Постановление б/н Постановление о наказании в отношении должностного лица ООО ... от 8 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 91
о назначении административного наказания

 

06.06.2016                                                                                                     ДЕЛО № 13214-К/05-2016

г. Ульяновск
 

Заместитель руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Попов К.Ю., рассмотрев материалы о совершении директором общества с ограниченной ответственностью «Деньги-займ+» (далее - ООО «Деньги-займ+»), расположенного по адресу: <…>, Ч. (далее - Ч.), <…>, правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствии Ч. (извещен надлежащим образом),

УСТАНОВИЛ:

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в газетах «Про город Симбирск» № 5 (49) за 01.07.2015 («Мозаика-РИЦ» № 25 (328)), «Про город 73» № 4 (49) за 04.07.2015 («Мозаика-Центр» № 25 (327)), «Мозаика-Пресс» № 24 (327) за 26.06.2015, «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015, «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015, «Мозаика» № 108 (2485) за 19.09.2015, «Мозаика» № 111 (2488) за 26.09.2015 и «Мозаика» № 112 (2489) за 30.09.2015 обнаружена реклама ООО «Деньги-Займ+», содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

Ульяновским УФАС России определением от 06.11.2015 возбуждено дело № 12784/05-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по указанным фактам. Определением от 21.12.2015 из дела № 12784/05-2015 выделено в отдельное производство дело № 12856/05-2015 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе ООО «Деньги-займ+»: «ДЕНЬГИ ЗАЙМ+  Получение займов в быстрые сроки и на любые нужды…», размещённой в газетах «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015 и «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015.

Решением Ульяновского УФАС России от 11.01.2016 (резолютивная часть решения объявлена 21.12.2015) по делу № 12784/05-2015 реклама ООО «Деньги-займ+», размещенная в газете «Мозаика» № 108 (2485) за 19.09.2015, № 111 (2488) за 26.09.2015 и № 112 (2489) за 30.09.2015, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 16.05.2016 о возбуждении в отношении Ч. дела об административном правонарушении № 13214-К/05-2016 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 23.05.2016 в 14 час. 00 мин.  Определение от 16.05.2016 направлено Ч. заказным письмом с уведомлением № 43206898633510 от 16.05.2016, которое получено  17.05.2016.

В Ульяновское УФАС России Ч. (вх. № 2993 от 19.05.2016) представлено письменное пояснение, из которого следует, что ООО «Деньги займ+» является коммерческой, некредитной финансовой организацией, целью деятельности которой является выдача ссуд под залог недвижимого имущества, обеспеченного ипотекой, финансовое посредничество, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, выдача займов, в том числе займов под средства материнского капитала. Все указанные займы предоставляются под залог недвижимости, исполнение обязательств по которому обеспечено ипотекой. ООО «Деньги-займ+» работает в соответствии с Федеральным  законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке» (далее – Федеральный закон «Об ипотеке»). В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите» данный Федеральный закон не применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением потребительского кредита (займа), обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой. Последний выпуск рассматриваемой рекламы в газете «Мозаика» вышел 30.09.2015 № 112(2489) и по сей день не распространялся.

На основании статей 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместителем руководителя Ульяновского УФАС России Поповым К.Ю. в отношении Ч. в присутствии его представителя по доверенности от 13.04.2015 Б. составлен протокол об административном правонарушении № 160 от 23.05.2016 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 160 от 23.05.2016 и определение от 23.05.2016 о назначении рассмотрения дела на 06.06.2016 в 15 час. 00 мин. вручены лично под роспись Б. 23.05.2016, а также направлены Ч. заказным письмом с уведомлением № 43206898635996 от 24.05.2016, которое получено 25.05.2016.

В Ульяновское УФАС России Ч. представлено письменное пояснение (вх. № 3314 от 03.06.2016), из которого следует, что реклама, опубликованная в газете «Мозаика» № 108 (2485) за 19.09.2015, «Мозаика» № 111 (2488) за 26.09.2015 и «Мозаика» № 112 (2489) за 30.09.2015, разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке». Сумма предоставляемого займа зависит от недвижимости, которую могут предложить заемщики под залог. Нормы федерального закона «О потребительском кредите (займе)» на отношения, связанные с ипотекой, не распространяются.

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 12784/05-2015 и дела об административном правонарушении № 13214-К/05-2016 усматривается следующее.

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в газетах «Про город Симбирск» № 5 (49) за 01.07.2015 («Мозаика-РИЦ» № 25 (328)), «Про город 73» № 4 (49) за 04.07.2015 («Мозаика-Центр» № 25 (327)), «Мозаика-Пресс» № 24 (327) за 26.06.2015, «Мозаика-Пресс» № 29 (332) за 31.07.2015, «Мозаика» № 89 (2466) за 07.08.2015, «Мозаика» № 108 (2485) за 19.09.2015, «Мозаика» № 111 (2488) за 26.09.2015 и «Мозаика» № 112 (2489) за 30.09.2015 обнаружена реклама ООО «Деньги-Займ+», содержащая признаки нарушения Федерального закона  «О рекламе».

Реклама, опубликованная в газете «Мозаика» № 108 (2485) за 19.09.2015, № 111 (2488) за 26.09.2015 и № 112 (2489) за 30.09.2015, имеет следующее содержание.  В верхней части рекламы на красном фоне указано: «ДЕНЬГИ ЗАЙМ+ ООО «Деньги-займ+» ОГРН <…>, ИНН <…>».  Ниже приведен текст: «У ВАС кредиты и долги? Мы решим вашу проблему. ЗАЙМ под залог недвижимости».  Ниже указаны адрес и номер телефона.  По нижнему краю рекламы приведен текст: «Срок займа 180 дней. Процентная ставка от 8 до 10% в месяц».

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» указанная информация о предоставлении займов является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам по предоставлению займов населению.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Ульяновское УФАС России не может принять во внимание доводы Ч. о том, что все займы, которые выдает ООО «Деньги займ+», предоставляются под залог недвижимости, исполнение обязательств по которому обеспечено ипотекой, поэтому общество, работающее в соответствии с Федеральным  законом  «Об ипотеке», в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О потребительском кредите» не подпадает под действие ст. 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку данные требования не применимы к отношениям, возникающим в связи с предоставлением ипотечного кредита.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» к кредитному договору, договору займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, применяются требования Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» в части:  1) размещения информации о полной стоимости кредита (займа) на первой странице кредитного договора, договора займа;  2) запрета на взимание кредитором вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на него нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также за услуги, оказывая которые кредитор действует исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщика;  3) размещения информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита (займа) в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»);  4) предоставления заемщику графика платежей по кредитному договору, договору займа.

В ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» приведен порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа).

Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом, и другие.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Следовательно, ООО «Деньги-займ+», являясь финансовой организацией, оказывая финансовые услуги по предоставлению кредита или займа, пользованию им и погашению кредита или займа, подпадает под требования ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе ООО «Деньги-займ+», размещенной в газете «Мозаика» № 108 (2485) за 19.09.2015, № 111 (2488) за 26.09.2015 и № 112 (2489) за 30.09.2015, указаны условия предоставления займа: «Срок займа 180 дней. Процентная ставка от 8 до 10% в месяц», однако реклама не содержит все остальные условия, определяющие полную стоимость займа, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона, несёт рекламодатель.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Реклама ООО «Деньги-займ+» размещена в газете «Мозаика» согласно договору на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № <…>, заключенного между ООО «Деньги-займ+» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Издательство «Мозаика» (далее - ООО «Издательство «Мозаика») (исполнитель).  В свою очередь, ООО «Издательство «Мозаика» (агент) заключен агентский договор № <…> с обществом с ограниченной ответственностью «Мозаика» (далее - ООО «Мозаика») (принципал), которое осуществляет издание газеты «Мозаика».

Таким образом, ООО «Деньги-займ+» в данном случае является рекламодателем, а ООО «Мозаика» - рекламораспространителем.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 28 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В Ульяновское УФАС России поступило ходатайство ООО «Деньги-займ+» (вх. № 405 от 28.01.2016), в котором общество просит возложить ответственность на должностное лицо, поскольку разработкой и утверждением рекламных макетов занимался непосредственно директор общества, что подтверждают копии приложенных должностной инструкции и приказа об утверждении рекламы.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.  Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким лицом в данном случае является директор ООО «Деньги займ+» Ч. (решение № 1 от 18.05.2015), допустивший размещение в газете «Мозаика» ненадлежащей рекламы.

Следовательно, директором общества с ограниченной ответственностью «Деньги-займ+» Ч. совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В частности, учитывается то, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законодательства (ст. 28 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные Ч., направлены на охрану личных сбережений граждан, недопущение обмана потребителей рекламы.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ). Недостоверная реклама ООО «Деньги-займ+» размещалась в газете «Мозаика» непродолжительное время, и с 30.09.2015 ее размещение прекращено.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относится повторное совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 с. 4.3 КоАП РФ), поскольку постановлением № 31 от 16.03.2016 по делу № 12933-К/05-2016 директор ООО «Деньги-займ+» Ч. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей, который оплачен в марте 2016 года.

Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное Ч., несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы.  Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.  Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.  Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Указанные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях директора общества с ограниченной ответственностью «Деньги-займ+» Ч. наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить директору общества с ограниченной ответственностью «Деньги-займ+» Ч. административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.

 

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894).

Налоговый орган: ИНН 7325002331.

Код КПП 732501001.

Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск, БИК 047308001.

Код бюджетной классификации 16111626000016000140.

ОКТМО 73701000.

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

 

Об уплате штрафа необходимо сообщить Ульяновскому УФАС России, представив надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

 

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Заместитель руководителя управления                                                                К.Ю. Попов

Связанные организации

Связанные организации не указаны