Решение №2117-03 Жалоба ООО «МедЭксперт» признана обоснованной в части ненадл... от 23 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

18.04.2019                                                                     Дело № 073/06/44-15641/2019

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- врио руководителя управления Спиридонова И.И.;

 

членов

 

 

в отсутствие сторон

 

 

- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П.;

- ведущего специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А.

 

 

рассмотрев дело № 073/06/44-15641/2019 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «МедЭксперт» (далее – ООО «МедЭксперт», заявитель) на положения документации о проведении аукциона в электронной форме № 0368100015019000050 (наименование объекта закупки – «Поставка слуховых аппаратов для обеспечения ими в 2019 году инвалидов»; заказчик – Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – УРО ФСС РФ, заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 5 558 053,49 руб.; срок окончания подачи заявок – 12.04.2019 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 2301 от 11.04.2019 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «МедЭксперт» на положения документации о проведении аукциона в электронной форме № 0368100015019000050.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя, в разделе III «Техническое задание» аукционной документации установлены незаконные требования к товару, ограничивающие количество участников, а именно:

- слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный: максимальный ВУЗД (90) не более 139 дБ; диапазон частот не уже 0,1 – 6,0 кГц;

- слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности: максимальный ВУЗД (90) не более 127 дБ.

Как указывает заявитель, в силу положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется Правительством Российской Федерации.

Указанный федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включают в себя в числе прочих технических средств реабилитации инвалида слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (пункт 17).

Указание иных технических характеристик, заявленных сверх перечня, реквизитами индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалидов (ИПРА) не предусмотрено.

Кроме того, заявитель отмечает, что в аукционной документации отсутствует требование, предусмотренное пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при установленных условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

 

На заседание Комиссии 17.04.2019 г. представители ООО «МедЭксперт» поддержали доводы, изложенные в жалобе.

 

Представители заказчика на заседании Комиссии 17.04.2019 г. с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, содержащие, в том числе, указание на следующее.

Технические характеристики определяются заказчиком самостоятельно, с учетом вида ТСР (приказ № 888н), указанного в ИПРА на основе соответствующего товарного рынка. Основополагающим принципом установления требований к товарам является обеспечение государственных и муниципальных нужд. В силу статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» слуховые аппараты являются также и медицинскими изделиями.

Организации, производящие требуемый заказчику товар предоставляют, в том числе, в открытом доступе информацию о назначении, функциях, качественных и технических характеристиках, ознакомиться с которыми может любой заинтересованный участник. Заказчик осуществляет отбор медицинских изделий для описания объекта закупки по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам из представленных на товарном рынке, а не формирует требования на основе анализа анамнеза конкретного инвалида.

Во исполнение Закона о контрактной системе заказчиком были установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На участие в указанном электронном аукционе было подано три заявки, в которых к поставке предлагался товар, соответствующий требованиям документации заказчика, разных производителей, что, по мнению заказчика, свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции, отсутствия ограничения числа участников закупки.

Заказчик не нарушал требования пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, так как указанная норма обязывает участника закупки предоставить документы, подтверждающие страну происхождения товара в составе своей заявки на участие в аукционе, а не обязывает заказчика отразить ее в документации о закупке.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:00 18.04.2019 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 27.03.2019 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0368100015019000050, наименование объекта закупки – «Поставка слуховых аппаратов для обеспечения ими в 2019 году инвалидов» (начальная (максимальная) цена контракта – 5 558 053,49 руб.).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2019 г. на участие в указанном аукционе было подано 3 заявки, все 3 заявки были допущены до участия в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона № 0368100015019000050 от 15.04.2019 г. в ходе проведения аукциона ценовые предложения поступили от 3 участников закупки, процент снижения начальной (максимальной) цены контракта 46,50%.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0368100015019000050 от 18.04.2019 г. 1 (одна) заявка участника аукциона была признана не соответствующей требованиям документации и законодательства, 2 (две) заявки признаны соответствующими. Победителем признано ООО «Завод слуховых аппаратов «Ритм» (ценовое предложение – 2 973 558,38 руб.).

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «МедЭксперт» обоснованной в части ненадлежащего установления требований к составу заявки. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

I. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.

В соответствии с пунктом 5 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации № 0368100015019000050 объектом закупки является поставка слуховых аппаратов для обеспечения ими в 2019 году инвалидов.

Пункт 5 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» и раздел и раздел 3 «Техническое задание» документации № 0368100015019000050 содержат таблицу № 1 с указанием  функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе, следующие показатели:

- позиция 3 «Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный»: максимальный ВУЗД (90) не более 139 дБ; диапазон частот не уже 0,1 – 6,0 кГц;

- позиция 7 «Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности»: максимальный ВУЗД (90) не более 127 дБ.

Доводы заявителя жалобы о том, что федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, не предусматривает указание спорных технических характеристик, которые также не предусматриваются индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалидов (ИПРА), в связи с чем у заказчика нет потребности в приобретении товара с указанными в документации характеристиками не может быть принят во внимание на основании следующего.

Приказ Минтруда России от 28.12.2017 г. № 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» и индивидуальные программы реабилитации не содержат характеристик слуховых аппаратов, определяющих потребность заказчика и закупаемых в целях обеспечения ими инвалидов и не регламентируют порядок формирования потребности заказчиком, а также порядок описания объекта закупки заказчиком. Отсутствие спорных характеристик в каких-либо нормативных документах не свидетельствует об отсутствии реальной потребности заказчика (получателя услуги) в приобретении товара с определенными характеристиками.

Заявителем жалобы не представлено доказательств ограничения числа участников закупки, в том числе, доказательство того, что условия документации создают преимущество и обеспечивают победу какому-то конкретному лицу. Отсутствие экономической выгоды в участии в закупке у конкретного юридического лица не может быть расценено как ограничение числа участников, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

При этом ООО «МедЭксперт» не представлено документальное подтверждение соответствия товаров по указанным позициям технического задания единственному производителю (товару единственного официального представителя производителей) или доказательств невозможности поставки товаров иных производителей. Фактические обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии ограничения числа участников, поскольку на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, содержащие предложения о поставке товара двух разных производителей.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «МедЭксперт» в указанной части является необоснованной.

 

II. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

 

1) В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 102 от 05.02.2015 г. «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 102) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства № 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и перечень № 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами. Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом «в» пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

В соответствии с Постановлением Правительства № 102 заказчиком установлены ограничения и условия допуска в пункте 15 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации № 0368100015019000050.

При этом, в нарушение требований законодательства о контрактной системе пункт 25 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации № 0368100015019000050 не содержит требования о предоставлении документов в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ № 102.

Таким образом, жалоба ООО «МедЭксперт» в указанной части является обоснованной.

 

2) В ходе осуществления внеплановой проверки электронного аукциона № 0368100015019000050 на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.

На основании изложенного следует, что наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, свидетельствует о его безопасности, качестве и эффективности применения и допущено к обращению на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать требование о предоставлении участником закупки в составе второй части заявки регистрационного удостоверения на предлагаемое медицинское изделии (копии такого регистрационного удостоверения) или информации о нем.

При этом, в нарушение требований законодательства о контрактной системе пункт 25 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации № 0368100015019000050 не содержит требования о предоставлении указанных документов и сведений.

 

Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 3 и 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе № 0368100015019000050 содержит ненадлежащие требования к составу заявки на участие в аукционе,  что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МедЭксперт» обоснованной в части ненадлежащего установления требований к составу заявки.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 3 и 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

3. Обязать единую комиссию устранить допущенные заказчиком нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0368100015019000050, на что выдать предписание.

4. Обязать заказчика устранить допущенные нарушения нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 3 и 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию, продления срока приема заявок с учетом требований законодательства и принятого решения, на что выдать предписание.

5. Передать материалы дела № 073/06/44-15641/2019 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

Члены комиссии

Ю.П. Кузьминова

Д.А. Губайдулова

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны