Решение №3489-03 Признать жалобу ООО «ЛВД» необоснованной. от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

22.07.2022                                                                                               Дело № 073/06/106-391/2022

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела       <…>,

 

членов

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконфе-ренцсвязи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от ГУЗ УОКБ:

- <…> (доверенность № 12/01/2022 от 12.01.2022 г.),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 24 от 10.01.2022 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/106-391/2022 по жалобе ООО «ЛВД» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622002708 (наименование объекта закупки – «Шовный материал»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница», далее – заказчик, уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 14 258 828,40 руб., срок окончания подачи заявок - 20.07.2022 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4384 от 18.07.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ЛВД» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622002708.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком при описании объекта закупки и установлении требований к поставляемому товару, нарушены правила описания объекта закупки, а именно:

- позициям 16 – 34 соответствует единственный производитель «Оптилен» (Б.Браун), так как техническое задание по указанным позициям предусматривает требование к составу нити «Синтетическая (полипропилен и полиэтилен)». Заявитель указывает, что на территории Российской Федерации зарегистрировано два товара, отвечающего данным требованиям – Б.Браун и Ковиден, но Ковиден не производит товар, соответствующий требованиям заказчика по совокупности характеристик (например, по позиции 17 с длиной игл не менее 4,5 не более 5,2 мм);

- позиции 40 – нити из нержавеющей стали крученые с покрытием полиэтилен, соответствует товар только Б.Браун.

Таким образом, заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Закона о контрактной системе и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, поскольку заявитель и другие потенциальные участники не могут предложить какую-либо иную продукцию, подходящую по всем параметрам, например, изготавливаемую в России, Республике Беларусь.  

 

Вх. № 4508 от 20.07.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, в том числе, включает в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать показатели и характеристики товара исходя из своих потребностей с учетом специфики их использования. По информации, имеющейся у заказчика, требованиям технического задания соответствует товар не менее двух производителей.

 

Вх. № 4526 от 21.07.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Рынок медицинских товаров является открытым и участниками закупки могут являться любые лица, приобретающие товар у производителей и комплектующие поставку в соответствии с требованиями заказчика. Кроме того, определение объекта закупки является прерогативой заказчика как медицинской организации, которая осуществляет лечение пациентов, отвечает за их здоровье и обязуется оказывать медицинские услуги надлежащего качества. Именно заказчик, в лице соответствующего медицинского персонала, определяет технические требования к медицинским товарам, чтобы проводить максимально эффективное и безопасное для пациентов лечение. Заявитель жалобы не обладает необходимой медицинской квалификацией для того, чтобы определять вместо заказчика, какие характеристики товаров являются значимыми для лечения пациентов.

При формировании технического задания заказчик исходит из собственных нужд, практики применения товара и отвечает перед пациентами за соответствующие медицинские услуги и обязан оказывать их качественно. Деятельность врачей основана на приоритете защиты интересов пациентов и их здоровья. Данный принцип вытекает из ст. ст. 2, 7, 41 Конституции РФ, ст. ст. 6, 18,19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. Первоочередная задача врача – обеспечить высококачественную, своевременную помощь с минимизацией негативных последствий для здоровья пациента и в максимально комфортных для пациента условиях.

Заказчик вправе включать в документацию о проведении аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующей функции медицинского учреждения. Сам по себе факт установления либо не установления определенных характеристик к товару и материалам не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.

Заявителем не представлено доказательств ограничения числа участников закупки, в том числе, доказательство того, что условия документации создают преимущество и обеспечивают победу какому-то конкретному лицу. Отсутствие экономической выгоды в участии в закупке у конкретного юридического лица не может быть расценено как ограничение числа участников, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Предметом электронного аукциона является поставка хирургического шовного материала, а не его производство, то есть участниками могут быть не только производители, но и поставщики. В соответствии с Законом о контрактной системе участниками закупки могут выступать любые юридические или физические лица, а также индивидуальные предприниматели (в том числе не являющиеся производителями требуемого к поставке товара), имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации и удовлетворяющий потребностям заказчика.

По позициям 16-34 участниками закупки могут быть предложены «Нити хирургическая из полиолефина, мононить» различных производителей, как российских, так и зарубежных: B.Braun Surgical, S.A. нить хирургическая Optilene, арт. C3090880, РУ № РЗН 2017/6386 от 07.07.2022, Covidien Llc, нить хирургическая Surgipro , арт. VP-900-X , РУ «ФСЗ 2011/09369 от 26.07.2021 г., так же, к примеру, в Инструкции по применению шовного материала «Даклон» производства ООО «Футберг» (РУ ФСЗ 2010/06090 от 02.02.2017) указано, что шовный материал Даклон изготавливается из полипропилена или полипропилена с добавлением полиэтилена.

Письмом производителя шовного материала ООО «Футберг» подтверждается, что данный производителем выпускается шовный материал в соответствии с техническим заданием заказчика с учетом всех необходимых особенностей в рамках регистрационного удостоверения Росздравнадзора. В линейке продукции ООО «Футберг» имеется нерассасывающийся хирургический шовный материал «Даклон мононить» всех размеров, от ЕР 0,2 USP 10/0 до ЕР 5 USP 2, с длиной нити от 10 см с шагом в 1 см. Нить производится без игл (лигатура) и с иглами различных модификаций, изгибов и длин от 3 мм с шагом 0,01 мм. Кроме того, на официальном сайте производителя ООО «Футберг» сказано, что Шовный материал производства ООО «Футберг» может комплектоваться иглами в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика.

Также по позициям 16-34 к поставке могут быть предложены хирургические нити как производства B.Braun, Covidien, Джонсон и Джонсон и др., так и российских производителей, а позиция 34 имеется в ассортименте абсолютного большинства производителей, осуществляющих производство и/или продажу ХШМ на территории РФ в соответствии с действующим законодательством.

Хирургический шовный материал из нержавеющей стали с покрытием «Полиэтилен» (позиция 40) представлен на рынке хирургического шовного материала как минимум тремя производителями, такими как ООО «Репромед», «Этикон Эл-Эл-Си», «Б.Браун Сурджикал С.А.». Таким образом, заказчик считает, что описание объекта закупки носит объективный характер, хирургический шовный материал из нержавеющей стали с покрытием «Полиэтилен» не является уникальным и установленные требования не ограничивают заявителя в участии в закупке.

ГУЗ УОКБ является многопрофильным лечебным учреждением, в составе которого имеются и сосудистое, и кардиохирургическое отделения, врачи которых проводят уникальные операции, в том числе хирургическое лечение врожденных и приобретённых пороков сердца; операции при опухолях сердца; пластика и протезирование клапанов (механическими и биологическими клапанами), а также операции на открытом сердце.

 

На заседании Комиссии 21.07.2022 г., которое проходило в дистанционном режиме, представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 22.07.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

 

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 21.07.2022 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000622002708, наименование объекта закупки – «Шовный материал» (начальная (максимальная) цена контракта – 14 258 828,40 руб.).

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 20.07.2022 г. предложения поступали от 2 участников, цена была снижена на 6,5 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 21.07.2022 г. заявки обоих участников были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «ЛВД» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000622002708 объектом закупки является поставка шовного материала.

Приложением к извещению № 0168500000622002708 является, в том числе, файл «Описание объекта закупки.docx», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товара, наименование показателей товара, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количества по 68 позициям, в том числе, по спорным позициям 16-34 и 40, описание объекта закупки содержит такие характеристики как:

 

№ п/п

Наименование

Наименование показателя товара, единица измерения

Требование к значению показателя

Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки

16

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен

значение не изменяется

17

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен

значение не изменяется

18

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен

значение не изменяется

19

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен или изотактический стереоизомер гомополимера полипропилена

указывается одно значение

20

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен

значение не изменяется

21

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен или изотактический стереоизомер гомополимера полипропилена

указывается одно значение

22

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен

значение не изменяется

23

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен или изотактический стереоизомер гомополимера полипропилена

указывается одно значение

24

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен

значение не изменяется

25

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен или изотактический стереоизомер гомополимера полипропилена

указывается одно значение

26

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен

значение не изменяется

27

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен

значение не изменяется

28

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен или изотактический стереоизомер гомополимера полипропилена

указывается одно значение

29

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Изотактический стереоизомер гомополимера полипропилена

значение не изменяется

30

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Изотактический стереоизомер гомополимера полипропилена

значение не изменяется

31

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен

значение не изменяется

32

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Полипропилен и полиэтилен или изотактический стереоизомер гомополимера полипропилена

указывается одно значение

33

Нить хирургическая из полиолефина, мононить

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Мононить

значение не изменяется

Состав нити

Изотактический стереоизомер гомополимера полипропилена

значение не изменяется

34

Нить хирургическая из полиэфира

Способность рассасываться

Неабсорбируемая

значение не изменяется

Структура нити

Плетеная

значение не изменяется

Состав нити

Полиэтилентерефталат (полиэфир)

значение не изменяется

40

Материал шовный хирургический из нержавеющей стали, полинить

Назначение

Для контроля за сократительной функцией сердечной мышцы во время проведения операций на открытом сердце и в послеоперационный период

значение не изменяется

Состав нити

Нержавеющая сталь

значение не изменяется

Структура нити

Крученая

значение не изменяется

Покрытие нити

Полиэтилен

значение не изменяется

 

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

При этом заказчиком на рассмотрении жалобы представлена информация (с указанием на варианты исполнений и регистрационные удостоверения) о том, что установленным в описании объекта закупки характеристикам соответствует товар следующих производителей: по позиции 16 – ООО «Футберг»и и BBraun, по позиции 17 - BBraun , Covidien, ООО «Футберг», по позиции 18 - BBraun , Covidien и ПТО Медтехника, по позициям 19, 23, 29, 30, 33 – Ethicon, ООО «Политехмед», ООО «Футберг», ПТО Медтехника и ООО «Линтекс», по позициям 20, 22, 24, 26, 27, 31 - BBraun и Covidien, по позициям 21, 25, 28, 32 – Bbraun, Ethicon, ООО «Политехмед», ООО «Футберг», ПТО Медтехника и ООО «Линтекс», по позиции 34 - ООО «Политехмед», ООО «Футберг», ПТО Медтехника и ООО «Линтекс», позиции 40 – ООО «Репромед», Bbraun, Ethicon.

Кроме того, заказчиком был представлен ответ ООО «Футберг» (исх. № 356 от 20.07.2022 г.) на запрос, согласно которому общество производит шовный материал согласно техническом заданию заказчика с учетом всех необходимых особенностей в рамках регистрационного удостоверения.

Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, жалоба ООО «ЛВД» является необоснованной.

 

Доводы жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

               

Признать жалобу ООО «ЛВД» необоснованной.

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

<…>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны