Постановление №135 Постановление о назначении административного наказания в отн... от 30 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от 17.08.2015 № 5283-04

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 135
о назначении административного наказания
 

г. Ульяновск                                                                                            ДЕЛО № 12381-К/04-2015

 

Постановление по делу оглашено: 14 августа 2015 г.

Постановление в полном объёме изготовлено: 17 августа 2015 г.

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области <…>, рассмотрев материалы дела о совершении генеральным директором ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» <…>  (<…>) административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии <…>  (паспорт),

УСТАНОВИЛ:

30.04.2015 по результатам рассмотрения дела №11965/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства  действия ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования  путем применения в отношении ООО «Наш дом» неустановленных уполномоченным органом тарифов на передачу электрической энергии в период май 2014 года – март 2015 года, были признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

По указанному факту заместителем руководителя управления 17.07.2015 в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела №12381-К/04-2015 об административном правонарушении и проведении административного расследования.

03.08.2015 (вх. №5281) в Ульяновское УФАС России поступили запрошенные документы от <…>.

03.08.2015 в отношении   <…> на основании статей 28.1-28.3, 28.5, 28.7 КоАП РФ был составлен протокол №314 об административном правонарушении в присутствии <…>.

Определением от 03.08.2015 рассмотрение дела назначено на 14.08.2015.

На рассмотрении дела 14.08.2015 <…> пояснил, что выставление стоимости услуг по передаче электрической энергии по завышенным тарифам является технической ошибкой.

 

Рассмотрев материалы дела, заместитель руководителя управления <…> приходит к выводу о необходимости признать в действиях генерального директора ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» <…> наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, исходя из следующего.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии и присоединения к электрическим сетям в  границах присоединённой сети.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно ОКВЭД такому виду деятельности, как «передача электроэнергии» присвоен код 40.10.2.

Товаром на рынке являются услуги по передаче (перетоку) электрической энергии. Данный вид товара не имеет товаров-заменителей ввиду своей специфичности, что нашло свое отражение в законодательстве. Согласно Федеральному закону от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Товары, производимые (и реализуемые) в условиях естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на таком товарном рынке на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Для оказания услуг по передаче (перетоку) электрической энергии потребителям поставщик располагает необходимыми коммуникациями и оборудованием. 

На балансе ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» находится низковольтный кабель (КЛ от ТП-1321 до ВРУ-0,4 кВ административного зданий по ул. Урицкого, 11) от плоскости между рабочими поверхностями контактных соединений наконечников низковольтного кабеля и шинами фаз А,В,С, рабочего и защитного нулевых проводников РУ-0,4 кВ ТП-1321 до ВРУ-0,4 кВ административного здания по ул. Урицкого,11 ВРУ-0,4 кВ нежилого помещения.

Договор передачи (перетока) электрической энергии имеет существенную специфику. Договор заключается с потребителями электрической энергии при наличии определенных предпосылок. Они обусловлены, прежде всего, особенностями и физическими свойствами предмета договора - электрической энергией, процесс производства которой жестко связан с потреблением. Электрическую энергию невозможно накапливать в значительных объемах, "складировать", ее выработка практически равна потреблению.

Передавать электрическую энергию от Поставщика до потребителя возможно лишь при наличии присоединенной сети. Поставщик объективно заинтересован, чтобы у партнера - потребителя были исправными соответствующее оборудование, сети, приборы, соблюдался заданный режим потребления. В этом заинтересован и сам потребитель, поскольку иначе невозможно удовлетворить его потребности.

С учетом этой специфики и интересов сторон договор передачи электрической энергии  включает в себя ряд дополнительных условий, как то: обязательность соблюдения установленных режимов потребления и согласованных показателей качества, определение границы балансовой принадлежности присоединенной сети, обеспечение безопасности эксплуатации и исправности находящихся в ведении потребителя сетей, оборудования, приборов учета.

Субъектами рынка являются лицо, осуществляющее передачу (переток) электрической энергии, и лица, в интересах которых осуществляется передача (переток) электрической энергии, в границах присоединённой сети ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника».

Продавцом на этом товарном рынке будет выступать сетевая организация - любая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной электрической энергии.

Покупателями являются обособленные юридические и физические лица, пользующиеся электрической энергией. В силу значительных материальных затрат (изменение схемы коммуникаций, строительство новых сетей и т.д.) смена продавца невозможна, т. е. для каждого покупателя продавцом может выступать только уже существующий продавец.  

В качестве территории рынка рассматривается территория в границах присоединённой сети ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника», на которой потребители получают электрическую энергию. Для каждого покупателя данного товара существуют технологические барьеры, ограничивающие как возможность приобретения товара за границами рынка, так и участие покупателей с других товарных рынков.

Законодательно установлено, что экономически нецелесообразно прокладывать коммуникации от другой энергоснабжающей организации, если рядом уже есть энергоснабжающая организация.   Получение электрической энергии может осуществляться только при наличии присоединенной сети.

У покупателя, в принципе, имеется возможность по строительству своей системы электроснабжения объекта, однако, такое новое строительство связано со значительными материальными затратами, проектными расходами, согласованием строительства в органах власти. Кроме того, услуги по передаче электрической энергии регулируются государственными органами, что делает новое строительство экономически еще более неэффективным.

Покупателю экономически нецелесообразно покупать товар за пределами рынка, так как он приобретет товар такого же качества, по той же цене, что и на территории рынка, но при этом он дополнительно будет оплачивать строительство новых электросетей и коммуникаций для подвода сетей до себя. Кроме этого, процесс нового строительства будет включать и проектные расходы, а также согласование с различными органами власти  нового строительства. 

Учитывая, что передача электроэнергии может осуществляться по регулируемым государственными органами ценам, очевидно, что появление на исследуемом рынке новых продавцов маловероятно.

Доля ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» в границах присоединённой сети ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» составляет 100 %, то есть вся энергия, которая будет поступать на рынок, будет поступать через сети ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника».

Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: CR-1 - 100 %.

Исследуемый товарный рынок является высококонцентрированным.

На данном рынке существуют барьеры входа на рынок, такие как:

1) экономические ограничения:

а) затраты на строительство сооружений, линий электропередач, установку подстанций, технологическое присоединение к другим сетям, прием и обучение дополнительного персонала;

б) стоимость услуги регулируется государственными органами;

в) для проведения такого типа капитального строительства требуются значительные денежные средства;

2) административные ограничения:

а) в виде получения разрешений и согласований в различных инстанциях на проведение нового строительства;

3) экологические ограничения:

а) строительство любых новых коммуникаций требует решения вопросов, связанных с экологической безопасностью, это в том числе и специальная работа с местным населением.

Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.

Соответственно, ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии в границах присоединённой сети. Иной технологически возможный способ доставки электроэнергии в адрес ООО «Наш дом» отсутствует.

 

В соответствии с абзацем 7 части 4 статьи 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике», п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178,  государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Согласно части 1 статьи 23 ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.

Разделом 6 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, установлено, что регулируемая цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, устанавливается органами исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов.

Уполномоченным органом исполнительной власти  в области регулирования тарифов  на территории Ульяновской области является Министерство экономического развития Ульяновской области (п.2.2.8. Положения о Министерстве экономического развития Ульяновской области, утвержденного  постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125-П). 

Согласно п. 43 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных  приказом ФСТ РФ  от 6 августа 2004 г. № 20-э/2, расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям определяется исходя из стоимости работ, выполняемых организацией, эксплуатирующей на правах собственности или на иных законных основаниях электрические сети и/или устройства преобразования электрической энергии, в результате которых обеспечиваются:

передача электрической энергии (мощности) как потребителям, присоединенным к данной сети, так и отпускаемой в электрические сети других организаций (собственников);

поддержание в пределах государственных стандартов качества передаваемой электрической энергии;

содержание в соответствии с техническими требованиями к устройству и эксплуатации собственных электроустановок и электрических сетей, технологического оборудования, зданий и энергетических сооружений, связанных с эксплуатацией электрических сетей.

01.01.2011 между ОАО «Ульяновскэнерго» и ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» заключен договор энергоснабжения №1850 в целях поставки электрической энергии в административное здание ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника», расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Урицкого, д.11 (дополнительное соглашение от 11.04.2014 к договору энергоснабжения от 01.01.2011 №1850).

04.01.2006 ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» по договору купли-продажи строения (гаража) передало ООО «Наш дом» гараж на 8 (восемь) автомашин, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Урицкого, д.11А. Согласно принципиальной однолинейной схеме ООО «Наш дом» присоединено к электрическим сетям ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника». 04.01.2006 между ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» и ООО «Наш дом» заключено соглашение о формировании цены передачи электроэнергии, согласно которому владелец сетей ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» и покупатель ООО «Наш дом» установили надбавку к цене потребляемой электроэнергии ООО «Наш дом» по показаниям счетчика +6% за содержание и обслуживание электрических сетей. Соглашение действует на весь срок получения электроэнергии ООО «Наш дом» через ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника».

Согласно пояснениям ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» расчеты за электроэнергию с ООО «Наш дом» производились согласно актам, выставленным в адрес ООО «Наш дом».

Из представленных счетов-фактур, актов следует, что в период май – октябрь 2014 г. цена на электрическую энергию для ООО «Наш дом» составляла 5,21 руб., в период ноябрь 2014 г. – март 2015 г. – 5,73 руб., что на 4%-23% выше цены, выставленной ОАО «Ульяновскэнерго» в адрес ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника».

ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» в 2013 – 2015 гг. не обращалось в Министерство экономического развития Ульяновской области с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии, тариф для ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» на услуги по передаче электрической энергии Министерством экономического развития Ульяновской области на 2014 – 2015 гг. не утверждался.

Таким образом, ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника», будучи хозяйствующим субъектом, к электрическим сетям которого присоединены энергопринимающие устройства ООО «Наш дом»,  своими действиями по взиманию платы за передачу электрической энергии в период май 2014 г. –март 2015 г. в отсутствие установленных государственным уполномоченным органом тарифов на передачу электрической энергии, ущемляло интересы  ООО «Наш дом».

 В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно статье 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно статье 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Согласно уставу ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» единоличным исполнительным органом в Обществе является генеральный директор, назначенный общим собранием акционеров сроком на 5 лет. Генеральный директор осуществляет оперативное руководство всей деятельности Общества, без доверенности действует от имени Общества, представляет его во всех организациях и несет персональную ответственность перед общим собранием Общества в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Приказом ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» от 28.02.2013 №2802 <…> назначен на должность генерального директора ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» с 28.02.2013 по 28.02.2018.

Акты от 01.06.2014, от 01.07.2014, от 01.08.2014, от 01.09.2014, от 01.10.2014, от 01.11.2014, от 01.12.2014, от 01.01.2015, от 01.02.2015, от 01.03.2015, выставленные в адрес ООО «Наш дом», подписаны <…>.

Таким образом, <…> в период май 2014 года – март 2015 года  в г. Ульяновске области совершено административное правонарушение, состав установлен:

-событие административного правонарушения - нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования  путем применения в отношении ООО «Наш дом» неустановленных уполномоченным органом тарифов на передачу электрической энергии в период май 2014 года – март 2015 года;

-субъект административного правонарушения - <…>;

-субъективная сторона правонарушения - <…> ненадлежащим образом исполнены служебные правила (обязанности).

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения. Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность (исполнение предписания антимонопольного органа) учтены при назначении наказания, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях генерального директора ЗАО «Ульяновскоблрембыттехника» <…>  наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить <…> административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

 

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  РФ постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

  В соответствии с ч.1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894),

Налоговый орган: ИНН 7325002331

Код КПП 732501001

Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск,

БИК 047308001

Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКАТО 73401000000

ОКТМО 73701000

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 03.11.2015, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 статьи 32.2. КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесший постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления                                                                   <…>

 

Постановление вступило в силу «_____» ________________ г. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны