Решение б/н Решение по делу №14059/04-2017 от 11 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                    ДЕЛО № 14059/04-2017

                                                                                                                                                 г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2017

В полном объеме решение изготовлено 11.07.2017

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

 

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

  • специалист- эксперт А.М.Погодина,

 

рассмотрев дело № 14059/04-2017 по признакам нарушения ОГКУ "Управление делами Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, пл. Ленина, д.1) части 2 статьи 17 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»)

 

в присутствие на заседании

 

- от ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»- С., дов. от 06.06.2016,

-В., паспорт <...> К., дов. от 24.04.2017, Б., дов. от 24.04.2017.

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.03.2017 в Ульяновское УФАС поступило заявление представителя ОНФ в Ульяновской области В. о наличии в действиях ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» признаков нарушения  ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при размещении заказа №0168200002417000153.

По результатам рассмотрения представленных материалов приказом от 03.04.2017  №  57  возбуждено   дело  по признакам нарушения ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

На заседаниях комиссии заявитель пояснил, что в действиях ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» усматриваются  нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при размещении и проведении закупки №0168200002417000153, выразившиеся в ограничении или устранении конкуренции.

Также пояснил, что в соответствии с протоколом на участие в электронном аукционе от 22.02.2017, размещенном на официальном сайте zakupki.gov.ru, на данную закупку была подана одна заявка -  ООО «Тон-Авто», что, по мнению заявителя, подтверждает доводы об ограничении количества участников размещения заказа.

 

На заседаниях комиссии представитель ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» нарушение не признала, пояснила следующее.

Заказчик вправе самостоятельно определять характеристики товара, которые ему нужны, поскольку именно он формирует свою потребность и вправе рассчитывать на ее удовлетворение.

Согласно ст.13 Федерального закона №44-ФЗ заказчиками должны осуществляться закупки  для обеспечения субъектов Российской Федерации, а именно для:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации  (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;

3) выполнения функций  и полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Таким образом, учитывая данные нормы и функционал заказчика, целью рассматриваемой  закупки являлось удовлетворение потребностей заказчика в части транспортного сопровождения  правительственных и иностранных делегаций, прибывающих с визитами в Ульяновскую область.

При определении своей потребности заказчик руководствовался комплексом необходимых технических характеристик транспортного средства (тип кузова, мощность двигателя, количество мест, привод и др.) учитывал объем предусмотренных бюджетных средств на данные цели, а также сопутствующие факторы –наличие у заказчика целого парка автомобилей аналогичной марки (наличие ремонтной базы, запасных частей, технического обслуживания и т.п.).

Определяющим фактором при формировании технического задания и описании объекта закупки является потребность заказчика. Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона №44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить  из необходимости  достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с целями (статья 13 указанного Закона). В большинстве правовых актов контролирующих органов разных субъектов РФ однозначно прослеживается реализующий вышеуказанные положения  вывод о приоритете потребностей и нужд заказчика при формировании технического задания и описания объекта закупки.

На балансе Заказчика числится 19 единиц автомобилей TOYOTA. Заказчик имеет ремонтную базу, закупает запасные части, производит техническое обслуживание автомобилей данной марки.

В процессе эксплуатации  автомобили марки TOYOTA зарекомендовали себя как автомобили повышенного эксплуатационного качества в данном сегменте.

По мнению ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», Заказчик при определении модели, марки транспортного средства руководствовался принципом экономии бюджетных средств (экономической целесообразности закупки). Заказчик вправе, более того, обязан конкретизировать характеристики, которыми должен обладать объект закупки. При этом обязанность обосновать значимость тех или иных характеристик действующим законодательством не установлена.

 

  1. Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОГКУ "Управление делами Ульяновской области", выразившиеся в установлении характеристик предмета закупки №0168200002417000153, ограничивающих конкуренцию, нарушением ч.2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом, Комиссия исходит из следующего.

 

  06.02.2017 ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» на официальном сайте  www.zakupki.gov.ru  опубликовано извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168200002417000153 на закупку средства транспортного подержанного (бывшего в употреблении), НМЦ- 4 455 000 руб.

В ходе анализа представленной информации Комиссией установлено, что при подготовке открытого аукциона ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» направлены запросы пяти хозяйствующим субъектам (ООО «Континентт» (ИНН7325115134), ООО «ТД Армада-АВТО» (ИНН7327075832), ООО «Оригинал-Сервис» (ИНН 7328509634) , ООО «МТМ-Авто» (ИНН 7327045193), ООО «Тон-Авто» (ИНН7325070557) следующего содержания:

«Областное государственное казенное учреждение  «Управление делами Ульяновской области»  просит Вас в срок до 20.01.2017 представить ценовую информацию по следующим товарам: (указано описание автомобиля Toyota Alphard в комплектации «Executive lounge»).

Заказчиком были получены  3 коммерческих предложения о стоимости транспортного средства подержанного (бывшего в употреблении):

-от ООО «Оригинал-Сервис» от 17.01.2017 №144/17, где указано, что общество предлагает автомобиль  Toyota Alphard с комплектацией «Executive lounge» стоимостью 4 455 000 рублей (цена указана с НДС). Автомобиль специально адаптирован для эксплуатации в российских условиях, имеет сертификаты соответствия транспортных средств;

-от ООО «Тон-Авто» от 17.01.2017 №6, где указано, что общество предлагает автомобиль Toyota Alphard с комплектацией «Executive lounge» стоимостью 4 455 000 рублей (цена указана с НДС), который специально адаптирован для эксплуатации в российских условиях, имеет сертификаты соответствия транспортных  средств и обеспечен гарантией производителя (3 года или 100 000 км. пробега в зависимости от того, что наступит ранее);

-от ООО «Континентт» от 18.01.2017, где указано, что общество предлагает автомобиль Toyota Alphard с комплектацией «Executive lounge» стоимостью 4 455 000 рублей (цена указана с НДС), который специально адаптирован для эксплуатации в российских условиях, имеет сертификаты соответствия транспортных  средств.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0168200002417000153 от 22.02.2017 на участие в указанной закупке была подана одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям аукционной документации.

Согласно информации из единой информационной системы www.zakupki.gov.ru контракт по итогам проведения электронного аукциона № 0168200002417000153 заключен 13.03.2017 в 08:57 (цена контракта – 4 405 000,00 руб.) с ООО «Тон-Авто».

Из пояснений ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», данных 13.03.2017 на заседании Инспекции Ульяновского УФАС России, характеристикам транспортного средства, указанным в документации, соответствует Тойота Альфард. Цель приобретения данного ТС – транспортное сопровождение правительственных и иностранных делегаций, прибывающих с визитами в Ульяновскую область. При определении транспортного средства заказчик руководствовался такими критериями как:

-тип кузова: минивэн;

-мощность двигателя: не менее 200 л.с.;

-привод: полный;

-коробка передач: автомат;

-обивка сидений: кожаные материалы;

-цвет: черный.

Перед формированием аукционной документации заказчиком проведен анализ технических характеристик и цен микроавтобусов Volkswagen Multivan Business, Mercedes V-класса Exclusive V 250, Toyota Alphard.

Заказчиком отдано предпочтение транспортному средству Toyota Alphard в связи с тем, что его стоимость дешевле аналогов, а также в связи с тем, что на балансе ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» находится 19 единиц марки Toyota, у заказчика имеется ремонтная база, осуществляется закупка запасных частей, производится техническое обслуживание автомобилей указанной марки, что подтверждается справкой ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», представленной в адрес Комиссии 24.05.2017.

Реализация автомобилей марки Toyota на территории РФ осуществляется более 50 дилерскими центрами.

Пунктом 10 раздела 1 аукционной документации определено, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

В приложении № 1 к аукционной документации «Описание объекта закупки и количество» содержатся технические характеристики транспортного средства, предполагаемого к поставке, в количестве 89 показателей, в том числе:

Максимальная мощность двигателя – не более (275) 202/6200 л.с., кВт/об/мин., коробка передач 6АКПП, мм/высота профиля в процентном соотношении к шине, посадочный диаметр шины в дюймах- 235/50 R18, аудиосистема премиум класса JBL с поддержкой CD/ MP3 /WMA /DVD 17 динамиков; два люка; передний с механическим приводом, задний с электроприводом, трехзонный климат-контроль с ионизатором воздуха, выдвижной столик для второго ряда сидений, капитанские кресла второго ряда с электрорегулировкой, вентиляцией с пультом управления в подлокотниках и функцией памяти и т.д).

В ходе анализа представленных материалов Инспекцией Ульяновского УФАС России (Акт от 13.03.2017)  было установлено, что в аукционной документации указаны технические характеристики транспортного средства, которые соответствуют автомобилю Toyota Alphard, что подтверждается пояснениями представителя заказчика на заседании Инспекции 13.03.2017.

Доводы заказчика о наличии аналогов Volkswagen Multivan Business, Mercedes V-класса Exclusive V 250 отклоняются, поскольку документальное подтверждение соответствия данных автомобилей всем техническим характеристикам, указанным в документации, ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» не представлено.

 

 В результате проведенного анализа товарного рынка различной реализации  легковых автомобилей Комиссией установлено следующее.

Официальные дилеры, такие как АО «Взлет», ООО «Оригинал-Сервис», ООО «ТЦ Автомир-Сервис», ООО «МОТОМ», ООО «Автосалон Мотом», ООО «Мотом-Центр», ООО «Авторай-Премиум», ООО «АвтоРай», ООО «Авторай-КИА», ООО «Авторай-Центр», ООО «Симбирское Автомобильное Агентство», ООО «Премьера» в период 2016-2017гг. не реализовывали автомобили, взаимозаменяемые Toyota Alphard в комплектации «Executive lounge»,  и не имели возможности осуществлять реализацию таких автомобилей, а также не было возможности принять участие в закупке №0168200002417000153, так как транспортного средства, обладающего указанными характеристиками не имелось,  кроме ООО «Оригинал-Сервис».

Из ответа  ООО «Оригинал-Сервис», поступившего в Ульяновское УФАС России 31.05.2017, следует, что общество имеет возможность осуществлять реализацию автомобилей, взаимозаменяемых Toyota Alphard с комплектацией «Executive lounge» в Ульяновской области. Также общество могло принять участие в закупке №0168200002417000153.

Из ответа ООО «Тон-Авто», поступившего в Ульяновское УФАС России 05.06.2017 следует, что взаимозаменяемые транспортному средству Toyota Alphard транспортные средства могут быть реализованы Обществом только в порядке выкупа и последующей перепродажи таких транспортных средств, то есть реализуемые Обществом взаимозаменяемые транспортному средству Toyota Alphard транспортные средства являются бывшими в употреблении. За период с 2016 года по текущую дату 2017 года Обществом по месту своего нахождения реализация взаимозаменяемых транспортному средству Toyota Alphard транспортных средств не производилась. Также общество могло принять участие в закупке №0168200002417000153.

Согласно официальному сайту www.toyota.ru на территории Ульяновской области только ООО «Тон-Авто» (адрес: пр-т Нариманова, д. 128,г. Ульяновск (Приволжский), тел. +7(8422) 21-01-01, адрес электронной почты: ton-auto@toyota73.ru, официальный сайт: http://www.toyota73.ru)  является официальным дилером для автомобиля Toyota Alphard.

Соответственно, по результатам анализа можно сделать вывод, что взаимозаменяемые транспортные средства для Toyota Alphard в комплектации «Executive lounge»,    отсутствуют.                                         

Таким образом, технические характеристики транспортного средства в аукционной документации, которые соответствуют автомобилю Toyota Alphard с комплектацией «Executive lounge», приводят к ограничению количества участников на торгах.

Требования заказчика направлены не на определение поставляемого товара потребностям заказчика, а на закупку конкретного транспортного средства. Это привело к ограничению количества участников аукциона (потенциальных поставщиков), поскольку в закупке имело возможность участвовать только ООО «Тон-Авто» и ООО «Оригинал- Сервис».

Таким образом, при формировании аукционной документации допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Следовательно, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, установленные в документации о торгах, не должны приводить к ограничению количества участников размещения заказа.

Установление требования (совокупности требований) к товару приводит к ограничению количества участников размещения заказа, в случае если такие требования указывают на единственного производителя, конкретный товар и установленные требования к лекарственным средствам (препаратам) не обусловлены объективными потребностями заказчика.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона «О защите конкуренции» наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",   комиссия,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия  ОГКУ "Управление делами Ульяновской области", выразившиеся в установлении характеристик предмета закупки №0168200002417000153, ограничивающих конкуренцию, нарушением ч.2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание ОГКУ «Управление делами» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по статье 7.32.4 КоАП РФ.

 

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

А.М.Погодина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны