Решение №1683-04 Решение и предписание в отношении ОАО «Трест-3» от 7 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 17.03.2015 № 1683-04

РЕШЕНИЕ

      

 г. Ульяновск                                                                                                 ДЕЛО № 11593/04-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена: 03 марта 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено: 17 марта 2015 г.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель

члены

рассмотрев дело № 11593/04-2014 по признакам нарушения  ОАО «Трест-3» (432072, г. Ульяновск, 9-й проезд Инженерный, д.4) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» 

УСТАНОВИЛА:

В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, на основании полномочий антимонопольного органа, установленных ст. 23,25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Ульяновским УФАС России был направлен запрос ОАО «Трест-3» о представлении информации.

Из представленных документов следует, что ОАО «Трест-3» является потребителем тепловой энергии по договору теплоснабжения, заключенного с ОАО «Волжская ТГК». Субабонентом по указанному договору является ООО «Торговый дом «Александрия». Между ООО «Торговый дом «Александрия» и ОАО «Трест-3» заключен агентский договор от 01.01.2008 №11, согласно п. 1.1 договора ОАО «Трест-3» обязуется за вознаграждение совершить по поручению ООО «Торговый дом «Александрия» юридические и иные действия, указанные в п. 1.2 договора от имени и за счет ОАО «Трест-3». За совершение указанных действий ООО «Торговый дом «Александрия» ежемесячно выплачивает ОАО «Трест-3» вознаграждение в рублях в размере 0,01% от стоимости потребленных ООО «Торговый дом «Александрия» услуг.

Из анализа актов следует, что цена за услуги за теплоэнергию составляет 1108 руб./Гкал, тогда как тариф на тепловую энергию в горячей воде ОАО «Волжская ТГК» для ОАО «Трест-3» составляет 989,65 руб./Гкал (приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 26.11.2013 №06-491).

Из ответа ОАО «Трест-3» следует, что рост стоимости 1 Гкал тепловой энергии к утвержденному тарифу ОАО «Волжская ТГК» составляет 12% (1108 руб./989,65 руб.), который сложился в результате выполнения мероприятий по подготовке к работе общих тепловых сетей в осенне-зимний период 2013 – 2014 года. Указанные расходы были распределены между ОАО «Трест-3» и ООО «Торговый дом «Александрия» пропорционально тепловой нагрузке.

По указанному факту приказом от 18.11.2014 № 309 возбуждено   дело по признакам нарушения ОАО «Трест-3» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ООО «Торговый дом «Александрия» неустановленных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию в отопительный период 2013-2014 гг.,

На рассмотрении дела представитель ОАО «Трест-3» факт нарушения антимонопольного законодательства не признал. Пояснил, что в период с сентября по декабрь 2013 года услуги по отоплению Обществом не предоставлялись. Теплосети находятся на балансе с 01.02.1990. Стоимость выставляемых услуг от ОАО «Трест-3» в адрес ООО «Торговый дом «Александрия» составляет 1108 рублей, при этом в рамках цены ОАО «Трест-3» оказывает полное обслуживание данных инженерных сетей, проходящих по территории Общества (промывка, утепление).

 

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Трест-3», выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ООО «Торговый дом «Александрия» неустановленных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию в период декабрь 2013 – март 2014 г., нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно п.10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции»  доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности естественных монополий (ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Согласно Административному регламенту Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденному Приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, с целью установления доминирующего положения  ОАО «Трест-3» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг теплоснабжения, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от  28.04.2010 №220  (далее - Порядок).

Целью данного анализа является определение положения ОАО «Трест-3» на рынке услуг теплоснабжения в границах присоединенной сети ОАО «Трест-3».

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка, доступности информации и срока существования товарного рынка. В качестве временного интервала исследования определен период 2013 г.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 В соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), 029-2007 рынок теплоснабжения принадлежит к разделу Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», подразделу ЕА «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии. При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Учитывая изложенное, продуктовые границы рынка определены как услуги теплоснабжения.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг теплоснабжения, включаются организации, осуществляющие производство и (или) продажу конечным потребителям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, передачу тепловой энергии.

Услуги теплоснабжения для ООО «Торговый дом «Александрия» в рассматриваемый период оказывало ОАО «Трест-3»  (432072, г. Ульяновск, 9-й проезд Инженерный, д.4). Таким образом, ОАО «Трест-3»  является единственным продавцом данной услуги.

Потребителем услуг теплоснабжения является ООО «Торговый дом «Александрия».

Определение географических границ товарных рынков осуществлено в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, в соответствии с которыми географические границы рынка определяются границами территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет возможность приобрести товар (исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности) и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами.

В качестве территории рынка рассматривается территория в границах присоединённой сети ОАО «Трест-3», на которой потребитель получает услугу теплоснабжения. Согласно схеме продольного профиля теплотрассы тепловая энергия к ООО «Торговый дом «Александрия» передается через тепловые сети ОАО «Трест-3».Для каждого покупателя тепловой энергии существуют технологические барьеры, ограничивающие как возможность приобретения товара за границами рынка, так и участие покупателей с других товарных рынков.

Законодательно установлено, что экономически нецелесообразно строить котельную и прокладывать коммуникации, если уже есть организация, оказывающая услуги теплоснабжения.

Получение тепловой энергии может осуществляться только при наличии присоединенной сети.

Покупателю экономически нецелесообразно покупать товар за пределами рынка, так как он приобретет товар такого же качества, по той же цене, что и на территории рынка, но при этом он дополнительно будет оплачивать строительство новых сетей. Кроме этого, процесс нового строительства будет включать и проектные расходы, а также согласование с различными органами власти  нового строительства. 

В случае, если новый продавец захочет непосредственно вступить на рынок, то ему необходимо произвести строительство новых сетей и коммуникаций, что ограничивают барьеры, названные выше.

Доля  ОАО «Трест-3» на рынке услуг теплоснабжения в границах присоединенной сети составляет 100 %.

На данном рынке существуют экономические ограничения входа на рынок - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, оказание услуг по теплоснабжению конечного потребителя возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими генерирующее оборудование и тепловые сети,  значительные затраты на поддержание сетей в исправном состоянии. Таким образом, строительство новой котельной в данном случае будет нецелесообразно – есть возможность для получения услуг по теплоснабжению от близко расположенного и единственного  поставщика.

Также установлено наличие административного барьера, связанного с необходимостью согласования проекта строительства с соответствующими надзорными органами. Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.

Данный товарный рынок является высококонцентрированным. Рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Таким образом, один хозяйствующий субъект – ОАО «Трест-3» оказывает решающее воздействие на сферу обращения товара на исследуемом рынке и занимает доминирующее положение с долей, равной  100 %.

Следовательно, ОАО «Трест-3» занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в границах присоединенной сети

Из представленных документов следует, что ОАО «Трест-3» является потребителем тепловой энергии по договору теплоснабжения, заключенного с ОАО «Волжская ТГК». Субабонентом по указанному договору является ООО «Торговый дом «Александрия». Между ООО «Торговый дом «Александрия» и ОАО «Трест-3» заключен агентский договор от 01.01.2008 №11, согласно п. 1.1 договора ОАО «Трест-3» обязуется за вознаграждение совершить по поручению ООО «Торговый дом «Александрия» юридические и иные действия, указанные в п. 1.2 договора от имени и за счет ОАО «Трест-3».

За совершение указанных действий ООО «Торговый дом «Александрия» ежемесячно выплачивает ОАО «Трест-3» вознаграждение в рублях в размере 0,01% от стоимости потребленных ООО «Торговый дом «Александрия» услуг.

Из анализа актов, счетов-фактур за декабрь 2013 г. –  март 2014 г. следует, что цена за услуги за тепловую энергию составляет 1108 руб./Гкал, тогда как тариф на тепловую энергию в горячей воде ОАО «Волжская ТГК» для ОАО «Трест-3» составляет 989,65 руб./Гкал (приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 26.11.2013 №06-491).

Из ответа ОАО «Трест-3» рост стоимости 1 Гкал тепловой энергии к утвержденному тарифу ОАО «Волжская ТГК» составляет (1108 руб./989,65 руб.) 12%, который сложился в результате выполнения мероприятий по подготовке к работе общих тепловых сетей в осенне-зимний период 2013 – 2014 года. Указанные расходы были распределены между ОАО «Трест-3» и ООО «Торговый дом «Александрия» пропорционально тепловой нагрузке.

В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон «О теплоснабжении») к регулируемым тарифам на товары и услуги теплоснабжающих организаций относятся, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 7 Закона «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии со ст. 8 Закона «О теплоснабжении» регулированию подлежат, в том числе следующие цены (тарифы) в сфере теплоснабжения:

-  тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона "О теплоснабжении" собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Установлено, что тариф на передачу тепловой энергии для ОАО «Трест-3» не установлен.

Из материалов дела следует, что в состав комиссионного вознаграждения включены затраты на содержание тепловой сети (материальные затраты; на оплату труда и отчисления на социальные нужды), что согласно Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, подлежит включению в регулируемый тариф  - на услуги по передаче тепловой энергии.

Соответственно, действия ОАО «Трест-3» при выставлении ООО «Торговый дом «Александрия» неустановленных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию имеют признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

С учетом изложенного, комиссия считает необходимым предписать ОАО «Трест-3»  устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

1.  Признать действия  ОАО «Трест-3», выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ООО «Торговый дом «Александрия» неустановленных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию в период декабрь 2013 – март 2014 г., нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  Выдать ОАО «Трест-3» предписание.

 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии

Члены комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

   

ПРЕДПИСАНИЕ № 9

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  -                                             

Члены Комиссии              -

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

на основании своего решения от 17.03.2015 по делу №11593/04-2014 о нарушении ОАО «Трест-3» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в отношении ООО «Торговый дом «Александрия» неустановленных уполномоченным органом тарифов на тепловую энергию в период декабрь 2013 – март 2014 г.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: ОАО «Трест-3»

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

отозвать счета-фактуры, акты, выставленные ОАО «Трест-3» в адрес ООО «Торговый дом «Александрия» за поставленную тепловую энергию в период декабрь 2013 – март 2014 г., с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

О  выполнении настоящего Предписания сообщить в Ульяновское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель комиссии

Члены комиссии

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны