Решение б/н Решение и предписание по делу №13 937/03-2017 от 28 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

21.02.2017                                                                                                                Дело № 13 937/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела Спиридонова И.И.;

 

членов

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.;

- ведущего специалиста – эксперта Кузьминовой Ю.П.;

 

 

           в присутствии                    - от ФНПЦ АО «НПО «Марс»:

                                                    - < ...> (доверенность № 9/д-114 от 10.01.2017 г.),

 

рассмотрев дело № 13 937/03-2017, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Инсист» (далее – ООО «Инсист», заявитель) на положения документации о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме № 31704760131 на выполнение работ по ремонту помещений 22.211, 22.410, 22.502 в корпусе № 22 (заказчик – Федеральный научно-производственный центр акционерное общество «Научно-производственный центр «Марс», далее - ФНПЦ АО «НПО «Марс», заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 2 165 150,00 руб., срок окончания подачи заявок – 14.02.2017 г.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 853 от 13.02.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Инсист» на положения документации о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме № 31704760131.

Жалоба ООО «Инсист» содержит указание на следующее.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении закупки обязан установить требование к участникам закупки о наличии лицензии, свидетельства, разрешения и т.п., предусмотренных законодательством Российской Федерации, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» монтаж противопожарных дверей относится к п. 8, а установка противопожарных клапанов и к п. 4 и к п. 8 перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах» и «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводом правил СП 7.13130 в системах вентиляции и противодымной защиты предусматриваются следующий вид клапанов: противопожарные нормально открытые клапаны в системах общеобменной вентиляции, кондиционирования и воздушного отопления в целях предотвращения проникания в помещения продуктов горения (дыма) во время пожара, а также в приточных и вытяжных системах помещений, защищаемых установками газового, аэрозольного или порошкового пожаротушения (см. «Технический регламент ...», ч. 2 ст. 37; ч. 2, 3, 8, 13 ст. 88; ч. 2 ст. 138 и СП 7.13130, требуемый предел огнестойкости EI15 ... EI 90).

Это подразумевает, что противопожарный клапан относится к элементу системы противодымной защиты. Так как огнезадерживающий клапан устанавливается в преграде разделяющей помещения разной категории, то его установку можно так же отнести и к заполнению проемов в противопожарный преградах.

В извещении о проведении закупки заказчиком в нарушение части 2 статьи 8, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, пункта 3 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлены требования, направленные на ограничение конкуренции. Из разъяснений заказчика по запросу заявителя жалобы было указано, что «Требования о наличии указанной лицензии не установлены в связи с тем, что работы по подключению огнезадерживающих клапанов к системе пожарной безопасности планируется выполнять собственными силами Заказчика на основании имеющейся лицензии».

 

На заседание Комиссии 20.02.2017 г. представитель заявителя не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 15.02.2017 г. в 14:28).

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 20.02.2017 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные пояснения (исх. № 2/юр-113 от 20.02.2017 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.

  1. Ссылка заявителя жалобы о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе является некорректной, поскольку закупка проводиться в соответствии с требованиями законодательства о закупках.
  2. Предметом закупки является выполнение комплекса различных ремонтных работ в помещениях заказчика. В данный комплекс включены работы по установке противопожарных дверей и клапанов огнезадерживающих, которые не являются самостоятельным объектом закупки. Документацией установлено, что допускается привлечение субподрядчиков.

На основании вышеизложенного, ФНПЦ АО «НПО «Марс» считает доводы жалобы ООО «Инсист» необоснованными.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 21.02.2017 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 07.02.2017 г. было опубликовано извещение о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме № 31704760131 на выполнение работ по ремонту помещений 22.211, 22.410, 22.502 в корпусе № 22 (начальная (максимальная) цена контракта – 2 165 150,00 руб.).

10.02.2017 г. заказчиком были опубликованы разъяснения положений документации.

В соответствии с протоколом № 31704760131-П рассмотрения и оценки котировочных заявок участников открытого запроса ценовых котировок в электронной форме № 31704760131 от 15.02.2017 г. по окончании срока подачи предложений поступило 8 заявок.

По результатам рассмотрения заявок победителем открытого запроса ценовых котировок в электронной форме признан участник с номером заявки № 7, предложивший наиболее низкую цену договора – ООО «Аякс» (предложение о цене договора:1 558 908 руб.).

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Инсист» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Учитывая, что ФНПЦ АО «НПО «Марс» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках, довод ООО «Инсист» о нарушении заказчиком части 2 статьи 8, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не может быть признан состоятельным и принят во внимание Комиссией Ульяновского УФАС России, поскольку нормы указанного Федерального закона не регулируют отношения, связанные с проведением открытого запроса ценовых котировок в электронной форме № 31704760131 на выполнение работ по ремонту помещений 22.211, 22.410, 22.502 в корпусе № 22.

Соответственно, жалоба ООО «Инсист» в указанной части является необоснованной.

 

2. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 43 от 24.12.2012 г. Советом директоров ФНПЦ АО «НПО «Марс» было утверждено Положение о закупке ФНПЦ АО «НПО «Марс» (далее - Положение о закупках).

В ходе анализа Положения о закупках (в редакции от 26.01.2017 г.) и извещения о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме № 31704760131 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

Согласно статьи 7 главы V «Процедуры выбора поставщиков» Положения о закупках (в ред. от 26.01.2017 г.) одним из способов закупки является запрос ценовых котировок.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 Положения о закупках котировочная заявка должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным статьей 6 Положения, если данное требование установлено в извещении о проведении запроса ценовых котировок.

Согласно части 1 статьи 6 Положения о закупках участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе, обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора (должен быть зарегистрирован в установленном порядке и иметь соответствующие действующие свидетельства о допуске, лицензии на выполнение видов деятельности в рамках договора).

Аналогичные требования изложены в пункте 22 извещения о проведении о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме № 31704760131.

Пунктом 23 извещения о проведении о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме № 31704760131 установлен перечень документов, предоставляемый в составе котировочной заявки участниками закупки, а именно:

Юридические лица в составе заявки предоставляют следующие документы:

1.         Котировочная заявка, оформленная в соответствии с приложением № 2 к извещению о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме;

2.         Учредительные документы (устав, положение);

3.         Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

4.         Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;

5.         Полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки;

6.         Документ, подтверждающий полномочия руководителя участника закупки (копия решения о назначении или об избрании и приказа о назначении);

7.         Документ, подтверждающий полномочия лица на подписание котировочной заявки, если заявка подписывается не руководителем;

8.         Декларация  о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (по форме, указанной в Приложении № 3 к извещению).

Индивидуальные предприниматели в составе заявки представляют следующие документы:

1.         Котировочная заявка, оформленная в соответствии с приложением № 2 к извещению о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме;

2.         Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе;

3.         Свидетельство (уведомление) о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации;

4. Полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки.

5. Декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (по форме, указанной в Приложении № 3 к извещению).                                   

Дополнительно участники закупки предоставляют:

1.         Локальный сметный расчет (рекомендуется составлять в полном соответствии с локальным сметным расчетом представленным заказчиком (приложение № 1 к техническому заданию) с применением понижающего коэффициента. Изменение объемов работ, исключение позиций из локального сметного расчета, в том числе непредвиденных расходов, не допускается;

2.         Перечень основных материалов, применяемых при проведении работ;

3. В случае применения участником закупки упрощенной системы налогообложения, предоставляется копия уведомления налогового органа о применении упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, из положений документации следует, что заказчиком не установлено требование о предоставлении в составе заявки лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

 

Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Лицензирование деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется лицензирующим органом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее – МЧС России) в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225 и Законом о лицензировании.

Согласно указанному Положению в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности  зданий и сооружений входит монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Вместе с тем, в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободы договора, согласно которому юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к выполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный, подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствие с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по договору подряда.

При этом пункт 13 извещения о проведении о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме № 31704760131 в ходе выполнения работ допускается привлечение субподрядчиков.

Принимая во внимание, что работы требующие наличия лицензии не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по ремонту помещений, а также, что при выполнении работ подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, доводы заявителя о необходимости установления требования о наличии лицензии МЧС не могут быть признаны обоснованными.

Учитывая положения статей 313, 706 Гражданского кодекса Российской Федерации и со-держание извещения о проведении открытого запроса ценовых котировок в электронной форме, которым не установлена обязанность выполнения работ участником закупки лично, и не предусмотрен запрет на привлечение субподрядной организации для исполнения договоров, а также учитывая объем лицензируемых видов работ в составе документации и тот факт, что установление указанного заявителем требования приведет к существенному сокращению числа участников закупки, Комиссия Ульяновского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения положений Закона о закупках.

 

Кроме того, согласно пояснениям представителя заказчика содержание ответа на запрос разъяснений положений документации предусматривало, что участнику закупки необходимо лишь произвести установке противопожарных дверей и клапанов огнезадерживающих. При этом дальнейшие работы с указанными средствами противопожарной безопасности будут осуществляться заказчиком самостоятельно на основании действующей лицензии заказчика.

 

На основании изложенного, жалоба ООО «Инсист» в указанной части является необоснованной.

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Инсист» необоснованной.

 

 

           Председатель комиссии

 

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

Е.Б. Бокач

 

Ю.П. Кузьминова

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны