.01.2017. В соответствии со ст. 197 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.  Таким образом, заказчик установил минимальный срок – 5 рабочих дней – с даты размещения извещения о проведении запроса предложений до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.  Срок, устанавливаемый заказчиком для подачи заявок, является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.  Устанавливая минимальный срок для подачи заявок, заказчик фактически ограничивает и нарушает права потенциальных участников, желающих подать заявку, и влияет на результаты проведения закупки.

 

На заседание Комиссии 31.01.2017 г. представитель ООО «МобиТрейд» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 27.01.2017 г. в 11:20).

 

Представители ООО «Авиаком» на заседании Комиссии 31.01.2017 г. поддержали доводы, изложенные в жалобе.

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 31.01.2017 г. с доводами жалоб не согласилась, представила письменные пояснения (исх. № 449/162, 449/163 от 30.01.2017 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.

В соответствии с Положением о закупках извещение о проведении запроса предложений и документация о запросе предложений размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 7 дней до истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений. В рассматриваемом случае прием предложений был окончен 26.01.2017 г., то есть в рабочий день. Таким образом, заказчиком были соблюдены все требования, предусмотренные Положением о закупках заказчика.

19.12.2016 г. приказом заказчика закупка на оказание клининговых услуг была исключена из перечня товаров, работ, услуг осуществляемых среди субъектов малого и среднего предпринимательства на 2017 г.

На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобы ООО «Авиаком» и ООО «МобиТрейд» необоснованными.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 18.01.2017 г. были опубликованы извещение и документация по запросу предложений в электронной форме № 31704680187 на право заключения договора на оказание клининговых услуг (начальная (максимальная) цена контракта – 68 190 960,36 руб.).

23.01.2017 г. опубликованы ответы на запросы разъяснений положений документации.

Согласно протоколу № 95 вскрытия конвертов с заявками от 27.01.2017 г. на участие в закупке было подано 4 заявки.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО «Авиаком» и ООО «МобиТрейд» необоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Следовательно, АО «Авиастар-СП» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 61 от 10.06.2016 г. Совета директоров АО «Авиастар – СП» было утверждено Положение № 400/4.14.6477.2-2016 «О закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар – СП» (редакция 4) (далее - Положение о закупках).

 

1) Учитывая, что АО «Авиастар – СП» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, довод ООО «МобиТрейд» о нарушении заказчиком статьи 83 Закона о контрактной системе не может быть признан состоятельным и принят во внимание Комиссией Ульяновского УФАС России, поскольку нормы указанного Федерального закона не регулируют отношения, связанные с проведением запроса предложений в электронной форме № 31704680187.

Кроме того, в ходе анализа Положения о закупках и документации о проведении запроса предложений № 31704680187 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 8.1.1.2 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках одним из способов закупки является запрос предложений.

Согласно пункту 9.5.1 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках запрос предложений – конкурентная внеконкурсная закупочная процедура, для определения победителя в которой применяется несколько критериев оценки предложений участников, среди которых критерий цены предложения не всегда является определяющим, и победителем в которой признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки заявок на участие в закупке.

Пункт 9.6.2.1 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках предусматривает, что извещение о проведении запроса предложений, документация о запросе предложений и проект договора размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за 7 (семь) дней до истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений, указанного в документации о запросе предложений.

Согласно сведениям единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) извещение и документация по запросу предложений в электронной форме № 31704680187 были опубликованы 18.01.2017 г.

Документацией по запросу предложений в электронной форме № 31704680187 установлен срок подачи заявок на участие в запросе предложений до 17:00 26.01.2017 г.

Таким образом, срок предусмотренный Положением о закупках для публикации извещения о проведении запроса предложений нарушен не был.

Соответственно, жалоба ООО «МобиТрейд» является необоснованной.

 

2) Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, установленного (далее – Положение № 1352).

Согласно пункту 8 Положения № 1352 для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения № 1352 заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень). При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, у любых лиц, указанных в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, заказчик самостоятельно формирует перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом, согласно требованиям пункта 18 Положения № 1352 и пункта 10.4.2 Положения о закупках, обязательным является осуществление закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства при наличии одновременно двух условий: начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 200 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 10 Положения № 1352 заказчик размещает Перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Указанный Перечень был утвержден заказчиком Приказом № 10 от 14.01.2016 г. и содержал в том числе, услуги по комплексному обслуживанию помещений, услуги по чистке и уборке, услуги в области административного, хозяйственного и прочего вспомогательного обслуживания.

Согласно сведениям, представленным заказчиком Приказом № 556 от 19.12.2016 г. указанные виды услуг были исключены из перечня. Перечень в новой редакции был опубликован на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.aviastar-sp.ru) 18.01.2017 г.

Таким образом, у заказчика отсутствовала обязанность по осуществлению закупки № 31704680187 среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Соответственно, жалоба ООО «Авиаком» является необоснованной.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «МобиТрейд» необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Авиаком» необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

 

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

Е.Б. Бокач

 

Ю.П. Кузьминова

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны