Решение б/н Решение в отношении АО «Ульяновская сетевая компания» от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                  ДЕЛО № 13173/04-2016

                                                                                                                                                 г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена 25.05.2016.

В полном объеме решение изготовлено 25.05.2016

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

 

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

  • специалист - эксперт Г.И.Меннибаева;

 

рассмотрев дело № 13173/04-2016 по признакам нарушения  АО «Ульяновская сетевая компания» (432023, г. Ульяновск, ул.  Профсоюзная, 29) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", 

 

в присутствие на заседании

 

- от ООО «Энергомодуль» -<...>, довю. От 22.01.2016;

-от АО «УСК» - <...>, дов. от 12.05.2016№ 55/16, Лукьянчук Т.Я., дов. от 15.10.2015 №321/15,

 

УСТАНОВИЛА:

 

22.03.2016 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО «Энергомодуль» о несоблюдении АО «Ульяновская сетевая компания» требований Стандартов раскрытия информации, Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 №24.

23.03.2016 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО «Энергомодуль», в котором указано, что после восстановления функционирования сайта АО «УСК» информация о причинах, дате и времени прекращения доступа к официальному сайту на сайте не размещена.

На основании данных заявлений приказом от 21.04.2016 возбуждено дело по признакам нарушения АО «Ульяновская сетевая компания» (части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в необеспечении функционирования работы официального сайта АО «УСК» 19.03.2016, 20.03.2016, 21.03.2016 (до 10 ч 00 мин), неопубликовании информации, установленной Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, о причинах перерыва в работе сайта, что влечет  ущемление интересов других лиц.

На рассмотрении дела представитель ООО «Энергомодуль» поддержал заявленные требования, указал, что действиями АО «УСК» нарушены права неопределенного круга лиц.

Представители АО «УСК» поддержали объяснения, представленные в Ульяновское УФАС России, пояснил, что сведения о причинах перерыва в работе сайта размещены на сайте в разделе «Новости». Сообщили, что работа сайта возобновлена 21.03.2016 после переговоров с организацией, оказывающей услуги хостинга, поскольку после оплаты услуг хостинга обнаружено, что сайт работу не возобновил. Указали, что на платежном поручении от 18.03.2016 имеется отметка о списании денежных средств 18.03.2016. Заявили ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения  банка сведений о точном времени списания денежных средств со счета АО «Ульяновская сетевая компания».

 

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в бездействии АО «Ульяновская сетевая компания», выразившихся в нарушении требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, результатом которого может явиться ущемление интересов других лиц, нарушением пункта 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  

 

При этом Комиссия исходит из следующего.

 

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 1  статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  г.  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее -  ФЗ «О естественных монополиях»),  услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. 

В части 5  статьи 5  ФЗ «О защите конкуренции» установлено,  что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке,  находящемся в состоянии естественной монополии.

Определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях».

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -  ФЗ «Об электроэнергетике») услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,  сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

АО «Ульяновская сетевая компания» является сетевой организацией, имеет в собственности/владении объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Для осуществления деятельности по передаче электрической энергии АО «Ульяновская сетевая компания» индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области и необходимая валовая выручка сетевых организаций на 2015 год установлены приказами Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 26.12.2014 №06-1018 (с изменениями).

Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 24.12.2015 №06-794 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ульяновской области, приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 26.12.2015 №06-803, установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2016 г.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка будет являться рынок услуг по передаче электрической энергии.

Согласно п. 4.7. Порядка №220  в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Таким образом, географическими границами товарного рынка будут являться граница присоединенной сети АО «Ульяновская сетевая компания».

Таким образом, АО «Ульяновская сетевая компания»  занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах присоединенной сети.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 утверждены стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (далее – Стандарты раскрытия информации).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

Согласно пункту 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:

опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);

опубликования в электронных средствах массовой информации;

предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;

направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22(2) настоящего документа;

опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 11 Стандартов раскрытия информации сетевая организация раскрывает информацию, предусмотренную данным пунктом на официальном сайте (помимо пп.пп. в), д) п.11,  пп.г) п.11).

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Скриншотами с сайта www.oao-usk.ru на 19.03.2016, от 21.03.2016, от 22.03.2016 подтверждается факт нефункционирования сайта 19.03.2016, 21.03.2016, а также неразмещение в течение 4 часов после начала функционирования сайта информации о дате и времени возобновления доступа к официальному сайту.

В соответствии с пунктом 30 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных  Приказом  Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 , в случае возникновения перебоев в работе официального сайта, влекущих невозможность доступа к содержащейся на нем информации (сервисам), сетевая организация в течение 2 часов с момента возобновления доступа к официальному сайту размещает на нем информацию о причине, дате и времени прекращения доступа, а также о дате и времени возобновления доступа к официальному сайту.

Потребители должны иметь возможность ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, с использованием распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры потребителей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.

Суммарная длительность перерывов в работе официального сайта не должна превышать 4 часов в месяц.

Согласно представленным письменным пояснениям АО «УСК» причиной нефункционирования официального сайта явилось то, что ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» после оплаты 18.03.2016 АО «УСК» услуг по предоставлению АО «УСК» доменного имени «oao-usk.ru» и услуги DNS-хостинга услуги, тем не менее не оказало после 18.03.2016. Договор на оказание ЗАО «РСИЦ» услуг по предоставлению АО «УСК» доменного имени «oao-usk.ru» и услуги DNS-хостинга заключен АО «УСК» и ЗАО «РСИЦ» 18.03.2009. В подтверждение оплаты представлено платежное поручение от 18.03.2016 №1439.

Доводы об отсутствии вины АО «УСК» в необеспечении работы сайта опровергаются пунктом 4 договора от 18.03.2009, согласно которому денежные средства считаются зачисленными на Личный счет его договора после того, как денежные средства поступили на расчетный счет Исполнителя, и при условии получения Исполнителем из банка подтверждающих платежных документов, идентифицирующих платеж.

Копия указанного платежного поручения была получена ЗАО «РСИЦ» 21.03.2016 (пояснения представлены обществом 26.04.2016, вх. №2541).

Кроме того, в соответствии со статьей 31 Федерального  закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"  кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

Таким образом, АО «УСК» обязано было принять достаточные меры для исполнения обязанности по функционированию сайта, в том числе и осуществить оплат услуг хостинг-провайдера в срок, позволяющий обеспечить зачисление денежных средств до начала нового периода действия договора, а также направить платежное поручение ЗАО «РСИЦ» таким образом, чтобы оно было получено до 19.03.2016.

В соответствии с размещенными в разделе «Новости» на сайте www.oao-usk.ru сведениями, информация о причинах нефункционирования сайта была размещена 21.04.2016 в 17 ч 13 мин., т.е. через месяц после возобновления работы сайта.

Таким образом, АО «УСК» не соблюдено требование раскрытия информации без перерыва в работе официального сайта  более 4-х часов в месяц, а также не размещена информация о дате и времени возобновления доступа к официальному сайту, что нарушает требование раскрытия информации на официальном сайте сетевой организации.

Указанные действия влекут ущемление интересов неопределенного круга лиц, в целях защиты которых установлена императивная обязанность сетевых организаций  по раскрытию информации на официальном сайте общества.

Оснований для удовлетворения ходатайства комиссия не усматривает, поскольку время списания денежных средств со счета АО «Ульяновская сетевая компания» не свидетельствует об отсутствии вины общества в необеспечении работы сайта, поскольку кроме оплаты услуг хостинга согласно пункту 4 договора от 18.03.2009,  денежные средства считаются зачисленными на Личный счет его договора после того, как денежные средства поступили на расчетный счет Исполнителя, и при условии получения Исполнителем из банка подтверждающих платежных документов, идентифицирующих платеж. Копия указанного платежного поручения была получена ЗАО «РСИЦ» 21.03.2016 (пояснения представлены обществом 26.04.2016, вх. №2541), а также в связи с наличием нормы статьи 31 Федерального  закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Однако в связи с тем, что обеспечение доступа к официальному сайту АО «Ульяновская сетевая компания» на момент вынесения решения восстановлено, а также размещена информация о причине, дате и времени прекращения доступа, а также о дате и времени возобновления доступа к официальному сайту, Комиссия приходит к вывод об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",   комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Отказать в удовлетворении ходатайства АО «Ульяновская сетевая компания» об отложении рассмотрения дела.

2. Признать бездействие АО «Ульяновская сетевая компания», выразившееся в нарушении требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, результатом которого может явиться ущемление интересов других лиц, нарушением пункта 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  

3.  Предписание  не выдавать.

4.Передать  материалы дела должностном лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

Г.И.Меннибаева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны