Решение б/н Решение по делу №13 946/03-2017 от 3 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

28.02.2017                                                                                                                Дело № 13 946/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления Попова К.Ю.;

 

членов

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.;

- специалиста - эксперта Губайдуловой Д.А.;

 

 

           в присутствии:                    - от АО «АэроКомпозит - Ульяновск»:

                                                         - <…> (доверенность № 23 от 27.02.2017 г.),

                                                     

рассмотрев дело № 13 946/03-2017, возбужденное по жалобе Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» (вх. № 909 от 15.02.2017) на положения документации о проведении запроса цен в электронной форме № 31704768868 на оказание услуг по ресертификации системы менеджмента качества АО «АэроКомпозит-Ульяновск» на соответствие требованиям стандарта EN 9100:2009 и последующими надзорными аудитами на АО «АэроКомпозит-Ульяновск» в течение трехлетнего сертификационного периода с совмещением перехода на новую версию стандарта EN 9100:2016 (заказчик – Акционерное общество «АэроКомпозит-Ульяновск», начальная (максимальная) цена контракта – 2 692 760,00 руб., срок окончания подачи заявок – 15.02.2017) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 909 от 15.02.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» на действия заказчика при проведении запроса цен в электронной форме № 31704768868.

 

Жалоба Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» содержит указание на следующее.

Закупочной документацией установлено требование о наличии копии Свидетельства об аккредитации в Европейской системе аккредитации (DakkS или UKAS) на право проводить сертификацию в соответствии со стандартами ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009.

Техническим заданием установлено требование к органу по сертификации (исполнителю): Орган по сертификации должен быть аккредитован в Европейской системе аккредитации (DakkS или UKAS) в качестве технически компетентного и независимого сертификационного органа на право проведения сертификации в соответствии со стандартами ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009.

Перечисленные в документации о закупке органы по аккредитации Служба по аккредитации Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom Accreditation Service - (UKAS) и Единая немецкая Система по аккредитации (Deutsche Akkreditierungsstelle GmbH) - (DAkkS), как и другие национальные органы по аккредитации из более чем 50-ти стран мира, являются членами Международного форума по аккредитации (International Accreditation Forum — IAF), подписавшими Многостороннее соглашение о признании (Multilateral Recognition Arrangements (MLA) между своими членами.  Международный Аккредитационный Форум (IAF) - это всемирная ассоциация органов по аккредитации в области оценки соответствия. Главной целью соглашения MLA является обеспечение международного признания сертификатов соответствия, выдаваемых различными органами по сертификации систем менеджмента, аккредитованными членами IAF.

По мнению заявителя жалобы, требования заказчика к органу по сертификации об обязательной аккредитации в DakkS или UKAS не только нарушают принципы IAF, но и ведут к невозможности участия в закупке лиц, оказывающих услуги по сертификации в соответствии с ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009 и обладающих международной аккредитацией в указанной области, но не имеющих аккредитации в DakkS или UKAS. В частности, Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» оказывает услуги по сертификации в соответствии со стандартами ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009, обладает аккредитацией в Национальном Совете по аккредитации США - ANAB (American National Accreditation Board) - член IAF, но в силу указанных требований заказчика не может принять участия в закупке.  Требования заказчика к органу по сертификации об обязательной аккредитации в системах аккредитации DakkS или UKAS создает преимущественные условия органам по сертификации, обладающим упомянутыми выше аккредитациями. На сегодняшний день только два зарегистрированных в России юридических лица имеют аккредитацию в DakkS или UKAS. ООО «ТМС РУС» аккредитовано по стандарту EN 9100:2009 в системе аккредитации DakkS и АО «БЮРО ВЕРИТАС СЕРТИФИКЕЙШН РУСЬ» аккредитовано по стандарту EN 9100:2009 в системе аккредитации UKAS. Таким образом, только два органа по сертификации: ООО «ТМС РУС» и АО «БЮРО ВЕРИТАС СЕРТИФИКЕЙШН РУСЬ», могут принять участие в закупке.

Заявителем жалобы заказчику был направлен запрос по изложенным выше фактам, с учётом ответа на который необходимо отметить следующее.  Утверждение о том, что органы по сертификации, аккредитованные в системах DAKKS или в UKAS, имеют большой опыт в сертификации СМК российских предприятий авиационной промышленности, не основано на доказательствах.  Заказчиком неверно понимается преемственность сертификации.  Наличие аккредитации органа по сертификации в органе по аккредитации - члене IAF является достаточным свидетельством преемственности сертификации, которая обеспечивается признанием органов по сертификации и их сертификатов на всех уровнях.  Любой орган по сертификации, обладающий аккредитацией члена IAF на право проводить сертификацию в соответствии со стандартами ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009, имеет достаточное подтверждение своей компетентности, а выданный им сертификат имеет международное признание, наравне с иными сертификатами органов по сертификации, обладающими аккредитацией в органе по аккредитации - члене IAF.

 

 

На заседание Комиссии 27.02.2017 г. представитель Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет о направлении уведомления по электронной почте 20.02.2017 г. в 14:40). 

 

Представители заказчика на заседании Комиссии 27.02.2017 г. с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Закупочной документацией установлены требования к участникам закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, а именно, участник закупки обязан предоставить копию Свидетельства об аккредитации в Европейской системе аккредитации (DakkS или UKAS) на право проводить сертификацию в соответствии со стандартами EN 9100:2009 (возможны более поздние года).

Данное требование к участникам закупки было обусловлено следующими причинами:

  1. Преемственность сертификации, а именно АО «АэроКомпозит - Ульяновск» имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям EN 9100, выданный органом по сертификации Bureau Veritas Certification, аккредитованном в системе аккредитации UKAS. Целесообразно поддержание преемственности сертификации, который указывается в сертификатах и возможности не проводить первый этап «Анализ документации», который проводиться в обязательном порядке при новой сертификации другим органом. 
  2. Формирование с ПАО «Корпорация «Иркут» (основной заказчик) единой гармонизированной системы управления (СМК) при создании самолета МС-21 и применение единого подхода при ее сертификации. ПАО «Корпорация «Иркут» сертифицировано органом по сертификации, имеющем аккредитацию в DakkS. Кроме того, ПАО «Корпорация «Иркут» имеет опыт по сертификации в органе по сертификации, аккредитованном в UKAS.
  3. По результатам сертификационного аудита информация о предприятии должна быть размещена в базе данных OASIS (Онлайн система информации о поставщиках Авиационной промышленности).

Из 89 организаций сертифицированных в России по требованиям EN 9100 и внесенных в базу OASIS:

Система аккредитации UKAS сертифицировала 41 организацию;

Система аккредитации DakkS сертифицировала 23 организации;

Система аккредитации CORFAC сертифицировала 7 организаций;

Система аккредитации ANAB сертифицировала 5 организаций;

Система аккредитации АСCREDIA сертифицировала 3 организации.

Таким образом, исходя из вышеизложенных показателей следует, что системы аккредитации DakkS и UKAS имеют значительный опыт в сертификации российских предприятий авиационной промышленности, в том числе производящих воздушные суда и компоненты авиационной техники II класса воздушных судов.       

  1. Процесс предоставления субсидий российским предприятиям отрасли авиационного агрегатостроения на компенсацию части затрат на реализацию проектов по выходу на мировой рынок в качестве поставщиков компонентов и агрегатов 2-4 уровней сложный и требует выполнения ряда обязательных требований согласно Постановления Правительства РФ от 16.02.2016 г. № 104.

Показателями эффективности использования субсидий являются, в том числе, получение сертификата (иного документа), свидетельствующего о соответствии разработчиков и производителей авиационных систем и агрегатов, а также компонентов и агрегатов международным требованиям.

Исходя из требований Постановления российские авиационные компании выбирают системы аккредитации наиболее востребованные мировыми заказчиками.

Соответственно, для «АэроКомпозит-Ульяновск» огромное значение имеет какой сертифицирующей организацией будет выдан сертификат.

На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» необоснованной.       

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 08.02.2017 г. были опубликованы извещение и документация по запросу цен в электронной форме № 31704768868 на оказание услуг по ресертификации системы менеджмента качества АО «АэроКомпозит-Ульяновск» на соответствие требованиям стандарта EN 9100:2009 и последующими надзорными аудитами на АО «АэроКомпозит-Ульяновск» в течение трехлетнего сертификационного периода с совмещением перехода на новую версию стандарта EN 9100:2016 (начальная (максимальная) цена контракта – 2 692 760,00 руб., срок окончания подачи заявок – 15.02.2017).

Решением заказчика 21.02.2017 г. были внесены изменения в закупочную документацию.

21.02.2017 г. был опубликован ответ на запрос разъяснений положений документации.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Следовательно, АО «АэроКомпозит-Ульяновск» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 14 от 29.12.2012 г. Совета директоров ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск» было утверждено Положение о закупочной деятельности ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск» (далее - Положение о закупках).

В ходе анализа Положения о закупках и документации о проведении запроса цен в электронной форме № 31704768868 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1.3 раздела 1 «Общие положения» Положения о закупках (в редакции от 14.10.2014 г.) одним из способов закупки является запрос цен, в том числе в электронной форме.

Согласно пункту 7.4 раздела 7 «Виды конкурентных способов закупок и условия их применения» Положения о закупках под запросом цен понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд компании сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса цен и победителем в проведении запроса цен признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену договора.  

Согласно извещению № 31704768868 заказчиком осуществлялась закупка путем проведения запроса цен в электронной форме на оказание услуг по ресертификации системы менеджмента качества АО «Аэрокомпозит-Ульяновск» на соответствие требованиям стандарта EN 9100:2009 и последующими надзорными аудитами на АО «АэроКомпозит-Ульяновск» в течение трехлетнего сертификационного периода с совмещением перехода на новую версию стандарта EN 9100:2016.

 

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе,  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 5.2 раздела 5 «Участники процедур закупки» Положения о закупке заявка на участие в процедуре закупки должна содержать, в том числе, сведения и документы, подтверждающие соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным в закупочной документации, а также иные документы и сведения, предусмотренные закупочной документацией.

Пунктом 18 «Общие положения» закупочной документации установлен перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, в том числе, копия Свидетельства об аккредитации в Европейской системе аккредитации (DakkS или UKAS) на право проводить сертификацию в соответствии со стандартами EN ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009 (возможны более поздние года).

Пунктом 4 приложения № 1 к закупочной документации «Техническое задание» установлены требования к органу по сертификации, а именно: Орган по сертификации должен быть аккредитован в Европейской системе аккредитации (DakkS или UKAS) в качестве технически компетентного и независимого сертификационного органа на право проведения сертификации в соответствии со стандартами EN ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009 (возможны более поздние года).

Ресертификационный аудит планируют и проводят с целью оценивания постоянного выполнения всех требований соответствующего стандарта на систему менеджмента или другого нормативного документа. Целью ресертификационного аудита является подтверждение постоянства соответствия и результативности системы менеджмента в целом, а также ее постоянной пригодности в рамках области сертификации.

Согласно сведениям, представленным представителями заказчика, АО «АэроКомпозит-Ульяновск» на данный момент уже имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям EN 9100, выданный органом по сертификации Bureau Veritas Certification, аккредитованном в системе аккредитации UKAS.

Кроме того, в настоящее время на предприятии ведутся работы по программе МС-21. Производство рассчитано на полный технологический цикл изготовления элементов конструкций для воздушных судов: от выкладки вспомогательных материалов до сборки изделия.

Основным заказчиком в рамках указанной программы является ПАО «Корпорация «Иркут», которое сертифицировано органом по сертификации, имеющем аккредитацию в DakkS и имеет опыт по сертификации в органе по сертификации, аккредитованном в UKAS.

Учитывая, что работы по сертификации систем менеджмента качества проводят только аккредитованные в системе ГОСТ Р органы по сертификации систем менеджмента качества, для заказчика важно четкое и гарантированно-качественное оказание услуг не прерывая производство в целях исполнения контракта, в связи с чем заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к участникам, поскольку основными целями и принципами Закона о закупках являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, реализующим меры, направленные на сокращение издержек заказчика.

Кроме того, заявителем жалобы не представлено документов, указывающих о наличии единственного участника на рынке, отвечающего установленным заказчиком в закупочной документации требованиям.

Установленные заказчиком требования к участникам закупки о наличии копии Свидетельства об аккредитации в Европейской системе аккредитации (DakkS или UKAS) на право проводить сертификацию в соответствии со стандартами EN ISO/IEC 17021:2011 для систем менеджмента в области EN 9100:2009 отвечают законным интересам предприятия.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, поскольку установленные требования к участникам закупки могут быть признаны ограничивающими конкуренцию лишь в случае, если антимонопольный орган установит, что это условие было включено в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.

Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 г. № 11017/10.

Соответственно, установленные в документации требования к участникам закупки не противоречат Положению о закупках, а также Закону о закупках.

Учитывая изложенное, жалоба Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» является необоснованной.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

 

К.Ю. Попов

 

Члены комиссии

 

Е.Б. Бокач

 

Д.А. Губайдулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны