Решение б/н Решение и предписание по делу №14371/04-2017 от 22 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

29.12.2017                                                                                                                                                                                            ДЕЛО № 14371/04-2017

г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена 22.12.2017.

В полном объеме решение изготовлено 29.12.2017.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель

зам. руководителя управления П........,

члены

- специалист – эксперт С......;

специалист- эксперт П.......,

рассмотрев дело №14371/04-2017 по признакам нарушения ООО «Пассажирское транспортное предприятие №2» (далее – ООО «ПАТП-2») (ИНН 7327032451, ОГРН 1517327003360)  (юридический адрес: 432032, г. Ульяновск, ул. Полбина, д. 48) п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

в присутствие на заседании

- от ООО «ПАТП-2» -»--- «., дов. №1 от 09.01.2017, «--- « дов. б/н от 30.12.2016, «--- «дов. б/н от 24.10.2017;

- от ООО «Автостар» - «--- «дов. б/н от 08.06.2016;

-от ИП Александрова Л.Ю. «--- «дов. б/н. от 15.03.2017;

-от АО «ПАТП-1» - «--- «., дов. №8 от 01.03.2017, «--- « дов. б/н от 21.02.2017, «--- «дов. №42 от 07.12.2017.

УСТАНОВИЛА:

11.05.2017 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО «Автостар» (вх. от 11.05.2017 № 3006) на незаконные, по мнению заявителя, действия ООО «ПАТП-2», выразившиеся в навязывании заявителю условий договора, невыгодных для него.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что между ООО «ПАТП -2» и перевозчиками заключены агентские договоры, согласно которым ООО «ПАТП-2» обязуется за вознаграждение по поручению Перевозчиков заключать от имени и за счет Перевозчиков, либо от своего имени и за счет Перевозчиков, договоры перевозки пассажиров и совершать иные, в т.ч. юридические действия по организации перевозок пассажиров и багажа с автовокзалов, автостанций и других пунктов по продаже билетов по маршрутам, указанным в Приложении № 2 к договору. Перевозчики обязуются перевезти пассажиров на транспортных средствах из пункта отправления (автовокзал, пассажирская автостанция, остановочный пункт, принадлежащие ООО «ПАТП - 2») в пункт назначения, в случае сдачи пассажиром багажа водителю автобуса, также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу.

Согласно п.1 Приложения № 1 к агентским договорам за действия, выполняемые по поручению Перевозчиков, ООО «ПАТП-2» получает вознаграждение в размере от 16,6 до 22,9% из сумм, вырученных от реализации билетов на проезд и провоз багажа через кассы: АВ, АС, КП, ОП, включая НДС 18%.

На 2017 год ООО «ПАТП-2» заключены агентские договоры в части агентского вознаграждения на разных условиях со 132 хозяйствующими субъектами. Согласно материалам, представленным ООО «ПАТП-2», размер взимаемого вознаграждения Обществом с Перевозчиков составил от 16,6 % до 22,9% .

Согласно утвержденному 28.04.2016 экономическому обоснованию (калькуляции) стоимости услуг автовокзалов и расчета процентов расходы ООО «ПАТП-2» на 2016 год составят 55846,5 тыс. руб., сумма требуемого дохода на покрытие расходов за услуги АВ и АС с учетом рентабельности и НДС составят 72 985,39 тыс. руб. Оборот денежных средств за реализацию билетов 367 239,9 тыс. руб. (к уровню 2015 года заложено снижение объема выручки в связи со снижением пассажирского потока на 6%). Рассчитанный процент вознаграждения за услуги АВ и АС составит 19,9%, (с учетом рентабельности в размере 10%).

Размер вознаграждения, установленного ООО «ПАТП-2» перевозчикам, экономически не обосновано. ООО «ПАТП-2» не представлено доказательств различной себестоимости услуг автовокзалов в зависимости от каких-либо критериев.

По результатам рассмотрения заявления в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей путем создания дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, работающих на рынке пассажирских перевозок, антимонопольным органом 11.07.2017 выдано предупреждение ООО «ПАТП - 2» о прекращении указанных действий путем приведения агентских договоров, заключенных с Перевозчиками, в соответствие с законодательством, в срок до 28.07.2017 (исх. от 11.07.2017 № 3405-04).

09.08.2017 по результатам рассмотрения ходатайства ООО «ПАТП - 2» (вх. от 02.08.2017 № 4758) о продлении срока исполнения предупреждения, срок исполнения предупреждения от 11.07.2017 № 3405-04 продлен до 31.08.2017.

15.08.2017 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ИП Александрова Л.Ю. (вх. № 4980) на действия ООО «ПАТП-2», выразившиеся в навязывании заявителю условий договора, невыгодных для него.

Согласно п.6 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно п.8 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

ООО «ПАТП - 2» не уведомило антимонопольный орган об исполнении предупреждения в течение 3-х дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.

На основании приказа врио руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 14.09.2017 № 130 возбуждено дело № 14371/04-2017 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ПАТП -2» пункта 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в создании неравных (дискриминационных) условий для хозяйствующих субъектов работающих на рынке пассажирских перевозок, путем установления различного размера вознаграждения и применения данных условий в договоре в отсутствие экономического обоснования.

На заседаниях комиссии представитель ООО «Автостар» заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что согласно условиям агентского договора ООО «ПАТП-2» устанавливает перевозчикам цены за услуги Предприятия в процентах от суммы выручки от реализации билетов пассажирам и выручки, полученной за провоз багажа. Принцип определения стоимости услуг Предприятия и порядок взаиморасчетов между Предприятием и перевозчиком определен в договоре. Согласно условиям договоров, ООО «ПАТП-2» в большинстве случаев оставило за собой право изменять размер платежей за услуги автовокзала в одностороннем порядке. Из анализа договоров, заключенных ООО «ПАТП-2» с перевозчиками, следует, что по каждому хозяйствующему субъекту ООО «ПАТП-2» предоставляет одинаковые услуги. Однако при заключении договоров на услуги не придерживается однообразного подхода при установлении цены услуг, размер суммы, взимаемой за оказание услуг и установленной процентном выражении от величины выручки перевозчика, для разных перевозчиков также различен. Просила приобщить к материалам дела Экспертное исследование № К-171020-1. Дополнительно пояснила, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «ПАТП-2» является не дочерним предприятием АО «ПАТП-1», а вновь созданным предприятием. Таким образом, ООО «ПАТП-2» не имело оснований включать в расчет калькуляции расходы АО «ПАТП-1». Просила восстановить нарушенные права ООО «Автостар» как контрагента при заключении договора с ООО «Автостар» с выдачей Обществу предписания об устранении нарушений.

На заседаниях комиссии представитель ИП Александрова Л.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что установленный ООО «ПАТП-2» тариф является экономически и технологически необоснованным. ООО «ПАТП-2» не представлен нормативный документ, которым устанавливался данный размер вознаграждения, а также критерии определения данного размера вознаграждения. Закономерностей в установлении тарифа при установлении процента вознаграждения для отдельных хозяйствующих субъектов не усматривается. Указала, что доводы представителей ООО «ПАТП-2» о том, что установленный тариф для различных хозяйствующих субъектов зависел от поступления кассовой выручки по хозяйствующим субъектам, необоснован. Из анализа документов, представленных ООО «ПАТП-2», следует, что доходность ИП Александрова Л.Ю. за указанный период составила 545 000 руб., при этом процент агентского вознаграждения установлен в размере 19,6%. В такой же категории по кассовой выручке находятся ИП Бритовская Е.С. с кассовой выручкой 580 764 руб., которой установлен процент агентского вознаграждения в размере 16,8%; ИП Волкова Н.В. с кассовой выручкой 506 943 руб. (процент вознаграждения 17,3%); ИП Галявутдинов Ф.М. с кассовой выручкой 590 011руб. (процент агентского вознаграждения 16,8%); ИП Коткин В.С. с кассовой выручкой 609 826,50 руб., которому установлен процент вознаграждения в размере 16,7%. Таким образом, зависимость установления размера агентского вознаграждения от кассовой выручки отсутствует. ИП Александров Л.Ю. не согласен с той методикой, которая была предложена Обществом, т.е. планово-расходным методом анализа. При установлении процента агентского вознаграждения на 2017 год, расчет тарифа на 2017 год не производился. Цифры для расчета появились только в экспертном заключении, который датирован сентябрем 2017 года. Данные в экспертном заключении использовались, в т.ч. за первое полугодие 2017 года. Очевидно, что при установлении различного тарифа для отдельных хозяйствующих субъектов Общество такими данными не располагало. Агентские договоры с новыми условиями вознаграждения на 2017 год направлялись в начале декабря 2016 года, и у Общества не имелось итоговых данных за 2016 год и они не могли быть учтены в расчете. Согласно экспертному заключению его целью является экспертиза стоимости услуг объектов транспортной инфраструктуры, оказываемых заказчиком, т.е. ООО «ПАТП - 2» и заключение, содержащее выводы о размере тарифа (процента отчислений) на услуги автовокзала в общем объеме поступившей кассовой выручки, о соответствии или несоответствии процента отчисления от кассовой выручки, поступившей от продажи билетов за проезд пассажиров и провоз багажа. Вместе с тем, представленное экспертное исследование не отвечает цели его проведения. Вместо анализа и определения объема оказываемых ООО «ПАТП - 2» услуг, экономически и технологически обусловленных, предусмотренных нормативными правовыми актами, в экспертном заключении пространно анализируются проблемы городских перевозок в общем, и проблемы перевозок в Ленинградской области, не имеющих никакого отношения ни к предмету исследования, ни к деятельности ООО «ПАТП - 2». Вместо проведения расчетов и определения размера агентского вознаграждения на основании существующих методик, в исследовании подробно приводится обзор общеэкономических и теоретических показателей финансовой деятельности организации, не относящийся к предмету исследования. Следовательно, данное исследование не может рассматриваться обоснованным, полным и достоверным, поскольку произведено без анализа статей доходов и расходов общества, в том числе на услуги вокзала, без изучения обоснованности расходов, включенных в расчеты размера агентского вознаграждения. Практически, в исследовании приводится расчет клиентского вознаграждения, произведенный самим обществом, и описание данного расчета.

При этом достоверность показателей, представленных обществом, не проверялась, при проведении исследования экспертами не изучена основная бухгалтерская (финансовая) отчетность общества за рассматриваемый период.

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 2-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (отчет о движениях капитала, отчет о движениях денежных средств). В отчете о финансовых результатах и приложениях к балансу указывается наиболее важная информация, без знания которой невозможно оценить финансовые результаты деятельности организации. Вместе с тем, согласно перечню документов указанных в исследовании, экспертами не изучались ни бухгалтерский баланс за 2016 г., ни приложения к балансу за 2016 г и 1 полугодие 2017 года, ни пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2016 г. Предметом исследования являлась пояснительная записка к годовому отчету АО «ПАТП-1» за 2016 г. В основу итогового вывода экспертами положена неверная методика расчета вознаграждения за услуги вокзала, в которой на всю сумму плановых расходов начислен НДС, в том числе и на заработную плату, и на отчисления во внебюджетные фонды, что является неправомерным. В отношении других расходов правомерность начисления НДС экспертами не проверена. Более того, НДС ООО «ПАТП -2» оплачивает не на всю сумму кассовой выручки, а только в отношении той части кассовой выручки, которая является доходом вокзала. Однако, приведенная методика, данного обстоятельства не учитывает. Показатель плановых расходов вокзала, указанный в смете расходов (л. 29,30), отличен от данного показателя, указанного в расчете процентов (л.32). Экспертное заключение содержит и другие расхождения и несоответствия.

Таким образом, ИП Александров Л.Ю. считает, что экспертное заключение № 66/17 является неполным, выводы не аргументированы, расчеты недостоверны и искажены, в связи с чем размер агентского вознаграждения в размере 20,1 %, определенный в экспертном заключении, является необоснованным.

Представители ООО «ПАТП - 2» с доводами заявителей не согласились. Пояснили, что при установлении размера агентского вознаграждения ООО «ПАТП - 2» руководствуется экономическим обоснованием (калькуляцией) стоимости услуг автовокзалов (расчет процентов). При утверждении калькуляции Обществом учитывались затраты всех автостанций и кассовых пунктов, которые расположены на маршрутах следования определенного перевозчика. Кроме того, при расчете процента агентского вознаграждения учитывались затраты Общества на обеспечение процесса по организации перевозок, оформление соответствующих документов перевозчикам, продажу билетов и контроль. В число затрат на организацию перевозок включаются прямые затраты, которые относятся к конкретным объемам затрат (работа персонала), общепроизводственные затраты, отражающие расходы на обслуживание основных и вспомогательных производств Общества. Расчетный процент агентского вознаграждения рассчитывался непосредственно от сумм среднемесячной выручки от реализации билетов на проезд и провоз багажа через кассы автовокзала, автостанций и кассовых пунктов за предыдущий год. Рассчитанный в калькуляции размер агентского вознаграждения являлся ориентировочным и не мог быть применен по отношению ко всем перевозчикам. При расчете различного размера агентского вознаграждения, учитывались следующие критерии: количество автостанций через которые проезжают перевозчики по маршруту, объем выручки полученной от продажи билетов на проезд и ввоз багажа, марка транспортных средств (количество посадочных мест), количество рейсов в день.

На 2017 год Общество увеличило всем перевозчикам процент агентского вознаграждения на 1 %. Увеличение агентского вознаграждения связано с увеличением затрат ООО «ПАТП-2» на проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, проводимых во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Пояснено, что категории по транспортной безопасности уже присвоены, необходимо сделать оценку уязвимости и разработать план мероприятий. К статье затрат по транспортной безопасности относятся мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пассажиров, необходимые для предупреждения терактов. Сумма, необходимая для обеспечения транспортной безопасности, при расчете процента агентского вознаграждения, была указана плановая.

Вместе с тем, представители ООО «ПАТП - 2» пояснить, каким образом рассчитывается планируемый объем выручки, и почему для каждого перевозчика установлен различный процент вознаграждения, и по каким критериям сформирован данный процент вознаграждения, не смогли.

Представители ООО «ПАТП-2» пояснили, что целях исполнения предупреждения (исх. от 11.07.2017 № 3405-04) Обществом было принято решение о том, чтобы всем перевозчикам установить единый экономически обоснованный процент отчислений (агентского вознаграждения). С этой целью Обществом было организовано проведение независимой экспертизы. Согласно заключению независимого эксперта процент отчислений (агентского вознаграждения), установленный обществом в размере 20,1 от суммы кассовой выручки является адекватным и экономически обоснованным в отсутствие законодательно установленных нормативов. Результаты экспертизы получены обществом 25.09.2017. Обществом в адрес перевозчиков направлены дополнительные соглашения на предмет установления с 15.10.2017 агентского вознаграждения в размере 20,1 %. Для проведения экспертизы Обществом были представлены сведения, касающиеся реализации билетов. Иные услуги по автовокзалу оказывает АО «ПАТП - 1».

На заседании комиссии 24.11.2017 ООО «ПАТП-2» сообщило, что Обществом подписано 61 дополнительное соглашение из 124. Несколько хозяйствующих субъектов отказались подписать дополнительное соглашение, в частности ООО «САТО», АО «Сенгилеевское АТП», 2 хозяйствующих субъекта для ознакомления запросили копию предупреждения, выданного Ульяновским УФАС России 11.07.2017 (ИП Спиридонова А.Х., АО «Автоваз»).

Представители ООО «ПАТП-2» утверждают, что Общество не уклонялось от исполнения предупреждения, что подтверждается ходатайствами о продлении срока для его исполнения, и пояснили, что в настоящее время Предупреждение фактически исполнено.

12.12.2017 ООО «ПАТП-2» сообщило, что 6 хозяйствующих субъектов, в т.ч. ООО «Автостар» отказались подписать дополнительное соглашение, и просили приобщить к материалам дела копии ответов.

Исследовав и оценив материалы дела, заслушав лиц участвующих в рассмотрении дела, Комиссия установила следующее.

Обществом заключены агентские договоры на 2017 год со 129 хозяйствующими субъектами.

В целях исполнения предупреждения, Обществом направлены дополнительные соглашения к договорам в адрес 128 перевозчиков, а именно:

ООО «Буинское АТП» - почтовое уведомление № 43204916032017 (отправлено 04.10.2017, вручено адресату 20.10.2017);

ООО «Альбатрос» - почтовое уведомление № 43204016032444 (отправлено 05.10.2017, вручено адресату 14.10.2017);

ИП Корнеева Н.Г. - почтовое уведомление № 43204916032963 (отправлено 06.10.2017, вручено адресату 10.10.2017);

ИП Абдульманов М.М. - почтовое уведомление № 43204916032918 (отправлено 06.10.2017, вручено адресату 13.10.2017);

ООО «АвтоВас» - почтовое уведомление № 43204916033663 (отправлено 09.10.2017);

АО «Альметевское ПОПАТ» - почтовое уведомление № 43204916032418 (отправлено 05.10.2017, вручено адресату 11.10.2017);

АО «Карсунское АТП» - почтовое уведомление № 43204916032086 (отправлено 04.10.2017);

АО «ЕКА» отправлено 04.10.2017;

АО «Инзенское АТП» отправлено 04.10.2017;

АО «Кузнецкое АТП» - почтовое уведомление № 43204916032123 (отправлено 04.10.2017, вручено адресату 10.10.2017);

АО «Майнское ПТП» - почтовое уведомление № 43204916032130 (отправлено 04.10.2017);

АО «Сенгилеевское АТП» - почтовое уведомление № 43204916031621 (отправлено 03.10.2017, вручено адресату 11.10.2017);

АО «Старокулаткинское АТП» - почтовое уведомление № 43204916033724 (отправлено 09.10.2017);

АО «Тереньгульское АТП» - почтовое уведомление № 432049160332731 (отправлено 09.10.2017, вручено адресату 11.10.2017);

ИП Ахмеров И.Н. - почтовое уведомление № 43204916033601 (отправлено 09.10.2017);

ИП Богданов Ф.Ш. - почтовое уведомление № 43204916033595 (отправлено 09.10.2017);

ИП Бритовский Е.С. (отправлено 09.10.2017);

ИП Волкова Н.Ю. - почтовое уведомление № 43204916032543(отправлено 05.10.2017, не вручено);

ГУП РМ «Мордовстранс» - почтовое уведомление № 43204916032062 (отправлено 04.10.2017, вручено 12.10.2017);

ГУП ЧР «Чуваштранс» - почтовое уведомление № 43204916032512 (отправлено 05.10.2017, вручено 12.10.2017);

ИП Загидуллин М.Н. - почтовое уведомление № 43204916034349 (отправлено 11.10.2017);

ИП Александров Л.Ю. - почтовое уведомление № 43204916033625 (отправлено 09.10.2017);

ИП Белов Ю.А. - почтовое уведомление № 43204916033571 (отправлено 09.10.2017);

ИП Букаров К. Е. - почтовое уведомление № 43204916032536 (отправлено 05.10.2017, вручено 18.10.2017);

ИП Денисов О.Г. - почтовое уведомление № 43204916032932 (отправлено 06.10.2017, возврат отправленного письма в ООО ПАТП-2» 14.11.2017);

ИП Кадеев В.Р. - почтовое уведомление № 43204916032949 (отправлено 06.10.2017, вручено 13.10.2017);

ИП Луткова И.В. - почтовое уведомление № 43204916033120 (отправлено 06.10.2017, вручено 12.10.2017);

ИП Мязитов М.М. почтовое уведомление № 43204916033175 (отправлено 06.10.2017, вручено 17.10.2017);

ИП Родина И.В. - почтовое уведомление № 43204916033182 (отправлено 06.10.2017, вручено 27.10.2017);

ИП Савкин М.И. - почтовое уведомление № 43204916033144 (отправлено 06.10.2017, вручено 19.10.2017);

ИП Сатдарова Г.А. - почтовое уведомление № 43204916033151 (отправлено 06.10.2017, вручено 25.10.2017);

ИП Степанов Д.В. - почтовое уведомление № 43204916033052 (отправлено 06.10.2017, отправленное письмо возвращено в ООО «ПАТП-2» 16.11.2017);

ИП Хохряков С.С. почтовое уведомление № 43204916033205 (отправлено 06.10.2017, вручено 10.10.2017);

ИП Шарий Е.М. - почтовое уведомление № 4320491603014 (отправлено 06.10.2017, вручено 16.10.2017);

ИП Кузьмина Т.А. - почтовое уведомление № 43204916032994 (отправлено 06.10.2017, письмо возвращено в ООО «ПАТП-2» 16.11.2017);

ИП Мещяряков Г.П. - почтовое уведомление № 43204916033106 (отправлено 06.10.2017, вручено 16.10.2017);

АО «Николаевское АТП» почтовое уведомление № 43204916031645(отправлено 06.10.2017, вручено 06.10.2017);

ООО «Автомиг» - почтовое уведомление № 43204916033694 (отправлено 09.10.2017, вручено 26.10.2017);

ООО «Автостар» - почтовое уведомление № 43204916033786 (отправлено 09.10.2017, вручено 13.10.2017);

ООО «Автотранссервис» - почтовое уведомление № 43204916032161 (отправлено 04.10.2017, вручено 09.10.2017);

ООО «Автоэкспресс» - почтовое уведомление № 43204916032475 (отправлено 05.10.2017, вручено 12.10.2017, покинуло сортировочный центр 11.11.2017);

ООО «Гринда» почтовое уведомление № 43204916032031 (отправлено 04.10.2017, вручено 03.11.2017);

ООО «Жигулевское АТП» - почтовое уведомление № 43204916032079(отправлено 04.10.2017, вручено 11.10.2017);

ООО «Ирбис» - почтовое уведомление № 43204916032109 (отправлено 04.10.2017, вручено 12.10.2017);

ООО «Межрегионтранс» - почтовое уведомление № 43204916032055 (отправлено 04.10.2017, вручено 27.10.2017);

ООО «ПАРТ» - почтовое уведомление № 43204916031553 (отправлено 03.10.2017, отправление возвращено ООО «ПАТП-2» 09.11.2017);

ООО «Партнер Сервис» - почтовое уведомление № 43204916031560 (отправлено 03.10.2017, вручено 10.10.2017);

ООО «САТО» - почтовое уведомление № 43204916031607 (отправлено 03.10.2017, вручено 25.10.2017);

ООО «Симбирск Авто» - почтовое уведомление № 43204916031614 (отправлено 03.10.2017, вручено 23.10.2017);

ООО ТК «Спутник» - почтовое уведомление № 43204916031633 (отправлено 03.10.2017, вручено 09.10.2017);

ООО «Транзит» - почтовое уведомление № 43204916033717 (отправлено 09.10.2017, вручено 11.10.2017);

ООО «Энергосервис» - (отправлено 05.10.2017);

ИП Стручковский В.В. - почтовое уведомление № 43204916033168 (отправлено 06.10.2017, отправление возвращено в ООО «ПАТП-2» 10.11.2017);

ИП Тюнина А.В. - почтовое уведомление № 43204916033199 (отправлено 06.10.2017, отправление возвращено в ООО «ПАТП-2»);

ИП Хрисанов С.Н. - почтовое уведомление № 43204916033564 (отправлено 09.10.2017, отправление возвращено в ООО «ПАТП-2» 23.11.2017);

ИП Якупов Р.И. - почтовое уведомление № 43204916033038 (отправлено 06.10.2017, отправление возвращено в ООО «ПАТП-2» 20.11.2017);

ИП Айметов И.К. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Басыров Р.Р. уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ООО «РОСТ» - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Рожкова Н.Е. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Садретдинов Э.А. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 06.10.2017;

ИП Спиридонова А.Х. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 04.10.2017;

ИП Унянин А.В. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 05.10.2017;

ИП Храмов А.А. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 04.10.2017;

ИП Щипанов С.В. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 05.10.2017;

ИП Ярухин Н.В. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 04.10.2017;

ООО «АвтоЛидер» - почтовое уведомление № 43204916033687 (отправлено 09.10.2017);

ИП Минкин М.Н. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 28.09.2017;

ИП Минкин Р.З. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 04.10.2017;

ИП Мухаметзянов И.И. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 06.10.2017;

ИП Назарова Н.И. - почтовое уведомление № 43204916033113 (отправлено 06.10.2017);

ИП Никерова А.Н. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 04.10.2017;

ИП Павлов В.Н. - почтовое уведомление № 43204916032956 (отправлено 06.10.2017);

ИП Паклин Д.А. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 10.10.2017;

ИП Полетаев С.А. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 04.10.2017;

ИП Розова Л.А. - почтовое уведомление № 43204916033137 (отправлено 06.10.2017);

ИП Слепнев С.Ю. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Слепцов В.А. - почтовое уведомление № 43204916032468 (отправлено 05.10.2017);

ИП Старковой И.В. - почтовое уведомление № 43204916033076 (отправлено 06.10.2017);

ИП Сурчиловой Н.Е. - почтовое уведомление № 43204916033649 (отправлено 09.10.2017);

ИП Хасанова Э.А.- почтовое уведомление № 43204916033618 (отправлено 09.10.2017);

ИП Чамеев А.Г. - почтовое уведомление № 43204916033069(отправлено 06.10.2017);

МУП «Барышское АТП» почтовое уведомление № 43204916032000 (отправлено 04.10.2017);

ООО «Авиаль» - почтовое уведомление № 43204916033632 (отправлено 09.10.2017);

ООО «Автобус» - почтовое уведомление № 43204916033656(отправлено 09.10.2017);

ООО «Автопрофи» - почтовое уведомление № 43204916032499(отправлено 09.10.2017);

ООО «Барышавтосервис» - почтовое уведомление № 43204916031997 (отправлено 04.10.2017);

ООО «Вымпел» - почтовое уведомление № 43204916032024;

ООО «Дар-1» - почтовое уведомление № 43204916032048 (отправлено 04.10.2017);

ОАО «Новоспасскавтотранс» - почтовое уведомление № 43204916034332 (отправлено 11.10.2017);

ООО «Пегас» - почтовое уведомление № 43204916031977 (отправлено 03.10.2017);

ООО «Перевозка» - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ООО «САТ» - почтовое уведомление № 43204916031591 (отправлено 03.10.2017);

ООО «Тетюшское АТП» - почтовое уведомление № 43204916033748 (отправлено 09.10.2017);

ООО ТК «Автолига» - почтовое уведомление № 43204916033670(отправлено 09.10.2017);

ООО «Тольяттиавтотранс» - почтовое уведомление № 43204916033755 (отправлено 09.10.2017);

ИП Сачев А. С. - почтовое уведомление № 43204916033083 (отправлено 06.10.2017);

ИП Юсупов Д.Р. - почтовое уведомление № 43204916033212 (отправлено 06.10.2017);

ООО «АвтоТрансСервис» - почтовое уведомление № 43204916032178 (отправлено 04.10.2017);

АО «Базарносызганское АТП» - почтовое уведомление № 43204916032437(отправлено 09.10.2017);

АО «КПАТП-1» - почтовое уведомление № 43204916032116 (отправлено 04.10.2017);

АО «Нижнекамское ПАТП-1» - почтовое уведомление № 43204916032154(отправлено 04.10.2017);

АО «ПАТП-1» - вручено нарочно 28.09.2017 (вх. № 1116);

АО «Радищевское АТП»- почтовое уведомление № 43204916031584 (отправлено 03.10.2017);

ИП Андрюшин С.В. - почтовое уведомление № 43204916033045 (отправлено 06.10.2017);

ИП Ахметзянов Р.С. – уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Ахметова Г.Г. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Батяшин Е.А.- почтовое уведомление № 43204916033021 (отправлено 06.10.2017);

ИП Бирюков Д.А. - почтовое уведомление № 43204916033588 (отправлено 09.10.2017);

ИП Бородин А.И. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Бритарева О.А. – уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 05.10.2017;

ИП Валиуллов Э.Ш.- уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 05.10.2017;

ИП Воротникова Т.Н. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Галявутдинов Ф.М. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 04.10.2017;

ИП Галяутдинов З.К. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 04.10.2017;

ИП Горюнова Т.А. -почтовое уведомление № 43204916032925 (отправлено 06.10.2017);

ИП Гусев С.Ю. – уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 29.09.2017;

ИП Дьяконов В.Г. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Еремеев Н.А. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 06.10.2017;

ИП Киселева О.В. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 28.09.2017;

ИП Кияев А.И. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 04.10.2017;

ИП Козулиной Е.Н. - почтовое уведомление № 43204916033090 (отправлено 06.10.2017);

ИП Коткину В.С. - уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 05.10.2017;

ИП Ксенафонтов А.Е. -почтовое уведомление № 43204916032116 (отправлено 06.10.2017);

ИП Кузьмин А.А. – уведомление с дополнительным соглашением вручено на руки 03.10.2017;

ИП Кузьмина Н.В. -почтовое уведомление № 4320491602987 (отправлено 06.10.2017);

ИП Лаврентьева А.Я. -почтовое уведомление № 43204916033007 (отправлено 06.10.2017);

ООО «Старомайнское АТП» - почтовое уведомление № 43204916033762 (отправлено 09.10.2017);

Направленные уведомления в адрес перевозчиков датированы 28.09.2017.

Комиссией установлено, что уведомления с дополнительным соглашением к агентским договорам Обществом вручены ненадлежащему лицу, а именно:

- документы, предназначенные для направления в адрес ИП Рожковой Н.Е., вручены «----«. 03.10.2017 (подпись о получении документа отсутствует в уведомлении);

- документы, подлежащие направлению в адрес ИП Щипанова С.В. вручены Наталье 05.10.2017.

Доверенности на получение документов указанными лицами не представлена.

Установлено, что Обществом не направлено уведомление о подписании дополнительного соглашения в адрес ИП Яманчева А.В. Документов, подтверждающих подписание дополнительного соглашения с новыми условиями с ИП Яманчевым А.В., Обществом также не представлено.

Общество в ответе на заключение об обстоятельствах дела № 14371/04-2017 (вх. от 21.12.2017 № 7620) сообщило о расторжении договоров только с ИП Кияевым А.И., ИП Батяшиным А.Е., ИП Стручковским В.В.

Комиссией установлено, что Обществом в антимонопольный орган представлены недостоверные сведения о перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кем заключены договоры на 2017 год, в частности не представлены сведения о заключенных договорах с ИП Хохряковым С.С. (договор от 05.12.2016 № 187), ООО «САТ» (договор от 05.12.2016 №181). Данный факт установлен антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела.

ООО «ПАТП-2» подписаны дополнительное соглашение с 69 хозяйствующими субъектами, а именно: ООО «Авиаль», ООО ТК «Автолига», АО «АвтоВас»,ООО «Автобус», ООО «Автотранссервис», ООО «АвтоПрофи», ООО «АвтоТрансСервис», ОАО «Базарносызганское АТП», ООО «Барышавтосервис», МУП «Барышское АТП», ООО «Вымпел»,ООО «Дар-1», ООО «Жигулевское АТП», АО «КПАТП-1», ГУП РМ «Мордовавтотранс», АО «Нижнекамское ПАТП-1», ОАО «Новоспасскавтотранс», ООО «Пегас-21», ООО «Перевозка», ОАО «Радищевское АТП», ООО «Старомайнское АТП», ООО «Тетюшское АТП», ООО «Тольяттиавтотранс», АО «ПАТП-1», ИП «Андрюшин С.В., ИП Ахметзянов Р.С., ИП Ахметова Г.Г., ИП Батяшин Е.А., ИП Бирюков Д.А., ИП Бородин А.И., ИП Бритарева О.А., ИП Валиуллов Э.Ш., ИП Воротникова Т.Н., ИП Галявутдинова Ф.М., ИП Галяутдинов З.К., ИП Гусев С.Ю., ИП Горюнова Т.А., ИП Дьяконов В.Г., ИП Еремеев Н.А., ИП Киселева О.В., ИП Кияев А.И., ИП Козулина Е.Н., ИП Коткин В.С., ИП Ксенафонтов А.Е., ИП Кузьмина Н.В., ИП Кузьмин А.А., ИП Лаврентьев А.А., ИП Минкин Р.З., ИП Минкин М.Н., ИП Мухаметзянов И.И., ИП Назаров Н.И., ИП Никерова А.Н., ИП Павлов В.Н., ИП Паклин Д.А., ИП Полетаев С.А., ИП Розова Л.А., ИП Сачев А.С., ИП Слепнев С.Ю., ИП Слепцов В.А, ИП Старкова И.В., ИП Сурчилова Н.Е., ИП Хасанова Э.А., Чамеев А.Г., ИП Юсупов Д.Р., ИП Ярухин Н.В., ООО «САТ», ООО «Авто-Миг», АО «Ека», ИП Якупов Р.И.

ООО «Симбирск - Авто», и ООО «Автостар» запросили у ООО «ПАТП-2» экспертное заключение, обосновывающее применение агентского вознаграждения в размере 20,1 %.

ИП Абдульмянов М.М. отказался подписывать дополнительное соглашение, посчитав размер агентского вознаграждения в размере 20,1 % завышенным, предложив процент отчислений (агентского вознаграждения) в размере 18%, включая НДС.

ООО «САТО» отказалось подписывать дополнительное соглашение, указав ООО «ПАТП-2» на то, что Общество не имеет право в одностороннем порядке увеличивать размер вознаграждения в силу п. 1 ст. 421 ГК РФ.

ООО «ТК «Спутник» отказалось подписывать дополнительное соглашение с размером агентского вознаграждения 20,1% , посчитав, что данный размер экономически необоснован. Перевозчик считает, что процент агентского вознаграждения в размере 15% является адекватным и экономически обоснованным.

АО «Сенгилеевское АТП» отказалось подписать дополнительное соглашение, пояснив, что условия заключенного агентского договора не подразумевают увеличение агентского вознаграждения, тем более увеличения объема работ согласно договору не имеется.

Следует отметить, что ООО «ПАТП-2» направлялись уведомления с дополнительными соглашениями в адрес перевозчиков не ранее 03.10.2017, а сами уведомления датированы 28.09.2017.

Таким образом, на момент вынесения решения по делу ООО ПАТП-2» направлено в адрес 126 перевозчиков дополнительные соглашения с уведомлениями о подписании дополнительного соглашения к действующим договорам, не направлено 3 перевозчикам (ИП Рожковой Н.Е,, ИП Щипанову С.В., ИП Яманчеву А.В.).

ООО «ПАТП-2» подписаны дополнительные соглашения с 69 перевозчиками из 129, т.е. не подписаны дополнительные соглашения с 60 перевозчиками.

Согласно п. 8 ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе путем создания дискриминационных условий.

В целях установления доминирующего положения ООО «ПАТП-2» в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, проведен анализ рынка услуг автовокзалов.

Временным интервалом является 2016 год.

В соответствии с условиями заключенных договоров с заявителями предмет определен как обязанность за вознаграждение по поручению Принципала заключать от имени и за счет Принципала либо от своего имени и за счет Принципала договоры перевозки пассажиров и совершать иные, в том числе юридические действия по организации перевозок пассажиров и багажа с автовокзалов, автостанций и других пунктов по продаже билетов ООО «ПАТП-2» за вознаграждение.

Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 07.10.2016) предусматривает группу услуги автобусных станций 52.21.21, к числу которых отнесены:

- услуги пассажирских терминалов, связанные с городскими, пригородными и междугородными автобусными пассажирскими перевозками (продажа билетов, предварительный заказ билетов, камеры хранения багажа).

Как следует из п. 28 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, предназначение автовокзала (автостанции) заключается в обслуживании пассажиров и перевозчиков. Причем, основной услугой автовокзала (автостанции) выступает услуга по продаже пассажирских билетов и багажных квитанций. Все остальные услуги выступают как дополнительные. В то же время, перечисленные услуги автовокзала (автостанции) не могут быть признаны взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) между собой в силу различий в функциональном предназначении и содержании каждой услуги.

Услуги автовокзала (автостанции) по продаже билетов неотделимы от услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, поскольку одни услуги не существуют без других, не могут быть приобретены и потреблены отдельно. Согласно ст. 20 Устава автомобильного транспорта заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату – квитанцией на провоз ручной клади. Соответственно, приобретая пассажирский билет и (или) багажную квитанцию, потребитель одновременно заключает договор перевозки пассажиров и (или) багажа автомобильным транспортом.

Услуги автовокзала (автостанции) по продаже билетов оказываются автовокзалом (автостанцией) от имени перевозчиков, как правило, в соответствии с агентскими договорами на кассовое обслуживание, заключенными с перевозчиками. Плата за услуги по таким договорам предусматривается в виде доли (процента) кассовой выручки от продажи пассажирских билетов и багажных квитанций.

Продуктовыми границами изучаемого рынка являются услуги автовокзала (автостанции) - объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Автовокзал это изолированный от городского движения комплекс, состоящий из пассажирского здания, внутренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров и площадкой для стоянки автобусов между рейсами, пунктом для технического осмотра автобусов. Для обслуживания пассажиров автовокзал имеет билетные кассы, камеры хранения ручной клади и багажа, кафе, столовую, киоски по продаже печатной продукции и медикаментов, парикмахерскую, комнату матери и ребенка, справочное бюро.

Таким образом, товаром будет являться именно этот комплекс услуг и для изучения он определен как «Рынок услуг автовокзалов (автостанций)» (автотранспортная деятельность, организация и осуществление перевозок пассажиров и багажа междугородных и пригородных сообщениях; оказание услуг, сопутствующих деятельности по перевозке пассажиров, багажа, грузов: продажа билетов для проезда в автобусах и провоза багажа, гостиничные услуги, камеры хранения, консультационные и иные).

Рассматриваемый товар принадлежит к группе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) - деятельность прочего сухопутного транспорта: внутригородские и пригородные перевозки пассажиров (код 49.31).

Географическими границами рынка являются административные границы субъекта Российской Федерации – Ульяновской области.

На территории Ульяновской области по данным Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области услуги автовокзалов (автостанций) в 2016 г. оказывали 4 хозяйствующих субъекта: ОАО «Сенгилеевское АТП», ООО «АвтоГарант», МУП «Барышское АТП», ООО «Пассажирское автотранспортное предприятие №2», однако услуги данных субъектов не могут быть признаны взаимозаменяемыми, т.к. вокзалы, автостанции и кассовые пункты находятся в разных муниципальных образованиях Ульяновской области.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке услуг автовокзалов (автостанций) в 2016 году за исключением г. Димитровграда, МО «Сенгилеевский район», МО «Барышский район» составила – 100%.

Дифференциация вознаграждения, установленного перевозчикам ООО «ПАТП-2», экономически не обоснована. ООО «ПАТП-2» не представило доказательств различной себестоимости услуг автовокзалов в зависимости от каких-либо критериев.

Предприятие, оказывая перевозчикам одинаковые услуги, определенные договором, устанавливает для перевозчиков экономически, технологически и иным образом не обоснованные различные цены (тарифы) на один и тот же товар, что, в свою очередь, приводит к дискриминации одних хозяйствующих субъектов - перевозчиков, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - перевозчиками, так как ставит их в неравное положение друг с другом на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа автобусами регулярных маршрутов, чем допускает нарушение п. 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях ООО «ПАТП-2» нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении своим доминирующим положением путем установления различного размера агентского вознаграждения в отсутствие экономического обоснования и применения данных условий, в результате которого созданы неравные (дискриминационные) условия хозяйствующим субъектам осуществляющим пассажирские перевозки.

2. Выдать ООО ПАТП-2» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем направления в адрес ИП Рожковой Н.Е., ИП Щипанова С.В., ИП Яманчева А.В. уведомления о подписании дополнительного соглашения к агентскому договору на единых с другими перевозчиками условиях в части агентского вознаграждения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по статье 14.31 КоАП РФ.

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

Члены комиссии

Г.Ж. Салихова

А.М. Погодина

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 28

29.12.2017 г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель

заместитель руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

специалист- эксперт Г.Ж.Салихова,

специалист-эксперт А.М.Погодина,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 29.12.2017 по делу № 14371/04-2017 в отношении ООО «ПАТП-2» (432032, г. Ульяновск, ул. Полбина, д. 48) по пункту 8 части 1статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: ООО «ПАТП-2»

в срок до 29.01.2018 прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в злоупотреблении своим доминирующим положением путем установления различного размера агентского вознаграждения в отсутствии экономического обоснования и применения данных условий.

а именно:

- в срок до 29.01.2018 направить в адрес ИП Рожковой Н.Е., ИП Щипанова С.В., ИП Яманчева А.В. письмо о необходимости внесения изменений в агентский договор, в части установления агентского вознаграждения на единых с другими перевозчиками условиях.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в течение 3-х дней с момента выполнения предписания (с приложением документов, подтверждающих исполнение предписания).

Председатель комиссии

П........

Члены комиссии

С...........

П...........

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны