Решение б/н Решение по делу №14 312/03-2017 от 4 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

01.08.2017 Дело № 14 312/03-2017

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления Спиридонова И.И.;

 

членов

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.;

- ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.;

 

в присутствии сторон, - от ОГКУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области»:

- <…> (доверенность № 606 от 31.07.2017 г.);

- <…> (доверенность № 600 от 28.07.2017 г.);

- <…> (доверенность № 599 от 28.07.2017 г.);

- <…> (доверенность № 601 от 28.07.2017 г.);

- от Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 68 от 09.01.2017 г.),

 

рассмотрев дело № 14 312/03-2017 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Вояж» (далее – ООО «Вояж», заявитель) на положения аукционной документации (заказчик – ОГКУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области», уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области) при проведении электронного аукциона № 0168200002417003955, наименование объекта закупки: «Программно-технический комплекс для центра обработки вызовов Системы-112 Ульяновской области» (начальная (максимальная) цена контракта – 28 877 579,05 руб.; дата окончания срока подачи заявок – 28.07.2017 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4651 от 28.07.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Вояж», перенаправленная ФАС России.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, требование о наличии сертификатов соответствия должно быть применено к конкретному виду оборудования, входящему в состав программно-технического комплекса для центра обработки вызовов (далее – ПТК ЦОВ). Наличие в аукционной документации требования о том, что программное обеспечение в составе поставляемого ПТК ЦОВ и ПАК «Телекоммуникационный узел» должны быть реализованы одним разработчиком противоречит законодательству о контрактной системе и лишают участника возможности осуществить поставку программного обеспечения различных разработчиков, но которые могут быть совместимы друг с другом.

Также заявитель жалобы указывает на то, что в аукционной документации содержится незаконное требование о наличии у ПТК ЦОВ заключения о соответствии требованиям, предъявляемым к типовому ПТК ЦОВ «Система -112». При этом документация не содержит ссылок на нормативно – правовые акты, определяющие понятие «типовой ПТК ЦОВ «Система -112», а также порядок выдачи подобных заключений.

 

Представитель ООО «Вояж» на заседание Комиссии 31.07.2017 г. не явился. При этом сведения о телефонном номере, а также адресе электронной почты, указанные в поданной жалобе, не могут являться достоверными, поскольку при отправке уведомления по электронной почте адрес отображается как некорректный, а соединение по телефонному номеру также невозможно.

 

Представители заказчика на заседании Комиссии 31.07.2017 г. с доводами жалобы не согласились, пояснили, что требование о наличии сертификата соответствия ПТК ЦОВ установлено в соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 N 484, программное обеспечение в составе поставляемого ПТК ЦОВ и ПАК «Телекоммуникационный узел» должны быть реализованы одним разработчиком в связи с объективной потребностью заказчика, поскольку ПТК ЦОВ является технически сложным объектом, требующим единого подхода при реализации и эксплуатации его систем связи, управления и безопасности. Требование о наличии заключения о соответствии требованиям, предъявляемым к типовому ПТК ЦОВ «Система -112» обусловлено положениями Распоряжения Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1240-р, Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 958.

Кроме того, представители заказчика указали, что на участие в электронному аукционе было подано 5 заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничения числа участников, а также техническое задание на поставку ПТК ЦОВ было согласовано с МЧС России по Ульяновской области.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 01.08.2017 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 4688 от 31.07.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила также жалоба ООО «Вояж», перенаправленная ФАС России. Содержание жалобы составило указание на то, что требование аукционной документации о том, что программное обеспечение в составе поставляемого ПТК ЦОВ должно иметь государственную регистрацию, является необоснованным, поскольку регистрация программ ЭВМ является добровольной. Требование о наличии сертификата, подтверждающего возможность применения на телефонной сети связи общего пользования, является незаконным, так как обязательной сертификации подлежат местные телефонные станции. Требования к составу второй части заявки в соответствии с Постановлением Правительства № 968 от 26.09.2016 не являются обязательными и документы не могут запрашиваться в составе заявки.

На заседании Комиссии 01.08.2017 г. представители заказчика с доводами указанной жалобы не согласились, пояснили, что требования установленные в аукционной документации не противоречат Закону о контрактной системе.

 

На заседании Комиссии 01.08.2017 г. представитель уполномоченного органа с доводами жалоб не согласилась, поддержала пояснения представителей заказчика.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 10.07.2017 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002417003955 наименование объекта закупки: «Программно-технический комплекс для центра обработки вызовов Системы-112 Ульяновской области».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.07.2017 г. на участие в указанной закупке было подано 5 заявок, 3 из которых были допущены к участию в аукционе.

 

Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО «Вояж» необоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

  1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации объектом закупки является программно-технический комплекс для центра обработки вызовов Системы-112 Ульяновской области.

Согласно пункту 10 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

В указанном приложении установлены требования к специальному программному обеспечению и программно-техническому комплексу для организации центра обработки вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а именно:

- поставляемый ПТК ЦОВ должен иметь сертификат соответствия требованиям сертификации в области связи: «Правила применения оборудования центров обработки вызовов экстренных оперативных служб. Часть I. Правила применения оборудования центров обработки вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112"», утв. Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 г.;

- поставляемый ПТК ЦОВ должен иметь заключение о соответствии требованиям, предъявляемым к Типовому программно-техническому комплексу ЦОВ «Система-112», по функциональным и стоимостным характеристикам и возможности его использования при создании базовой инфраструктуры Системы-112 Ульяновской области;

- ПО в составе поставляемого ПТК ЦОВ, должно включать программные компоненты центра обработки вызовов, сервера обработки карточек события, сервера определения местоположения и иметь государственную регистрацию программы ЭВМ для вышеназванных компонентов;

- ПО в составе поставляемого ПТК ЦОВ и ПАК «Телекоммуникационный узел» должны быть реализованы одним разработчиком для обеспечения безотказного функционирования, единой идеологии управления, администрирования, эксплуатации Системы-112;

- для ПАК «Телекоммуникационный узел» необходимо наличие сертификата, подтверждающего возможность применения на телефонной сети связи общего пользования.

Аналогичные требования установлены в п. 2.6.2 – 2.6.6 Раздела 4 «Проект контракта» аукционной документации.

 

Доводы ООО «Вояж» о том, что установленные вышеуказанные требования в описании объекта закупки нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе являются необоснованными, поскольку согласно указанной норме Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона документов и информации, не допускается.

При этом согласно условиям аукционной документации в составе первой и второй частей заявок какие-либо документы, подтверждающие установленные требования к специальному программному обеспечению и программно-техническому комплексу для организации центра обработки вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112», указанные в описании объекта закупки (Приложение № 1 к аукционной документации) представлять не требуется.

При этом, согласно пояснениям представителей заказчика указанные требования установлены исходя из объективных потребностей заказчика для обеспечения безотказного функционирования, единой идеологии управления, администрирования, эксплуатации Системы-112.

Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.

 

Доводы заявителя жалобы о том, что заказчиком нарушена норма пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и в документацию включены требования, влекущие за собой ограничение количества участков закупки, не принимаются Комиссией Ульяновского УФАС России, поскольку документально не подтверждены, не представлены доказательства, свидетельствующие о достоверности утверждения заявителя, в том числе о том, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлены требования с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Доказательств наличия единственного производителя ПТК ЦОВ заявителем жалобы не представлено, также и не представлено сведений о невозможности получения требуемых при поставке товара сертификатов и заключений.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закупке от 31.07.2017 г. на участие в указанном аукционе было подано 5 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничения числа участников.

 

2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Согласно Постановлению Правительства от 26.09.2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства № 968), установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе анализа аукционной документации было установлено, что согласно извещению о проведении аукциона и документации установлен запрет на допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств.

Согласно части 7 Постановления Правительства от 26.09.2016 г. № 968 для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:

а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 Постановления;

б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 Постановления;

в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 Постановления;

г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 Постановления.

Аналогичные требования установлены в пункте 9 раздела 3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ и инструкция по её заполнению».

При этом доводы ООО «Вояж» о неправомерности данных требований не находят своего подтвержения, а ссылка заявителя жалобы на случаи применения Постановления Правительства от 26.09.2016 г. № 968 и необоснованность требуемых документов не является нарушением законодательства о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, жалобы ООО «Вояж» являются необоснованными.

 

В связи с изложенным, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки 0168200002417003955.

 

 

 

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Вояж» (вх. № 4651 от 28.07.2017 г.) необоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Вояж» (вх. № 4688 от 31.07.2017 г.) необоснованной.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

Е.Б. Бокач

 

Е.И. Мартиросян

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны