Решение б/н Решение и предписание по делу № 15 371/03-2019 от 14 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

14.01.2019                                                                                                                     Дело № 15 371/03-2019

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела Спиридонова И.И.;

 

членов

 

 

в присутствии 

 

 

- начальника отдела Бокач Е.Б.,

- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.,

 

- от Управления Федеральной налоговой службы по

Ульяновской области:

- Н<…> (доверенность № 06-19/00193 от 10.01.2019 г.),

- П<…> (доверенность № 06-19/00194 от 10.01.2019 г.),

- Г<…> (доверенность № 06-19/00192 от 10.01.2019 г.),

- от УФПС Ульяновской области – филиала

ФГУП «Почта России»:

- Б<…> (доверенность № 526 от 22.10.2018 г.),

- К<…> (доверенность № 524 от 15.10.2018 г.),

 

рассмотрев дело № 15 371/03-2019 по жалобе УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168100000218000045 (наименование объекта закупки – «Услуги почтовой связи»; заказчик – Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 5 000 000,00 руб.; срок окончания подачи заявок – 09.01.2019 г. в 10 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 7457 от 28.12.2018 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168100000218000045.

Содержание жалобы составило указание на следующее:

- заказчиком в приложении № 1 к документации установлено, что услуги оказываются исполнителем на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг почтовой связи. Вместе с тем документация в требованиях к составу и содержанию заявки не содержит требования о предоставлении участниками соответствующей лицензии;

- в нарушение требований части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком предъявлены требования к участнику закупки об обязательном наличии у исполнителя собственного Интернет-ресурса;

- в описании объекта закупки содержится требование о наличии Интернет-ресурса, что по мнению заявителя, является телематическими услугами связи и подлежит обязательному лицензированию. Вместе с тем, требование о наличии у участника закупки лицензии на оказание телематических услуг связи в документации не установлено;  

- заказчиком в техническом задании установлено требование о предоставлении программного обеспечения, что не связано с объектом закупки. При этом в нарушение положений части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 заказчиком не установлены соответствующие запреты и ограничения;

- в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042 заказчиком в проекте контракта установлены неверные размеры штрафных санкций;

- в извещении и документации не установлена цена единицы услуги и не установлен порядок определения цен единицы услуги при заключении контракта;

- заказчиком установлены противоречащие Закону о контрактной системе сроки разъяснения положений документации.

 

На заседании Комиссии 11.01.2019 г. представители УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Представители заказчика на заседании Комиссии 11.01.2019 г. с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения (исх. № 06-19/00216 от 11.01.2019 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.

Заявитель жалобы не является субъектом, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе.

Документация содержит требования к участникам, в том числе их соответствие требованиям, установленным законодательством к лицам, оказывающим услуги, которые являются объектом закупки. Приложения № 1 и № 2 содержат указание на то, что услуги оказываются исполнителем на основании лицензии, следовательно, до потенциальных участников закупки доведена информация в полном объеме и надлежащим образом и размещенная информация не нарушает права и законные интересы заявителя жалобы.

Отправка почтовых отправлений для заказчика характеризуется персональностью и важностью направляемой информации. Наличие электронной базы данных отправлений это не дополнительные ресурсы, а необходимый заказчику нормальный функционал почтовой службы.

Оказание услуг почтовой связи не подразумевает получение заказчиком доступа к сети интернет, в связи с чем лицензия на оказание телематических услуг связи не требуется.

Программное обеспечение само по себе не является объектом закупки и не вызывает интерес у заказчика, техническое задание описывает минимальные требования по совместимости программного обеспечения исполнителя для оказания услуг в полном объеме.

В проект контракта в рамках работы с разногласиями при заключении контракта будут внесены изменения.

В информационной карте документации разъяснено, что условная единица состоит из совокупности цен на различные виды отправлений. После определения победителя рассчитывается коэффициент снижения путем деления общей цены единицы, предложенной победителем аукциона на общую начальную (максимальную) цену единицы, указанную в документации. Итоговая цена каждой единицы пересчитывается путем умножения полученного коэффициента снижения на начальную (максимальную) цену каждой единицы соответственно.   

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:20 14.01.2019 г. для документального анализа материалов по делу.

На заседании Комиссии 14.01.2019 г. от заказчика поступили дополнительные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

В силу части 5 статьи 68 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих оказанию услуг невозможно определить, заказчик определяет для целей закупки цену единицы услуги, и такой аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены единицы услуги. В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе оказание услуги осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанной услуги, но в размере, не превышающем начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.   

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 13.12.2018 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168100000218000045, наименование объекта закупки – «Услуги почтовой связи» (начальная (максимальная) цена контракта – 5 000 000,00 руб.).

18.12.2018 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

20.12.2018 г. на основании решения заказчика в аукционную документацию были внесены изменения.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 10.01.2019 г. заявка единственного участника закупки (ООО «РКС») была признана соответствующей требованиям документации и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» обоснованной в части ненадлежащего установления требований к участникам, к составу и содержанию заявки, ответственности сторон в проекте контракта. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении об осуществлении закупки и аукционной документации обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации и указать какие именно документы необходимо представить в составе второй части заявки участнику для подтверждения его соответствия установленным требованиям.

Согласно извещению об осуществлении закупки и аукционной документации № 0168100000218000045 объектом закупки являются услуги почтовой связи.

В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Услуги почтовой связи входят в Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 (пункт 20).

Учитывая положение статьей 31, 63, 64, 66 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки и аукционной документации должно быть установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг почтовой связи и установлено требование о предоставлении указанной лицензии в составе второй части заявки участнику для подтверждения соответствия участника установленным требованиям.

В ходе анализа извещения об осуществлении закупки и аукционной документации № 0168100000218000045 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

Извещение об осуществлении закупки в разделе «Требования к участникам», аукционная документация в пункте 2.28 части 2 раздела «Общие положения документации об аукционе а электронной форме» и пункте «Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ» приложения № 1 «Информационная карта документации об электронном аукционе» содержат общее требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, которые являются объектом закупки и не содержатся требование о том, что участник закупки должен обладать лицензией на оказание услуг почтовой связи, что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 стать 31 Закона о контрактной системе.

Подпункт 2 пункта 1.4 части 1 раздела «Общие положения документации об аукционе а электронной форме» и пункт «Требования к содержанию и составу звяки» приложения № 1 «Информационная карта документации об электронном аукционе» документации содержат указание на то, что вторая часть заявки должна содержать документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2, 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системе (представляется в случае установления требований к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работы, оказания услуги, который является объектом закупки) без указания на то, что участник закупки в качестве подтверждения своего соответствия требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен предоставить лицензию на оказание услуг связи в составе второй части заявки, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Доводы заказчика о том, что приложение № 1 «Информационная карта документации об электронном аукционе» к документации в разделе «Описание объекта закупки» и приложение № 2 «Техническое задание на услуги почтовой связи» к документации содержат требование к исполнителю о наличии права на оказание услуг почтовой связи в соответствии с лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг почтовой связи, выданной в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с требованиями статьей 31, 63, 64, 66 Закона о контрактной системе указанные требования устанавливаются к участнику закупки, а не к исполнителю.  

Нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе выразившееся в неустановлении в извещении и документации об осуществлении электронных аукционов требований к участникам закупки об их обязательном соответствии законодательству РФ и неустановлении требований о предоставлении соответствующих документов в составе второй части заявки, допущенные заказчиком, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, жалоба УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» является обоснованной в указанной части.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Приложение № 2 «Техническое задание на услуги почтовой связи» документации содержит требования заказчика к порядку оказания услуг, в том числе наличие у исполнителя интернет ресурса, позволяющего отправителю (заказчику) в режиме реального времени отслеживать по номеру почтового идентификатора статус (местонахождение) отправлений.

Согласно пояснениям представителей заказчика, указанное требование к услуге включено в описание объекта закупки исходя из потребности заказчика, обусловленной спецификой его деятельности.

При этом заявителем жалобы не представлено доказательств того, что указанное требование противоречит действующему законодательству или является неисполнимым для участников рынка данного вида услуг.

Таким образом жалоба УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» в указной части является необоснованной.

 

3. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. №  575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» регулируются отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи

В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» определены наименования услуг связи, вносимых в лицензии, и лицензионные условия, к подлежащим лицензированию видам деятельности в области оказания услуг связи относятся, в том числе телематические услуги связи - обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата; доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; а также обеспечение приема и передачи телематических электронных сообщений (пункт 16).

При этом, согласно приложению № 2 «Техническое задание на услуги почтовой связи» документации от исполнителя не требуется обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети или совершение действий по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи.

Исполнителю в рамках оказания почтовых услуг согласно приложению № 2 «Техническое задание на услуги почтовой связи» документации необходимо обеспечить возможность для заказчика использования интернет-ресурса (веб-сайт) исполнителя. 

Таким образом, довод заявителя о неправомерном отсутствии в документации требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на оказание телематических услуг связи не находит своего фактического подтверждения и жалоба УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» в указанной части является необоснованной.

4. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Вместе с тем, объектом закупки в рассматриваемом случае является приобретение услуг почтовой связи, а не программного обеспечения. Указанное в техническом задании программное обеспечение предоставляется исполнителем в целях организации оказания услуг связи, а не как самостоятельное программное обеспечение, следовательно в действиях заказчика отсутствует нарушение пункта 2 Постановления № 1236.

На основании изложенного, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» в указанной части является необоснованной.

5. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 % в цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Согласно пункту 6.4 приложения № 4 «Проект государственного контракта» к документации штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. № 1042: за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 % цены контракта (этапа) что составляет _______ руб. _____ коп.

Учитывая, что цена контракта составляет 5 000 000,00 руб. пункт 6.4 приложения № 4 «Проект государственного контракта» к документации не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. № 1042.

В силу пункта 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 6.10 приложения № 4 «Проект государственного контракта» к документации в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. № 1042: за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 1000 рублей (1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно)).

Учитывая, что цена контракта составляет 5 000 000,00 руб. пункт 6.10 приложения № 4 «Проект государственного контракта» к документации не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. № 1042.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об аукционе надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Учитывая изложенное, жалоба УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» является обоснованной в указанной части.

6. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должна содержаться в том числе информация о начальной (максимальной) цене контракта. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с частью 5 статьи 68 Закона о контрактной системе если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном статьей 68 Закона о контрактной системе.

Извещение об осуществлении закупки и аукционная документация в приложении № 1 «Информационная карта документации об электронном аукционе» содержат, в том числе следующую информацию:

- «Общая цена единицы услуг определяется по итогам проведения аукциона. После определения победителя аукциона Организатор торгов рассчитывает коэффициент снижения путем деления общей цены единицы, предложенной победителем аукциона (участником аукциона, с которым заключается контракт, в случае уклонения победителя аукциона от заключения контракта), на общую начальную (максимальную) цену единицы, указанную в настоящей документации об аукционе. Итоговая цена каждой единицы пересчитывается путем умножения полученного коэффициента снижения на начальную (максимальную) цену каждой единицы соответственно. При расчетах производится округление полученных значений до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. 6 283 (шесть тысяч двести восемьдесят три) рубля 32 коп.»;

- «начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг почтовой связи в 2019 году определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) Приложение № 3 аукционной документации и составляет 5 000 000 руб. (пять миллионов) рублей 00 коп.».

Приложение № 3 «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» к аукционной документации содержит аналогичную информацию, а также начальную (максимальную) цену по каждому виду почтового отправления.

Таким образом, условия документации об электронном аукционе, соответствуют требованиям статей 42, 68 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» в указанной части является необоснованной.

7. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно приложению № 1 «Информационная карата документации об электронном аукционе» документации разъяснения положений документации предоставляются с момента размещения извещения и документации в единой информационной системе (на официальном сайте) и не позднее 05.01.2019 г. При этом в соответствии с приложением № 1 «Информационная карата документации об электронном аукционе» документации дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе установлены как 10:00 09.01.2019 г.

Из анализа сведений, опубликованных в единой информационной системе и содержащихся в аукционной документации следует, что датой начала срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе является 13.12.2018 г., а датой окончания, с учетом требований статьи 65 Закона о контрактной системе и установленной заказчиком датой окончания срока подачи заявок – 05.01.2019 г., что соответствует требованиям законодательства о контрарной системе.

Учитывая изложенное, жалоба УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» в указанной части является необоснованной.

8. Относительно доводов заказчика об отсутствии у УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» права на обращение в антимонопольный орган в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе определено, что обжалование действий (бездействия) заказчика, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в электронном аукционе при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

При этом, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в данном случае до 09.01.2019 г. 10:00. При этом, жалоба заявителя поступила в антимонопольный орган 28.12.2018 г., что соответствует требованиям положения Закона о контрактной системе и Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, Закон о контрактной системе не устанавливает условия о том, что участником закупки является только то лицо, которое подало заявку на участие и претендует на заключение контракта.

Это означает, что по смыслу Закона о контрактной системе организация, которая не подавала заявку на участие в электронном аукционе, все равно признается участником закупки.

Кроме того, в Законе о контрактной системе не содержится также положения о том, что обжаловать положения документации, установленные заказчиком, до окончания срока подачи заявок может только лицо, которое подало заявку на участие в закупке.

Таким образом, из положений пункта 4 статьи 3 и частей 1, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, понятия «участник закупки» и «участник закупки, подавший заявку на участие в закупке», являются различными, предоставляя последнему дополнительное право обжалования действий (бездействия) заказчика, членов комиссии совершенные после начала рассмотрения соответствующих заявок и у УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» имелось право на обжалование положений документации о проведении электронного аукциона № 0168100000218000045, которые по мнению заявителя нарушают его законные права и интересы.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» обоснованной в части ненадлежащего установления требований к участникам, к составу и содержанию заявки, ответственности сторон в проекте контракта.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Обязать аукционную комиссию отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 10.01.2019 г., на что выдать предписание.

4. Обязать заказчика устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в аукционную документацию (в том числе, продления срока исполнения обязательств при необходимости) с учетом принятого решения, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства, на что выдать предписание. 

5. Передать материалы дела № 15 371/03-2019 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

Е.Б. Бокач

Ю.П. Кузьминова

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 5

14.01.2019                                                                                                                            г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела Спиридонова И.И.;

членов

- начальника отдела Бокач Е.Б.,

- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.;

руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 14.01.2019 г. по делу № 15 371/03-2018 по жалобе УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168100000218000045 (наименование объекта закупки – «Услуги почтовой связи»; заказчик – Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта – 5 000 000,00 руб.; срок окончания подачи заявок – 09.01.2019 г. в 10 час. 00 мин.),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Аукционной комиссии в срок до 25.01.2019 г. отменить протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 10.01.2019 г.

2. Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в срок до 30.01.2019 г. устранить допущенные нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию (в том числе, продления срока исполнения обязательств при необходимости), продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства, с учетом решения № 15 371/03-2019 от 14.01.2019 г.

3. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ» необходимо обеспечить возможность исполнения указанного предписания.

4. В срок до 01.02.2019 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.

 

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

Члены комиссии

Е.Б. Бокач

Ю.П. Кузьминова

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны