Решение б/н Решение и предписание в отношении УМУП "Ульяновскводоканал" от 28 июля 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
═════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ
25.07.2016 Дело № 13 381/03-2016
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
председателя |
- врио руководителя управления Спиридонова И.И.; |
|
членов |
- помощника руководителя Табартовой Т.Ю.; - ведущего специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А.; |
|
|
|
|
в присутствии - от Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал»:
- <...> (доверенность № 153 от 11.03.2016 г.);
- <...> (доверенность № 73АА0889061 от 11.12.2014 г.),
рассмотрев дело № 13 381/03-2016, возбужденное по жалобе ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» (вх. № 4244 от 14.07.2016) на действия заказчика при проведении открытого конкурса № 31603707853 на оказание услуг по взысканию задолженности с должников УМУП «Ульяновскводоканал» (заказчик – Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал», начальная (максимальная) цена договора – 33,00 руб., дата оценки и сопоставления конкурсных заявок – 07.07.2016) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Вх. № 4244 от 14.07.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» на действия заказчика при проведении открытого конкурса № 31603707853.
Содержание жалобы ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» составляет указание на следующее.
По мнению заявителя, торги проведены с нарушениями законодательства о закупках. По мнению заявителя, недопустимо учитывать в качестве критерия оценки судебные акты при поиске подрядчика на работу по исполнению решений судов а необходимо запрашивать судебные акты по делам, возникающим на стадии исполнительного производства (например, обращения в суд о признании незаконным действий или бездействий приставов).
Среди должников УМУП «Ульяновскводоканал» немало управляющих компаний, владельцем которых является город, следовательно, городское руководство может повлиять на поведение должников и в таком случае посредник может действовать в интересах таких лиц, что приведет, по сути, к хищению денежных средств.
Таким образом, предмет договора позволяющий, взыскивать деньги с других МУПов и платить за это 25% от долга коррупционен и противоречит принципам конкуренции.
На заседание Комиссии 21.07.2016 г. представитель ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также пояснил, что из судебных актов, запрашиваемых в составе заявки, в качестве одного из подкритерия, невозможно сделать однозначный вывод об участии участника закупки в том, или ином судебном производстве, в связи с чем, установленное требование в закупочной документации о наличии судебных актов не может являться правомерным.
Представители заказчика на заседание Комиссии 21.07.2016 г. не согласились с доводами жалобы, представили письменные возражения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Предметом договора проводимой закупки является оказание услуг по взысканию задолженности с должников для нужд УМУП «Ульяновскводоканал», а не работа по исполнению решений судов.
Проектом договора установлено, что агент исполняет поручение Принципала, в том числе, и на стадиях судебного порядка на территории РФ. Таким образом, наличие положительных судебных актов с участием участников закупки, вынесенных в пользу организаций, интересы которых были представлены в судебных инстанциях является важным опытом участника закупки.
Оценка и сопоставление заявок была произведена в соответствии с порядком, установленным закупочной документации.
На основании изложенного представители заказчика считают жалобу заявителя необоснованной.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 25.07.2016 г. для анализа материалов по делу.
У ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» было запрошено нормативное обоснование доводов жалобы.
Вх. № 4429 от 25.07.2016 г. от ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» поступили запрашиваемые сведения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
По мнению ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» заказчиком при проведении открытого конкурса № 31603707853 были нарушены пункты 2,3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заявитель жалобы указал, что создание участнику закупки преимущественных условий выразилось в том, что в условия конкурса включили требования о предоставлении судебных актов о взыскании долгов с юридических лиц.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 27.05.2016 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса № 31603707853 на оказание услуг по взысканию задолженности с должников УМУП «Ульяновскводоканал» (заказчик – Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал», начальная (максимальная) цена договора – 33,00 руб., дата оценки и сопоставления конкурсных заявок – 07.07.2016).
17.06.2016 г. решением заказчика были внесены изменения в извещение и документацию о проведении открытого конкурса.
01.06.2016 г., 09.06.2016 г. были размещения разъяснения положения закупочной документации.
Согласно протоколу вскрытия конвертов от 05.07.2016 г. до истечения срока подачи заявок на участие в конкурсе было подано 5 (пять) заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения конкурсных заявок от 07.07.2016 г. заявка одного участника закупки не была допущена к участию в конкурсе в связи с представлением не всех документов, указанных в документации.
Согласно протоколу оценки и сопоставления конкурсных заявок от 07.07.2016 г. победителем конкурса на оказание агентских услуг по взысканию задолженности с должников (юридических лиц) для нужд УМУП «Ульяновскводоканал» было признано ООО «Центр социальной инициативы».
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупках товаров, работ и услуг УМУП «Ульяновскводоканал» (далее – Положение о закупках) было утверждено приказом директора УМУП «Ульяновскводоканал» 17.09.2012 г.
Согласно пункту 6.1 части 6 «Способы закупок и обеспечение закупок» Положения о закупках (в ред. от 11.03.2016 г.) одним из способов закупки является открытый конкурс.
В соответствии с пунктом 3.7 раздела 3 «Информационное обеспечение закупок» Положения о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и определения победителя процедуры закупки.
Аналогичные положения установлены пунктами 12,13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 12.6 раздела 12 «Открытый конкурс» Положения о закупках для оценки и сопоставления заявок (предложений) участников процедур закупок заказчик вправе устанавливать любые критерии, обеспечивающие отбор поставщика, исполнителя, подрядчика, способного наилучшим образом обеспечить потребности заказчика в закупаемых товарах, работах, услугах, в том числе, следующие критерии:
1) цена договора;
2) наличие производственных мощностей;
3) сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
4) качественные и функциональные характеристики объекта закупок;
5) условия гарантии в отношении объекта закупок;
6) квалификация участника процедур закупок и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая, (но не ограничиваясь) опыт, в том числе, опыт исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, деловую репутацию, образование, квалификацию персонала Участника конкурса, включая наличие ученых степеней).
В документации о проведении процедур закупок заказчик обязан указать критерии, используемые для определения победителя, и величины значимости этих критериев. Не указанные в документации критерии не могут применяться для целей оценки и сопоставления заявок.
Также Положение о закупках содержит указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, осуществляется закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными в конкурсной документации в соответствии с порядком оценки сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно сведениям закупочной документации установлено, что предметом открытого конкурса № 31603707853 является оказание агентских услуг по взысканию задолженности с должников для нужд УМУП «Ульяновскводоканал».
Указанной закупочной документацией установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и порядок оценки заявок на участие в конкурсе:
Номер критерия |
Наименование критериев оценки заявок |
Для проведения оценки в документации установлено |
Значимость критериев в процентах |
1. |
Цена договора |
Начальная максимальная цена договора: 33 (тридцать три) рубля с каждых 100 (ста) рублей от суммы поступившей Заказчику в результате действий Исполнителя |
40% |
2. |
Квалификация участника: |
Максимальное количество баллов – 100 |
60% |
2.1. Количество заключенных договоров на услуги, аналогичные предмету конкурса, за 2014-2016 гг. (взыскание с юридических лиц) |
Максимальное количество баллов – 20 |
||
2.2. Эффективность взыскания по договорам, аналогичным предмету конкурса, за 2014-2016 гг. (взыскание с юридических лиц) |
Максимальное количество баллов – 40 |
||
2.3. Количество вступивших в законную силу судебных актов с участием участника закупки, вынесенных в пользу организаций, интересы которых были представлены в судебных инстанциях по услугам, аналогичным предмету конкурса, за 2014-2016 гг. (взыскание с юридических лиц) |
Максимальное количество баллов – 40 |
||
ИТОГО |
100% |
Порядком оценки определены правила оценки заявок на участие в конкурсе, содержание и значимость критериев оценки заявок для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых комиссией по закупкам в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Рейтинг, присуждаемый заявке по подкритерию «Количество вступивших в законную силу судебных актов с участием участника закупки, вынесенных в пользу организаций, интересы которых были представлены в судебных инстанциях по услугам, аналогичным предмету конкурса за 2014-2016 гг. (взыскание с юридических лиц)», определяется по формуле:
В3i = 40 х (Li / Lmax),
Где:
Li - предложение участника, заявка которого оценивается;
Lmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками открытого конкурса.
Согласно протоколу оценки и сопоставления конкурсных заявок от 07.07.2016 г. победителем закупки было признано ООО «Центр социальной инициативы», заявка которого, в соответствии со сведениями, представленными заказчиком, содержала наибольшее количество судебных актов – 306.
В ходе анализа заявки ООО «Центр социальной инициативы», Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что согласно представленной в составе заявки информации о судебных актах, обществом было представлено 306 судебных актов, подтверждающих квалификацию участника закупки в части наличия положительной судебной практики по взысканию денежных средств с должников организации.
При этом в перечень судебных актов ООО «Центр социальной инициативы» включены определения по делам о банкротстве на разных стадиях, в том числе, об отложении судебного разбирательства, которые не могут быть представлены в рамках установленного критерия.
Кроме того, из представленных сведений, невозможно сделать вывод об участии участника закупки в представленных судебных производствах, что, в принципе, не соответствует требованиям, установленным заказчиком в закупочной документации по данному подкритерию, соответственно, закупочной комиссией была неправомерно произведена оценка судебных актов, поскольку, по подкритерию «Количество вступивших в законную силу судебных актов с участием участника закупки, вынесенных в пользу организаций, интересы которых были представлены в судебных инстанциях по услугам, аналогичным предмету конкурса за 2014-2016 гг. (взыскание с юридических лиц)» согласно протоколу оценки и сопоставления заявок, к расчету были приняты все 306 представленных участником судебных документов.
Таким образом, поскольку закупочная документация на проведение открытого конкурса № 31603707853 не содержала порядка оценки по подкритерию «Количество вступивших в законную силу судебных актов с участием участника закупки, вынесенных в пользу организаций, интересы которых были представлены в судебных инстанциях по услугам, аналогичным предмету конкурса за 2014-2016 гг. (взыскание с юридических лиц)» в части конкретизации предоставления документов, данное присвоение значений баллов участникам закупки не может являться соответствующим требованиям закупочной документации, соответственно, в действиях закупочной комиссии установлено нарушение пункта 12.6 раздела 12 «Открытый конкурс» Положения о закупках в части неправомерной оценки и сопоставления заявок участников закупки.
Кроме того, неправомерное сопоставление заявок произошло в связи с тем, что закупочная документация не содержит надлежащий порядок оценки заявок, к примеру, параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участником закупки по данному подкритерию и возможность представления документов по данному подкритерию в общем.
Указанный факт подтверждает тем, что в составе заявок двух участников по подкритерию «Количество вступивших в законную силу судебных актов с участием участника закупки, вынесенных в пользу организаций, интересы которых были представлены в судебных инстанциях по услугам, аналогичным предмету конкурса за 2014-2016 гг. (взыскание с юридических лиц)» документы и сведения представлены не были.
Установление заказчиком надлежащего порядка оценки и параметров по критерию являются необходимыми для участников конкурса, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок.
Отсутствие соответствующего порядка оценки и сопоставления заявок противоречит целям Закона о закупках, поскольку объявление публичной процедуры, когда участникам закупки представлен порядок без учета установленных параметров, при котором та или иная заявка участника признается победителем закупочной процедуры, препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует ограничению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, создает условия злоупотребления со стороны организатора торгов, комиссии.
Таким образом, документация была сформирована с нарушением пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что привело в последствии к необъективной оценки поданных заявок.
Следовательно, жалоба ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» является обоснованной.
В отношении доводов ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» о неправомерном формировании предмета договора, что может привести к хищению денежных средств и невозможности исполнения договора, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.
Из положений Закона о закупках следует, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования предмета договора, определять содержание и условия исполнения контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.
Таким образом, формирование предмета закупки как оказание услуг по взысканию задолженности с должников УМУП «Ульяновскводоканал» не противоречит действующему законодательству о закупках.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» обоснованной.
- Признать в действиях закупочной комиссии нарушение пункта 12.6 раздела 12 «Открытый конкурс» Положения о закупках, в действиях заказчика нарушение пункта 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
- Обязать заказчика, закупочную комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, возврата заявок участников закупки, внесения изменений в закупочную документацию с учетом принятого решения, на что выдать предписание.
- Передать материалы дела № 13 381/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Т.Ю. Табартова Д.А. Губайдулова |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ № 8
25.07.2016 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
председателя |
- врио руководителя управления Спиридонова И.И.; |
членов |
- помощника руководителя Табартовой Т.Ю., - ведущего специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А.; |
на основании своего решения от 25.07.2016 г. по делу № 13 381/03-2016, возбужденному по жалобе ООО «Юридическое агентство «Кучембаев и партнеры» (вх. № 4244 от 14.07.2016) на действия заказчика при проведении открытого конкурса № 31603707853 на оказание услуг по взысканию задолженности с должников УМУП «Ульяновскводоканал» (заказчик – Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал», начальная (максимальная) цена договора – 33,00 руб., дата оценки и сопоставления конкурсных заявок – 07.07.2016) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а также ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
- Закупочной комиссии УМУП «Ульяновскводоканал» в срок до 09.08.2016 г. устранить допущенные нарушения пункта 12.6 раздела 12 «Открытый конкурс» Положения о закупках путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 31603707853.
- УМУП «Ульяновскводоканал» в срок до 09.08.2016 г. устранить допущенные нарушения пункта 12,13 части 10 статьи 4 Закона о закупках путем возврата заявок, внесения изменений в закупочную документацию с учетом принятого решения № 13 381/03-2016.
- В срок до 15.08.2016 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
Председатель комиссии И.И. Спиридонов
Члены комиссии Т.Ю. Табартова
Д.А. Губайдулова
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.