Решение б/н Решение по делу № 13 942/03-2017 от 2 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
28.02.2017 Дело № 13 942/03-2017
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
председателя |
- врио руководителя управления Попова К.Ю.; |
членов |
- начальника отдела Бокач Е.Б.; - специалиста - эксперта Губайдуловой Д.А.; |
|
в отсутствие сторон,
рассмотрев дело № 13 942/03-2017, возбужденное по жалобе ООО «Клининговая компания «Блеск» на положения закупочной документации открытого запроса предложений в электронной форме № 31704680187 на оказание клининговых услуг (заказчик – Акционерное общество «Авиастар-СП», начальная (максимальная) цена контракта – 68 190 960,36 руб., дата рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов – 02.02.2017) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 935 от 15.02.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Клининговая компания «Блеск» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 31704680187.
Жалоба ООО «Клининговая компания «Блеск» содержит указание на следующее.
Закупочной документацией установлены критерии оценки и сопоставления заявок участников, допущенных до участия в запросе предложений. При этом значимость критерия при формировании рейтинга заявки установлена: цена договора - 50%, опыт участника - 40%, кадровый ресурс -10%. При этом Заказчиком для оценки по критерию «Опыт участника» установлено, что при подсчете баллов преимущество получают организации, имеющие договоры на оказание клининговых услуг на территории государственных и муниципальных организаций, ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Противопоставление опыта оказания участником закупки клининговых услуг на определённых площадках (государственных и муниципальных, а также предприятий ПАО «ОАК») опыту участника на иных (например, промышленных) предприятиях с сопоставимыми объёмами носит характер субъективного мнения, установление данных подкритериев, оцениваемых максимальным количеством баллов, направлено на сужение круга участников не по реальному опыту и квалификации, а по привязке к определённым контрагентам.
Наличие заключенных участником закупки контрактов на территории государственных и муниципальных организаций и/или ПАО «ОАК» не доказывает возможность указанного участника исполнить условия договора на оказание услуг лучше, чем участников, имеющих опыт выполнения указанных работ на других объектах, а значит данный показатель не позволяет объективно оценить квалификацию участников закупки. Тем более, закупочная документация не содержит сведений об особенностях оказания услуг на территории АО «Авиастар-СП», которые бы соответствовали особенностям оказания услуг именно в интересах государственных (муниципальных) заказчиков и ПАО ОАК, и которые с тем же качеством не могли бы быть оказаны участником, имеющим опыт работ на иных площадках. Установление подобных критериев ограничивает конкуренцию между хозяйствующими субъектами, оказывающими клининговые услуги по государственным (муниципальным) контрактам, и компаниями, имеющими не меньший опыт по оказанию подобных услуг, тем самым нарушает требования антимонопольного законодательства.
На заседание Комиссии 27.02.2017 г. представитель ООО «Клининговая компания «Блеск» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 20.02.2017 г. в 14:26).
Представитель заказчика на заседании Комиссии 27.02.2017 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные пояснения (исх. № 449/406 от 27.02.2017 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Закупочная документация предусматривает, что критериями оценки заявок на участие в запросе предложений являются цена договора – 50%, опыт участника – 40%, кадровые ресурсы – 10%, а также установлен порядок оценки заявок в соответствии с установленными критериями. В документации отсутствуют положения, ограничивающие участников, а установленные критерии в равной степени применяются ко всем участникам закупки.
Наличие подкритериев при определении баллов по критерию «Опыт участника» позволяет установить лучшие условия исполнения договора, выявить лучших исполнителей, что не противоречит требованиям законодательства о закупках.
Установление такого условия как наличия у участника закупки договоров на оказание клиринговых услуг на территории государственных и муниципальных организаций, предприятий ПАО «ОАК» является дополнительной гарантией для заказчика в выборе поставщика, наиболее полно удовлетворяющем его интересам.
В частности АО «Авиастар-СП» заинтересовано в том, чтобы данные услуги оказывались квалифицированным исполнителем, имеющим опыт работы в данной сфере, способным оказать услуги по договору на требуемых условиях и в необходимом заказчику объеме.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 18.01.2017 г. были опубликованы извещение и документация по запросу предложений в электронной форме № 31704680187 на оказание клининговых услуг (заказчик – Акционерное общество «Авиастар-СП», начальная (максимальная) цена контракта – 68 190 960,36 руб., дата рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов – 02.02.2017).
23.01.2017 г. были опубликованы ответы на запросы разъяснений положений документации.
Согласно протоколу № 95 вскрытия конвертов с заявками от 27.01.2017 г. на участие в закупке было подано 4 заявки.
В соответствии с протоколом № 101 рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов от 02.02.2017 г. заявки трех участников закупки были допущены к участию в закупке.
Победителем запроса предложений признано ООО «Ротекс» с предложением о цене договора 59 099 863, 32 руб.
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Клининговая компания «Блеск» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Следовательно, АО «Авиастар-СП» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Протоколом № 66 от 19.09.2016 г. Совета директоров АО «Авиастар – СП» было утверждено Положение № 400/4.14.6477.3-2016 «О закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар – СП» (редакция 4) (далее - Положение о закупках).
В ходе анализа Положения о закупках и документации о проведении запроса предложений № 31704680187 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8.1.1.2 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках одним из способов закупки является запрос предложений.
Согласно пункту 9.5.1 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках запрос предложений – конкурентная внеконкурсная закупочная процедура, для определения победителя в которой применяется несколько критериев оценки предложений участников, среди которых критерий цены предложения не всегда является определяющим, и победителем в которой признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки заявок на участие в закупке.
Согласно извещению № 31704680187 заказчиком осуществлялась закупка путем проведения запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг.
Подпункты 12 и 13 пункта 11.1 раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения о закупке предусматривают, что документация должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и определения победителя процедуры закупки.
Аналогичные требования содержаться в подпунктах 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 12.1 раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения о закупках для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурентных закупочных процедурах, для определения победителя в которой применяется несколько критериев оценки предложений участников (конкурс, запрос предложений), комиссия по закупкам, должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в документации процедуры закупки. При этом оценка и сопоставление заявок может осуществляться на основе, в том числе, таких критериев как цена договора (подпункт 1 пункта 12.1), квалификация участника закупки (подпункт 5 пункта 12.1), в том числе обеспеченность кадровыми ресурсами, опыт и репутация участника процедуры закупки.
Согласно пункту 12.2 раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения о закупках по критериям, указанным в подпункте 4, 5, 6 пункта 12.1 раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения, разрешается устанавливать отдельные показатели критерия (подкритерии) оценки при условии установления порядка оценки по каждому из подкритериев с указанием показателей и шкалы возможных значений оценки или порядка ее определения. Весовая значимость критерия, указанного в подпункте 1 пункта 12.1. раздела IV «Общие составляющие процедуры закупок» Положения о закупках не может быть менее 50 %. Для каждого из критериев, предусмотренных документацией процедуры закупки, установлен процент его весовой значимости, который в сумме по всем критериям должен составлять 100%.
Согласно пункту 19 раздела 5 «Информационная карта запроса предложений» документации для оценки заявок участников применяются следующие критерии:
1) Ц i - «цена договора» (значимость критерия- 50%);
2) О i - «опыт участника» (значимость критерия 40%);
3) К i - «кадровый ресурс» (значимость критерия 10%).
Согласно пункту 4.13 «Оценка, сопоставление заявок на участие в запросе предложений и подведение итогов запроса предложений» для определения рейтинга заявки по критерию «Опыт участника» оцениваются следующие показатели:
№ п/п |
Показатель |
Баллы (максимальное количество 100 баллов) |
1 |
Отсутствие договоров на оказание клининговых услуг с общей суммой контрактов более Ц max. |
0 |
2.1. |
Наличие договоров (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг исключительно на территории организаций, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max. |
20 |
2.2. |
Наличие договоров (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг исключительно на территории коммерческих организаций, не входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max. |
20 |
2.3. |
Наличие договоров (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг исключительно на территории государственных и муниципальных организаций с общей суммой контрактов более Ц max |
40 |
3.1. |
Наличие договоров (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг на территории организаций, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории организаций, не входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max (если один или оба ценовых показателя не соответствует требованию претенденту присваивается количество баллов указанных в п. 2.1.). |
70 |
3.2. |
Наличие договоров (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг на территории организаций, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории государственных и муниципальных организаций с общей суммой контрактов более Ц max (если один из ценовых показателей не соответствует требованию претенденту присваивается количество баллов указанных в п. 2.3., если оба- п. 2.2.). |
90 |
3.3. |
Наличие договоров (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг на территории организаций, не входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории государственных и муниципальных организаций с общей суммой контрактов более Ц max (если один из ценовых показателей не соответствует требованию претенденту присваивается количество баллов указанных в п. 2.3., если оба- п. 2.2.). |
90 |
4. |
Наличие договоров (за последние 3 года) на оказание клининговых услуг на территории организаций, входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории организаций, не входящих в ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» с общей суммой контрактов более Ц max и наличие договоров на оказание клининговых услуг на территории государственных и муниципальных организаций с общей суммой контрактов более Ц max (если один из ценовых показателей не соответствует требованию, претенденту присваивается количество баллов указанных в п. 3.1., либо п. 3.2., либо п. 3.3.). |
100 |
- Подсчёт баллов по данному показателю осуществляется исходя из справки о перечне и объёмах выполненных аналогичных предмету закупки договоров (Форма №6) (в подтверждение соответствия данному требованию Участник должен предоставить копии договоров и актов оказанных услуг (выполненных работ)).
- Участник запроса предложений может самостоятельно выбрать договоры, которые, по его мнению, наилучшим образом характеризует его квалификацию.
- Дополнительно (по желанию) Участник запроса предложений может предоставить грамоты, рекомендации, референции за оказанные услуги, аналогичные предмету данного запроса предложений; документацию действующей и сертифицированной системы менеджмента качества ГОСТ ISO 9001/ ISO 9001, экологического менеджмента ISO 14001:2004, системы менеджмента по охране труда OHSAS 18001:2007.
Основными целями и принципами Закона о закупках являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, реализующим меры, направленные на сокращение издержек заказчика.
Заказчики вправе самостоятельно определять как перечень критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и конкретные показатели оценки участников конкурса, для определения квалификационных требований к участникам уже допущенным до закупки.
Учитывая изложенное, заказчик вправе требовать наличие у участников закупки соответствующего оборудования, квалифицированного персонала, а также опыта выполнения аналогичных работ, в зависимости от специфики осуществляемой деятельности.
Таким образом, документация о проведении запроса предложений раскрывает содержание указанных заявителем критериев («Опыт участника»), а также порядок оценки заявок по указанному критерию исходя из документов и сведений, которые будут предоставлены участниками закупки. Порядок оценки установлен для всех участников закупки и не содержит указание на предоставление каких-либо преимуществ конкретным лицам.
При этом установленные в закупочной документации критерии оценки заявок были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика. Действующее законодательство о закупках не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок. Сам по себе факт установления нестоимостных критериев не свидетельствует об ограничении количества участников, так как в данном случае заявки поступили от 4 участников.
Установленные заказчиком требований к участникам закупки о наличии опыта призваны определить участников, обладающих достаточной квалификацией для выполнения работ, являющихся предметом закупки, на уровне, отвечающем законным интересам предприятия. Данные требования не могут рассматриваться как противоречащие целям и принципам закупок, не являются дополнительными, а конкретизируют, каким конкретно требованиям в силу Положения о закупках должны соответствовать участники процедуры закупки.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, поскольку установленные критерии оценки заявок могут быть признаны ограничивающими конкуренцию лишь в случае, если антимонопольный орган установит, что это условие было включено в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.
Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 г. № 11017/10.
При этом, довод об ограничении конкуренции не подтверждается фактическими обстоятельствами дела, а именно, поступлением 4 (четырех) заявок на участие в запросе предложений.
Таким образом, установленные в документации критерии оценки и их значимость не противоречат Положению о закупках, а также Закону о закупках.
Учитывая изложенное, жалоба ООО «Клининговая компания «Блеск» является необоснованной.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Клининговая компания «Блеск» необоснованной.
Председатель комиссии |
К.Ю. Попов |
Члены комиссии |
Е.Б. Бокач
Д.А. Губайдулова
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.