Решение б/н Решение по жалобе ИП Бекшаева А.А. от 6 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

03.07.2017                                                                Дело № 14 233/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления Попова К.Ю.;

членов

- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.;

- специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А.;

 

в присутствие

- ИП Бекшаева А.А.:

- Б<…> (доверенность б/н от 29.06.2017 г.),

- Д<…> (доверенность б/н от 29.06.2017 г.),

рассмотрев дело № 14 233/03-2017 по жалобе ИП Бекшаева А.А. (далее – заявитель) на положения документации об электронном аукционе № 0368100007517000138 на поставку хирургического шовного материала (заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства», далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 1 741 783,26 руб.; срок окончания подачи заявок – 26.06.2017 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3934 от 26.06.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ИП Бекшаева А.А. на действия заказчика при проведении указанного электронного аукциона.

Содержание жалобы составило указание на следующее:

- заказчиком в описание объекта закупки была включена позиция, которая не имеет аналогов и параметров эквивалентности: п. 18 «Состав нити: гидрофобный, биологически инертный сверхпрочный высокомолекулярный полиэтилен – наличие», что соответствует единственному производителю – ООО «Политехмед» (торговый знак «Полистан») и ограничивает заявителя в возможности принять участие в аукционе;

- в позициях 7, 8, 27, 28, 30, 31, 33, 46, 47, 49-52, 62, 63, 68, 69 установлено избыточное требование к носителю, на который помещена нить, которое не влияет на физические и функциональные свойства шовного материала, а также не содержится в ГОСТ 31620-2012, что ведет к ограничению конкуренции;

- в позициях 19-24, 29, 34, 35, 37-42, 59-61, 64-67 указан конкретный состав покрытия полигликолидной нити, без указания вариантов эквивалентности: «Состав покрытия нити: поликапролактон и стеарат кальция». При этом согласно ГОСТ 31620-2012 материалы могут иметь полимерное или иное покрытие, состав покрытия также может быть нанесен различными способами. У разных производителей разный состав покрытия, отсутствие указания на возможность эквивалентности указывает на конкретного производителя, что напрямую влечет ограничение конкуренции и нарушает положения Закона о контрактной системе;

- в позициях 25, 26, 28, 30-32, 34, 36, 41, 53, 54, 61, 66 содержится требование к типу иглы – «хирургическая с пружинящимся ушком», что влечет за собой ограничение числа участников. Совокупность технических характеристик по указанным позициям указывает на продукцию единственного производителя – ЗАО НПП МедИнж.

На заседании Комиссии 30.06.2017 г. представители ИП Бекшаева А.А. поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Представители заказчика на заседании Комиссии 30.06.2017 г. с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Хирургический шовный материал, с характеристиками, указанными в позиции 18 производится как минимум еще двумя производителями ООО «Балумед», ООО «МЗКРС шовные материалы». Кроме того, характеристика «Состав нити: гидрофобный, биологически инертный сверхпрочный высокомолекулярный полиэтилен – наличие» установлена в соответствие с ГОСТ 31620-2012 (приложение Б).

Требование к носителю не является избыточным и не противоречит ГОСТ 31620-2012, так как согласно разделу 1 указанного ГОСТа он не устанавливает дополнительных обязательных требований по намотке нити повышенной длины. Указанные требования к носителю установлены в связи с объективной потребностью заказчика для фиксации катушки на пальце и удобства размотки нити повышенной длины. Влагоустойчивый корпус необходим для предотвращения загрязнения хирургических нитей повышенной длины кровью или другими биологическими жидкостями, а также для предотвращения случайного разматывания и спутывания нитей во время работы. Шовный материал с указанной характеристикой производится ООО «Волоть», ООО «Медин-Н», ООО «Микрохирургия глаза» и «Контур», ЗАО НПП «МедИнж», ООО «Политехмед», ООО «Оптикум».

Хирургический шовный материал с покрытием поликапролактона и стеарата кальция производится большинством компаний, в том числе ООО «Медин-Н», ООО «Эргон Эст», ООО «Политехмед», ЗАО НПП «МедИнж».

Хирургический шовный материал с характеристиками, установленными в позициях 25, 26, 28, 30-32, 34, 36, 41, 53, 54, 61, 66 производится также ООО «Микрохирургия глаза и «Контур», ООО «Политехмед».

На основании изложенного, заказчик считает жалобу ИП Бекшаева А.А. необоснованной.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 03.07.2017 г. для документального анализа материалов по делу.

03.07.2017 г. от ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России поступили дополнительные возрождения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Срок рассасывания нити не зависит непосредственно от состава покрытия, так как понятия «состав нити» и «состав покрытия» разнятся. Кроме того, на участие в закупке было подано 4 заявки, а непосредственно в аукционе принимали участие 3 участника закупки, что свидетельствует об отсутствие ограничения числа участников.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 16.06.2017 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0368100007517000138 на поставку хирургического шовного материала (начальная (максимальная) цена контракта – 1 741 783,26 руб.).

23.06.2017 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 27.06.2017 г. на участие в указанном аукционе было подано 4 заявки, все заявки были допущены к аукциону.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 30.06.2017 г. ценовые предложения поступали от 3 участников закупки, цена была снижена на 18%.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 03.07.2017 г. все заявки были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства, победителем признана ИП Солонина Е.В.

Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Бекшаева А.А. необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, словами «или эквивалент» описание объекта закупки сопровождается в случае указания в документации на товарные знаки.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Установление в документации об аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

В соответствии с пунктом 8 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации объектом закупки является поставка хирургического шовного материала.

Согласно пункту 9 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

В ходе анализа аукционной документации № 0368100007517000138, а также представленных сторонами документов и сведений Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее:

Приложение № 1 «Описание объекта закупки и количество» к документации об аукционе содержит описание товара, необходимого к поставке, его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в виде таблицы из 69 позиций, с указанием кода ОКПД2 товара, наименования товара, наименование показателя товара, требований к значению показателей, требования заказчика к указанию значения показателя участником закупки, единиц измерения и количества.

Документация о проведении электронного аукциона № 0368100007517000138 не содержит указания на какие-либо товарные знаки или производителей, вследствие чего сопровождение товаров словами «или эквивалент» не требуется.

При этом, согласно пояснениям представителей заказчика указанные характеристики установлены исходя из объективных потребностей заказчика. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок обязывает государственных заказчиков при описании объекта закупки использовать показатели, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, в случае, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Вместе с тем, ГОСТ 31620-2012 «Материалы хирургические шовные. Общие технические требования. Методы испытаний» распространяется на хирургические шовные материалы (далее - шовные материалы), в том числе с иглами атравматическими по ГОСТ 26641 в части требований к прочности крепления шовного материала в игле и устанавливает общие требования к шовным материалам, их упаковке, маркировке, стерилизации, информации для потребителя и предназначен для применения при разработке, производстве, регистрации и сертификации. Указанный ГОСТ не устанавливает каких-либо требований к намотке нитей повышенной длины.

Следовательно, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Доводы заявителя о том, что при исследовании рынка установлено соответствие товара, необходимого заказчику к поставке только одному конкретному производителю (по позиции 18 – ООО «Политехмед», по позициям - 25, 26, 28, 30-32, 34, 36, 41, 53, 54, 61, 66 – ЗАО НПП МедИнж), не принимаются Комиссией Ульяновского УФАС России, поскольку документально не подтверждены, не представлены также и доказательства, свидетельствующие о достоверности утверждения заявителя, в том числе о том, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования к шовным хирургическим материалам с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Наличие либо отсутствие единственного производителя шовного материала не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом электронного аукциона являлась поставка медицинских изделий, зарегистрированных и разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а не его изготовление.

Следовательно, участником закупки могло выступать любое физическое или юридическое лицо, в том числе, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить шовный материал, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 27.06.2017 г. на участие в указанном аукционе было подано 4 заявки, что также свидетельствует об отсутствии ограничения числа участников.

Учитывая изложенное, жалоба ООО ИП Бекшаева А.А. является необоснованной.

В связи с изложенным, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки № 0368100007517000138.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП Бекшаева А.А. необоснованной.

Председатель комиссии

К.Ю. Попов

Члены комиссии

Ю.П. Кузьминова

Д.А. Губайдулова

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны