Решение №ИС/1643/23 Решение по делу № 073/06/106-193/2023 от 19 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

14.04.2023 Дело № 073/06/106-193/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- Гафурова Д.М. (доверенность № 34 от 09.01.2023 г.),

- от ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области»:

- Шайдуллиной З.А. (доверенность № 159 от 11.11.2022 г.),

- от ООО «Торговый дом «Равновесие»:

- Галиевой Ю.М. (доверенность б/н от 16.11.2022 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-193/2023 по жалобе ООО «Торговый дом «РАВНОВЕСИЕ» (далее - заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0168500000623001139 (наименование объекта закупки – «Мониторы»; заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Кадровый центр Ульяновской области» (далее – заказчик), уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 4 484 667,70 руб., дата подведения итогов 05.04.2023 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 1965-ЭП/23 от 10.04.2023 г. (дата размещения в ЕИС – 08.04.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Торговый дом «РАВНОВЕСИЕ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0168500000623001139.

Победителем аукциона предложен к поставке монитор «HAFF» Т238 и задекларирована страна происхождения Беларусь, тогда как указанный товар в реестре Минпромторга ЕАЭС не находится и не имеет присвоенного Минпромторгом количества баллов. Также заявителем был направлен запрос в Белорусскую торгово-промышленную палату, которая предоставила ответ о том, что производство указанных мониторов не зарегистрировано на территории Беларусь. В связи с чем заявитель полагает, что заявка победителя с учетом требований Постановления Правительства РФ № 878 подлежала отклонению в связи с тем, что, победитель указанного электронного аукциона представил недостоверную информацию о стране происхождения товара, в связи с чем его заявка подлежала отклонению, а именно:

Вх. № 2074-ЭП/23 от 12.04.2023 г. и № 2110-ЭП/23 от 13.04.2023 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Представленные на участие заявки не содержали предусмотренных извещением и Постановлением Правительства № 878 сведений, в связи с чем условия, предусмотренные пунктом 3 Постановления № 878 применены не были. При этом, в случае неприменения постановления № 878, применяются преференции в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н, согласно которому подтверждением страны происхождения товара является ее декларирование. Заявка победителя аукциона содержала указание (декларирование) на страну происхождения предлагаемого к поставке товара – Республика Беларусь, в связи с чем доводы заявителя о неправомерном признании победителем заявки № 128 и недобросовестности поведения участников являются несостоятельными.

На заседании Комиссии 13.04.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представители заявителя поддержали доводы жалобы, представители уполномоченного органа и заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 14.04.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 24.03.2023 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000623001139, наименование объекта закупки – «Мониторы» (начальная (максимальная) цена контракта – 4 484 667,70 руб.).

27.03.2023. г., 29.03.2023 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.

29.03.2023 г. в извещение были внесены изменения.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 05.04.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 15 заявок, ценовые предложения поступали от 11 участников, цена была снижена на 49,12 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.04.2023 г. заявки 3 участников признаны несоответствующими требованиям извещения и законодательства и отклонены.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Торговый дом «РАВНОВЕСИЕ» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 126н, в редакции, действующей на момент публикации извещения).

В соответствии с извещением электронного аукциона № 0168500000623001139 объектом закупки является поставка мониторов, код позиции - 26.20.17.110-00000011, который включен в Приложение № 1 к Приказу № 126н и Перечень Постановления № 878.

Извещением электронного аукциона № 0168500000623001139 установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением № 878 и Приказом № 126н.

Пунктом 3 Постановлением № 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.

Пунктом 3(1) Постановления № 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами «а» - «в» пункта 3 Постановления № 878, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:

- номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

- номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);

- копия сертификата по форме СТ-1.

Аналогичные требования установлены в пункте 9 приложения к извещению № 0168500000623001139 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке».

В соответствии с пунктом 1.1 Приказа № 126 при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа № 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

В соответствии с подпунктом «а» подпункта 1.3 Приказа при проведении аукциона контракт заключается по цене: сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).

В силу специальной нормы, предусмотренной пунктом 1.6 Приказа № 126н, для целей определения страны происхождения товара необходимо указать (декларировать) участником закупки в соответствии с Законом о контрактной системе наименование страны происхождения товара. При этом Приказом № 126н не предусмотрены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, и указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.

В решении Верховного Суда РФ от 07.09.2022 г. № АКПИ22-624 указано, что Приказом № 126н не предусмотрены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, и указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.

Согласно подпункту «б» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно включать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Таким образом, подтверждение страны происхождения товара в рамках Приказа № 126н и Постановления № 878 являются обособленными, независимыми друг от друга процедурами и отсутствие документов, подтверждающих производство товара на территории государства - члена Евразийского экономического союза, в рамках процедуры подтверждения происхождения товара установленной Постановлением № 878, не может являться основанием для признания страны происхождения предложенного товара иностранной (или приравненной к ней), в рамках процедуры подтверждения страны происхождения, установленной Приказом № 126н.

Пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

В ходе анализа извещения и документов, опубликованных в ЕИС, а также заявок на участие в указанной закупке, предоставленных оператором электронной площадки Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2023 г. заявки 3 участников закупки были признаны несоответствующими требованиям извещения и законодательства.

При этом, участниками предложены товары странами происхождения которых являются Республика Беларусь (заявка № 128), Российская Федерация (заявки №№ 195, 164, 8, 166, 231, 228), Китайская Народная Республика (заявки №№ 129, 220 (ООО «Торговый дом «РАВНОВЕСИЕ») 252, 43, 14, 117, 201), Нидерланды (заявка № 64).

В составе всех заявок на участие отсутствуют документы и сведения, предусмотренные пунктом 3(1) Постановления № 878, в связи с чем условия для применения ограничений, установленные пунктом 3 Постановления № 87, не сложились и Постановление № 878 не подлежит применению.

Вместе с тем, в случае, если участники закупки не предоставили в заявке информацию и документы, предусмотренные пунктом 3.1 Постановления № 878, то применяется Приказ № 126н, в соответствии с которым подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является исключительно декларация.

В своей жалобе заявитель указывает на то, что недостоверность сведений о стране происхождения товара, представленной победителем (заявка № 128) подтверждается ответом Белорусской торгово-промышленной палаты, а также тем, что в реестре евразийской промышленной продукции Минпромторга России отсутствуют сведения о предложенном товаре.

Вместе с тем, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что в составе заявки участника закупки № 128 продекларирована страна происхождения мониторов, Республика Беларусь, указан конкретный производитель – ООО «АйПиДИ групп» с указанием его места нахождения, регистрационных данных и представлен сертификат соответствия товара регламентам Таможенного союза № ЕАЭС BY.112 02.01. РТ004 002.03 00889.

При этом Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что отсутствие сведений в реестре евразийской промышленной продукции или сертификата СТ-1, выданного уполномоченным органом, однозначно не указывает на то, что данные товары не производятся и не могут быть произведены на территории Республики Беларусь, поскольку регистрация в реестре евразийской промышленной продукции, равно как и получение сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 носит заявительный характер, то есть не является обязательной, а рынок указанных товаров не является регулируемым или ограниченным в силу требований законодательства.

Ответ БелТПП, представленный заявителем (письмо № 2-08-08/421 от 03.03.2023 г.) содержит указание на то, что ООО «АйПиДи групп» не обращались за получением сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 на мониторы «HFАА» в БелТПП, что также не свидетельствует о том, что данный производитель не осуществляет производство мониторов на территории Республики Беларусь.

При этом под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности. В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Таким образом, для принятия решения об отклонении той или иной заявки по причине наличия в ней недостоверных сведений комиссия по осуществлению закупок должна располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.

Комиссия отмечает, что при рассмотрении заявок участников комиссия по осуществлению закупок опирается на представленные в составе заявки документы и сведения.

При этом, заявителем не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о наличии в составе заявок участников закупки недостоверной информации и жалоба ООО «Торговый дом «РАВНОВЕСИЕ» является необоснованной.

Доводы ООО «Торговый дом «РАВНОВЕСИЕ» о возможном нарушении победителем аукциона антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Торговый дом «РАВНОВЕСИЕ» необоснованной.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОГКУ "Кадровый центр Ульяновской области"
ИНН 7325028650, ОГРН 1027301165330
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "РАВНОВЕСИЕ"
ИНН 9715241307, ОГРН 1167746142365