Решение б/н Решение по делу №14437/05-2017 от 22 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 14437/05-2017

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 09.01.2018

Решение в полном объеме изготовлено 22.01.2018                                                                                                г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела С<…>в.,

члены комиссии - ведущий специалист-эксперт К<…>на ,

- специалист-эксперт А<…>в ,

рассмотрев дело № 14437/05-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на телеканале «СТС» в региональном рекламном блоке (г. Ульяновск) в июле 2017 года (16.07.2017 в 2100 - 2200 час., 18.07.2017 в 2100 - 2200 час., 23.07.2017 в 2100 - 2200 час.) рекламы автомобилей «Мицубиши Аутлендер» («Mitsubishi Outlander»), содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей:

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - общества с ограниченной ответственностью «Оригинал-Сервис» (далее - ООО «Оригинал-Сервис»), ОГРН 1077328004401, ИНН 7328509634, расположенного по адресу: 432045, г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 5В, - Р<…>ва В.В. (приказ № 2 от 20.12.2012, протокол № 6 от 12.05.2017, паспорт <...> и Ж<…>к А.М. (доверенность № 1 от 09.01.2018, паспорт);

- заинтересованных лиц:

- общества с ограниченной ответственностью «Эверест» (далее - ООО «Эверест»), ОГРН 1177746569043, ИНН 7714995474 , расположенного по адресу: 125040, г. Москва, ул. Правды, д. 15, стр. 2, оф. 09, - не явился;

- общества с ограниченной ответственностью «Профи» (далее - ООО «Профи»), ОГРН 1157327001952, ИНН 7327012279, расположенного по адресу: 432008, г. Ульяновск, Западный бульвар, д. 27, оф. 211, - С<…>на А.А. (доверенность б/н от 09.01.2018, паспорт),

УСТАНОВИЛА:

Ульяновским УФАС России определением от 11.10.2017 возбуждено дело № 14437/05-2017 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле привлечены лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО «Оригинал-Сервис» и заинтересованное лицо ООО «Эверест». Рассмотрение дела назначено на 27.10.2017.

В письменных пояснениях ООО «Оригинал-Сервис» (вх. № 6341 от 25.10.2017) и представителями общества на рассмотрении дела 27.10.2017 сообщено, что изготовление и размещение видеоролика рекламы автомобилей «Мицубиши Аутлендер» на телеканале «СТС» в рекламном региональном блоке осуществляло ООО «Профи» в соответствии с договором № 15/17 от 05.07.2017. Согласование макета видеоролика осуществлялось по электронной почте. За основу взята видеореклама автомобилей «Мицубиши Аутлендер». Для того, чтобы потребитель смог прочитать содержащую в ролике информацию, и для лучшего её восприятия набивка текста осуществлена черным шрифтом на белой подложке. Для удобства восприятия информация разделена на 2 части, наименование банка выделено жирным крупным шрифтом, а все условия по кредиту указаны одним читаемым шрифтом. Длительность текстовой информации (набивок) максимальна для ролика хронометражем 10 секунд. Таким образом, вся информация указана одним читаемым шрифтом и специальных средств для восприятия указанной в ролике информации не требуется. Федеральный закон «О рекламе» не содержит понятий «мелкий шрифт», «время трансляции», которые являются оценочными и определяются в зависимости от индивидуальных способностей человека. Кроме того, согласно п. 3.5.4 договора № 15/17 от 05.07.2017, заключенного между ООО «Оригинал-Сервис» и ООО «Профи», последнее обязуется создать рекламный материал, который будет соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе». В случае, если видео- и аудиоряд рекламы может привести к нарушению указанных требований, ООО «Профи» обязано своевременно информировать об этом ООО «Оригинал-Сервис». Поскольку ООО «Профи» не сообщило ООО «Оригинал-Сервис», что рекламный видеоролик нарушает требования Федерального закона «О рекламе», то нарушения указанных требований отсутствуют.

Представитель ООО «Эверест» на заседание Комиссии 27.10.2017 не явился, запрошенные определением от 11.10.2017 документы и сведения обществом не представлены. Определение от 11.10.2017 (исх. № 4979-05 от 16.10.2017) направлено ООО «Эверест» заказным письмом с уведомлением № 43206816633820 от 17.10.2017, которое, согласно сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» - сервис «Отслеживание» (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 27.10.2017 адресатом не получено (заказное письмо получено 31.10.2017).

Определением от 27.10.2017 срок рассмотрения дела № 14437/05-2017 продлен до 11.12.2017, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Профи». Рассмотрение дела назначено на 29.11.2017.

Представители ООО «Оригинал-Сервис» на заседании Комиссии 29.11.2017 поддержали доводы, приведенные ранее, дополнительно пояснили, что ООО «Профи» является лицом, которое несет обязанность перед ООО «Оригинал-Сервис», что рекламные материалы последнего будут соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе». Представители ООО «Оригинал-Сервис» на заседании Комиссии 29.11.2017 представили скриншоты электронной переписки общества с сотрудником ООО «Профи» относительно рассматриваемой рекламы.

Представитель ООО «Эверест» на рассмотрение дела 29.11.2017 не явился. В письменных пояснениях (исх. № Эв-013/2017-и от 14.11.2017, вх. № 6687 от 15.11.2017) ООО «Эверест» сообщило, что общество не заключало с третьими лицами сделок на оказание услуг по распространению в июле 2017 года в эфире телеканала «Первый развлекательный СТС» (на территории г. Ульяновска) рекламы автомобилей «Мицубиши Аутлендер». ООО «Эверест» заявлено ходатайство о рассмотрении дела № 14437/05-2017 без участия представителя общества.

Представитель ООО «Профи» на заседание Комиссии 29.11.2017 не явился, запрошенные определением от 27.10.2017 документы и сведения обществом не представлены. Определение от 27.10.2017 (исх. № 5254-05 от 01.11.2017) направлено ООО «Профи» по адресу: 432071, г. Ульяновск, 1-й пер. Мира, д. 2 заказным письмом с уведомлением № 43206817550249 от 02.11.2017, которое, согласно сведениям с официального сайта ФГУП «Почта России» - сервис «Отслеживание» (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 29.11.2017 адресатом не получено: «Неудачная попытка вручения». Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.

Определением от 29.11.2017 срок рассмотрения дела № 14437/05-2017 продлен до 11.01.2018, рассмотрение дела отложено и назначено на 09.01.2018.

Представители ООО «Оригинал-Сервис» на заседании Комиссии 09.01.2018 поддержали доводы, приведенные ранее.

В письменных пояснениях ООО «Профи» (исх. б/н от 20.12.2017, вх. № 7635 от 22.12.2017) и представителем общества на заседании Комиссии 09.01.2018 сообщено, что между ООО «Оригинал-Сервис» и ООО «Профи» заключен договор № 15/17 от 05.07.2017, в соответствии с которым последнее обязалось первому оказывать услуги по размещению рекламы в эфире телеканалов. В период с 10.07.2017 по 23.07.2017 по заказу ООО «Оригинал-Сервис» в эфире телеканала «СТС» был размещен видеоролик с рекламой автомобиля «Мицубиши Аутлендер». ООО «Оригинал-Сервис» предоставило ООО «Профи» готовый видеоролик хронометражем 10 секунд для адаптации (доработки) к эфиру, а также всю необходимую информацию с документальным подтверждением по проводимой акции и условиям кредитования. При адаптации (доработке) ролика весь текст с условиями акции для удобства прочтения был напечатан одинаковым, контрастным основному фону шрифтом. Основная информация (срок акции, название банка, телефон и адрес автосалона) были выделены жирным шрифтом. Учитывая объем информации, для удобства прочтения текст разделили на две части. Наименование, сайт, адрес и телефон автосалона, по которым можно уточнить полную информацию о проводимой акции, указаны в титрах крупным шрифтом и озвучены голосом. ООО «Профи» считает, что указанная реклама содержала все существенные условия по кредиту, которые были надлежащим образом доведены до потребителей. Выводы о нечитабельности текста рекламы основаны на субъективном восприятии. В течение того времени, когда текст с подробной информацией находится на экране, а также с учетом используемого шрифта текста, можно воспринять всю необходимую информацию, связанную с основными условиями по кредиту, а полную информацию уточнить по адресу, телефону, а также на сайте автосалона. ООО «Оригинал-Сервис» согласовало к размещению указанный рекламный ролик, что подтверждается актом. Для размещения ролика в эфире телеканала «СТС» видеоролик передан акционерному обществу «Регион Медиа» (далее - АО «Регион Медиа»), ОГРН 1027700294071, ИНН 7731200745.

Исследовав материалы дела № 14437/05-2017, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу автомобилей «Мицубиши Аутлендер» ООО «Оригинал-Сервис», распространённую на телеканале «СТС» в региональном рекламном блоке (г. Ульяновск) в июле 2017 года, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 201/ог от 28.07.2017) о распространении на телеканале «СТС» в региональном рекламном блоке (г. Ульяновск) в июле 2017 года (16.07.2017 в 2100 - 2200 час., 18.07.2017 в 2100 - 2200 час., 23.07.2017 в 2100 - 2200 час.) рекламы автомобилей «Мицубиши Аутлендер» с признаками нарушения Федерального закона «О рекламе». К заявлению приложены записи рекламных видеороликов за 16.07.2017 и 23.07.2017.

Рекламный ролик длительностью 10 сек. имеет следующее содержание. Сменяющиеся видеокадры движущегося автомобиля «Мицубиши Аутлендер» («Mitsubishi Outlander»), а также заставок с контактной информацией: «Мицубиши Моторс Ульяновск +7 8422 Армада-Авто Официальный Дилер «Mitsubishi Motors» Московское шоссе, 5 «В» (рядом с проспектом Олимпийский), 23-73-73, www.mitsubishi-armada.ru» и брендовым слоганом: «Mitsubishi Motors» / надежно» сопровождаются звуковым сообщением: «Специальные условия на покупку «Мицубиши Аутлендер», только в июле, ставка 0% на 3 года. Официальный дилер в Ульяновске «Армада-Авто», 23-73-73». Кроме того, сменяющиеся кадры движущего автомобиля сопровождаются баннерами с информацией (прочитать которую возможно только с помощью функции «Стоп-кадр»): «Предложение действует при покупке «Мицубиши Аутлендер» в трейд-ин, при сдаче а/м любого бренда, кроме а/м отечественного производства, достигших возраста 10 лет. Банк-кредитор АО МС Банк Рус (лицензия ЦБ РФ № 2789). Указанная маркетинговая ставка 0% не равна процентной ставке банка. В этом случае затраты покупателя на финансирование кредита обеспечиваются за счет соразмерного снижения цены автомобиля. Условия кредитования на покупку а/м «Мицубиши Аутлендер»: мин/макс сумма кредита - 150 000 руб./55% от стоимости а/м, валюта - рубли РФ. Первоначальный взнос - 20% от цены а/м, срок кредита - от 13 мес. до 36 мес., процентная ставка в кредитном договоре - 14,9% при оформлении услуги «Защита платежей» (страхование жизни, «трудоспособности») в любой страховой компании из перечня, размещенного на официальном сайте Банка-кредитора: http://www.mcbankrus/ru/mitsubishi-motors-finance/insurance.php, и при страховании по рискам ущерба и угона автомобиля (КАСКО) на полную стоимость автомобиля: выгодоприобретатеем является Банк-кредитор по риску «угон» и в случае утраты, полной гибели имущества - в размере непогашенной задолженности, без данных услуг ставка увеличивается на 4%. Обеспечение по кредиту - залог приобретаемого автомобиля и поручительство. Предложение действует 03.07.2017 по 30.07.2017, носит информационный характер, не является публичной офертой. Подробности получения кредита можно узнать по тел.: +7(8422) 23-73-73».

Сопровождающие рекламу баннеры с информацией содержат 188 слов или 1252 знака (без пробелов). Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека находится в пределах 120 - 200 слов в минуту. Время трансляции рассматриваемого рекламного ролика составляет 10 секунд. Даже при том, что лицо обладает способностью к скорочтению (под скорочтением понимают способность чтения в 3 - 4 раза быстрее средней скорости, максимально - примерно до 600 слов в минуту), за 10 секунд прочитать и понять указанную информацию затруднительно, поскольку текстовая информация доводится до потребителя одновременно со звуковой информацией.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая наименее привлекательные (обязательные к указанию) сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств. То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, время трансляции и иные способы, которыми должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта, время трансляции могут быть любыми, поскольку, как следует из положений ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В данном случае время трансляции условий, перечисленных в баннере, не позволяет потребителям воспринять (прочитать) текстовую информацию, в отличие от информации озвученной. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора существенную информацию о приобретении рекламируемого автомобиля, обо всех условиях кредита по ставке 0% на 3 года.

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно условий приобретения рекламируемого товара. Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, при быстрой их трансляции, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.п. 5 - 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Лицом, осуществляющим деятельность салона «Армада-Авто», расположенного по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 5В, является ООО «Оригинал-Сервис». По заказу ООО «Оригинал-Сервис» на сновании договора № 15/17 от 05.07.2017 ООО «Профи» доработало рассматриваемый рекламный видеоролик. Размещение видеоролика на телеканале «СТС» осуществлялось на основании договора № РРМ-161227-0041УЛН от 27.12.2016, заключенного между ООО «Профи» и АО «Регион Медиа».

Согласно приложению № 1 к договору № 15/17 от 05.07.2017 реклама ООО «Оригинал-Сервис» на телеканале «СТС» распространялась с 10.07.2017 по 23.07.2017 (14 дней) ежедневно по 5 выходов, общее количество выходов составило 70 (700 сек.). ООО «Оригинал-Сервис» оплачены услуги ООО «Профи» по доработке видеоролика на сумму 2 700 руб. 00 коп. и услуги по распространению ролика на телеканале «Первый развлекательный СТС» - на сумму 53 978 руб. 40 коп. На указанные услуги исполнителем ООО «Профи» и заказчиком ООО «Оригинал-Сервис» подписаны акты № 63 от 31.07.2017 и № 64 от 31.07.2017, соответственно (платежные поручения № 712 и № 713 от 07.07.2017, № 727 от 11.07.2017 и № 758 от 17.07.2017). Согласно указанным актам заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.

Таким образом, рекламодателем в данном случае является ООО «Оригинал-Сервис», рекламопроизводителем - ООО «Профи», а рекламораспространителем - телеканал «СТС».

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку реклама была актуальна в течение определенного периода времени и её распространение прекращено.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу автомобилей «Мицубиши Аутлендер» ООО «Оригинал-Сервис», распространённую на телеканале «СТС» в региональном рекламном блоке (г. Ульяновск) в июле 2017 года (с 10.07.2017 по 23.07.2017), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии <>

 

Члены Комиссии <>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны