Решение б/н Решение по рекламе "Страничка здоровья" от 28 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

ул. Гончарова, д. 2, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 13108/05-2016

 

Решение изготовлено в полном объёме 27.07.2016

Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2016                                                             г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии  - ВрИО руководителя управления Спиридонов И.И.,

члены комиссии:             - помощник руководителя управления Табартова Т.Ю.,

                                          - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,

рассмотрев дело № 13108/05-2016, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, рекламного печатного издания «Страничка здоровья», содержащего признаки нарушения п. 1 ч. 3, ч. 5, ч. 6 ст. 5, п.п. 1, 3 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуального предпринимателя Приходько А.Н. (далее - ИП Приходько А.Н.), зарегистрированного по адресу: <…> (в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела),

УСТАНОВИЛА:

Ульяновским УФАС России определением от 01.04.2016 по факту распространения по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, рекламного печатного издания «Страничка здоровья» возбуждено дело № 13108/05-2016 по признакам нарушения п. 1 ч. 3, ч. 5, ч. 6 ст. 5, п.п. 1, 3 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе».  К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП Приходько А.Н.  Рассмотрение дела назначено на 29.04.2016.

ИП Приходько А.Н. на заседание Комиссии 29.04.2016 не явился, запрошенные определением от 01.04.2016 документы и сведения предпринимателем не представлены.  Указанное определение (исх. № 1897-05 от 06.04.2016) направлено ИП Приходько А.Н. заказным письмом с уведомлением № 43206897560978 от 07.04.2016 по адресу места регистрации (<…>), указанному в имеющемся в материалах дела № 13108/05-2016 договоре № 11Ю-00015/14-124Д от 31.01.2014 на оказание Услуги Интеллектуальной сети связи «Бесплатный вызов» с предоставлением Интеллектуального номера в КДУ «800», заключенном предпринимателем с публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - ПАО «Ростелеком»).  Вместе с тем, указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи «Истёк срок хранения».

Определением от 29.04.2016 производство по делу № 13108/05-2016 приостановлено до установления точного места регистрации ИП Приходько А.Н. - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ульяновским УФАС России в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 10 по Оренбургской области) направлен запрос (исх. № 2507-05 от 06.05.2016) с целью установления места регистрации ИП Приходько А.Н.  Из представленной Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе Приходько Алексее Николаевиче (исх. № 06-17/4896В от 16.05.2016, вх. № 2973 от 18.05.2016) следует, что ИП Приходько А.Н. (ОГРНИП 308565821000052, ИНН 561505125157) зарегистрирован по адресу: <…>.

Определением от 20.05.2016 производство по делу № 13108/05-2016 возобновлено, срок рассмотрения дела продлён до 20.06.2016.  К рассмотрению дело назначено на 16.06.2016.

ИП Приходько А.Н. на заседание Комиссии 16.06.2016 не явился, запрошенные определением от 20.05.2016 документы и сведения предпринимателем не представлены.  Указанное определение (исх. № 2760-05 от 20.05.2016) направлено ИП Приходько А.Н. заказным письмом с уведомлением № 43206898635101 от 20.05.2016 по адресу места регистрации (<…>), указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, выписка из которого представлена Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области.  Вместе с тем, указанное заказное письмо, вернулось в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи «Адресат по указанному адресу не проживает».

Определением от 16.06.2016 срок рассмотрения дела продлен до 21.07.2016, рассмотрение дела отложено с целью получения дополнительных доказательств по делу.  К рассмотрению дело назначено на 14.07.2016.

На заседание Комиссии ИП Приходько А.Н. не явился, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела.  Определение о продлении срока рассмотрения дела от 16.06.2016 (исх. № 3296-05 от 17.06.2016) направлено ИП Приходько А.Н. заказным письмом с уведомлением № 43206899634875 от 20.06.2016 по адресу места регистрации (<…>), указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателе, выписка из которого представлена Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области.  Однако, указанное заказное письмо, согласно сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» www.russianpost.ru, адресату по состоянию на 14.07.2016 не вручено.

Исследовав материалы дела № 13108/05-2016, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу, размещённую в печатном издании «Страничка здоровья», распространённую по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. Д<…>, которая не дала согласия на разглашение своих персональных данных (вх. № 30/ог от 01.02.2016).  В обращении сообщается о распространении по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, рекламного печатного издания «Страничка здоровья», содержащего признаки нарушения Федерального закона «О рекламе».  К обращению приложен экземпляр указанного издания, которое содержит описание следующих товаров: «Бальзам «Десятисил Алтайский», «Экстракт Алоэ с аденозином и витамином В6», «Масло «Сибирское плюс», «Крем «Эффектум», «Бальзам «Сибирский», «Бальзам «Медисил», отзывы физических лиц о применении указанных препаратов, а также информацию о проведении выставок-продаж данных оздоровительных препаратов с индивидуальными консультациями по их применению 13, 14, 15 и 19 января в г. Ульяновске и г. Димитровграде Ульяновской области.

В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о препаратах «Бальзам «Десятисил Алтайский», «Экстракт Алоэ с аденозином и витамином В6», «Масло «Сибирское плюс», «Крем «Эффектум», «Бальзам «Сибирский», «Бальзам «Медисил», а также о проведении их выставок-продаж 13, 14, 15 и 19 января в г. Ульяновске и г. Димитровграде Ульяновской области, распространённая в печатном издании «Страничка здоровья», является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - препаратам «Бальзам «Десятисил Алтайский», «Экстракт Алоэ с аденозином и витамином В6», «Масло «Сибирское плюс», «Крем «Эффектум», «Бальзам «Сибирский» и «Бальзам «Медисил».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе содержатся такие утверждения, как: «Препарат «ЭФФЕКТУМ» называют беспрецедентным триумфом российской науки» (страница 3), «Аналогов «СИБИРСКОМУ БАЛЬЗАМУ» не существует, и заменить его компоненты или изменить рецептуру без снижения эффективности нельзя!» (страница 3), однако объективных критериев, являющихся подтверждением данных выражений, в рекламе не содержится.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Вместе с тем, рассматриваемая реклама, не являющаяся рекламой медицинских услуг, содержит фотографические изображения медицинских работников (страницы 2 и 3 издания).

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

В рассматриваемой рекламе неоднократно указывается на положительное течение ряда заболеваний при использовании описанных в рекламе препаратов.  Так, на странице 2 в рекламе препарата «Экстракт алоэ с аденозином и витамином В6» содержится следующая информация: «Использование «Экстракта алоэ с аденозином и витамином В6» способствует улучшению и восстановлению зрения, заметно повышая качество жизни, особенно при высоких зрительных нагрузках, рекомендуем использовать «Экстракт алоэ с аденозином и витамином В6» при многих патологиях зрительного аппарата, таких как: синдром сухого глаза (сидром Шагрена); близорукость различной степени (в т.ч. прогрессирующая); нарушение механизмов адаптации зрения к темноте (гемералогия); миопический хориоретинит, связанный с понижением зрения; диабетическая ретинопатия; центральная и периферическая дистрофия сетчатки; блефарит (воспаление краев век); конъюктивит (воспаление наружной оболочки глаза); ячмень, холязион (воспаление на роговице); ирит (воспаление радужной оболочки глаза); помутнение стекловидного тела (прозрачной массы, заполняющей полость глазного яблока); катаракта; в комплексной терапии первичной глаукомы».

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а также содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.

Согласно ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством.  В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Комиссия Ульяновского УФАС России не находит подтверждения нарушения в рассматриваемой рекламе п.п. 1, 3 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе», исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» биологически активными добавками являются природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.  Однако в ходе рассмотрения дела не установлено, являются ли рекламируемые продукты биологически активными добавками (указанное касается только упомянутых в рекламе «Масла «Сибирское плюс», «Сибирского целебника», бальзамов «Медисил» и «Десятисил», применяемых внутрь), кто является их производителем, перечень веществ, входящих в их состав, также не установлен способ применения данных препаратов.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 3, 5 и 6 ст. 5 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения обращения гр. Д<…> Ульяновским УФАС России в адрес ПАО «Ростелеком», в ресурс нумерации которого входит указанный в рекламе номер телефона «8-800-100-32-62», направлен запрос (исх. № 597-05 от 03.02.2016) о представлении сведений об абоненте указанного номера.  Из ответа на данный запрос следует, что абонентом номера «8-800-100-32-62» в соответствии с договором № 11Ю-00015/14-124Д от 31.01.2014 на оказание Услуги Интеллектуальной сети связи «Бесплатный вызов» с предоставлением Интеллектуального номера в КДУ «800» является ИП Приходько А.Н.  Ульяновским УФАС России также установлено, что именно ИП Приходько А.Н. являлся организатором выставок-продаж в Центре Культуры и Досуга «Восход», Доме Культуры УОО ВОС и Доме Культуры «Железнодорожник», упомянутых в рассматриваемой рекламе.  Указанное подтверждено договорами № 2а от 13.01.2016 и № 3а от 19.01.2016 аренды муниципального нежилого недвижимого имущества, заключенными предпринимателем с муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная клубная система», договором № 1/01 от 13.01.2016, заключенным с Негосударственным учреждением «Культурно-спортивный реабилитационный центр» УОО ВОС, а также договором № 15/2016 от аренды недвижимого имущества, заключенным с муниципальным автономным учреждением культуры «Центр культуры и досуга «Восход».

Ульяновским УФАС России по адресу места регистрации ИП Приходько А.Н. направлены определения от 01.04.2016, 20.05.2016 и 16.06.2016 (исх. № 1897-05 от 06.04.2016, № 2760-05 от 20.05.2016 и № 3296-05 от 17.06.2016, соответственно), в соответствии с которыми предпринимателю надлежало представить в управление сведения о заказчике распространения рассматриваемого рекламного печатного издания, копии договоров на изготовление и распространение рекламного печатного издания «Страничка здоровья» либо иных документов, на основании которых изготовлена и распространена реклама, копии финансовых документов об оплате оказанных информационных (рекламных) услуг (счет, платежное поручение, акт приема-передачи выполненных работ и др.), однако по состоянию на 14.07.2016 указанные определения не получены, запрошенные документы и сведения не представлены.  Соответственно, в материалах дела № 13108/05-2016 отсутствует документальное подтверждение того, кто является непосредственным изготовителем рекламируемых в печатном издании «Страница здоровья» препаратов, а также заказчиком распространения их рекламы (рекламодатель и рекламораспространитель).

Таким образом, рекламодатель в ходе рассмотрения дела № 13108/05-2016 не установлен.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу, размещённую в печатном издании «Страничка здоровья», распространённом по почтовым ящикам многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Свирская, д. 10, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3, частей 5 и 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                              И.И. Спиридонов

Члены Комиссии                                                                                                          Т.Ю. Табартова

                                                                                                                                          М.Е. Хлыкина

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны