Решение б/н Решение по делу № 15 029/03-2018 от 1 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

27.07.2018                                                                                                           Дело № 15 029/03-2018

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов

 

- начальника отдела <…>;

- ведущего специалиста-эксперта <…>;

 

 

в отсутствие представителей сторон,

 

рассмотрев дело № 15 029/03-2018 по жалобе ООО «Томская клининго-сервисная компания» (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 31806697290 на оказание клининговых услуг (заказчик – Акционерное общество «Авиастар - СП», далее – АО «Авиастар - СП»; начальная (максимальная) цена договора – 188 311 740,00 руб., срок окончания подачи заявок – 23.07.2018 в 17 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3752 от 18.07.2018 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Томская клининго-сервисная компания» на действия заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме № 31806697290.

Жалоба ООО «Томская клининго-сервисная компания» содержит указание на следующее.

  1. По мнению ООО «Томская клининго-сервисная компания», АО «Авиастар-СП» 09.07.2018 разместило в Единой информационной системе закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме, которая не соответствует требованиям Закона о закупках с учетом внесенных в него изменений от 31.12.2017 г., а именно, в части осуществления конкурентной закупки в виде запроса предложений в электронной форме, которое не приведено в соответствие с изменениями Закона о закупках, в части содержания протоколов закупки, а также неправомерного установления требования к содержанию извещения.

Также ООО «Томская клининго-сервисная компания» указало о неправомерном установлении в документации о закупке условий заключения договора, а именно в бумажном виде, а также сроках заключения договора, что также противоречит положениям действующего законодательства.

  1. Жалоба ООО «Томская клининго-сервисная компания» также содержит указание на неправомерные требования заказчика об обязательном наличии печати.

 Вместе с тем, Федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» для ряда организаций (которые могут быть участниками закупки) отменил обязательность наличия печати.

3. Условия оказания услуг не позволяют подать заявку на участие в закупке, т.к. отсутствует часть информации о закупке, которая должна быть указана в документации о закупке, исходя из требований Положения о закупке и Закона № 223-ФЗ, а именно, ни в документации о закупке, ни в проекте договора не установлен объем вспомогательных услуг, установленных в закупочной документации, объем услуг по внутренним помещениям, а также противоречие сведений о периодичности оказания услуг. Более того, не определено, что входит в понятие «другие хозяйственные нужды».

  1. Кроме того, заявитель жалобы считает, что заказчиком неправомерно установлен перечень документов, на основании которых оказываются услуги, в частности указано, что услуги должны оказываться в соответствии с СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; СанПиН 42-123-5777-91 «Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое», Руководство по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации (РЭСА ЭА).

Однако Исполнитель согласно предмету договора оказывает услуги по уборке помещений и не является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, не является также и предприятием общественного питания.

 

На заседание Комиссии 25.07.2018 г. представитель ООО «Томская клининго-сервисная компания» не явился (доказательство надлежащего – отчет об отправке уведомления по электронной почте 20.07.2018 г. в 14:24).

 

Представитель заказчика на заседании Комиссии 25.07.2018 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

В части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ установлено, что положение о закупке должно быть приведено в соответствие с требованиями Закона о закупках в редакции Федерального закона № 505-ФЗ, утверждено и размещено в Единой информационной системе не позднее 01.01.2019 г. и что положение о закупке, которое не приведено в соответствие, после указанной даты будет считаться не размещенным в Единой информационной системе.     

В совместном письме Минфина России и ФАС России от 27.06.2018 г. указано, что заказчик с 01.07.2018 г. и по 01.01.2019 г. вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом о закупках.

Учитывая, что в настоящее время редакция положения АО «Авиастар-СП» находится в разработке, все изменения, указанные в Законе № 505-ФЗ, будут включены в новую редакцию Положения о закупках до 01.01.2019 г.

Отсутствие печати в документах, поданных участником закупки не является основанием для признания такой заявки ненадлежащей.

Пунктом 3.4.1.5 документации о закупке предусмотрено, что документы, загружаемые в составе заявки, должны иметь следующие реквизиты: заверительная надпись (слова «Верно» или «Копия верна»), должность лица, заверившего копию, расшифровка подписи, печать (при наличии).

Относительно доводов заявителя жалобы о неправомерном установлении требований к услугам в части вспомогательных услуг, объему и виду услуг, заявитель жалобы указала следующее.

Информация о закупке подробно расписана в разделе 4 закупочной документации.

Согласно пункту 1.2 раздела 4 «требования к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам» закупочной документации установлены виды услуг: вспомогательные услуги (покраска скамеек, урн, закупка противоскользящих ковриков для оборудования проходных, зеленых насаждений (кустарников, деревьев), цветочной рассады и малых архитектурных форм и т.д.) оплачиваются заказчиком дополнительно (не входят в стоимость основного договора) по согласованию сторон, на основании письменной заявки заказчика согласовывается их количество, поскольку невозможно предусмотреть весь объем вспомогательных услуг.

Также представитель заказчика указала, что клининговые услуги оказываются на территории всего комплекса предприятия, которые включают в себя и здравпункты предприятия, столовые и буфеты, а также летно-испытательную станцию, поэтому организации, выбранной победителем по итогам закупки, необходимо будет руководствоваться установленным перечнем документов, установленного в закупочной документации, на основании которых оказываются услуги.

На основании вышеизложенного, при проведении запроса предложений на оказание клининговых услуг отсутствуют нарушения норм законодательства РФ.      

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13:30 27.07.2018 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 09.07.2018 г. были опубликованы извещение и документация по запросу предложений в электронной форме № 31806697290 на оказание клининговых услуг (заказчик – Акционерное общество «Авиастар - СП», далее – АО «Авиастар - СП»; начальная (максимальная) цена договора – 188 311 740,00 руб., срок окончания подачи заявок – 23.07.2018 в 17 час. 00 мин.).

19.07.2018 г., 20.07.2018 г. решением заказчика были внесены изменения в закупочную документацию.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками № 847 от 26.07.2018 г. на момент окончания срока подачи заявок было подано две заявки.

В соответствии с протоколом № 858 от 26.07.2018 г. заявки всех участников закупки были допущены к участию в аукционе.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Томская клининго-сервисная компания» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

АО «Авиастар-СП» осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках (в редакции от 31.12.2017 г.), положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Советом директоров АО «Авиастар – СП» было утверждено Положение № 400/4.14.6477.1-2014 «О закупках товаров, работ, услуг АО «Авиастар – СП» (далее - Положение о закупках).

  1. Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Закон о закупках.

Так согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции Федерального закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции Федерального закона № 505-ФЗ), после 1 января 2019 года считаются не размещенными в единой информационной системе.

Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции Федерального закона № 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Указанные изменения вступили в силу с 1 июля 2018 года.

Согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе, запрос предложений в электронной форме № 31806697290 на оказание клининговых услуг был опубликован 09.07.2018 г., то есть после вступления в силу изменений, утвержденных Федеральным законом № 505-ФЗ.

При этом, в совместном письме Министерства финансов РФ № 24-04-06/44451 и Федеральной антимонопольной службы № АД/48543/18 от 27.06.2018 г. указана позиция относительно применения заказчиками Положения о закупках, а именно, заказчик с 01.07.2018 г. и по 01.01.2019 г. вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом о закупках в редакции Федерального закона № 505-ФЗ.

Согласно сведениям, представленным заказчиком, Положение о закупке АО «Авиастар – СП» с учетом внесенных изменений находится на стадии разработки, в связи с чем, запрос предложений был опубликован в редакции Положения о закупках, действующей до приведения его в соответствие с Законом о закупках с учетом такого права заказчика, установленного законодательством.

Таким образом, учитывая законодательно установленное право заказчика до 01.01.2019 г. осуществлять закупки на основании действующего Положения о закупках без учета внесенных изменений, довод заявителя жалобы о неправомерном действии заказчика в части размещения закупки, не соответствующей требованиям Закона о закупках (осуществление конкурентной закупки в виде запроса предложений в электронной форме, которая не приведена в соответствие с изменениями Закона о закупках, содержание протоколов закупки, неправомерное установление требования к содержанию извещения, условия заключения договора) не может быть признан состоятельным Комиссией Ульяновского УФАС России.

Следовательно, жалоба ООО «Томская клининго-сервисная компания» в указанной части является необоснованной.

 

  1. Согласно части 8 раздела 3 «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках (в редакции от 19.09.2016 г.) одним из способов процедур закупки является закупка без проведения торгов в виде запроса предложений.

Пунктом 9.6 части 9 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках предусмотрен порядок проведения запроса предложений.

В соответствии с пунктом 9.6.2 части 9 раздела III «Способы закупок и их особенности» Положения о закупках документация о запросе предложений должна содержать сведения, указанные в пункте 11.1 Положения о закупках.

Пунктом 11.1 части 11 Положения о закупках установлен перечень сведений, которые должна включать закупочная документация, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке и иные условия проведения закупки.

Аналогичные требования установлены в части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пункту 3.4 раздела 3 «Порядок проведения процедуры закупки» закупочной документации участник закупки должен подготовить заявку в электронном виде, включающую электронные версии всех документов, предусмотренных закупочной документацией.

Документы, загружаемые в составе заявки, должны иметь следующие реквизиты: заверительная надпись (слова «Верно» или «Копия верна»), должность лица, заверившего копию, подпись лица, заверившего копию, расшифровка подписи (инициалы, фамилия), печать (при наличии).  

Таким образом, довод ООО «Томская клининго-сервисная компания» о неправомерном установлении требования к участникам закупки о наличии печати, не может быть принят во внимание, поскольку печать юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательна только в случае ее наличия.

При этом, ссылка заявителя жалобы на пункт 3.8.6, 3.15 закупочной документации не может быть признана состоятельной, поскольку указанные пункты отражают условия рассмотрения заявок на участие в закупке,  а также условия заключения договора по результатам закупки, а не требования к оформлению заявки участником закупки.

Соответственно, утверждение о неправомерности установленных требований к оформлению заявки с обязательным наличием печати без учета в полном объеме всех условий и положений документации не может быть признано обоснованным.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «Томская клининго-сервисная компания» в указанной части является необоснованной.

 

  1. Согласно подпункту 1 пункту 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.     

Разделом 4 закупочной документации установлены требования к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам.

Пункт 1.2 раздела 4 «Требования к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам» закупочной документации содержит виды услуг, требуемых заказчику, в том числе, вспомогательные услуги, включающие покраску скамеек, урн; обеспечение древесными опилками для влажного подметания корпусов 1А, 1 Б, 1 В, 2,3,5,6,7,9,68,79/1,80,83,84,85,79А (ЛИС); закупка противоскользящих ковриков для оборудования проходных, зеленых насаждений (кустарников, деревьев), цветочной рассады и малых архитектурных форм.

При этом согласно разделу 3 «Расчеты и платежи» проекта договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации, вспомогательные услуги оплачиваются заказчиком дополнительно по согласованию сторон, на основании письменной заявки заказчика, с приложением расшифровки материальных затрат и первичных документов на их приобретение.

Кроме того, согласно сведениям представленным заказчиком, количество услуг также согласовывается сторонами на основании письменной заявки заказчика.

Таким образом, все дополнительные услуги, которые будут оказаны в рамках данного вида услуг будут оплачиваться заказчиком отдельно на основании акта выполненных работ.      

Кроме того, указанные условия относятся к стадии исполнения договора и не могут быть признаны ограничивающими право участия в закупке и подачи заявки.

На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушение положений Закона о контрактной системе, соответственно жалоба ООО «Томская клининго-сервисная компания» в указанной части является необоснованной.

 

Относительно довода ООО «Томская клининго-сервисная компания» о противоречии информации, установленной в закупочной документации в части объема услуг, а также периодичности услуг Комиссия Ульяновского УФАС России сообщает следующее.

Пункт 1.3 раздела 4 закупочной документации содержит информацию об общем объеме услуг по внутренним площадям (628 605, 40 м2) с разбивкой на каждый тип помещения.

Согласно сведениям, представленным заказчиком при составлении закупочной документации была допущена техническая ошибка,  в связи с чем, 18.07.2018 г. в закупочную документацию были внесены изменения путем приведения документации в соответствие и, соответственно, продлен срок приема заявок.

На основании вышеизложенного, указанные заявителем противоречия не меняли суть требуемых услуг (общий объем услуг был установлен в документации).

 

  1. Пунктом 1.6 раздела 4 «Требования к поставляемым товарам, выполняемым работам, оказываемым услугам» закупочной документации установлен перечень документов, на основании которых оказываются услуги, в том числе, СанПиН 2.1.3.2630-10, СаеПин 42-123-5777-91, Руководство по эксплуатационному содержанию аэродромов экспериментальной авиации.

Согласно сведениям, представленным заказчиком, территория АО «Авиастар – СП» включает в себя и медицинские пункты и пункты общественного питания (столовые, буфеты), а также летно-испытательную станцию, соответственно, при исполнении договора на победителя закупки накладывается обязанность оказания услуг с соблюдением установленных санитарно-эпидемиологических требований и правил по содержанию аэродромов.

Учитывая, что основанной целью заказчика является получение услуги соответствующего исполнителя надлежащего качества и отвечающего всем установленным требованиям, в указанном случае, нарушений требования Закона о закупках в действиях заказчика не установлено, соответственно, жалоба ООО «Томская клининго-сервисная компания» в указанной части является необоснованной.           

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Томская клининго-сервисная компания» необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

<…>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны