Решение б/н Решение и предписание по делу №14 107/03-2017 от 28 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

25.04.2017                                                                                                                     Дело № 14 107/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела Спиридонова И.И.;

 

членов

 

- ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

- специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А.;

 

 

 

 в присутствии                               - от ГУЗ «Чердаклинская районная больница»:

                                                         - М<…> (доверенность № 3/2017 от 21.04.2017 г.);

                                                         - от ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница № 1», ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница № 2», ГУЗ Зерносовхозская участковая больница, ГУЗ «Инзенская районная больница», ГУЗ «Карсунская районная больница», ГУЗ «Кузоватовская районная больница», ГУЗ КССМП г. Ульяновска, ГУЗ Мулловская участковая больница, ГУЗ «Николаевская РБ», ГУЗ Никольская участковая больница, ГУЗ Ново-Майнская городская больница:

                                                         - К<…> (соответственно, доверенности № 4 от 21.04.2017 г., № 5 от 24.04.2017 г., № 9 от 24.04.2017 г., № 17 от 21.04.2017 г., № 38 от 21.04.2017 г., № 656 от 24.04.2017 г., № 1 от 24.04.2017 г., № 5 от 21.04.2017 г., № 6 от 21.04.2017 г., № 13 от 24.04.2017 г., № 16 от 21.04.2017 г.);

                                                         - от ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр):

                                                         - Ф<…> (распоряжение № 15-тр от 17.03.2016 г., паспорт);

                                                         - от ГУЗ «Барышская районная больница», ГУЗ «Базарносызганская районная больница», ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», ГУЗ «Вешкаймская районная больница», ГУЗ «Городская больница № 2», ГУЗ «Городская больница № 3», ГУЗ Городская поликлиника № 3, ГУЗ «Городская поликлиника № 4», ГУЗ «Городская поликлиника № 5», ГУЗ «Городская поликлиника № 6»:

                                                         - Ф<…> (соответственно доверенности № 811 от 21.04.2017 г., № 78 от 21.04.2017 г., № 9 от 21.04.2017 г., № 3 от 21.04.2017 г., № 45 от 21.04.2017 г., № 2104 от 24.04.2017 г., № 1 от 24.04.2017 г., № 793 от 21.04.2017 г., № 1 от 21.04.2017 г., № 37/17 от 21.04.2017 г.);

                                                         - от ГУЗ УТЦМК:

                                                         - Б<…> (доверенность б/н от 21.04.2017 г.);

                                                         - от ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн», ГУЗ «УОКМЦ ОПЛПРВ и ПП им. Максимчука В.М.», ГКУЗ «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы», ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А. Копосова», ГУЗ УОДКБ имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева, ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница», ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница, ГУЗ «УОКЦСВМП», ГУЗ Ульяновская областная станция переливания крови, ГУЗ «Ульяновская районная больница», ГКУЗ Ульяновский областной «Хоспис», ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска», ГУЗ «ЦК МСЧ им. В.А. Егорова»:

                                                         - О<…> (соответственно доверенности № 240/01-17 от 21.04.2017 г., № 01/2017 от 21.04.2017 г., б/н от 24.04.2017 г., № 29 от 24.04.2017 г., № 841 от 24.04.2017 г., № 577 от 21.04.2017 г., № 24-04/17 от 24.04.2017 г., № 60 от 21.04.2017 г., № 09 от 24.04.2017 г., № 219 от 24.04.2017 г., № 159 от 24.04.2017 г., № 77-01-13 от 24.04.2017 г., № 60 от 21.04.2017 г.);

                                                         - от Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области:

                                                         - Р<…> (доверенность № 68 от 09.01.2017 г.),       

 

рассмотрев дело № 14 107/03-2017 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Авангард» (далее - ООО «Авангард», заявитель) на положения аукционной документации (заказчики –  64 государственных учреждения здравоохранения Ульяновской области, уполномоченный орган – Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области (организатор совместного аукциона)) при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона № 0168200002417001559 на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями (начальная (максимальная) цена контракта – 587 870 792,56 руб., дата и время окончания срока подачи заявок – 28.04.2017 г. в 09:00) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 2572 от 20.04.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Авангард» на действия заказчиков при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

В предмет закупки наряду с услугами по обеспечению медицинскими изделиями включена закупка медицинских изделий, что само по себе приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку данные услуги и товары имеют различное функциональное назначение и технические характеристики.

Формирование объекта закупки подобным образом приводит к необоснованному ограничению конкуренции и нарушает часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 33 и часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Закупая медицинские изделия в рамках контракта, который заключается по результатам проведения закупки подобным образом,  не соблюдаются установленные законодательством о контрактной системе обязательные правила (не применяется постановление Правительства РФ от 05.02.2015 г. № 102).  Также не выполняется принцип открытости и прозрачности, предусмотренный  статьей 7 Закона о контрактной системе.

Подобные действия заказчиков и организатора торгов ограничивают права участников, которые производят и поставляют медицинские изделия, но не оказывают услуги по хранению и доставке.

По мнению заявителя, в указанной ситуации имеет место быть укрупнение лота,  что ведет к значительному размеру обеспечения заявки и контракта и нарушает ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Вх. № 2597 от 21.04.2017 г., исх. № 125 от 21.04.2017 г., вх. № 2612 от 21.04.2017 г., 2602 от 21.04.2017 г. в Ульяновское УФАС России поступили ходатайства от ГУЗ Тиинская участковая больница, ГУЗ «Новомалыклинская районная больница», ГУЗ «Никольская участковая больница, ГУЗ Рязановская участковая больница, соответственно о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей.

 

На заседание Комиссии 24.04.2017 г. представитель ООО «Авангард» не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет об отправке уведомления по электронной почте 20.04.2017 г. в 14:43), представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (вх. № 2618 от 21.04.2017 г.).

 

Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 24.04.2017 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения (исх. б/н от 24.04.2017 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.

Описание объекта закупки как «услуга» обусловлено целью повышения качества оказания медицинских услуг, эффективного расходования бюджетных средств. Комплекс услуг по обеспечению наличия на складе медицинских изделий, хранению, доставке медицинских изделий предполагает, что все риски по исполнению обязательств перед заказчиком будет нести исполнитель по контракту.

Извещение об аукционе содержит указание на код по ОКПД 2 «46.18.11.120 Услуги по оптовой торговле изделиями, применяемыми в медицинских целях, за вознаграждение или на договорной основе», что соответствует предмету аукциона.

Согласно аукционной документации оказание услуг по обеспечению медицинских организаций Ульяновской области медицинскими изделиями включает в себя: обеспечение наличия на складе медицинских изделий, необходимых для оказания услуги в соответствии с заявками заказчиков в течение всего периода исполнения контракта; организацию хранения медицинских изделий в соответствии с условиями действующего законодательства; организацию доставки медицинских изделий в адрес заказчиков; организацию проведения контроля качества медицинских изделий; организацию информационного взаимодействия с заказчиками по вопросам исполнения контракта.

Таким образом, наименование и описание объекта закупки заказчиками составлено объективно в соответствии с нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, учитывая, что объектом закупки является именно услуга по обеспечению медицинскими изделиями, требования, установленные постановлением Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 г., не применяются.

Пунктом 7 раздела 1 аукционной документации установлено требование к исполнителю, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20 % от цены контракта. Следовательно, документацией не установлена обязанность исполнителя выполнить все обязательства исключительно самостоятельно.

Изделия, объединенные в данной закупке, относятся к одной группе товаров – медицинские изделия, и предназначены для непрерывного обеспечения лечебного процесса медицинскими изделиями всех 64 заказчиков в соответствии со спецификой их деятельности.

 

Представители заказчиков на заседании Комиссии 24.04.2017 г. с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, по содержанию аналогичные представленным представителем уполномоченного органа.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 25.04.2017 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

23.03.2017 г. между заказчиками – 64 государственными учреждениями здравоохранения Ульяновской области и уполномоченным органом – Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (организатор торгов) заключено соглашение о проведении совместных торгов в форме совместного аукциона в электронной форме (объект закупки: «Услуги по обеспечению медицинскими изделиями»). Согласно указанному соглашению организационно-техническое обеспечение проведения совместного аукциона в электронной форме осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 11.04.2017 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002417001559 на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями (начальная (максимальная) цена контракта – 587 870 792,56 руб., дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 28.04.2017 г. в 09:00).

 

Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Авангард» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

 

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации объектом закупки является оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями.

Согласно пункту 10 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» аукционной документации № 0168200002417001559 описание объекта закупки содержится в приложении № 2 к документации.

 

А) В соответствии с приложением № 2 к документации в рамках оказания услуги по обеспечению медицинских организаций Ульяновской области медицинскими изделиями объект закупки включает в себя:

- обеспечение наличия на складе медицинских изделий, необходимых для оказания услуги в соответствии с заявками заказчиков в течение всего периода исполнения контракта;

- организацию хранения медицинских изделий в соответствии с условиями действующего законодательства;

- организацию доставки медицинских изделий в адрес заказчиков;

- организацию проведения контроля качества медицинских изделий;

- организацию информационного взаимодействия с заказчиками по вопросам исполнения контракта.

Аналогичные положения определены в пункте 2.1 раздела 2 «Права и обязанности сторон» проекта контракта: обязанности Исполнителя:

2.1.1. Обеспечить наличие на складе медицинских изделий, необходимых для оказания услуги, в соответствии с заявкой Заказчика в течение всего периода исполнения Контракта.

2.1.2. Хранить медицинские изделия в складских помещениях в соответствии с требованиями законодательства и условиями контракта.

2.1.3. Доставлять медицинские изделия Заказчику в порядке, установленном контрактом.

2.1.4. Обеспечить сохранность медицинских изделий при их транспортировке. Маркировка и упаковка должны соответствовать требованиям нормативных документов. Нарушение целостности упаковки и наличие на ней следов механических повреждений является основанием для непринятия Заказчиком медицинских изделий.

2.1.5. Организовать проведение приемочного контроля количества, качества, сроков годности медицинских изделий при их поставке Исполнителю. По требованию Заказчика предоставлять документы, подтверждающие проведение соответствующего контроля качества медицинских изделий.

 

Вместе с тем, из анализа пунктов 5.1, 5.3 проекта контракта следует, что местом оказания услуг является местонахождения склада заказчика (исполнитель доставляет медицинские изделия Заказчику до места хранения (склад Заказчика по адресу, указанному в пункте 5.1 контракта).

Кроме того, согласно пункту 2.3.2 раздела 2 проекта контракта заказчик обязан принять медицинские изделия путем подписания товарной накладной в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его получения. Право собственности на передаваемые медицинские изделия переходит от исполнителя заказчику с даты подписания заказчиком товарной накладной. Следовательно, дальнейшее хранение принятых в собственность медицинских изделий осуществляется заказчиком самостоятельно.

Из совокупности определенных проектом контракта условий следует, что исполнитель не оказывает услугу по хранению медицинских изделий заказчика, а осуществляет хранение медицинских изделий, приобретенных самостоятельно для осуществления предпринимательской деятельности, что не является потребностью заказчика.

 

Согласно части 2 статьи 458 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Следовательно, доставка медицинских изделий заказчикам не является самостоятельной услугой, поскольку осуществляется перевозка товара исполнителя, а не заказчика.

 

В соответствии с пунктом 2.3.2 раздела 2 проекта контракта заказчиком приемка медицинских изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Инструкциями № П-6 (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.1965 г.) и № П-7 (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 г.).

Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе определено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Учитывая изложенное, заказчик не вправе передавать полномочия по приемке товара и подписанию актов приемки третьим лицам - организациям по договору.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 06.02.2017 г. № ОГ-Д28-1229.

 

Кроме того, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем, в перечень товаров, используемых при оказании услуг по обеспечению медицинскими изделиями, в приложении № 4 к аукционной документации включены, в том числе,  дезинфицирующие средства, жидкое мыло, гигрометр, журнал учета проведения генеральных уборок,полотенце бумажное, которые не являются медицинскими изделиями и не зарегистрированы в установленном порядке в таком качестве.

 

Б) Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанный Перечень включает в себя, в том числе, медицинские изделия, услуги по обеспечению которыми являются объектом закупки № 0168200002417001559: шприцы, подгузники, наборы реагентов, бинты, маски марлевые, иглы хирургические, одежда медицинская и т.д.

Следовательно, формирование объекта закупки как услуги по обеспечению медицинскими изделиями приводит к несоблюдению национального режима и требований, установленных постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. № 102.

 

Из анализа всех вышеуказанных положений законодательства, аукционной документации и проекта контракта следует, что фактически по результатам проведения закупки предполагается заключение контрактов на поставку медицинских изделий, что является необъективным описанием объекта закупки, устанавливает требования, ограничивающие конкуренцию, и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

Согласно пункту 1.5 раздела 1 «Предмет соглашения» соглашения о проведении совместных торгов от 23.03.2017 г. обоснование начальных (максимальных) цен контрактов, информация об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводится совместный аукцион в электронной форме предоставляется заказчиками в виде технико-экономического задания.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование объекта закупки, описание объекта закупки, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика.

Учитывая изложенное, нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе допущены заказчиками, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соответственно, жалоба ООО «Авангард» является обоснованной.

 

Довод ООО «Авангард» о нарушении части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции» не может быт рассмотрен Комиссией Ульяновского УФАС России по контролю закупок в связи с отсутствием полномочий по рассмотрению жалобы на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства.

 

Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

1. В соответствии  с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 3 приложения № 2 к аукционной документации описание и количество используемых при оказании услуг медицинских изделий определены в приложении № 4 к документации.

Вместе с тем, в ходе анализа перечня медицинских изделий Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что описание медицинских изделий содержит указание на наименования производителей: устройство полимерное для взятия крови – Синтез ОАО, система для вливания инфузионных растворов одноразовая VOGT MEDICAL, а также указание, в том числе, на товарный знак Vitremer (стеклоиномерная реставрационная система Vitremer) без сопровождения словами «или эквивалент». При этом необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаи закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование в аукционной документации не определены.

Таким образом, заказчиками допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В приложении № 4 к аукционной документации № 0168200002417001559 содержится перечень медицинских изделий, используемых при оказании услуг.

Вместе с тем, в ходе анализа указанного перечня Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что описание объекта закупки по некоторым пунктам не содержит  указания на максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться: например, пункт 5732 «Стоматология» содержит описание «идеально подходит для механической ретракции десенных тканей. Легко пакуется в зубодесневую бороздку. Используется для улучшения качества оттисков, а также при выполнении реставраций»; пункт 5960 «Измеритель артериального давления» не содержит никаких характеристик, пункт 5828 «Отводный кабель» содержит характеристику «набор предназначен для   идентификации до вида  коринебактерий  дифтерии и других коринебактерий» и т.п., в связи с чем не представляется возможным определить соответствие товаров потребностям заказчиков.

Таким образом, заказчиками допущено нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в части отсутствия надлежащим образом установленных показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиками требованиям, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

3. Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Таким образом, из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть един. При этом, исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, объектом закупки является не только общее наименование закупаемой услуги, которая включает, в том числе, поставку товаров, но и свойства товаров, характеристики и иная информация.

 

Между заказчиками – 64 государственными учреждениями здравоохранения Ульяновской области и уполномоченным органом – Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (организатор торгов) 23.03.2017 г. заключено соглашение о проведении совместных торгов в форме совместного аукциона в электронной форме (объект закупки: «Услуги по обеспечению медицинскими изделиями») (начальная (максимальная) цена контракта – 587 870 792,56 руб.).

Вместе с тем, в ходе анализа перечня медицинских изделий, используемых при оказании услуг, установленного в приложении № 4 к документации об электронном аукционе № 0168200002417001559, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, в том числе, следующее:

- по пункту 38 «Стоматологический материал» - потребность в 3 упаковках имеется только у одного заказчика – ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница», у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует;

- по пункту 479 «Среда» - потребность в 50 упаковках имеется только у одного заказчика – ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница», у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует;

- по пункту 1177 «Шовный материал» - потребность в 100 штуках имеется только у одного заказчика – ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует;

- по пункту 6173 «Устройство полимерное для взятия крови» - потребность в 3000 штуках имеется только у одного заказчика – ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница», у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует.

Таким образом, отсутствие потребности в одних и тех же товарах у иных заказчиков в рамках оказываемой услуги означает невозможность осуществления закупки путем проведения совместного электронного аукциона.

Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе заказчики заключили соглашение о проведении совместного электронного аукциона.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Авангард» обоснованной.
  2. Признать в действиях заказчиков нарушения части 1 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33,  части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  3. Обязать заказчиков и уполномоченный орган (организатора торгов) устранить допущенные нарушения путем аннулирования (отмены) совместного электронного аукциона, на что выдать предписание. 
  4. Передать материалы дела № 14 107/03-2017 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
  5. Передать материалы дела № 14 107/03-2017 в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

Е.И. Мартиросян

 

Д.А. Губайдулова

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 21

 

25.04.2017                                                                                                                             г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела Спиридонова И.И.;

членов

- ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

- специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А.,

руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 25.04.2017 г. по делу № 14 107/03-2017 по жалобе ООО «Авангард» на положения аукционной документации (заказчики –  64 государственных учреждения здравоохранения Ульяновской области, уполномоченный орган – Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области (организатор совместного аукциона)) при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона № 0168200002417001559 на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями (начальная (максимальная) цена контракта – 587 870 792,56 руб., дата и время окончания срока подачи заявок – 28.04.2017 г. в 09:00),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Государственным учреждениям здравоохранения Ульяновской области, Министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области в срок до 11.05.2017 г. устранить допущенные заказчиками нарушения части 1 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33,  части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем аннулирования (отмены) совместного электронного аукциона № 0168200002417001559.

2. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

3. В срок до 12.05.2017 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.

 

 

 

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

Члены комиссии

Е.И. Мартиросян

 

Д.А. Губайдулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны