Постановление б/н Постановление по делу № 14319-К/06-2017 от 18 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

 

02.10.2017                                                                                                                        Дело № 14319-К/06-2017

г. Ульяновск

 

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области C<>в <>, рассмотрев материалы дела о совершении обществом с ограниченной ответственностью «Корона» (далее - ООО «Корона», общество), ОГРН 1116320021927, ИНН 6321274710, располагавшимся по адресу: 445030, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 11А, правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя ООО «Корона»,

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения по Ульяновской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (исх. № Т473-9-30/10672 от 15.10.2015, вх. № 7320 от 19.10.2015), в котором сообщается, что в г. Ульяновске ООО «Корона» осуществляет незаконную деятельность по предоставлению гражданам краткосрочных займов под залог движимого имущества. ООО «Корона» осуществляет деятельность в пунктах под вывеской «Ломбард «Корона», комиссионный магазин ломбард «Корона», расположенных в г. Ульяновске по адресам: ул. Гончарова, д. 13/91А; ул. Верхнеполевая, д. 21; ул. Рябикова, д. 3; ул. Рябикова, д. 48; пр-т Гая, д. 37 и пр-т Ленинского Комсомола, д. 32, а также в г. Димитровграде Ульяновской области по адресу: пр-т Автостроителей, д. 23. Уставные документы ООО «Корона» не содержат информации об осуществлении деятельности ломбарда. При скупке движимого имущества у граждан в договорах купли-продажи либо в закупочных актах предусмотрена уплата процентов и неустоек в случае расторжения договоров. Указанная деятельность схожа с деятельностью ломбардов, так как фактически ООО «Корона» предоставляет возможность потребителям получать денежные средства под залог движимого имущества, в том числе ювелирных изделий.

В качестве доказательств осуществления ООО «Корона» незаконной деятельности по предоставлению гражданам краткосрочных займов под залог движимого имущества в материалы дела представлены: копии договоров купли-продажи от 27.04.2015, заключенных между физическими лицами и ООО «Корона», информационные и рекламные материалы общества.

На фасадах комиссионных магазинов «Корона», расположенных в г. Ульяновске размещена информация следующего содержания: «Ломбард комиссионный магазин, круглосуточно», «КОРОНА ЛОМБАРД круглосуточно».

Рекламная визитка ломбарда «Корона» имеет следующее содержание. В верхней части выполнена надпись: «КОРОНА ЛОМБАРД», ниже - надпись: «КРУГЛОСУТОЧНО», «HTTP://KORONA-LOMBARD.RU Вконтакте KORONA-LOMBARD.ULSK». По нижнему краю указано: «КОМИССИОННЫЙ МАГАЗИН с 10.00 до 20.00». На оборотной стороне визитки приводятся адреса и телефоны: «ПРИДЯ К НАМ ВЫ ПРИНЯЛИ ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ. Ул. Гончарова, 13/91А, тел.: 70-30-60; ул. Верхнеполевая, 21, тел.: 79-05-05; ул. Рябикова, 3, тел.: 34-00-34; ул. Рябикова, 48, тел.: 61-31-91; пр-т Гая, 37, тел.: 38-61-31; пр-т Лен. Комсомола, 32, тел.: 22-02-00».

Согласно п.п. 2, 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Ульяновским УФАС России приказом от 26.11.2015 № 267 возбуждено дело № 12816/06-2015 по признакам нарушения ООО «Корона» ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции», действовавшей до 05.01.2016, согласно которой недобросовестная конкуренция не допускается.

Ст. 1 Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 05.01.2016 признана утратившей силу ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». Федеральный закон «О защите конкуренции» дополнен гл. 2.1 «Недобросовестная конкуренция».

В соответствии со ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», действующей с 05.01.2016, не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

ООО «Корона» (ОГРН 1116320021927) в качестве юридического лица зарегистрировано 11.08.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области. Согласно уставу ООО «Корона» полное фирменное наименование общества - общество с ограниченной ответственностью «Корона». Основным видом деятельности общества является: розничная торговля ювелирными изделиями. Кроме того, согласно свидетельству о постановке на специальный учет в Государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты основными видами деятельности ООО «Корона» являются: оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (скупка) (ОКВЭД 51.52.23); оптовая торговля драгоценными камнями (скупка) (ОКВЭД 51.56.3); оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями (ОКВЭД 51.47.34 и 52.48.22); розничная торговля бывшими в употреблении товарами в магазинах (комиссионная торговля) (ОКВЭД 52.50); деятельность агентов по оптовой торговле ювелирными изделиями (ОКВЭД 51.18.25); деятельность по оптовой торговле драгоценными камнями (ОКВЭД 51.18.24).

Для осуществления деятельности, в том числе по выдаче денежных средств потребителям под залог движимого имущества, ООО «Корона» открыло на территории Ульяновской области (г. Ульяновск и г. Димитровграда) обособленные подразделения - ломбарды - комиссионные магазины.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Федеральный закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно ч. 2 ст. 2.3 Федеральный закон «О ломбардах» регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляется Центральным банком Российской Федерации.

ООО «Корона», осуществляя деятельность под видом ломбарда, при этом, не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требований Федерального закона «О ломбардах», вводит граждан в заблуждение относительно гарантий, которые им предоставляются законодательством о ломбардной деятельности, привлекает к себе внимание потребителей, получает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности. Указанные действия наносят или могут нанести убытки другим хозяйствующим субъектам, действующим на рынке комиссионных продаж и на рынке оказания услуг ломбардов. Приведенный вывод подтверждается и пояснениями заинтересованных лиц, данными в ходе рассмотрения дела № 12816/06-2015.

Согласно п. 1 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.1998 № 569 (далее - Правила комиссионной торговли), организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающие товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи является комиссионером. Под комитентом понимается гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение.

В соответствии с п. 9 Правил комиссионной торговли прием товаров на комиссию оформляется путем составления документа (договор комиссии, квитанция, накладная и другие виды), подписываемого комиссионером и комитентом, в котором должны содержаться следующие сведения: номер документа, дата его составления; наименование и реквизиты сторон (адрес, расчетный счет, телефон комиссионера, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность комитента); наименование товара; степень износа и недостатки бывшего в употреблении товара; цена товара в рублях; размер и порядок уплаты комиссионного вознаграждения; условия принятия товара на комиссию; порядок проведения и размер уценки товара; сроки реализации товара до и после его уценки; условия и порядок возврата комитенту не проданного комиссионером товара; условия и порядок расчетов между комиссионером и комитентом; размер оплаты расходов комиссионера по хранению товара, принятого на комиссию, если по соглашению сторон эти расходы подлежат возмещению.

Согласно п. 33 Правил комиссионной торговли деньги за проданный товар выплачиваются комиссионером комитенту не позднее чем на третий день после продажи товара.

ООО «Корона» доводит до сведения потребителей, в том числе, условия предоставления займов (объявления, реклама), что подтверждает осуществление обществом деятельности по выдаче денежных средств потребителям под залог движимого имущества.

Договоры купли-продажи, заключаемые ООО «Корона» с физическими лицами, ничто иное, как договоры займа под залог движимого имущества. Заключаются они на определенный срок (до 30 календарных дней) и получателю средств («продавцу») предоставляется право расторгнуть договор в течение установленного срока, т.е. вернуть обществу денежные средства. При расторжении договоров уплачивается «неустойка», размер которой общество может изменять в одностороннем порядке (п. 1.2 договора), а «купленная вещь» возвращается «продавцу». Фактически данная «неустойка» является процентами за пользование денежными средствами: «12% от суммы за 30 дней» (п.п. 1.2, 4.1 договора). В случае невозврата средств по истечению установленного срока дополнительно к указанным процентам уплачивается 5% от суммы возврата за каждый последующий день (п. 4.1 договора). Конструкция заключаемых договоров не соответствует положениям ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил комиссионной торговли.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - «О потребительском кредите (займе)») предоставлять денежные средства физическим лицам для целей не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (потребительский займ) вправе кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Порядок деятельности некредитных финансовых организаций установлен Федеральными законами «О ломбардах», от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

ООО «Корона» не осуществляет профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, поэтому не вправе выдавать денежные средства потребителям, в том числе под залог движимого имущества.

Таким образом, ООО «Корона», осуществляя деятельность, имитирующую деятельность ломбарда (предоставление денежных средств потребителям под залог движимого имущества), получило необоснованные преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, законно действующими на рынке оказания услуг ломбардов.

В соответствии со ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Решением Ульяновского УФАС России от 20.10.2016 (резолютивная часть решения объявлена 06.10.2016) по делу № 12816/06-2015 действия ООО «Корона», выразившиеся в незаконном использовании в предпринимательской деятельности слова «ломбард», в осуществлении сходной с ломбардной деятельности (предоставление денежных средств потребителям под залог движимого имущества), признаны недобросовестной конкуренцией, нарушением ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

Материалы дела № 12816/06-2015 переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ООО «Корона» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России C<>вым И.И. вынесено определение от 03.08.2017 о возбуждении в отношении ООО «Корона» (ОГРН 1116320021927, ИНН 6321274710) дела об административном правонарушении № 14319-К/06-2017 по ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 01.09.2017 в 14 час. 30 мин. Определение от 03.08.2017 (исх. № 3790-05 от 03.08.2017) направлено ООО «Корона» по адресу места нахождения (445030, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 11А) заказным письмом с уведомлением № 43206813637395 от 04.08.2017, которое по состоянию на 01.09.2017 адресатом не получено по неустановленным причинам (согласно сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России»).

По состоянию на 01.09.2017 материалы, запрошенные определением от 03.08.2017 по делу № 14319-К/06-2017, ООО «Корона» в Ульяновское УФАС России не представлены.

В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, срок административного расследования по делу может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

Заместителем руководителя Ульяновского УФАС России П<>вым К.Ю. подано ходатайство руководителю управления С<>ву Г.С. о продлении срока проведения административного расследования по делу № 14319-К/06-2017, которое признано подлежащим удовлетворению, определением от 01.09.2017 срок административного расследования продлен на 1 месяц - до 03.10.2017.

Заместителем руководителя Ульяновского УФАС России П<>вым К.Ю. определением от 01.09.2017 составление протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Корона» по ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено в Ульяновском УФАС России на 02.10.2017 в 14 час. 00 мин.

Указанные определения от 01.09.2017 направлены (исх. № 4276-04 от 01.09.2017) ООО «Корона» по адресу места нахождения (445030, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Автостроителей, д. 11А) заказным письмом с уведомлением № 43200014134899 от 01.09.2017, которое, согласно сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России», по состоянию на 02.10.2017 обществом не получено.

25.09.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары внесена запись за № 6176313410773 о прекращении деятельности юридического лица ООО «Корона».

Таким образом, на момент вынесения настоящего постановления субъект правонарушения, один из элементов, образующих состав административного правонарушения, отсутствует. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Согласно ч. 1 ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 1 ст. 28.9, ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении № 14319-К/06-2017 в отношении ООО «Корона», ОГРН 1116320021927, ИНН 6321274710, по ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Временно исполняющий обязанности

руководителя управления                                                                                                                                         И.И. C<>в

Связанные организации

Связанные организации не указаны