Решение б/н Решение и предписание по делу №13975/04-2017 от 9 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ДЕЛО № 13975/04-2017

 

г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена "26" мая 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено "08"июня 2017 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

 

члены

- начальник отдела М.С. Степанова;

  • специалист – эксперт Г.Ж Салихова;

 

 

рассмотрев дело № 13975/04-2017 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» (далее – ООО «Ульяновскоблводоканал») (юридический адрес: 432063, г. Ульяновск, ул. Спасская, д.8, адрес места нахождения: 433511, г. Димитровград, ул. Куйбышева, 340/42) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

в присутствие на заседании

 

- от ООО «Ульяновскоблводоканал» -

-иные лица не явились, уведомлены.

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.12.2016 в Ульяновское УФАС России поступило заявление (вх. от 05.12.2016 № 431/ог) на действия ООО «Ульяновскоблводоканал», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения в г. Димитровграде.

По результатам рассмотрения указанного заявления приказом от 03.03.2017 № 48 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Ульяновский областной водоканал» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в установлении монопольно высокой цены на услугу по врезке в водопроводные сети.

На рассмотрении дела заявитель поддержал заявленные требования, уточнил, что врезка водопровода в действующие сети ООО «Ульяновскоблводоканал» была осуществлена ранее ООО «Веста-2» после прокладки данного водопровода. Технические условия на подключение к водопроводным сетям ООО «Ульяновскоблводоканал»» также были получены ООО «Веста-2».

На рассмотрении дела представители ООО «Ульяновскоблводоканал» указали, что деятельность Общества осуществляется с 2011 года. Услуга по подключению к существующим сетям водопровода в период существования ООО «Ульяновскоблводоканал» осуществлялась, оказывалась ли данная услуга жителям малоэтажной застройки по ул. Куйбышева, «--», пояснить не смогли. Факт нарушения не признали, указав, что заявитель обратился в ООО «Ульяновскоблводоканал» с заявлением о предоставлении расценок на врезку в водопровод без указания требуемого перечня работ и указания места врезки. Заявитель вправе обратиться за услугами к другим лицам, осуществляющим деятельность по монтажу водоводов, т.к. врезка осуществляется в колодце до точки подключения к сетям ООО «Ульяновскоблводоканал». Также указали, что врезка в водопровод, принадлежащий ООО Ульяновскоблводоканал», не может быть осуществлена другими лицами, т.к. возможна врезка специалистами, не имеющими достаточную квалификацию, что может повлиять на работоспособность трубопровода и причинить вред чужому имуществу. Для врезки необходимо перекрыть водоснабжение для опорожнения трубы, что влияет на обязательства ООО «Ульяновскоблводоканал» перед другими абонентами, подключенными к отключаемой сети.

Выводы, изложенные комиссией в заключении, считают не соответствующими действительности. В заключении указано, что расходы на врезку должны быть учтены в плате за подключение к системе водоснабжения, а ООО «Ульяновскоблводоканал» не взимает с граждан плату за подключение, ввиду отсутствия тарифа на подключение, следовательно, расходы на врезку не могут быть учтены в плате за подключение, которая не взимается.

  • Общества считают, что в определении об отложении рассмотрения дела от 10.05.2017 ошибочно указано, что представитель ООО «Ульяновскоблводоканал» пояснил, что «прочие услуги по водоснабжению» в карточке счета 90.01.1 за 2015-2016гг. являются услугами на подключение. Позиция ООО «Ульяновскоблводоканал» в этом вопросе подтверждается как отсутствием тарифа на подключение, так и совершенно разной спецификой и объемом выполняемых работ по врезке. Выполнение работ по врезке требует определенных материальных затрат, а у ООО «Ульяновскоблводоканал» нет возможности оказывать данные услуги на безвозмездной основе, не взимая плату за подключение, ввиду отсутствия тарифа. Действующим законодательством не урегулирован вопрос, каким образом коммерческие организации должны оказывать услуги по врезке при отсутствии тарифа на подключение.

Целью деятельности хозяйственных обществ является получение прибыли, оказание услуг на безвозмездной основе противоречит целям деятельности ООО «Ульяновскоблводоканал». В заключении комиссией делается вывод об отсутствии в действиях ООО «Ульяновскоблводоканал» признаков навязывания неопределенному кругу лиц услуг по подключению (врезке) на возмездной основе при уже произведенном подключении, таким образом, в действиях ООО «Ульяновскоблводоканал» отсутствуют признаки инкриминируемого деяния.

На рассмотрении дела представители Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области указали, что тариф на подключение к сетям холодного водоснабжения для ООО «Ульяновский областной водоканал» не установлен. Общество с соответствующим заявлением в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области не обращалось.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Ульяновский областной водоканал» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения тарифов на подключение к сетям холодного водоснабжения, рассчитанных самостоятельно, а не установленных уполномоченным государственным органом в виде тарифа за подключение к системам холодного водоснабжения.

 

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно п.10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

 

В целях установления доминирующего положения общества в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее - Порядок №220), проведен анализ рынка услуг водоснабжения и водоотведения.

Временным интервалом является 2016 год.

Процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

  • Министерства экономического развития Ульяновской области от 19.12.2014 №06-900 (с изм. от 01.12.2015 №06-540) для ООО «Ульяновский областной водоканал» установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области на период с 01.01.2015 по 31.12.2017. Министерства экономического развития Ульяновской области от 19.12.2014 №06-901 для ООО «Ульяновский областной водоканал» установлены тарифы на водоотведение на территории муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области на период с 01.01.2015 по 31.12.2017.

Согласно пункту 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также – Закон о водоснабжении):

- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Согласно статье 18 Закона о водоснабжении подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также – подключение) (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Услуга по подключению объекта капитального строительства к сетям водоснабжения/водоотведения в границах деятельности предприятия, в отрыве от услуги водоснабжения, оказываемой данной организацией, самостоятельного значения не имеет, поскольку целью подключения к сетям водоснабжения / водоотведения является обеспечение объектов услугами водоснабжения/ водоотведения.

При этом услуга водоснабжения / водоотведения может быть оказана только организацией водопроводного хозяйства, к сетям которой потребитель намерен присоединиться.

В силу изложенного услуга по подключению объектов капитального строительства к сетям водоснабжения / водоотведения в границах деятельности общества не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка водоснабжения / водоотведения, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка будут являться рынки услуг по водоснабжению и водоотведению.

Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

- доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ст.4 Федерального закона от 17.08.1998 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно п. 4.7. Порядка № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Таким образом, географическими границами товарного рынка являются границы присоединенной сети водоснабжения и водоотведения ООО «Ульяновскоблводоканал» расположенные в муниципальном образовании «город Димитровград».

Продавцом на исследуемом рынке выступает только ООО «Ульяновскоблводоканал» в силу технологических особенностей водоснабжения / водоотведения. Потребителями являются лица, имеющие намерение произвести подключение.

Доля общества на рынке услуг водоснабжения / водоотведения в границах присоединенной сети составляет 100%.

ООО «Ульяновскоблводоканал» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения) в границах г. Димитровграда.

Услуга по подключению водопровода в существующий водовод в границах г. Димитровграда, в отрыве от услуги водоснабжения, оказываемой ООО «Ульяновскоблводоканал», самостоятельного значения не имеет, поскольку целью получения указанной услуги является обеспечение объекта услугами водоснабжения.

Таким образом, ООО «Ульяновский областной водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, в том числе подключения к сетям водоснабжения и водоотведения в границах присоединенной сети в г. Димитровграде.

10.12.2010 между МУП ВКХ «Димитровградводоканал» и ЗАО «Ульяновский областной водоканал» заключен договор аренды №88/2010, согласно которому ЗАО «Ульяновскоблводоканал» арендует имущество, необходимое для оказания услуг водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании «город Димитровград». В частности, внутриквартальные водопроводные сети ул. Куйбышева, указаны в пунктах 23.2, 23.3, 24.2, 27.3.

Согласно дополнительному соглашению от 22.08.2012 к договору аренды нежилых зданий, помещений и оборудования от 10.12.2010 № 88/2010, арендодатель заменен на ООО «Эткос», в связи с приобретением данным обществом у МУП «Димитровградводоканал» нежилых зданий, помещений и оборудования по договору купли-продажи имущества от 12.07.2011.

29.12.2012 между ООО «Коммунальная инфраструктура» и ООО «Ульяновский областной водоканал» заключено дополнительное соглашение к договору аренды нежилых зданий, помещений и оборудования от 10.12.2010 №88/2010, согласно которому срок действия настоящего договора составляет 49 лет.

Согласно плану недвижимого имущества от 27.12.2004 на водопроводные и канализационные коммуникации, расположенные в районе ДОСААФ г. Димитровграда (кадастровый номер <...> ), общая протяженность сетей составляет 22 596,8 пог.м.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2012 по делу № А72-6283/2011, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013, договор купли-продажи от 12.07.2011, заключенный между МУП ВКХ «Димитровградводоканал» и ООО «Эткос», и дополнительное соглашение от 05.08.2011 к договору купли-продажи от 12.07.2011 признаны недействительными, однако имущество оставлено во владении ООО «Ульяновский областной водоканал».

Согласно схеме водоснабжения и водоотведения города Димитровграда Ульяновской области до 2028 года, утвержденной Постановлением Администрации города Димитровграда Ульяновской области № 1018 от 17.05.2016, ООО «Ульяновский областной водоканал» наделено статусом гарантирующей организации.

25.06.2004 МУП «Димитровградводоканал» выдало технические условия № 693 на проектирование и подключение к водопроводу и канализации жилых домов индивидуальной застройки по ул. Куйбышева севернее АЗС для ООО «Силур». Согласно визе предприятия от июля 2007 года ТУ продлены. В разделе «водоснабжение» указано, что водоснабжение предусмотреть от существующего (проектируемого) водовода диаметром 300мм по ул. Куйбышева. Точка присоединения проектируемого трубопровода – у проезжей части дороги. В разделе «водоотведение» указано, что подключение произвести к существующему (проектируемому) трубопроводу диаметром 300мм по ул. Куйбышева. Точка присоединения проектируемого трубопровода – ближайший напротив через дорогу. Врезку в канализацию по ул. Куйбышева выполнить одним выпуском. В дополнительных условиях указано, что врезку водопроводных вводов, присоединение канализационных выпусков производит МУП ВКХ «Димитровградводоканал» за счет абонента.

Представлен акт приемки в эксплуатацию без номера и без даты, за подписью должностных лиц ООО «Веста-2» о приемке в эксплуатацию наружного водоснабжения малоэтажной застройки по ул. Куйбышева, 340, выполненного ООО «Веста-2» по проекту ППК «Колос». В акте указано, что строительно-монтажные работы выполнялись 3-20 сентября 2007 года.

09.02.2009 МУП ВКХ «Димитровградводоканал» и ООО «Веста-2» составлен акт разграничения балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей и эксплуатационной ответственности за них предприятий, согласно которому границами водопроводных сетей являются водопроводные колодцы, расположенные на водоводе ВК-1, ВК-5 по ул. Куйбышева; границами канализационных сетей являются канализационный колодец, расположенный на канализационном коллекторе диаметром 300 мм НК-1 по ул. Куйбышева.

Сотрудник ООО «Ульяновскоблводоканал» «----», ранее являвшийся сотрудником МУП ВКХ «Димитровградводоканал», привлеченный к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, пояснил, что МУП ВКХ «Димитровградводоканал» выдавались технические условия на проектирование и подключение к водопроводным сетям ООО «Веста-2» по адресу: ул. Куйбышева, 340 г. Димитровград. Процедура подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, построенных ООО «Веста-2», была завершена полностью. Врезка в существующие сети водоснабжения была осуществлена в 2009 году.

Согласно схеме расположения водопроводных сетей централизованной системы водоснабжения в районе домов 340/1-340/50 по ул. Куйбышева, дома 340/1-340/50 имеют врезку во внутриквартальную сеть водоснабжения.

Указанные внутриквартальные сети по ул. Куйбышева, 340 в г. Димитровграде на баланс ООО «Ульяновскоблводоканал» согласно пояснениям представителей общества не принимались.

12.05.2014 ООО «Ульяновскоблводоканал» выданы технические условия заявителю на проектирование и подключение к водопроводу и канализации жилого дома № «--», в которых точка присоединения указана как ближайший в/колодец для водопровода и ближайший к/колодец для канализации. В примечании к ТУ указано, что документы оформляются на водопровод, проложенный в 2009 году, а границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводу считать место врезки в трубу 300 мм, расположенную в в/колодце на ул. Куйбышева в районе участков застройки ул. Куйбышева, 340, по канализации соответствующими границами считать к/колодец, расположенный в коллекторе д.500мм в районе участок застройки ул. Куйбышева, 340. В соответствии с дополнительными условиями врезку водопроводных вводов производит ООО «Ульяновскводоканал» за счет абонента после заключения договора на водоснабжение и водоотведение в отделе сбыта ООО «Ульяновскоблводоканал».

Согласно квитанции к ПКО от 13.05.2014, заявителем оплачено 232 руб.00 коп. за выдачу информации ООО «Ульяновскоблводоканал».

Представлен Акт на подключение объекта к сетям водоснабжения ООО «Ульяновскоблводоканал» (б/д, б/н), расположенного по адресу: ул. Куйбышева, «--».

Кроме того, представлены технические условия на проектирование и подключение к водопроводу и канализации жилых домов № «--» (от 09.10.2015), № 340/34 (от 07.05.2015), № 340/35 (от 15.05.2013), аналогичные по содержанию ТУ, выданным заявителю 12.05.2014.

07.07.2016 гр. «--» обратилась с заявлением о выдаче технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения существующего (строящегося) жилого дома, расположенного по адресу: г. Димитровград, ул. Куйбышева, «---»

19.07.2016 ООО «Ульяновскоблводоканал» выданы технические условия №155 на проектирование водоснабжения и водоотведения указанного объекта. Согласно разделу «Водоснабжение» водоснабжение необходимо предусмотреть от существующего водовода диаметром 63 мм по ул. Куйбышева. Точка присоединения проектируемого трубопровода – трасса напротив дома. Граница эксплуатационной ответственности – в/колодец на водопроводе д-300 мм по ул. Куйбышева.

Согласно разделу «Водоотведение», подключение произвести к существующему трубопроводу диаметром 150 мм по ул. Куйбышева, точка присоединения – трасса напротив дома. Граница эксплуатационной ответственности – в/колодец на коллекторе диаметром 300 мм по ул. Куйбышева.

В соответствии с дополнительными условиями, все работы по строительству или реконструкции трубопроводов и сооружений на них производятся под техническим надзором ООО «Ульяновскоблводоканал». По завершении строительства водопроводные, канализационные трубопровода и сооружения на них заказчик предъявляет к техническому освидетельствованию представителю ООО «Ульяновскоблводоканал». Одновременно должна быть представлена исполнительная документация. Врезку водопроводных вводов производит ООО «Ульяновскоблводоканал» за счет абонента после заключения договора на водоснабжение и водоотведение в отделе сбыта ООО «Ульяновскоблводоканал».

На заседании комиссии гр. «-- » пояснил, что врезка дома «--» уже произведена ООО «Веста-2».

09.11.2016 «--». обратился с заявлением в ООО «Ульяновскоблводоканал» о предоставлении расценок на оказание услуг по врезке водопроводных вводов.

10.11.2016 ООО «Ульяновскоблводоканал» направило заявителю Прейскурант на платные услуги, оказываемые обществом.

Из представленных карточек счета не усматривается, что гр. «--», либо гр. «--» оплачивались «прочие услуги» в ООО «Ульяновскоблводоканал». Однако исходя из данных ООО «РИЦ-Димитровград» от 04.05.2017 (справка о начислениях и оплате по лицевому счету жилья №244427), оплата за услуги водоснабжения по дому, расположенному по адресу: г. Димитровград, ул. Куйбышева, «--», осуществляется с декабря 2016 года.

Согласно п. 1 ст. 18. Закона «О водоснабжении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 18 данного закона лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, из анализа представленных документов и пояснений участвующих на рассмотрении дела лиц следует, что ООО «Веста-2» произведено технологическое присоединение внутриквартальных сетей водопровода к сетям МУП ВКХ «Димитровградводоканал» в ВК-1, ВК-5 по ул. Куйбышева, к которым присоединены дома №340/1-340/50. Присоединение осуществлено к сети до даты получения ООО «Ульяновскоблводоканал» вещных прав на сети водопровода и канализации.

Повторное осуществление процедуры технологического присоединения (подключения) законодательством не предусмотрено.

Однако подтверждается оказание услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии со справкой о начислениях и оплате по лицевому счету жилья от 04.05.2016 №244427, начиная с декабря 2016 года, а также установлен факт отсутствия оплаты заявителем «прочих услуг» в ООО «Ульяновскоблводоканал».

Кроме того, материалами дела не подтверждается, что плата за ранее осуществленное подключение (повторное подключение) навязывалась неопределенному кругу потребителей физических лиц, в связи с чем состав правонарушения по п.3. ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» в действиях ООО «Ульяновский областной водоканал» отсутствует.

 

При рассмотрении действий ООО «Ульяновский областной водоканал» на соответствии п. 10. ч 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» установлено следующее.

Согласно п.10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Приказом от 15.09.2016 № 065 ООО «Ульяновскоблводоканал» утверждены прейскуранты цен на платные услуги, оказываемые обществом (приложение 1 - Прейскурант выполнения ремонтных работ для частного сектора и юридических лиц в летний период, приложение 2 Прейскурант выполнения ремонтных работ для частного сектора и юридических лиц в зимний период).

Пунктом 5 данных Прейскурантов предусмотрена услуга по врезке водопровода д-2-32 мм из металл-полимерных труб в существующий водовод, с откачкой воды, без стоимости вентиля (в летний период 4665,72 руб., в зимний период – 4790,8 руб.). Пунктом 23 Прейскурант на летний период предусмотрена услуга присоединения канализационной трубы в колодце без стоимости материала (в размере 1332,22 руб.). Стоимость оказания подобных услуг в зимний период не утверждена. При этом все представленные локальные сметные расчеты, согласно дате в грифе «утверждаю» составлены в 2014 году.

До 15.09.2016 стоимость работ по врезке была утверждена Приказом от 10.09.2014 №0025.

ООО «Ульяновскоблводоканал» при рассмотрении дела пояснило, что стоимость данных услуг рассчитана в соответствии со сметными программами программного комплекса «Гранд - Смета». Услуги по информационному обслуживанию ПК «Гранд-Смета» и право на использование ТСНБ ТЕЗ Ульяновской области (в редакции 2015 года) Обществу оказывает ООО «Информационные системы Ульяновска» на основании договора № 536/5 от 12.01.2016.

Согласно локальному сметному расчету №00-00-90 на врезку водопровода в зимний период, в состав работ включается уборка снега с крышки люка вручную (1230,41 руб.), врезка в действующие сети трубопроводов и водоснабжения диаметром 32мм (105, 36 руб.), водоотлив из траншей, колодцев (2312,45 руб.), очистка дна колодца от мокрого ила и грязи (53,59 руб.).

Согласно локальному сметному расчету №00-00-04 на услугу по врезке водопровода в летний период, в состав работ включается врезка в действующие сети трубопроводов и водоснабжения диаметром 32мм (105, 36 руб.), водоотлив из траншей, колодцев (2312, 45 руб.).

В соответствии с пояснениями представителя ООО «Ульяновскоблводоканал», стоимость данных услуг неизменна, и не зависит от того на сетях общества или частных сетях они оказываются.

В соответствии с ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ цена работ устанавливается по соглашению сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В соответствии с п.5 ч.2 ст. 31 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулированию подлежит тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Из ответа на запрос Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области следует, что по состоянию на 06.02.2017, тариф на подключение к сетям холодного водоснабжения для ООО «Ульяновскоблводоканал» не установлен. Предприятие с соответствующим заявлением не обращалось.

В соответствии с п. 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее- Основы ценообразования) плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее -плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования.

Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:

а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;

б) налог на прибыль.

При расчете размера ставки за протяженность сети не учитываются средства, полученные на создание этих сетей и объектов на них, предусмотренные инвестиционной программой за счет иных источников (в том числе средств бюджетной системы Российской Федерации), кроме платы за подключение.

Согласно пункту 14 статьи 18 Закона «О водоснабжении» взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (за исключением платы за подключение).

Согласно ТУ от 19.07.2016 №155 на проектирование водоснабжения и водоотведения объекта по адресу: г. Димитровград, ул. Куйбышева, «--», врезку водопроводных вводов производит ООО «Ульяновскоблводоканал» за счет абонента после заключения договора на водоснабжение и водоотведение в отделе сбыта ООО «Ульяновскоблводоканал».

  • образом, услуги по врезке, оказываемые ООО «Ульяновскоблводоканал» на собственных сетях, являются работами, осуществляемыми в точке подключения, соответственно, расходы на врезку (подключение) в собственных сетях должны быть учтены в плате за подключение к системе водоснабжения/водоотведения.

Из ответа на запрос, направленный в адрес ООО «Ульяновскоблводоканал» (исх. от 15.03.2017 № 1185-04) следует, что объем оказанных Обществом услуг по врезке водопровода учитывается в карточке счета 90.01.1 «Прочие услуги по водоснабжению». В 2015 году Обществом оказано 38 услуг по врезке водопровода, на общую сумму 177 297,36 руб. (Приложение 1, карточка счета 90.01.1 за 2015г), в 2016 году оказано 73 услуги на сумму 340 722,64 руб. (Приложение № 2, карточка счета 90.01.1 за 2016г).

Необходимо отметить, что данный состав правонарушения предусматривает ущемление интересов неопределенного круга лиц, так перечень потенциально возможных абонентов ООО «Ульяновский областной водоканал» установить невозможно.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Ульяновский областной водоканал» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции», что выразилось в нарушении порядка ценообразования при взимании платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.

2. Выдать ООО «Ульяновский областной водоканал» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения взимания платы за услуги подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, не установленных уполномоченным органом, и обращения ООО «Ульяновский областной водоканал» в срок до 18.07.2017 в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области за установлением тарифа на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, в случае оказания услуг по подключению сетям водоснабжения и водоотведения находящихся в собственности (в пользовании).

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по статье 14.31 КоАП РФ.

 

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

Г.Ж. Салихова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 11

 

08.06.2017 г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

председатель

  • заместитель руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

  • начальник отдела М.С. Степанова,
  • специалист эксперт Г.Ж.Салихова,

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 08.06.2017 по делу № 13975/04-2017 о нарушении ООО «Ульяновский областной водоканал» п. 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Кому: ООО «Ульяновский областной водоканал»

 

в срок до 18.07.2017 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования,

 

а именно:

 

- в течение трех дней с момента получения предписания, прекратить взимание платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, не установленной уполномоченным органом;

 

 

- в срок до 18.07.2017 обратиться в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области за установлением тарифа на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, в случае оказания услуг по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения находящимся в собственности (в пользовании).

 

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в течение 3-х дней с момента выполнения предписания (с приложением документов, подтверждающих исполнение предписания).

 

 

Председатель комиссии

 

К.Ю.Попов

 

 

Члены комиссии

М.С. Степанова

 

 

Г.Ж.Салихова

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны