Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 13145/05-2016 от 26 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 13145/05-2016

 

Резолютивная часть решения объявлена 13.07.2016

Решение в полном объеме изготовлено 22.07.2016                                                              г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - Вр.И.О. руководителя управления Спиридонов И.И.,

члены комиссии:            - помощник руководителя управления Табартова Т.Ю.,

                                          - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,

рассмотрев дело № 13145/05-2016, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на информационном портале «Улпресса» в статье «Что на столе у главного редактора газеты «Дыхание земли» Виталия Ахмерова» рубрики «Холодильник» рекламы, содержащей признаки нарушения п. 2 ч. 5 ст. 5, п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в отсутствие представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- А., главного редактора газеты «Дыхание земли», зарегистрированной по адресу: <…>, - о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;

- редакции информационного портала «Улпресса», расположенной по адресу: <…> - о месте и времени рассмотрения дела редакция извещена надлежащим образом;

- Ульяновского молодежного общественного движения «Культурная инициатива» (далее - УМОД «Культурная инициатива»), зарегистрированного по адресу: <…>, - документальное подтверждение извещения о месте и времени рассмотрения дела отсутствует,

УСТАНОВИЛА:

По заявлению общественного объединения потребителей «КОПУТ» от 17.03.2016 (вх. № 1459 от 17.03.2016) о размещении 16.03.2016 в сети «Интернет» на сайте «Улпресса» в рубрике «Холодильник» статьи «Что на столе у главного редактора газеты «Дыхание земли» Виталия Ахмерова» (http://ulpressa.ru/2016/03/16/vitaliy-ahmerov-holodilnik/) Ульяновским УФАС России определением от 18.04.2016 возбуждено дело № 13145/05-2016 по признакам нарушения п. 2 ч. 5 ст. 5, п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».  К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены А., главный редактор газеты «Дыхание земли», и редакция информационного портала (сайта) «Улпресса».  Рассмотрение дела назначено на 10.05.2016.  Определение от 18.04.2016 (исх. № 2135-05 от 18.04.2016) направлено А. заказным письмом с уведомлением № 43206897551815 от 20.04.2016, которое получено 21.04.2016, редактору информационного портала «Улпресса» Е. - заказным письмом с уведомлением № 43206897551822 от 20.04.2016, которое получено 21.04.2016.

На заседании Комиссии 10.05.2016, а также в письменных пояснениях (вх. № 2676 от 04.05.2016) А. сообщил, что материал, опубликованный от его имени в рубрике «Холодильник» информационного портала «Улпресса», не редактировался, за исключением заголовка статьи, текст статьи написан лично А.  С просьбой подготовить публикацию в рубрике «Холодильник» к нему обратился редактор информационного портала «Улпресса».  Публикация представляет собой независимый потребительский обзор продукции пищевой промышленности Ульяновской области и не является рекламной.  Цель публикации - рассказать читателям о гастрономических предпочтениях того или иного человека.  Договор на размещение данной статьи на портале не заключался, оплаты ни с одной стороны не производилось, производители названных в статье товаров тоже не платили за их рекламу.  Также А. подчеркнул, что он не является рекламодателем, поскольку не производит (не изготавливает) и не продает указанные в статье товары.

Представитель редакции информационного портала «Улпресса» на рассмотрение дела 10.05.2016 не явился.  Документы и сведения, запрошенные определением от 18.04.2016, редакцией информационного портала в Ульяновское УФАС России не представлены.

Ульяновским УФАС России направлен запрос (исх. № 2131-05 от 18.04.2016) в акционерное общество «Регистратор Р01», на который получен ответ (исх. № 590-СР от 20.04.2016, вх. № 2416 от 20.04.2016), из которого следует, что администратором домена второго уровня «ulpressa.ru» является юридическое лицо - УМОД «Культурная инициатива».

Определением от 10.05.2016 срок рассмотрения дела № 13145/05-2016 продлен до 18.06.2016.  К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено УМОД «Культурная инициатива», рассмотрение дела отложено и назначено на 06.06.2016.

Определение от 10.05.2016 (исх. № 2609-05 от 12.05.2016) направлено А. заказным письмом с уведомлением № 43206898633169 от 13.05.2016, которое получено 16.05.2016, а также по электронной почте 13.05.2016; редактору информационного портала «Улпресса» Е. - заказным письмом с уведомлением № 43206898633176 от 13.05.2016, которое получено 16.05.2016, а также по электронной почте 13.05.2016; УМОД «Культурная инициатива» - заказными письмами с уведомлением № 43206898633183 и № 43206898633190 от 13.05.2016, которые адресатом не получены, заказные письма возвращены в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделениях почтовой связи, а также 13.05.2016 - по электронной почте.

На заседание Комиссии 06.06.2016 А., представители информационного портала «Улпресса» и УМОД «Культурная инициатива» не явились.  Затребованные определением от 10.05.2016 документы и сведения в Ульяновское УФАС России по состоянию на 06.06.2016 указанными лицами не представлены.

Определением от 06.06.2016 срок рассмотрения дела № 13145/05-2016 продлен до 18.07.2016, рассмотрение дела отложено и назначено на 13.07.2016.  Определение от 06.06.2016 (исх. № 3099-05 от 06.06.2016) направлено А. заказным письмом с уведомлением № 43206899551615 от 07.06.2016, которое получено 08.06.2016; редактору информационного портала «Улпресса» Е. - заказным письмом с уведомлением № 43206899551622 от 07.06.2016, которое получено 08.06.2016; УМОД «Культурная инициатива» - заказным письмом с уведомлением № 43206899551639 от 07.06.2016, которое по состоянию на 13.07.2016 адресатом не получено (возвращено в управление по истечении срока хранения в отделении почтовой связи).  Кроме того, определение от 06.06.2016 направлено указанным лицам 06.06.2016 по электронной почте.  Таким образом, все лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

По состоянию на 13.07.2016 в Ульяновское УФАС России ни от одного из лиц, участвующих в рассмотрении дела, запрошенные определением от 06.06.2016 документы и сведения не поступили, в том числе не представлены сведения, подтверждающие смену владельца доменного имени «ulpressa».  На рассмотрение дела 13.07.2016 представители указанных лиц не явились.

Исследовав материалы дела № 13145/05-2016, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу пива «Ячменное поле», «Дуб и обруч», «Карсунское пиво», а также рекламу молочной продукции «Белая корова», размещенную на информационном портале «Улпресса» в статье «Что на столе у главного редактора газеты «Дыхание земли» Виталия Ахмерова» рубрики «Холодильник», ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение общественного объединения потребителей «КОПУТ» от 17.03.2016 (вх. № 1459 от 17.03.2016) о размещении 16.03.2016 в сети «Интернет» на сайте «Улпресса» в рубрике «Холодильник» статьи «Что на столе у главного редактора газеты «Дыхание земли» Виталия Ахмерова» (http://ulpressa.ru/2016/03/16/vitaliy-ahmerov-holodilnik/).  В данной статье содержится, в том числе, следующий текст от лица А.: «А вот пиво в меру употребляю.  Не эксперт, конечно, но десяток-другой сортов перепробовал.  Перебирал разное бутылочное и вроде бы определился, что хороши на вкус при демократичной цене местные сорта «Ячменное поле» и «Дуб и обруч» от «Трехсосенского», но потом, по долгу службы, побывал на маленькой частной пивоварне в Карсуне.  Как водится, дали попробовать.  Мои представления о пиве с тех пор полностью поменялись.  Если раньше я делил пиво на бутылочное (баночное) и разливное, то после карсунского понял, что разливное разливному - рознь, да еще какая.  Большинство из того, что разливают в супермаркетах, карсунскому и в подметки не годится, говорю, как на духу.  Если пьете пиво, то рекомендую хотя бы раз попробовать карсунское - вам должно понравиться.  Кстати, сейчас пивоварня стала потихоньку открывать точки в Ульяновске.  Видел возле «Альянса» (Универсам) и Парка Победы».  Ниже под текстом размещена фотография торговой точки (магазина) «Карсунская частная пивоварня.  Фирменный магазин».

Информационный портал «Улпресса» не является средством массовой информации, по сведениям, размещенным на сайте в разделе «Миссия Улпресса», - это открытая электронная библиотека всего информационного контента, касающегося региона.  Однако, размещая на данном сайте материалы иных информационных источников, редакция создает отдельные рубрики, где публикует, по собственной инициативе, как свои материалы, так и материалы привлеченных авторов в определенной тематике.  В частности, рубрика «Холодильник»: что на столе у…» является таковой.  Манера освещения продуктового набора автора статьи представляет собой не только текстовое перечисление общих названий товаров, но и указание отдельных производителей, наименования конкретных видов товаров, сопровождающееся фотографиями самих товаров, мест их производства и продажи.

Согласно п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с ч.ч 2 и 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.  Специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, приведенным в письме от 24.01.2011 № АК/1829 «О разграничении понятий вывеска и реклама», объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров.  Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

В силу п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация, распространенная в сети «Интернет» на сайте «Улпресса» с указанием средств индивидуализации конкретных товаров, является рекламой, и на нее распространяются требования Федерального закона «О рекламе».

В данном случае информация, размещенная на сайте «Улпресса», доступна неограниченному кругу лиц, в том числе и несовершеннолетним, направлена не столько на информирование потребителей о деятельности отдельных организаций и реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров и самих организаций среди однородных товаров, организаций.  Причем, в некоторых случаях указывается адрес (ориентир) точек продаж (реализации) товаров.  Такая информация признается рекламой.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В рассматриваемой статье упоминаются конкретные марки алкогольной продукции («Ячменное поле», «Дуб и обруч»), а также упоминаются производители пива («Трехсосенский», «Карсунская частная пивоварня»), что нарушает специальные требования и ограничения, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В данном случае подобное предупреждение отсутствует.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

В нарушение указанной нормы закона в разделе «Молочные продукты» статьи «Что на столе у главного редактора газеты «Дыхание земли» Виталия Ахмерова» размещена фотография губернатора Ульяновской области, стоящего у витрины с молочной продукцией и с улыбкой смотрящего на продукцию, расположенную на витрине под вывеской «Произведено в Ульяновской области», в том числе, продукцию под брендом «Белая корова», упомянутую в статье.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 5 ст. 5 и ч. 3 ст. 21 указанного Федерального закона, рекламораспространитель - за нарушение требований, установленных ч.ч. 2 и 3 ст. 21 закона.

В соответствии с п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из устных и письменных пояснений, данных в ходе рассмотрения дела № 13145/05-2016 главным редактором газеты «Дыхание земли» А., следует, что материал, опубликованный от его имени в рубрике «Холодильник» информационного портала «Улпресса», не редактировался, за исключением заголовка статьи, текст статьи написан лично А.  С просьбой подготовить публикацию в рубрике «Холодильник» к нему обратился редактор информационного портала «Улпресса». Публикация представляет собой независимый потребительский обзор продукции пищевой промышленности Ульяновской области и не является рекламной.  Цель публикации - рассказать читателям о гастрономических предпочтениях того или иного человека.  Договор на размещение данной статьи на портале не заключался, оплаты ни с одной стороны не производилось, производители названных в статье товаров тоже не платили за их рекламу.

Согласно письменным пояснениям информационного портала «Улпресса» от 04.04.2016 рубрика «Холодильник» имеет информационный характер и публикуется в неизменном виде.  Инициатором написания статей в данную рубрику выступает сам портал.

Таким образом, рекламодателями в данном случае являются главный редактор газеты «Дыхание земли» А. и редакция информационного портала (сайта) «Улпресса», а рекламораспространителями - редакция информационного портала (сайта) «Улпресса» и владелец сайта (администратор домена второго уровня «ulpressa.ru») - УМОД «Культурная инициатива».

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за нарушение ст.ст. 5 и 21 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу пива «Ячменное поле», «Дуб и обруч», «Карсунское пиво», размещенную на информационном портале «Улпресса» в статье «Что на столе у главного редактора газеты «Дыхание земли» Виталия Ахмерова» рубрики «Холодильник», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Признать рекламу молочной продукции «Белая корова», размещенную на информационном портале «Улпресса» в статье «Что на столе у главного редактора газеты «Дыхание земли» Виталия Ахмерова» рубрики «Холодильник», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Выдать редактору информационного портала «Улпресса» Е. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  4. Выдать автору рекламной статьи главному редактору газеты «Дыхание земли» А. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                              И.И. Спиридонов

 

Члены Комиссии                                                                                                          Т.Ю. Табартова

 

      М.Е. Хлыкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны