Решение б/н Решение по рекламе "Страничка здоровья" от 28 июля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
ул. Гончарова, д. 2, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 13108/05-2016
Решение изготовлено в полном объёме 27.07.2016
Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - ВрИО руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - помощник руководителя управления Табартова Т.Ю.,
- главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
рассмотрев дело № 13108/05-2016, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, рекламного печатного издания «Страничка здоровья», содержащего признаки нарушения п. 1 ч. 3, ч. 5, ч. 6 ст. 5, п.п. 1, 3 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуального предпринимателя Приходько А.Н. (далее - ИП Приходько А.Н.), зарегистрированного по адресу: <…> (в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела),
УСТАНОВИЛА:
Ульяновским УФАС России определением от 01.04.2016 по факту распространения по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, рекламного печатного издания «Страничка здоровья» возбуждено дело № 13108/05-2016 по признакам нарушения п. 1 ч. 3, ч. 5, ч. 6 ст. 5, п.п. 1, 3 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП Приходько А.Н. Рассмотрение дела назначено на 29.04.2016.
ИП Приходько А.Н. на заседание Комиссии 29.04.2016 не явился, запрошенные определением от 01.04.2016 документы и сведения предпринимателем не представлены. Указанное определение (исх. № 1897-05 от 06.04.2016) направлено ИП Приходько А.Н. заказным письмом с уведомлением № 43206897560978 от 07.04.2016 по адресу места регистрации (<…>), указанному в имеющемся в материалах дела № 13108/05-2016 договоре № 11Ю-00015/14-124Д от 31.01.2014 на оказание Услуги Интеллектуальной сети связи «Бесплатный вызов» с предоставлением Интеллектуального номера в КДУ «800», заключенном предпринимателем с публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - ПАО «Ростелеком»). Вместе с тем, указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи «Истёк срок хранения».
Определением от 29.04.2016 производство по делу № 13108/05-2016 приостановлено до установления точного места регистрации ИП Приходько А.Н. - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ульяновским УФАС России в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 10 по Оренбургской области) направлен запрос (исх. № 2507-05 от 06.05.2016) с целью установления места регистрации ИП Приходько А.Н. Из представленной Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе Приходько Алексее Николаевиче (исх. № 06-17/4896В от 16.05.2016, вх. № 2973 от 18.05.2016) следует, что ИП Приходько А.Н. (ОГРНИП 308565821000052, ИНН 561505125157) зарегистрирован по адресу: <…>.
Определением от 20.05.2016 производство по делу № 13108/05-2016 возобновлено, срок рассмотрения дела продлён до 20.06.2016. К рассмотрению дело назначено на 16.06.2016.
ИП Приходько А.Н. на заседание Комиссии 16.06.2016 не явился, запрошенные определением от 20.05.2016 документы и сведения предпринимателем не представлены. Указанное определение (исх. № 2760-05 от 20.05.2016) направлено ИП Приходько А.Н. заказным письмом с уведомлением № 43206898635101 от 20.05.2016 по адресу места регистрации (<…>), указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, выписка из которого представлена Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области. Вместе с тем, указанное заказное письмо, вернулось в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи «Адресат по указанному адресу не проживает».
Определением от 16.06.2016 срок рассмотрения дела продлен до 21.07.2016, рассмотрение дела отложено с целью получения дополнительных доказательств по делу. К рассмотрению дело назначено на 14.07.2016.
На заседание Комиссии ИП Приходько А.Н. не явился, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела. Определение о продлении срока рассмотрения дела от 16.06.2016 (исх. № 3296-05 от 17.06.2016) направлено ИП Приходько А.Н. заказным письмом с уведомлением № 43206899634875 от 20.06.2016 по адресу места регистрации (<…>), указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателе, выписка из которого представлена Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области. Однако, указанное заказное письмо, согласно сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» www.russianpost.ru, адресату по состоянию на 14.07.2016 не вручено.
Исследовав материалы дела № 13108/05-2016, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу, размещённую в печатном издании «Страничка здоровья», распространённую по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. Д<…>, которая не дала согласия на разглашение своих персональных данных (вх. № 30/ог от 01.02.2016). В обращении сообщается о распространении по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, рекламного печатного издания «Страничка здоровья», содержащего признаки нарушения Федерального закона «О рекламе». К обращению приложен экземпляр указанного издания, которое содержит описание следующих товаров: «Бальзам «Десятисил Алтайский», «Экстракт Алоэ с аденозином и витамином В6», «Масло «Сибирское плюс», «Крем «Эффектум», «Бальзам «Сибирский», «Бальзам «Медисил», отзывы физических лиц о применении указанных препаратов, а также информацию о проведении выставок-продаж данных оздоровительных препаратов с индивидуальными консультациями по их применению 13, 14, 15 и 19 января в г. Ульяновске и г. Димитровграде Ульяновской области.
В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о препаратах «Бальзам «Десятисил Алтайский», «Экстракт Алоэ с аденозином и витамином В6», «Масло «Сибирское плюс», «Крем «Эффектум», «Бальзам «Сибирский», «Бальзам «Медисил», а также о проведении их выставок-продаж 13, 14, 15 и 19 января в г. Ульяновске и г. Димитровграде Ульяновской области, распространённая в печатном издании «Страничка здоровья», является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - препаратам «Бальзам «Десятисил Алтайский», «Экстракт Алоэ с аденозином и витамином В6», «Масло «Сибирское плюс», «Крем «Эффектум», «Бальзам «Сибирский» и «Бальзам «Медисил».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В рассматриваемой рекламе содержатся такие утверждения, как: «Препарат «ЭФФЕКТУМ» называют беспрецедентным триумфом российской науки» (страница 3), «Аналогов «СИБИРСКОМУ БАЛЬЗАМУ» не существует, и заменить его компоненты или изменить рецептуру без снижения эффективности нельзя!» (страница 3), однако объективных критериев, являющихся подтверждением данных выражений, в рекламе не содержится.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не являющаяся рекламой медицинских услуг, содержит фотографические изображения медицинских работников (страницы 2 и 3 издания).
Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.
В рассматриваемой рекламе неоднократно указывается на положительное течение ряда заболеваний при использовании описанных в рекламе препаратов. Так, на странице 2 в рекламе препарата «Экстракт алоэ с аденозином и витамином В6» содержится следующая информация: «Использование «Экстракта алоэ с аденозином и витамином В6» способствует улучшению и восстановлению зрения, заметно повышая качество жизни, особенно при высоких зрительных нагрузках, рекомендуем использовать «Экстракт алоэ с аденозином и витамином В6» при многих патологиях зрительного аппарата, таких как: синдром сухого глаза (сидром Шагрена); близорукость различной степени (в т.ч. прогрессирующая); нарушение механизмов адаптации зрения к темноте (гемералогия); миопический хориоретинит, связанный с понижением зрения; диабетическая ретинопатия; центральная и периферическая дистрофия сетчатки; блефарит (воспаление краев век); конъюктивит (воспаление наружной оболочки глаза); ячмень, холязион (воспаление на роговице); ирит (воспаление радужной оболочки глаза); помутнение стекловидного тела (прозрачной массы, заполняющей полость глазного яблока); катаракта; в комплексной терапии первичной глаукомы».
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
Согласно ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Комиссия Ульяновского УФАС России не находит подтверждения нарушения в рассматриваемой рекламе п.п. 1, 3 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе», исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» биологически активными добавками являются природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Однако в ходе рассмотрения дела не установлено, являются ли рекламируемые продукты биологически активными добавками (указанное касается только упомянутых в рекламе «Масла «Сибирское плюс», «Сибирского целебника», бальзамов «Медисил» и «Десятисил», применяемых внутрь), кто является их производителем, перечень веществ, входящих в их состав, также не установлен способ применения данных препаратов.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 3, 5 и 6 ст. 5 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения обращения гр. Д<…> Ульяновским УФАС России в адрес ПАО «Ростелеком», в ресурс нумерации которого входит указанный в рекламе номер телефона «8-800-100-32-62», направлен запрос (исх. № 597-05 от 03.02.2016) о представлении сведений об абоненте указанного номера. Из ответа на данный запрос следует, что абонентом номера «8-800-100-32-62» в соответствии с договором № 11Ю-00015/14-124Д от 31.01.2014 на оказание Услуги Интеллектуальной сети связи «Бесплатный вызов» с предоставлением Интеллектуального номера в КДУ «800» является ИП Приходько А.Н. Ульяновским УФАС России также установлено, что именно ИП Приходько А.Н. являлся организатором выставок-продаж в Центре Культуры и Досуга «Восход», Доме Культуры УОО ВОС и Доме Культуры «Железнодорожник», упомянутых в рассматриваемой рекламе. Указанное подтверждено договорами № 2а от 13.01.2016 и № 3а от 19.01.2016 аренды муниципального нежилого недвижимого имущества, заключенными предпринимателем с муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная клубная система», договором № 1/01 от 13.01.2016, заключенным с Негосударственным учреждением «Культурно-спортивный реабилитационный центр» УОО ВОС, а также договором № 15/2016 от аренды недвижимого имущества, заключенным с муниципальным автономным учреждением культуры «Центр культуры и досуга «Восход».
Ульяновским УФАС России по адресу места регистрации ИП Приходько А.Н. направлены определения от 01.04.2016, 20.05.2016 и 16.06.2016 (исх. № 1897-05 от 06.04.2016, № 2760-05 от 20.05.2016 и № 3296-05 от 17.06.2016, соответственно), в соответствии с которыми предпринимателю надлежало представить в управление сведения о заказчике распространения рассматриваемого рекламного печатного издания, копии договоров на изготовление и распространение рекламного печатного издания «Страничка здоровья» либо иных документов, на основании которых изготовлена и распространена реклама, копии финансовых документов об оплате оказанных информационных (рекламных) услуг (счет, платежное поручение, акт приема-передачи выполненных работ и др.), однако по состоянию на 14.07.2016 указанные определения не получены, запрошенные документы и сведения не представлены. Соответственно, в материалах дела № 13108/05-2016 отсутствует документальное подтверждение того, кто является непосредственным изготовителем рекламируемых в печатном издании «Страница здоровья» препаратов, а также заказчиком распространения их рекламы (рекламодатель и рекламораспространитель).
Таким образом, рекламодатель в ходе рассмотрения дела № 13108/05-2016 не установлен.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать рекламу, размещённую в печатном издании «Страничка здоровья», распространённом по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3, частей 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
- Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Т.Ю. Табартова
М.Е. Хлыкина