Решение №ИС/2392/23 Решение по делу № 073/06/106-315/2023 от 2 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

30.05.2023                                                                                             Дело № 073/06/106-315/2023

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,      

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

 

- от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России:

- <…> (доверенность № 112 от 23.12.2022 г.),

 

     

рассмотрев дело № 073/06/106-315/2023 по жалобе ООО «ПАРАДИЗ-М» (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000223000281 (наименование объекта закупки – «Поставка ультразвуковой диагностической системы»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федеральное медико-биологическое агентство (далее – заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 25 100 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 24.05.2023 г. 07:00) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3036-ЭП/23 от 24.05.2023 г. (дата размещения в ЕИС – 23.05.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ПАРАДИЗ-М» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000223000281.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком проигнорирован соответствующий закупаемому товару код КТРУ, что повлекло за собой нарушение при описании объекта закупки, так как заказчик использовал характеристики товара, не предусмотренные КТРУ, которые он установил самостоятельно, что является нарушением норм Постановления Правительства РФ № 145 от 08.02.2017 г., согласно которым заказчик не имеет права устанавливать дополнительные характеристики к закупаемому товару, кроме предусмотренных КТРУ. Кроме того, заявитель указывает, что описание объекта закупки содержит избыточные, не влияющие на потребительские свойства товара характеристики и нацелено на заключение контракта с известным заказчику поставщиком, товар которого заранее соответствует требованиям извещения. Необоснованно завышенные требования к товару ограничивают допуск участников, что нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Вх. № 3126-ЭП/23 от 29.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2 или код позиции КТРУ путем соотнесения объекта закупки с соответствующими кодами и наименованиями позиции ОКПД2 или КТРУ, как наиболее подходящему с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара. Вышеуказанные коды не формируют описание объекта закупки. Формируя требования и характеристики товара, описание объекта закупки заказчик руководствовался существующей потребностью с учетом специфики деятельности и потребностью в оказании качественной специализированной медицинской помощи. Позиция КТРУ 26.60.12.132-00000037 не учитывает ряд важнейших конструктивных, функциональных особенностей, программного обеспечения описываемого товара, которые крайне важны для заказчика, так как заказчик является ЛПУ клинического и научного профиля и закупаемое оборудование должно обеспечивать высокий уровень диагностических возможностей, проведение научных исследований и экспериментальных разработок в области радиационной, ядерной медицины. Закупаемому заказчиком товару соответствует несколько производителей, что подтверждается поступившими на участие заявками, с предложением оборудования производства Самсунг и ДжиИ Медикал Систем Ультрасаунд и Праймерик КэА Диагностик. 

 

На заседании Комиссии 29.05.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы жалобы, пояснил, что считает проведенный заказчиком запрос коммерческих предложений, создающим преимущества конкретному участнику рынка, а также пояснил что выбранный заказчиком код ОКПД2 затрудняет поиск закупки и формирование предложения, что препятствует участию. Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 30.05.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 3141-ЭП/23 от 29.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе – руководство по эксплуатации медицинского изделия система диагностическая ультразвуковая RS85-RUS с принадлежностями.

 

Вх. № 3144-ЭП/23 от 29.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили коммерческие предложения, полученные при подготовке к проведению спорного электронного аукциона.

 

Вх. № 3209-ЭП/23 от 30.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что товары в регистрационных удостоверениях в которых указан код ОКПД2 – 26.60.12.132, не соответствуют требованиям извещения, так как в проекте контракта указан код ОКПД2 – 26.60.12.119, в связи с чем заявитель просит признать все заявки поданные на участие несоответствующими требованиям извещения.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 15.05.2023 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368400000223000281, наименование объекта закупки – «Поставка ультразвуковой диагностической системы» (начальная (максимальная) цена контракта – 25 100 000,00 руб.).

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 24.05.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, цена была снижена на 6 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.05.2023 г. заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «ПАРАДИЗ-М» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, при осуществлении закупки заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в закупке, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом подпунктом «а» пункта 5 Правил указано, что вышеуказанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, то заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно  устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги), а предусмотренные пунктом 5 Правил использования  каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368400000223000281 объектом закупки является поставка товара ультразвуковой диагностической системы, код ОКПД - 26.60.12.119 «Аппараты электродиагностические прочие».

Приложением к извещению № 0368400000223000281 является, в том числе, файл «Описание объекта закупки.docx», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товаров, наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

Так, описание объекта закупки включает в себя в том числе такие, значимые для заказчика и соответствующие целям осуществления закупки – оказанию качественной специализированной медицинской помощи, требования к товарам как: максимальная частота кадров системы, количество каналов процессинга, количество элементов в датчиках, диагональ видимой частоты сенсорной панели управления, программа выполнения биопсии в режиме эластографии, программа оценки риска малигнизации опухолевых образований яичников, программа визуализации кровотока в допплеровском режиме с объемной графикой и т.д.

Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ или ОКПД, заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ или ОКПД, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям КТРУ и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

В рассматриваемом случае, заказчиком код ОКПД был определён исходя из описания объекта закупки, в том числе, его существенных характеристик, необходимых заказчику в работе.

Медицинское оборудование, закупаемое заказчиком, должно соответствовать потребностям заказчика и при этом не приводить к ограничению количества участников закупки.

Характеристики оборудования, установленные в описании объекта закупки, имеют критически важную клиническую значимость и являются обоснованными в контексте врачебной практики и целей деятельности специализированного ЛПУ.

Таким образом, в связи с отсутствием в каталоге позиции, соответствующей описанию объекта закупки заказчиком применен пункт 7 Правил - использован код ОКПД2 и описание объекта закупки сформировано с учетом требований статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Подателем жалобы не было представлено доказательств того факта, что на рынке существует единственный товар, отвечающий требованиям заказчика, установленным в описании объекта закупки.

Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Затруднения, которые возникают у отдельных участников рынка, связанные с невозможностью подтверждения отдельных характеристик предлагаемого к поставке товара, не могут быть расценены как нарушение требований к порядку описания объекта закупки. Кроме того, на участие в указанной закупке согласно протоколам, составленным в ходе проведения аукциона, поступило 3 заявки, содержащие предложение о поставке оборудования двух разных производителей, которые были признаны соответствующими требованиям извещения.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «ПАРАДИЗ-М» является необоснованной.

 

Относительно доводов заявителя, связанных с действиями комиссии по осуществлению закупок по признанию всех заявок, поданных на участие соответствующими требования извещения, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Учитывая, что ООО «ПАРАДИЗ-М» заявку на участие в спорном аукционе не подавало, у общества отсутствует право на обжалование действий комиссии по осуществлению закупок связанных с рассмотрением заявок на участие в аукционе № 0368400000223000281. 

При этом, проанализировав извещение об осуществлении закупки, сформированное с использованием единой информационной системы, а также электронные документы, размещенные в единой информационной системе в качестве составных частей такого извещения, Комиссия Ульяновского УФАС России установила, что извещение об осуществлении закупки не требований об указании в заявках кодов ОКПД2, которые участнику необходимо было бы использовать при подаче заявки на участие и поставке товара. Отнесение предлагаемого к поставке товара к тому или иному коду номенклатурной классификации является оценочным критерием и не изменяет его технических и качественных характеристик.

 

Доводы ООО «ПАРАДИЗ-М» о возможном нарушении заказчиком и участниками аукциона антимонопольного законодательства, в том числе путем создания преимуществ для отдельных участников рынка, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ПАРАДИЗ-М» необоснованной.

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "ПАРАДИЗ-М"
ИНН 0608004104, ОГРН 1060608011860
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
ИНН 7329028362, ОГРН 1187325014117