Решение б/н Решение по делу №13 940/03-2017 от 28 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

22.02.2017                                                                                                                     Дело № 13 940/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя – начальника отдела

Спиридонова И.И.;

 

членов

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.;

- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.,

 

в присутствии

- от ООО «Страховая компания «Согласие»:

- < ...> (доверенность № 7638/Д от 26.10.2016 г.),

- от ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»:

- < ...> (доверенность № 73-П-УД01/39исх от 22.01.2016 г.),

- < ...> (доверенность № 73-П-УД01/356исх от 06.06.2016 г.),

- от Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области:

- < ...>  (доверенность № 72 от 09.01.2017 г.)

 

 

рассмотрев дело № 13 940/03-2017, возбужденное по жалобе Ульяновского регионального филиала ООО «СК «Согласие» (далее - заявитель) на положения документации открытого конкурса № 0168200002417000062 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Управление делами Ульяновской области», далее - заказчик, уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 988 202,72 руб.; срок окончания подачи заявок – 16.02.2017 г. в 10 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 930 от 15.02.2017 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба Ульяновского регионального филиала ООО «СК «Согласие» на действия заказчика при проведении открытого конкурса № 0168200002417000062.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Заявитель считает, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был произведен расчет с нарушение Указаний банка России от 20.03.2015 г. № 3604-У, так как невозможно идентифицировать транспортные средства, указанные в расчете начальной (максимальной) цены из-за отсутствия VIN номеров и дат окончания действующих полисов. Заявителем были направлены запросы разъяснений положений документации с требованием о предоставлении дат окончания действующих полисов ОСАГО по всему парку ТС, на что заказчиком был дан отказ и изменения в документацию внесены не были.

 

На заседании Комиссии 21.02.2017 г. представитель Ульяновского регионального филиала ООО «СК «Согласие» доводы, изложенные в жалобе, поддержал, а также пояснил, что сведений о транспортных средствах, подлежащих страхованию, указанных в документации не достаточно для расчета предложения о цене контракта.

 

Представители заказчика на заседании Комиссии 21.02.2017 г. не согласились с доводами жалобы, представили письменные возражения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана путем применения способа сопоставимых рыночных цен на основании трех коммерческих предложений, полученных от участников рынка. Заказчик не нарушил права участников конкурса, так как сведения, содержащиеся в документации содержат исчерпывающую информацию, необходимую для расчета размера страховой премии. Согласно протокола вскрытия конвертов, на участие в указанном конкурсе было подано 7 заявок, что является подтверждением возможности рассчитать размер страховой премии по каждой позиции, исходя из данных которые представил заказчик. Предоставление дополнительных документов не предусмотрено Законом о контрактной системе, а также учитывая тот факт, что заявитель жалобы являлся страховщиком транспортных средств в 2016 году и производил выдачу полисов ОСАГО по всем транспортным средствам, подлежащих страхованию, то оснований для предоставления информации по датам окончания действующих полисов у заказчика не было. Информация по трактору Ко-705 содержится в конкурсной документации. Ввиду отсутствия VIN номера в документации указан заводской номер машины (рамы).

 

На заседании Комиссии 21.02.2017 г. представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Документация содержат исчерпывающую информацию, необходимую для расчета размера страховой премии. Начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана путем применения способа сопоставимых рыночных цен на основании трех коммерческих предложений, полученных от участников рынка. Согласно протокола вскрытия конвертов, на участие в указанном конкурсе было подано 7 заявок, что является подтверждением возможности рассчитать размер страховой премии по каждой позиции, исходя из данных которые представил заказчик.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 09:20 22.02.2017 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 25.01.2017 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса № 0168200002417000062 на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (начальная (максимальная) цена контракта – 988 202,72 руб.).

09.02.2017 г. и 14.02.2017 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 16.02.2017 г. для закупки № 0168200002417000062 по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе было подано семь заявок.

 

Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу Ульяновского регионального филиала ООО «СК «Согласие» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя о том, что заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Ульяновского УФАС России не рассматривается.

 

2. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 8 раздела 1 «Общие сведения о конкурсе» конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности заказчика, как владельца транспортных средств.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения о конкурсе» конкурсной документации описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Приложение № 1 к документации «Описание объекта закупки и количество» содержит таблицу № 1 с указанием марки и модели транспортного средства, идентификационного номера (VIN), года выпуска, регистрационного номера ТС, мощности двигателя, категории, разрешенной максимальной массы, по 151 позиции ТС.

Пунктом 11 раздела 1 «Общие сведения о конкурсе» документации установлены сроки оказания услуг, в том числе, срок выдачи страхового полиса: в течение следующего дня после окончания срока действующего страхового полиса, но не ранее даты подписания контракта.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.

В соответствии со подпунктом «б» части 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

В силу части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

В соответствии с частью 10 статьи 15 Закона об ОСАГО при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии частью 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указания БР) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование).

Так, в соответствии с пунктом 2 приложения 2 Указаний БР коэффициент страховых тарифов рассчитывается в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ).

В соответствии с примечанием (пункт 3) пункта 2 приложения 2 Указаний БР сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - сведения).

В силу Указаний БР установлены страховые тарифы, которые обязаны соблюдать страховщики при установлении цены на страхование услуги. Тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, которые устанавливаются в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства (КТ); наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) (КБМ); наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО); технических характеристик транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обязательств.

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что описание объекта закупки содержит все необходимые сведения для расчета страховой премии в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У. Кроме того, заявитель жалобы является лицом, оказывавшим услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2016 году и обладает всеми сведениями о транспортных средствах, подлежащих страхованию.

При этом заявителем жалобы не доказан факт отсутствия в конкурсной документации каких-либо сведений о транспортных средствах, которые являются существенными и необходимыми при расчете страховой премии и идентификации транспортных средств.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и жалоба Ульяновского регионального филиала ООО «СК «Согласие» является необоснованной.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу филиала Ульяновского регионального филиала ООО «СК «Согласие» необоснованной.

2. Жалобу Ульяновского регионального филиала ООО «СК «Согласие» в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.

 

 

Председатель комиссии

 

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

Е.Б. Бокач

 

Ю.П. Кузьминова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны